Главные вкладки

    Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.
    план-конспект урока (биология, 6 класс) на тему

     

    Конспект открытого урока. 6 класс.
    Тема урока: голосеменные.  

                                                                                         Слайд №1 (см. приложение)

    Технологии:информационные с элементами проблемного обучения.

    Тип урока:урок изучения нового учебного материала.

    Вид урока:смешанный.

    Цели урока:

    а)обучающие: познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений на примере сосны и ели; происхождением голосеменных; познакомить с особенностями размножения растений на примере размножения сосны; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений;

    б)развивающие: развить понятие об усложнении развития растений; сформировать умение сравнивать, обобщать и делать выводы; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами;

    в)воспитывающие: бережное отношение к лесам.

    Оборудование: таблицы по теме урока, репродукции картин художников, рисунки хвойных растений, гербарии хвойных растений, ветки побегов сосны и ели, шишки, лупы, мультимедийная аппаратура.

     

    Ход урока.

     

    1. Проверка знаний

    Фронтальный опрос.

    1. Какие органы имеются у папоротника?
    2. Как доказать, что 300 млн. лет назад растительный покров Земли был представлен в основном папоротникообразными, имеющими гигантские размеры?
    3. Чем папоротник отличается от мха кукушкина льна?
    4. Где у папоротников развиваются споры и как они рассеиваются?
    5. Чем размножение папоротника отличается от размножения льна?
    6. Чем весенние и летние побеги хвоща различаются по строению и выполняемым функциям?
    7. Осенью побеги хвоща отмирают. Каким образом весной происходит их возобновление?
    8. Каковы черты сходства и отличия в строении хвоща и плауна?

     

    1. Изучение нового материала.

    Сообщение темы урока, цели, плана урока.

                                                                               Слайд №1 (см. приложение)

    1. Общая характеристика голосеменных.

    Вопрос классу:
    С какими отделами растительного мира мы с вами уже познакомились?

                                               Слайд №2 (Водоросли. Мхи. Папоротники)

    Рассказ учителя.

    В начале мезозойской эры 300 млн. лет назад, в тропических лесах в связи с изменениями климата и иссушением болот и водоемов стали вымирать последние представители древовидных семенных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влажности. Это голосеменные. Голосеменные – высшие растения, у которых впервые появилось семя. Им для размножения не требовалась вода, так как мужские и женские шишки находятся на одном растении. Образование семян - важный этап в эволюции. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего, их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений. В современной флоре голосеменные широко распространены на Земле. Они играют важную роль в формировании растительного покрова планеты. Современные голосеменные представлены, в основном, хвойными видами. Но, помимо них, отдел включает в себя саговниковые и гинкговые. Из гинкговых осталось только одно растение – гинкго билоба. Саговниковые внешне похожи на пальмы – вечнозеленые растения, произрастают в тропических и субтропических областях. Их насчитывают около 100 видов. В  Северной Америке обитают секвойи. Их называют мамонтовыми деревьями, так как они вполне могли быть современниками мамонтов. Продолжительность их жизни достигает 5 000 лет!
    Хвойные превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения. Их насчитывают около 600 видов.

    Наиболее широко распространены сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тисс, кедр.

     

                                                                                         Слайд №3 (см. приложение) 

    1. Среда обитания, внешнее строение, биологические особенности сосны обыкновенной и ели обыкновенной.

     

    Сегодня мы поговорим о двух представителях отдела. Постарайтесь их узнать!

    По округе славится
    Зеленая красавица:
    Сарафан как колокол,
    По Земле да волоком
    Шапочка с опушечкой,
    С острою макушечкой. (Ель.)

     

    В жару слезою желтою плачет,
    А в холод слезы прячет.
    Не лиственница и не елка, хоть есть и шишки, и иголки

    ( Работа выполняется в 4х группах, оценивается учениками)

    Ребята! Посмотрим на экран и представим, что мы оказались в сосновом и еловом лесу. (Звучат стихи).

    Закройте на какое-то мгновение глаза! А теперь составьте по плану рассказ о сосновом и еловом лесе.

    Сосна:

    1. Почему в лесу нижние ветки сосны отмирают?
    2. Почему ураганный ветер обычно не выкорчевывает сосны, а ломает их стволы?
    3. Как располагается хвоя на ветках сосны?
    4. Назовите известные вам хвойные растения.

    Ель:

    1. Почему у ели в лесу сохраняются нижние ветки?
    2. Почему во время бури ветер выкорчевывает ели?
    3. Как располагается хвоя на ветках ели?
    4. Какие хвойные деревья и кустарники растут в окрестностях?

     

                                                                                        Слайд № 4 (см. приложение)

    Дополнение учителя:

    Ель обыкновенная - типичное дерево лесов Средней Европы и тайги Северной Европы, наиболее распространенная хвойная порода. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м.) деревья. Доживает до 400-700 лет. Ель образует темнохвойные леса. В еловом лесу сумрачно и прохладно.  Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Именно такие леса народная фантазия населяла лешими, бабой-ягой и другой нечистой силой. Вместе с тем еловые леса не лишены своеобразной прелести. Особенно хорош еловый лес зимой, когда белизна снега контрастирует с темой хвоей крон.

    Сосна обыкновенная – одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Сосна очень неприхотлива и может произрастать как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение т заболевания.

    1. Строение хвои и шишек голосеменных.

    Шишки – видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи, в пазухах каждой из которой находится так называемая «семенная чешуя».

    Хвоинки - видоизмененные листья. Хвоинки покрыты толстостенной кожицей, устьиц у них немного, и они находятся в углублениях. В силу особенностей строения сосны и ели в любое время года экономно испаряют влагу. Хвоя ели держится до 10 лет. У сосны хвоинки сохраняются 2-4 года.

    1. Выполнение учащимися лабораторной работы «Изучение строения хвои и шишек сосны и ели».

    Работа выполняется в 4х группах. Оформляется в виде таблицы на ватмане. (На доске).  

     

    Название растения

                             Хвоя

                             Шишка

    Длина

    Окраска

    Расположение на ветке

    Размер

    Форма чешуек

    Плотность

     

     

     

     

     

     

     

       

    Стол, выполнивший работу первым, заполняет таблицу, вывешенную на магнитной доске.
    В конце работы сравнить хвою и шишки сосны и ели по вопросам:

    1. Чем отличается хвоя сосны и ели?
    2. Можно ли по внешнему виду отличить шишки сосны и ели?
    3. Чем отличается чешуя ели от чешуи сосны?

     

    Размножение голосеменных растений на примере сосны.  (Рассказ учителя)

                                                                                    Слайд № 6, 7 (см. приложение)

    Сосна - однодомное растение. Весной на молодых ветках сосны видны маленькие шишки 2х видов: зеленовато - желтые (у основания молодых побегов) и красноватые шишки (на вершинах). Шишки – видоизмененные побеги. Красноватые шишки - женские. На каждой чешуйке красной шишки развиваются два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки. Зеленовато - желтые – мужские. На чешуйках мужских шишек развиваются по 2 пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и 2х воздушных мешочков, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром. Весной сосны начинают «пылить». Созревшая пыльца подхватывается ветром и переносится на пыльцевход семязачатков женских шишек. Этот процесс называется опылением. После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение происходит только на следующий год – через 12-14 месяцев после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки образуется два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй погибает. В результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. И так, в результате полового размножения у голосеменных растений образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма, семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – приспособление для распространения ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало новому растению.
    В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?
    В семени зародыш защищен от неблагоприятных условий.
    У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание.
    Семенное размножение не зависит от наличия воды.
    Схема на экране.

    Беседа о значении сосны и ели, их охраны.  (Рассказ 2х учеников о значении сосны и ели)

     

    Дополнение учителя.
    Древесина сосновых разнообразна по цвету, фактуре, физическим свойствам. До наших дней дошли легенды о поражающих своим великолепием дворцах Давида и Соломона. Деревянные сооружения в Кижах возведены из сосны обыкновенной и ели европейской и просуществовали уже в течение нескольких столетий.
    Какое из хвойных растений дает самый ценный продукт, используемый в пищу? (Кедр. Кедровые орешки – полезны и питательны, содержат до 60 % жира, 20 % белка, 12% крахмала, витамины и другие вещества).
    Как вы поняли, голосеменные растения не только украшают нашу планету, но и имеют большое значение в природе и в жизни человека.
    В течение 2х последних столетий человек, руководствуясь в основном экономическими соображениями, безжалостно рубил эти леса. Рубил, не думая о том, что возобновление их идет в большинстве случаев очень трудным и сложным путем. Когда появляются «окна» на месте выпавших старых деревьев в сумрак врывается свет, медленно растущий молодняк хвойных обгоняют присутствующие здесь береза и осина. Хвойный лес постепенно сменяется лиственным лесом. Особенно страдает ель. Перед Новым годом несколько десятков миллионов молодых деревьев – елей.
    Вы, подрастающее поколение, должны не только любоваться лесом, пользоваться его благами, но и охранять лес.
    Это наше с вами богатство!

     

    Закрепление изученного материала.

    Давайте подведем итог урока.

    1.Почему отдел называется голосеменные?

    2.Назовите характерные особенности голосеменных растений.

    • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
    • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
    • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
    • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

     

    Домашнее задание: параграф 16

     

    Творческое задание.
    Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

     

    Приложение.

     

                                                Значение ели.

    Древесина ели — бесценное богатство России. Ель дает строительный и поделочный материал; из ее древесины выделывают дранку. Изготавливают лукошки, корзины, различные химикаты и лекарственные средства. Древесина ели — один из основных компонентов сырья для производства бумаги. Ели «звучат» в концертных залах и театрах, когда играет скрипичный ансамбль. Оказывается, ни одно дерево не дает такой певучей и звонкой древесины, как ель. Не случайно из нее изготавливали свои скрипки мастера Амати и Страдивари.

    Из древесины елей добывают канифоль, скипидар, деготь, древесный уксус, смолу.

    Семенами елей питаются множество зверей и птиц, особенно зимой,  а для белок это один из основных видов корма.

     

                                                 Значение сосны.

    Древесина сосны — великолепный строительный материал. Издавна из стволов сосен изготавливали мачты, телеграфные столбы, шпалы, опоры в шахтах.

    Из целлюлозы получают искусственный шелк, искусственную кожу, целлофан, бумагу, смолу. Из смолы получают скипидар, а из него лаки, краски, лекарства; из коры получают дубильные вещества; из семян — ценные смазочные масла. Велико значение сосны в природе. Хвоей сосны целый год кормится глухарь, и другие лесные птицы. Даже пыльцу поедают мальки рыб. Кроме того сосна в лесу создает целительный воздух, т. к. сосна выделяет в воздух особые вещества — фитонциды, которые убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат людей, заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах.

     

                                                 Лесные цветы.

    Колючими сетками рея,
    Тихонько смеясь на весу,
    В нахмуренных ветках серея,
    шел дождик в еловом лесу.

    На взгорьях тропинки сопрели,
    И сникли в овраге кусты…
    И только под лапами ели
    Остались живые цветы.

    До ночи в созвездиях целых,
    Покинув небесную высь,
    Их звезды бубенчиков белых
    Под елками дружно зажглись.

    Не мокли их кроткие лица,
    А дождик все люльку качал;
    И пели без роздыха птицы,
    И ельник тихонько звучал.

     

    Детство.

    Чем жарче день, тем сладостней в бору
    Дышать сухим смолистым ароматом,
    И весело мне было по утру
    Бродить по этим солнечным палатам!

    Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
    Песок, как шелк… Прильну к сосне корявой
    И чувствую: мне только 10 лет,
    А ствол-гигант, тяжелый, величавый.

    Кора груба, морщиниста, красна,
    Но так тепла, так солнцем вся прогрета.
    И кажется, что пахнет не сосна,
    А зной и сухость солнечного лета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_golosem._oktyabr.docx30.11 КБ
    PDF icon otdel_golosemennye.pdf1.71 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока. 6 класс.
    Тема урока. Голосеменные.

                                                                                         Слайд №1 (см. приложение)

    Технологии: информационные с элементами проблемного обучения.

    Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

    Вид урока: смешанный.

    Цели урока:

    а) обучающие: познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений на примере сосны и ели; происхождением голосеменных; познакомить с особенностями размножения растений на примере размножения сосны; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений;

    б) развивающие: развить понятие об усложнении развития растений; сформировать умение сравнивать, обобщать и делать выводы; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами;

    в) воспитывающие: бережное отношение к лесам.

    Оборудование: таблицы по теме урока, репродукции картин художников, рисунки хвойных растений, гербарии хвойных растений, ветки побегов сосны и ели, шишки, лупы, мультимедийная аппаратура.

    Ход урока.

    1. Проверка знаний

    Фронтальный опрос.

    1. Какие органы имеются у папоротника?
    1. Как доказать, что 300 млн. лет назад растительный покров Земли был представлен в основном папоротникообразными, имеющими гигантские размеры?
    2. Чем папоротник отличается от мха кукушкина льна?
    3. Где у папоротников развиваются споры и как они рассеиваются?
    4. Чем размножение папоротника отличается от размножения льна?
    5. Чем весенние и летние побеги хвоща различаются по строению и выполняемым функциям?
    6. Осенью побеги хвоща отмирают. Каким образом весной происходит их возобновление?
    7. Каковы черты сходства и отличия в строении хвоща и плауна?

    1. Изучение нового материала.

    Сообщение темы урока, цели, плана урока.

                                                                               Слайд №1 (см. приложение)

    1. Общая характеристика голосеменных.

    Вопрос классу:
    С какими отделами растительного мира мы с вами уже познакомились?

                                               Слайд №2 (Водоросли. Мхи. Папоротники)

    Рассказ учителя.

    В начале мезозойской эры 300 млн. лет назад, в тропических лесах в связи с изменениями климата и иссушением болот и водоемов стали вымирать последние представители древовидных семенных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влажности. Это голосеменные. Голосеменные – высшие растения, у которых впервые появилось семя. Им для размножения не требовалась вода, так как мужские и женские шишки находятся на одном растении. Образование семян - важный этап в эволюции. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне полностью вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего, их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений. В современной флоре голосеменные широко распространены на Земле. Они играют важную роль в формировании растительного покрова планеты. Современные голосеменные представлены, в основном, хвойными видами. Но, помимо них, отдел включает в себя саговниковые и гинкговые. Из гинкговых осталось только одно растение – гинкго билоба. Саговниковые внешне похожи на пальмы – вечнозеленые растения, произрастают в тропических и субтропических областях. Их насчитывают около 100 видов. В  Северной Америке обитают секвойи. Их называют мамонтовыми деревьями, так как они вполне могли быть современниками мамонтов. Продолжительность их жизни достигает 5 000 лет!
    Хвойные превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения. Их насчитывают около 600 видов.

    Наиболее широко распространены сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тисс, кедр.

                                                                                         Слайд №3 (см. приложение)  

    1. Среда обитания, внешнее строение, биологические особенности сосны обыкновенной и ели обыкновенной.

    Сегодня мы поговорим о двух представителях отдела. Постарайтесь их узнать!

    По округе славится
    Зеленая красавица:
    Сарафан как колокол,
    По Земле да волоком
    Шапочка с опушечкой,
    С острою макушечкой. (Ель.)

    В жару слезою желтою плачет,
    А в холод слезы прячет.
    Не лиственница и не елка, хоть есть и шишки, и иголки

    ( Работа выполняется в 4х группах, оценивается учениками)

    Ребята! Посмотрим на экран и представим, что мы оказались в сосновом и еловом лесу. (Звучат стихи).

    Закройте на какое-то мгновение глаза! А теперь составьте по плану рассказ о сосновом и еловом лесе.

    Сосна:

    1. Почему в лесу нижние ветки сосны отмирают?
    1. Почему ураганный ветер обычно не выкорчевывает сосны, а ломает их стволы?
    2. Как располагается хвоя на ветках сосны?
    3. Назовите известные вам хвойные растения.

    Ель:

    1. Почему у ели в лесу сохраняются нижние ветки?
    1. Почему во время бури ветер выкорчевывает ели?
    2. Как располагается хвоя на ветках ели?
    3. Какие хвойные деревья и кустарники растут в окрестностях?

                                                                                        Слайд № 4 (см. приложение)

    Дополнение учителя:

    Ель обыкновенная - типичное дерево лесов Средней Европы и тайги Северной Европы, наиболее распространенная хвойная порода. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м.) деревья. Доживает до 400-700 лет. Ель образует темнохвойные леса. В еловом лесу сумрачно и прохладно.  Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Именно такие леса народная фантазия населяла лешими, бабой-ягой и другой нечистой силой. Вместе с тем еловые леса не лишены своеобразной прелести. Особенно хорош еловый лес зимой, когда белизна снега контрастирует с темой хвоей крон.

    Сосна обыкновенная – одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Сосна очень неприхотлива и может произрастать как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение т заболевания.

    1. Строение хвои и шишек голосеменных.

    Шишки – видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи, в пазухах каждой из которой находится так называемая «семенная чешуя».

    Хвоинки - видоизмененные листья. Хвоинки покрыты толстостенной кожицей, устьиц у них немного, и они находятся в углублениях. В силу особенностей строения сосны и ели в любое время года экономно испаряют влагу. Хвоя ели держится до 10 лет. У сосны хвоинки сохраняются 2-4 года.

    1. Выполнение учащимися лабораторной работы «Изучение строения хвои и шишек сосны и ели».

    Работа выполняется в 4х группах. Оформляется в виде таблицы на ватмане. (На доске).  

     

    Название растения

                             Хвоя

                             Шишка

    Длина

    Окраска

    Расположение на ветке

    Размер

    Форма чешуек

    Плотность

       

    Стол, выполнивший работу первым, заполняет таблицу, вывешенную на магнитной доске.
    В конце работы сравнить хвою и шишки сосны и ели по вопросам:

    1. Чем отличается хвоя сосны и ели?
    1. Можно ли по внешнему виду отличить шишки сосны и ели?
    2. Чем отличается чешуя ели от чешуи сосны?

    Размножение голосеменных растений на примере сосны.  (Рассказ учителя)

                                                                                    Слайд № 6, 7 (см. приложение)

    Сосна - однодомное растение. Весной на молодых ветках сосны видны маленькие шишки 2х видов: зеленовато - желтые (у основания молодых побегов) и красноватые шишки (на вершинах). Шишки – видоизмененные побеги. Красноватые шишки - женские. На каждой чешуйке красной шишки развиваются два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки. Зеленовато - желтые – мужские. На чешуйках мужских шишек развиваются по 2 пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и 2х воздушных мешочков, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром. Весной сосны начинают «пылить». Созревшая пыльца подхватывается ветром и переносится на пыльцевход семязачатков женских шишек. Этот процесс называется опылением. После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение происходит только на следующий год – через 12-14 месяцев после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки образуется два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй погибает. В результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. И так, в результате полового размножения у голосеменных растений образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма, семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – приспособление для распространения ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало новому растению.
    В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?
    В семени зародыш защищен от неблагоприятных условий.
    У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание.
    Семенное размножение не зависит от наличия воды.
    Схема на экране.

    Беседа о значении сосны и ели, их охраны.  (Рассказ 2х учеников о значении сосны и ели)

    Дополнение учителя.
    Древесина сосновых разнообразна по цвету, фактуре, физическим свойствам. До наших дней дошли легенды о поражающих своим великолепием дворцах Давида и Соломона. Деревянные сооружения в Кижах возведены из сосны обыкновенной и ели европейской и просуществовали уже в течение нескольких столетий.
    Какое из хвойных растений дает самый ценный продукт, используемый в пищу? (Кедр. Кедровые орешки – полезны и питательны, содержат до 60 % жира, 20 % белка, 12% крахмала, витамины и другие вещества).
    Как вы поняли, голосеменные растения не только украшают нашу планету, но и имеют большое значение в природе и в жизни человека.
    В течение 2х последних столетий человек, руководствуясь в основном экономическими соображениями, безжалостно рубил эти леса. Рубил, не думая о том, что возобновление их идет в большинстве случаев очень трудным и сложным путем. Когда появляются «окна» на месте выпавших старых деревьев в сумрак врывается свет, медленно растущий молодняк хвойных обгоняют присутствующие здесь береза и осина. Хвойный лес постепенно сменяется лиственным лесом. Особенно страдает ель. Перед Новым годом несколько десятков миллионов молодых деревьев – елей.
    Вы, подрастающее поколение, должны не только любоваться лесом, пользоваться его благами, но и охранять лес.
    Это наше с вами богатство!

    1. Закрепление изученного материала.

    Давайте подведем итог урока.

    1. Почему отдел называется голосеменные?

    2. Назовите характерные особенности голосеменных растений.

    • Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.
    • Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
    • Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.
    • Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

    1. Домашнее задание:

    Творческое задание.
    Нарисовать пейзаж, характерный для периода расцвета голосеменных растений. Посмотреть, какие животные были распространены в это время на Земле и могли водиться в лесах. Изобразить этих животных.

    Приложение.

                                                Значение ели.

    Древесина ели — бесценное богатство России. Ель дает строительный и поделочный материал; из ее древесины выделывают дранку. Изготавливают лукошки, корзины, различные химикаты и лекарственные средства. Древесина ели — один из основных компонентов сырья для производства бумаги. Ели «звучат» в концертных залах и театрах, когда играет скрипичный ансамбль. Оказывается, ни одно дерево не дает такой певучей и звонкой древесины, как ель. Не случайно из нее изготавливали свои скрипки мастера Амати и Страдивари.

    Из древесины елей добывают канифоль, скипидар, деготь, древесный уксус, смолу.

    Семенами елей питаются множество зверей и птиц, особенно зимой,  а для белок это один из основных видов корма.

                                                 Значение сосны.

    Древесина сосны — великолепный строительный материал. Издавна из стволов сосен изготавливали мачты, телеграфные столбы, шпалы, опоры в шахтах.

    Из целлюлозы получают искусственный шелк, искусственную кожу, целлофан, бумагу, смолу. Из смолы получают скипидар, а из него лаки, краски, лекарства; из коры получают дубильные вещества; из семян — ценные смазочные масла. Велико значение сосны в природе. Хвоей сосны целый год кормится глухарь, и другие лесные птицы. Даже пыльцу поедают мальки рыб. Кроме того сосна в лесу создает целительный воздух, т. к. сосна выделяет в воздух особые вещества — фитонциды, которые убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат людей, заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах.

                                                 Лесные цветы.

    Колючими сетками рея,
    Тихонько смеясь на весу,
    В нахмуренных ветках серея,
    шел дождик в еловом лесу.

    На взгорьях тропинки сопрели,
    И сникли в овраге кусты…
    И только под лапами ели
    Остались живые цветы.

    До ночи в созвездиях целых,
    Покинув небесную высь,
    Их звезды бубенчиков белых
    Под елками дружно зажглись.

    Не мокли их кроткие лица,
    А дождик все люльку качал;
    И пели без роздыха птицы,
    И ельник тихонько звучал.

    Детство.

    Чем жарче день, тем сладостней в бору
    Дышать сухим смолистым ароматом,
    И весело мне было по утру
    Бродить по этим солнечным палатам!

    Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
    Песок, как шелк… Прильну к сосне корявой
    И чувствую: мне только 10 лет,
    А ствол-гигант, тяжелый, величавый.

    Кора груба, морщиниста, красна,
    Но так тепла, так солнцем вся прогрета.
    И кажется, что пахнет не сосна,
    А зной и сухость солнечного лета.



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

    План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

    Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

    Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

    Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

    Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

    План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

    План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

    конспект открытого урока 6 класс, тема - Merry Christmas.

    Открытый урок в 6 классе, по учебнику "New Millenium English", тема - Merry Christmas....

    Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

    Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

    План-конспект открытого урока, 2 класс, тема: "Animals"

    План конспект урока, 2 класс, учебник: Spotlight 2 (Н. И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), тема: "I can jump!" (2 урок по теме)...