Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Стремякова Оксана Александровна

Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проект урока биологии в 8  классе

по формированию универсальных учебных действий

Тема

Пищеварение в ротовой полости

Цель

Формирование представлений о роли органов ротовой полости в процессе пищеварения

Задачи

Образовательная: обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости, свойствах ферментов, строении и типах зубов.

Развивающая: продолжить формирование частично-поисковой познавательной деятельности, умений применять полученные знания в собственной жизни; формировать умений вести диалог, выслушивать друг друга, дискутировать.

Воспитательная: познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных заболеваний ,вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости; воспитывать уважение к интеллектуальному труду.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварительные железы.  Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Функции языка, слюнных желез. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза.

Строение зубов (корень, шейка и коронка, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа) и уход за ними. Форма и функции зубов: резцы, клыки и коренные зубы.

Нейрогуморальная регуляция пищеварения

Планируемые результаты

Личностные

Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность к саморазвитию личностному самоопределению

Метапредметные

Познавательные:

- умение находить и обобщать полученную информацию;

- умение проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

Предметные

-Знать строение и функции органов ротовой полости в пищеварении.

- Давать определения понятиям фермент, рефлекс, безусловны рефлекс, условный рефлекс.

- Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

-уметь использовать приобретенные знания для предупреждения заболеваний ротовой полости

Универсальные учебные действия

Личностные

- мотивация на получение информации о роли органов ротовой полости в пищеварении;

- признание практического значения для здоровья человека;

- умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные

- уметь ставить цель и планировать деятельность для достижения этой цели;

-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Познавательные

-умение работать с информацией, смысловое чтение;

-умение работать  по алгоритму;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь приводить доказательства фактов;

- умение анализировать полученную информацию, подводить итоги

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь работать в группах

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Химия, физика, история

Учебник

Раздаточный дополнительный материал

Презентация

работа с инструкционной картой

работа в группах

презентация результатов работы

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель деятельности

УУД

 - создание благоприятного психологического настроя на работу,

- обеспечение мотивации учения,

- принятие целей урока.

– "Сто болезней входит через рот" (китайская пословица).

Еще в Древней Индии применяли "испытание рисом". На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Как вы думаете, почему они так поступали? И как это связано с темой нашего урока?

 – Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому тема нашего урока "Пищеварение в ротовой полости".

Изучать новый материал будем, работая в группах. Поэтому класс делится на 3 команды: "Зубастики", "Слюнтяи", "Анатомы". Каждая команда получит задание, на выполнение которого отводится 10 мин. После этого каждая команда отчитывается о проделанной работе.

А также получите перечень вопросов, на которые в ходе выступления групп должны найти ответы.

личностные:

- уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность и управлять ей;

коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- формулировать тему урока;

познавательные:

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь приводить доказательства фактов;

регулятивные:

- уметь ставить цель и планировать деятельность

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цель деятельности

УУД

Включение учащихся в целенаправленную познавательную деятельность

Задание "Зубастики"

  1. Изучите §31 и дополнительный материал.
  2. Подготовьте рассказ о строении и функциях зубов человека.
  3. Выясните средние сроки прорезывания зубов.
  4. Запишите зубную формулу взрослого человека.
  5. Подготовьте рассказ об уходе за зубами.
  6. Подготовьте рассказ о заболеваниях зубов.
  7. Выпишите новые термины на лист и используйте их при рассказе.
  8. Сделайте общий вывод по проработанному вами материалу.
  9. Подготовьте вопросы другим группам.

Задание "Слюнтяи"

  1. Используя материал, подготовьте рассказ о физико-химических свойствах слюны.
  2. Демонстрация определения положения слюнных желез.
  3. Демонстрация опыта по действию слюны на крахмал (проводилась заранее перед уроками, учащиеся подготовили отчет о проделанной работе)
  4. Используя материал учебника подготовьте рассказ  о механизме регуляции слюноотделения.
  5. Используя дополнительный материал, раскройте методику изучения функций слюнных желез.
  6. Выпишите новые термины на лист и используйте их при рассказе.
  7. Сделайте общий вывод по проработанному вами материалу.
  8. Подготовьте вопросы другим группам.

Задание "Анатомы"

  1. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ о строении и функциях:  языка, глотки, пищевода.
  2. Используя материал учебника, подготовьте рассказ об акте глотания (механизм, регуляция).
  3. Выпишите новые термины на лист и используйте их при рассказе.
  4. Сделайте общий вывод по проработанному вами материалу.
  5. Подготовьте вопросы другим группам.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов

Познавательные:

-умение работать с информацией, смысловое чтение, работа по алгоритму

Регулятивные:

- умение выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

III этап. Диагностика качества освоения темы

Цель деятельности

УУД

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы; выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий; установление причин выявленных недостатков

А теперь вернемся к вопросу, который был получен в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен?

Проводится по вопросам, полученным в начале урока. Отмечаются те вопросы, которые вызвали затруднения.

Перечень вопросов для работы учащихся

  1. В каждом отделе пищеварительного канала человека начинается пищеварение?
  2. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: "кто хорошо жует, тот долго живет".
  3. Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?
  4. Почему важно хорошо пережевывать пищу?
  5. Почему при долгом жевании картофеля ощущается сладковатый вкус?
  6. Где образуется слюна?
  7. Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желез?
  8. Какие рефлексы носят названия безусловные (врожденные) слюноотделительные рефлексы?
  9. В каком отделе головного мозга находится слюноотделительный центр?
  10. Что такое ферменты?
  11. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?
  12. Будет ли происходить слюноотделение у животного, если у него повреждены нервы, отходящие от языка и слизистой оболочки рта?
  13. Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ обоснуйте.
  14. Какую роль в акте глотания играют мягкое небо и надгортанник?
  15. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости "Когда я ем, я глух и нем".
  16. Почему при глотании задерживается дыхание и учащается сердцебиение?
  17. Почему, когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но, сделав 3-4 глотательных движений без пищи, чувствуем затруднения в глотании?
  18. Почему для того, чтобы легче проглотить сухой хлеб, его часто запивают чаем или молоком?

Познавательные:

- умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

- умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Самоанализ

I. Задание на самоанализ 

Самооценка

II. Задание на самооценку.

Выберите смайлик вашего настроения или

Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

К открытому уроку биологии "Пищеварение в ротовой полости"

Материал для учащихся при выполнении лабораторной работы "Определение реакции среды слюны"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Строение функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологийУрок организован с использованием элементов информационно-коммуникационной, проектной технологий и т...

Технологическая карта урока "Пищеварение в ротовой полости".

Тема урока:  Пищеварение в ротовой полости. Цель: Раскрыть особенности строения  ротовой полости. Выяснить механизм  процесса  пищеварения.Задачи урока:  Рассмотреть процессы ...