План – конспект открытого урока - 8 класс Тема: Пищеварение в ротовой полости.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Миненко Галина Михайловна

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок – путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_k_dekabryu_1.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока - 8 класс

Тема: Пищеварение в ротовой полости

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок – путешествие.

Методы: частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный.

Приёмы:

  1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
  2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
  3. практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).

Цели:

- образовательные (предметные): обеспечить усвоение знаний о:

  • механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
  • свойствах ферментов;
  • рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
  • строении и типах зубов.

- развивающие (метапредметные): продолжить работу над формированием у учащихся:

  • осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
  • навыков частично-поисковой деятельности;
  • умение применять полученные знания на практике в собственной жизни;
  • умения работать в должном темпе.

- воспитательные (личностные):

  • воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
  • познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: компьютер,  карточки с обозначением станций, лимон, накрахмаленный бинт, чашки Петри со слабым раствором йода, ватные палочки, карточки с тестами.

                                                             

 Ход урока. 

Вступительное слово учителя: сегодня у нас необычный урок – к нам

пришли гости. Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. А совершим  урок -экскурсию  путешествуя  на поезде знаний по определенному маршруту с пересадками на разных  станциях.

Чтобы сесть на поезд, нужно пройти испытания по предыдущей теме. Итак, в путь! 

Из всех приключении, уготованных нам

 жизнью, самое важное и интересное –

отправиться в путешествие внутрь самого

себя, исследовать неведомую часть себя самого.

                                                                                                                Ф. Феллини

                     Станция «Испытательная»

- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?

(Питание и пищеварение)-

1. Что такое пищеварение.? Назовите органы пищеварения. работа по таблице у доски.

2.Назовите железы пищеварения.

3.Продукты питания и питательные вещества,это одно и тоже?

4.--Исключите лишнее!

1.Сыр, масло, молоко, мясо ,белки

2. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

3.Сыр, белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

4.Язык,зубы,слюна,тонкий  кишечник, рот.

- Отлично!  Посадка завершена!

Актуализация темы урока:

- Посмотрите! (Учитель показывает лимон)

Что вы ощущаете? (Выделение слюны)

Куда она выделяется? (В ротовую полость) 

«Вот - те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» - говорил так о слюне великий русский физиолог Иван Петрович Павлов.Действительно, жидкость, которой в сутки у человека выделяется около 2 литров, является уникальной и выполняет много важных функций. 

- Сегодня мы совершим экскурсию по маршруту верхнего этажа  пищеварения…. Какому….. ученики обозначают тему….

 «Пищеварение в ротовой полости». (ученики записывают тему в тетрадь)

Эпиграфом сегодняшнего урока будут  слова  Сократа…
Древнегреческий  философ Сократ говорил:

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить.»

Уже в древности ученые и философы задумывались над проблемой пищеварения.

Ребята, а что бы вы хотели узнать по данной теме? Пригодятся вам эти знания в жизни? Именно об этом мы будем говорить на уроке. Целью нашего занятия будет изучение процессов, протекающих в ротовой полости, строение и функции органов, составляющих ее.

Станция «Познавательная»

(Демонстрация видеофрагмента «Пищеварение в ротовой полости»)

- Ротовая полость – часть пищеварительной системы. Какие же органы составляют ее?

- Итак что же происходит в самом верхнем этаже пищеварительной системы?...... ( С помощью ротовой полости  человек оценивает вкус, температуру, консистенцию пищи. В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка. )

Что отвечает за механическую обработку пищи?.....(Зубы)

- За механическую обработку отвечают зубы. Они размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. Еще Сервантес говорил: «Рот без зубов - все равно что мельница без жерновов».

Зубы - это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб - живой орган. 

 Зуб имеет коронку, расположенную над десной, шейку и корень, находящийся внутри десны. Коронки покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество - дентин. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает его смерть. Внутри находится полость, заполненная мякотью - пульпой, которая пронизана кровеносными сосудами и нервными окончаниями.

Сколько у человека зубов? (32)

У новорожденного младенца вообще нет зубов. Обычно они появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам - 20. Это молочные зубы. Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. После выпадения молочных к 6-7 годам их сменяют соответствующие постоянные. Кроме того, к 18-25 годам,а в настоящий период времени ,как констатируют стоматологи и к 14 годам-  у человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются только к 60-70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам, потреблявшим грубую пищу они  были необходимы.

Зубы различны по форме коронки и выполняемым функциям. Четыре резца имеют долотообразную коронку и одиночный корень. Клыки - по 2 на каждой челюсти - имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный. Малые коренные зубы - по 4 на каждой челюсти - лежат за клыками, корень одиночный. Больших коренных зубов на каждой челюсти 6. Форма коронки кубовидная, верхние зубы имеют три корня, нижние - два. Расположение зубов можно записать в виде формулы.

                                                              3 2 1 2

2 1 2 3

верхняя челюсть

3 2 1 2

2 1 2 3

нижняя челюсть

Вопросы.

1. Сколько зубов у взрослого человека?

2. Каково внешнее строение зуба?

3. Как различаются зубы по форме коронки?

4. Почему в больнице, когда удаляют зуб, идет кровь и вы испытываете боль?

В ротовой полости параллельно механической происходит химическая обработка пищи с помощью слюны.

Станция «Экспериментальная»

Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Чувствуете, как во рту появляется слюна? Это место положения околоушных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступая на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной. Это место положения подчелюстной слюнной железы.

Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удастся.

hello_html_m3768f94d.jpg

Работа в тетрадях---   ---Обозначьте на рисунке слюнные железы  - выполняют задание в тетрадях

При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1, 1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая.

Познакомимся с ее составом.

Состав слюны.

Наиболее важны - муцины - сложные белки, содержащие полисахариды. Они придают слюне вязкость и клейкость, что способствует смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчает его проглатывание.

Лизоцим убивает микробы. Поэтому животные зализывают раны.

Фермент Амилаза в ротовой полости производит расщепление углеводов. Проведем эксперимент и проверим, на что действуют ферменты слюны.

(Запись выделенных терминов в тетрадь.)

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»Цель эксперимента: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, ватные палочки, чашки Петри с раствором аптечного йода (5% -ый йод + вода).

Ход работы.

  1. Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленном бинте.
  2. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин).
  3. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

Что происходит с бинтом? Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет. Места, обработанные слюной, останутся светло-коричневыми, так как крахмал в них распался до глюкозы под действием фермента α-амилазы. Глюкоза действием йода не дает синего окрашивания. Запишем вывод в тетрадь

hello_html_m3615bb16.jpg

Вопросы.

  1. Какие слюнные железы наиболее важны для химической обработки пищи?(Подъязычные, околоушные, поднижнечелюстная)
  2. Почему животные зализывают раны? (обеззараживают слюной)
  3. Наличие каких органических веществ придает слюне вязкость и клейкость? (Муцины)
  4. Какое органическое вещество расщепляется в ротовой полости под действием ферментов слюны? (Углевод крахмал)

Физкультминутка

Станция «Историческая»

Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы

голодны и видим еду или думаем о ней. Что и как контролирует отделение слюны. Я приведу два примера. Когда вы едите конфеты, у вас выделяется слюна? Это пищеварительный безусловный рефлекс. А вот другой. (Еще раз показывает лимон)Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или мыслях о еде.

Блестящие исследования слюнных желез провели Иван Петрович Павлов и его ученики. Ими была разработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушную слюнную железу. «Плевая желёзка» - так назвал ее И.П.Павлов. (Портрет на доске)

Станция «Профилактическая»

Итак, в ротовой полости пища проходит частичную механическую и химическую обработку. А чтобы содержать ее в порядке , необходимо соблюдать нехитрые правила гигиены.

Демонстрация видеофильма «Уход за полостью рта» 

                              Памятка

hello_html_md5c5f25.jpgПравила ухода за зубами

  • Чистить зубы ежедневно утром и перед сном.
  • После еды полоскать рот и пользоваться зубной палочкой или нитью.
  • Необходимо иметь индивидуальную зубную щётку и менять её через каждые 3-4 месяца.
  • Не следует применять для чистки зубов растворы кислот и щелочей.
  • Каждые 6 месяцев необходимо проходить осмотр у стоматолога.
  • При жевании необходимо пользоваться равномерно……………….
  • Не грызите зубами …….. и не ковыряйте в зубах…….
  • Не употребляйте сразу после горячей пищи холодную.

Станция «Конечная»

Рефлексия (выберите правильный ответ)

1. В каком порядке расположены органы пищеварения?

а) ротовая полость – желудок – пищевод - толстая кишка - тонкая кишка - толстая кишка;

б) ротовая полость – пищевод - желудок - тонкая кишка - толстая кишка – прямая кишка;

в) ротовая полость – пищевод - желудок – толстая кишка - тонкая кишка – прямая кишка.

2. В ротовой полости происходит:

а) завершение переваривания пищи;

б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала;

в) переваривание жиров.

3. Каким веществом покрыта коронка зуба:

а) прочным цементом; б) дентином; в) эмалью.

4. Всего у взрослого человека:

а)32 зуба; б) 36 зубов; в) 30 зубов.

5. Язык участвует:

а) в механической обработке пищи;

б) в химической обработке пищи;

в) в механической обработке и апробировании её.

Обобщение  учителем--

Конечно, пища важна для жизни человека. Энергия, которую мы получаем с пищевыми продуктами, нужна для работы всех систем органов нашего организма. Но для полноценной жизни человек должен творить, писать картины, сочинять музыку, быть просто хорошим рабочим, учителем, инженером, врачом и не возводить еду в культ.

Пища в организме расщепляется,

В вещества простые превращается,

Пищи происходит усвоение

И виной тому (пищеварение) 
Домашнее задание: П.31, записи в тетради,

( Подводятся итоги урока, выставление оценок)

Используемая литература

  1. Колесов Д.В. Биология: Человек.8кл.:учебник /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, - М: Дрофа, 2014. – 416с.: ил.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014, -432с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебник/Н. И.Федюкович.-Изд. 8-е. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006 – 480с

Используемая литература

  1. Билич Г. А., Крыжановский В. А.Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия/Г. А. Билич, В. А. Крыжановский. – 4-е изд, испр.-М.:Издательства Оникс, 2007:-864 с
  2. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебник/Н. И.Федюкович.-Изд. 8-е. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006 – 480с
  3. Ламберт Д. Тело человека/Д. Ламберт. Пер. с англ. Е. Ю. Гупало. – М.:ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательства АСТ», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа.

2002-256с

4. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология, 8. –  М.: Дрофа.

5. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Shkolo.ru (Источник).
  2. Медицинская информационная сеть (Источник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"

Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....

Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".

Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы....

Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».

  Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под редакцией В.В...

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости"

Разработка урока по теме "Пищеварение и питание" в 8 классе...