Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле
план-конспект урока по истории (5 класс)

Арсалан Балжимаев

5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле

 

Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать общественно-политический строй Афин, после греко-персидских войн

Характеризовать понятие демократия. Характеризовать личность Перикла. Рассказывать обо общественно-политическом строе Афин

Личностные результаты

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки, формирование толерантного отношения к истории другого народа

Метапредметные результаты

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле

Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать общественно-политический строй Афин, после греко-персидских войн

Характеризовать понятие демократия. Характеризовать личность Перикла. Рассказывать обо общественно-политическом строе Афин

Личностные результаты

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки, формирование толерантного отношения к истории другого народа

Метапредметные результаты

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

7. Сравнивать.

8. Анализировать – выделять главное.

9. Представлять информацию в разных формах (текст).

Коммуникативные

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные ответы

Тип урока. Комбинированный

Оборудование. Презентация, раздаточный материал

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация. Проверка д.з.

1.   - Сравни обучение в современной школе и афинской.

   - Со скольки лет  начиналось обучение в афинской школе и у нас?

   - Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

   - Чему учили детей?

   - До какого возраста обучались дети?

2. С каким событием было связано зарождения театра в Греции? (зарождение театра в Греции связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов)

3.     1. Укажите позиции имеющие отношения к театру в Древней Греции:

     а) было два главных вида представлений – комедия и трагедия;

    б) женские роли исполняли актёры – женщины, мужские – актёры-мужчины;

     в) актёры использовали маски;

     г) актёры играли несколько ролей в одном спектакле;

   2. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков нужные слова:

«В здании греческого театра было три части __места для зрителей__ , _орхестра__, где играли актёры, и _скене_, к стене, которой прикреплялись декорации. Вместе с актёрами, игравшими главные роли, в представлении участвовал _хор_, которому приходилось петь, танцевать, изображать горожан, воинов и даже животных»

3. Сообщение темы. Целеполагание. Работаем с темой. Что уже нам известно. Что мы знаем о демократии? С чьим именем это слово связано в Афинах? Что мы сегодня будем делать?

4. Открытие нового знания

 Из греко-персидских войн Афины выходят сильнейшим морским государством, и начинается их расцвет. Главную роль в процветании Афин сыграла деятельность инициативного и энергичного политика, продолжателя дела Солона – Перикла

Самостоятельная работа обучающихся с текстом исторического документа Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл  

Охарактеризуйте личность Перикла.  

ответить на вопрос:

  Какие качества государственного деятеля, необходимые для того, чтобы управлять многими людьми были у Перикла?

Самостоятельное  изучение материала учащимися: Составление кластера-схемы

  Работа с текстом «Чем занималось Народное собрание».

  Составление схемы «Функции Народного собрания», и система управления Афинами при Перикле.

    задание по группам

Работа с текстом – «Гражданские списки», и «Порядок избрания должностных лиц». Одна из групп анализирует общественно-политическую жизнь, в Афинах опираясь на п.2

А что было предложено Периклом?

Добавьте в кластер

  Мероприятия Перикла связанные со строительством в Афинах.

Перикл  не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нём отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. По его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Благодаря этим мероприятиям Афины превратились в самый красивый полис Греции. Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами, что делало данную территорию менее уязвимой для нападения.   

5. Закрепления изученного материала,  

  Как управлялось Афинское государство при Перикле?

  1. Кто мог участвовать в работе Народного собрания – главного органа власти в Афинах? (граждане – мужчины, начиная с 20 лет)
  2. Как часто и где собиралось Народное собрание? (Народное собрание собиралось 3- 4 раза в месяц на пологом холме в западной части города)
  3. Какие вопросы решало Народное собрание? (выбор 1 стратега, объявления войны, утверждение мирных договоров, принятие законов,  распоряжение казной)
  4. Как называлась такая форма правления государством? (демократия)
  5. Что предложил Перикл?
  6. По вашему мнению чья деятельность привела к расцвету Афин Перикла или Солона?

6. Домашнее задание

параграф 40;  устно ответить на вопросы

7. Рефлексия

Закончить предложения (слайд)

Рабочий лист

Повторение

1.   - Сравни обучение в современной школе и афинской.

   - Со скольки лет  начиналось обучение в афинской школе и у нас?

   - Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

   - Чему учили детей?

   - До какого возраста обучались дети?

2. С каким событием было связано зарождения театра в Греции?

3. Мини-Тест

  Укажите позиции имеющие отношения к театру в Древней Греции:    

 а) было два главных вида представлений – комедия и трагедия;

    б) женские роли исполняли актёры – женщины, мужские – актёры-мужчины;

     в) актёры использовали маски;

     г) актёры играли несколько ролей в одном спектакле;

  4. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков нужные слова

«В здании греческого театра было три части ___________ , ________, где играли актёры, и __________, к стене, которой прикреплялись декорации. Вместе с актёрами, игравшими главные роли, в представлении участвовал _______ которому приходилось петь, танцевать, изображать горожан, воинов и даже животных»

Работа с текстом

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл (гл 7- 9)

«…В молодости Перикл очень боялся народа: собою он казался похожим на тирана Писистратата; его приятный голос, легкость и быстрота языка в разговоре этим сходсвом наводили страх на очень старых людей. А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и потому не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей..

…..Перикл стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов – вопреки своим природным наклонностям, совершенно не демократическим.

После этого Перикл переменил весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений. Ведь при коротких отношениях трудно бывает сохранить важность, которая рассчитана на приобретение славы.

…..Перикл так же вел себя и по отношению к народу: чтобы не пресытить его постоянным своим присутствием, он появлялся среди народа лишь по временам, говорил не по всякому делу и не всегда выступал в Народном собрании, приберегая себя для важных дел, а всё остальное делал через своих друзей и подосланных им других ораторов…»

Гражданские списки

«….Гражданскими правами пользуются мужчины, у которых родители оба – граждане. Они вносятся в списки по достижению двадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится запись, уполномоченные решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, достигли ли они положенного законного возраста; во-вторых, свободен ли каждый из них и законно ли рождённый….»

  Вопросы к тексту документа:

  1. Кто мог быть признан афинским гражданином?
  2. От каких условий зависело получение гражданства?

Порядок избрания должностных лиц

«…На все должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию.

Выборные составляли Совет пятисот. Он заседал каждый день, четыре раза в месяц созывал народное собрание.

Главное назначение Совета было в проверке действий властей: обсуждение вопросов относительно продовольствия и защиты страны, далее принятие заявлений о преступлениях против государства у всех желающих…»

  Вопросы к тексту документа:

  1. Каким образом происходило избрание должностных лиц?
  2. Какие органы власти они представляли?
  3. Что входило в их полномочия?

Вопросы к п.2 учебника «За государственную службу платили деньги из казны»?  

  1. Почему Перикл решился на этот шаг?
  2. Кому полагалась оплата?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

Разработка урока в 5 классе на тему : "Афинская демократия при Перикле"

Материал раскрывает содержание темы учебника по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"....

Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Данная презентация может быть использована для проведения урока по истории древней Греции в 5 классе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ "АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ" В 5 КЛАССЕ

пРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ...

Конспект урока по теме "Афинская демократия при Перикле"

Материал достаточно сложный для восприятия 5-классников, но опорные схемы помогли...

Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле"

Методическая разработка урока по теме " Афинская демократия при Перикле".В данной разработке представлены цели и задачи урока.Различные формы опроса и закрепления нового материала в соответс...