Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
методическая разработка (9 класс)

    Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под редакцией В.В. Воронковой для курса биологии «Человек» по программе 9 специального (коррекционного) класса. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по биологии в 8-9 классах. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки, поэтому на уроке осуществляется дифференцированный подход к различным видам деятельности учащихся. Все учащиеся 9 класса, страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx533.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

федеральное  государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное

учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

«Майкопское специальное профессиональное училище закрытого типа»

(Майкопское спец ПУ)

Урок   по биологии  в 9 специальном  (коррекционном) классе.

Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».

Подготовила:  

Учитель коррекционного класса

Бесиджева А.М.

с. Новосевастопольское

2016г.

Предмет, класс. Биология.9 класс.

Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».

Программа: Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Тип урока: Комбинированный.

ЦЕЛИ:

Образовательные:дать понятие учащимся о происходящих процессах пищеварения в ротовой полости; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости и участие в них ферментов; обеспечить усвоение знаний учащихся о механической и химической обработке пищи в ротовой полости.

Коррекционно- развивающие:коррекция и развитие мыслительной деятельности, связной и устной речи, памяти, внимания; продолжить работу над формированием у учащихся умения работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувство ответственности за свой организм; умение вести здоровый образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

Оборудование урока:

Таблицу « Пищеварение»,

Аншлаги,

Костюм для Кариеса и стоматолога,

Компьютер,

Жетоны,

Зеркала,

Клей.


Технологическая карта

Тема

Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов.

Цель темы

Сформировать у обучающихся знания о процессах  происходящих с пищей в ротовой полости.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий: пищеварение, слюна;

- описывать строение зубов, слюнных желез;

- классифицировать по различным признакам зубы;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль зубов в жизни человека

В сфере безопасности жизнедеятельности:

уметь ухаживать за полостью рта.

Личностные:

- Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

-Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Регулятивные:

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные понятия

Корень, коронка, зубная эмаль, пульпа,зубы молочные, постоянные.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык, изо, сбо.

Работа с инструкционной картой, в группах, презентация, практическая работа в парах, работа с моделями.

Учебник

Раздаточный материал

Презентация, разработанная учителем

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует обучающихся. Проверяет посадку учеников по группам.

Актуализация имеющийся информационный ресурс у обучающихся.

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Анализ выданной работы

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Проверяют наличие в пакете инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляет поведением и деятельностью

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

2-й этап. Целеполагание

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Выдвигая цели делают умозаключения

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Контроль за ответами одноклассников

3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Учитель организует работу с моделью:

организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой

Поиск и обработка ресурсов

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты,

Работа в группах, организуют учебное сотрудничество

Устанавливают партнёрские отношения

Добывают новые знания

Оценивают объективные трудности

4-й этап. Итоги занятия.

Организует обсуждение результатов

Рассказывают о чем узнали на уроке

Презентуют памятку

Взаимодействие в групповом коллективе

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

5-й этап. Рефлексия.

Организует выполнение поставленной цели

Обдумывают своё действие

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Рефлексируют

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют выбор

6-й этап. Домашнее задание.

Задаёт и комментирует о домашнее задание

Воспринимают информацию.

Осознанно фиксируют информацию


Ход урока

План урока « Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».

I. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент)

Здравствуйте! Садитесь! Говоря вам, здравствуйте, я желаю вам здоровья. А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку;

  Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?(улыбкой)

        Давайте и мы улыбнемся друг другу! Посмотрите, какие красивые у вас глаза! Как светло и весело от ваших улыбок!
        А вот  для того,чтобы заработали ваши органы, сделаем зарядку

        1.Упражнение «Великан» (для формирования осанки)

        Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего занятия.

        2. Упражнение «Разбуди свои органы»

                а) ушные раковины имеют активные точки, связанные со всеми органами. Энергично потрем уши ладонями.

                б)разотрем ушные раковины большим и указательным пальцем до ощущения теплоты.

 Итак, весь организм готов к восприятию нового материала.

Прежде чем начнем работать я хочу посмотреть какое у вас настроение. Поднимите соответствующий настроению смайлик!

Постановка учебной задачи.

Пища в ротик к нам попала, что же с нею во рту стало?

Выслушиваются ответы детей и делается обобщение.

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

II. Подготовка к основному этапу.

Ответить на вопросы, работа с таблицей « Пищеварительная система человека»

1 Из каких частей состоит пищеварительная система человека?

2 Какие органы образуют пищеварительную трубку?

3 Назовите пищеварительные железы?

4 В чем заключается значение пищи для человека?

5 Где переваривается пища? ( для 3 гр)

Выбрать правильное утверждение  (Приложение №1, правильные ответы1, 2, 5.)

  1. Пища – это источник энергии и строительного материала.
  2. Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
  3. Белками богаты овощи, фрукты, мед.
  4. Витамином С богат рыбий жир.
  5. Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые вещества, которые легко всасываются в кровь.
  6. Пищеварительная система состоит только из пищеварительных желез.

Работа по вариантам. (3-5 слайд)

Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые веществ.

Питательные вещества – это вещества, которые необходимы для  жизнедеятельности нашего организма.

Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.

Задание №1

Выбрать:

1 вариант – питательные вещества (8) (3слайд)

2 вариант – продукты питания (8) (4 слайд)

1.Мороженное;  2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4.Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6.Хлеб; 7.Треска; 8.Сливочное масло; 9.белки; 10.Картофель; 11.Мясо; 12.минеральные соли; 13.Аминокислоты; 14.Глюкоза; 15.Колбаса;  16.Жиры.

Задание №2 ( Общее для всех)  (6 слайд)

Установить последовательность органов пищеварительной системы:

1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.(3,6,5,1,4,2)

III. Усвоение новых знаний.

Пища в организме расщепляется,

В вещества простые превращается,

Пищи происходит усвоение

И виной тому  (пищеварение)

Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом пищеварения в ротовой полости.

Открыли тетради записали сегодняшнее число, классная работа и тему урока

На доске тема урока « Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».

И мы должны выяснить, что за помощники есть у нас во рту, которые помогают пищеварению.

Возьмите зеркала и рассмотрите полость рта, что вы там увидели.

(зубы, десны, язык, небо, губы- аншлаги на доске) (7 слайд).

Давайте разберемся для, чего нам нужны эти органы, а помогать мне сегодня будут желающие из вас. Итак, еще раз назовите органы, которые вы увидели в ротовой полости, а я расскажу о них более подробно.

Губы – это мышечный орган, который ограничивает вход в ротовую полость, участвуют в захвате пищи, определении ее качества и образовании слов. (8 слайд)

Язык – это мышечный орган, который направляет пищу к зубам, перемешивает ее, определяет ее вкус и помогает нам говорить.(9 слайд)

А теперь покажите свой язык соседу, мне, состройте рожицы, а я оценю их.

Поздравляю, мы только что провели с вами физминутку, активизировали мыслительные центры.  Осталось только взять соседей за руки и пожелать им всего доброго.

А сейчас язычком дотроньтесь до своих зубов. Следующий орган ротовой полости – зубы.(10 слайд)

Белые силачи - рубят калачи. В этой детской загадке отражается функция зубов. Зубы измельчают пищу, т.е. в ротовой полости при помощи зубов пища подвергается механическому изменению.

Ребенок на свет появляется беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у ребенка 20 зубов -  эти зубы называются молочными.

С 6-7 летнего возраста и до 12 лет происходит замена молочных зубов на   настоящие.

У взрослого человека 32 зуба.  Они делятся на резцы, клыки и коренные.   (Аншлаги, на доске появляется схема).(11 слайд)

Итак,  какое же строение имеют наши зубы.  ( Собирается модель на доске, Приложение №2)

Строение: КОРОНКА, КОРЕНЬ,ПУЛЬПА.(12 слайд)

Коронкой называют ту часть зуба, которая располагается над десной. То есть видимую каждому.Покрыта эмалью.

Корень зуба находится в углублении в челюсти.

В самом центре зуба располагается соединительная ткань – пульпа. Она мягкая, пронизанная множеством кровеносных сосудов и нервных окончаний. Именно ее поражение кариесом или воспалительными процессами вызывает ту самую нестерпимую зубную боль.

Объяснение таблица: нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит. Признаки пульпита – зубная боль, повышенная чувствительность зуба к ощущению температуры пищи. Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится.

( я рекомендую сделать вам рисунок – схему)

Физкультминутка. (Видео)

Сценка:

Появляется герой в страшной маске – это кариес, он пугает детей.

Злой разбойник кариес

У детей он зубы ест-

Зубы ровные, кривые

И клыки и коренные.

Днем и ночью зубы ест

Злой разбойник кариес.

Кариес -это самая  распространенная болезнь зубов. Раньше эту болезнь называли костоедой.(13слайд)

Ну, что же делать если у нас  болит зуб, кто нам в этом поможет?

( выходит ученик в роли стоматолога) (14 слайд)

Стоматолог – это врач, занимающийся лечением болезней зубов, слизистой оболочки полости рта, челюстей и лица, а также профилактикой всех этих заболеваний.

Причин образования кариеса несколько – это и скопление бактерий и микробов во рту, которые разрушают эмаль, резкая смена горячей и холодной пищи, нехватка фтора в продуктах питания и воде, наследственная предрасположенность. Чтобы зубы всегда были здоровыми и красивыми нужно соблюдать ряд правил по уходу за ними.

Стихи:

Ученик 1:Часто кушать как попало

Вам ребята не пристало.

Если сам себе не враг перекусывай ты так:

Молоко, орехи, сыр,

Сырые овощи, кефир.

Вам тогда не повредит

Кариес зубной бандит.

Ученик 2 :Улыбнитесь все пошире

И пусть все видят, что ваши зубы,

Крупные и ровные,

Острые и частые,

Твердые, жемчужные,

Белые, клыкастые,

Мраморные, крепкие

Самые смехастые.

Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером. Щетку следует вести от десны к коронке.

При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны.

После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками или зубной нитью. (15-16 слайд)

Анализируем работу, итак, чтобы зубы были здоровы, что нам надо делать?сравниваем ваши предложения с выданной памяткойи вклеиваем в тетрадь. Каждый получает памятку (Приложение №3)

А теперь сделайте несколько глотательных движений.Что вы проглотили во время этих движений?

А сейчас я вам расскажу притчу.(17 слайд)

«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят слюноотделительный рефлекс.)

Слюна-это секрет слюнных желез. Слюна содержит 99% воды и имеет слабощелочную реакцию. В ее состав входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость.(18 слайд)

IV.Закрепление знаний.

Вот и закончился урок

Итог подвести нам пора.

Кто же лучше всех трудился,

На уроке отличился?

Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?Что нового вы узнали? (Помогают аншлаги).

(19 слайд) Итак сделаем вывод, что: а) пища в ротовой полости опробуется на вкус,

б) измельчается,

  в) обеззараживается,

г) частично переваривается,

  д)смачивается и проглатывается.

V.Рефлексия.

Подводя итог урока, я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал для себя  смайлик. Если урок понравился - улыбающийся, если нет - плачущий.( Приложение №4). (20 слайд)

Итак, друзья, урок мы провели,

Все сделали мы с вами, что смогли.

Желаю к учебе вам прилагать старание,

Всего вам доброго, и до свидания!

VI. Домашнее задание. Прочитать в учебнике страницы 128- 130, обратить внимание на рисунки. (21слайд)

Дополнительный материал: Мультфильм « Поход к стоматологу».

Приложение 1

Выбери правильные утверждения.

  1. Пища – это источник энергии и строительного материала.
  2. Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
  3. Белками богаты овощи, фрукты, мед.
  4. Витамином С богат рыбий жир.
  5. Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые вещества, которые легко всасываются в кровь.
  6. Пищеварительная система состоит только из пищеварительных желез.

Приложение №2 .

C:\Users\User\Searches\Desktop\конкурс\DSCN4038.JPG

C:\Users\User\Searches\Desktop\конкурс\DSCN4029.JPG

C:\Users\User\Searches\Desktop\конкурс\DSCN4030.JPG

C:\Users\User\Searches\Desktop\конкурс\DSCN4035.JPG

Приложение №3

Памятка по уходу за зубами.

1 Чисти зубы 2 раза в день не менее 3 минут.

2 Правильно подбирай зубную щетку и пасту, вовремя их заменяй.

3 Посещай стоматолога 2 раза в год.

4 Правильно питайся.

Приложение № 4

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=23260289-11-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=78717227-49-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Регуляция пищеварения"

Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Регуляция пищеварения"...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Царство Грибы

методическая разработка урока для 5 класса ФГОС, содержит технологическую карту урока...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема "Лишайники"

Конспект урока по биологии в 5 классе на тему "Лишайники"...