Главные вкладки

    Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Позвоночные животные.
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    методичская разработка урока в 5 классе по биологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon методическая разработка урока45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

     урока биологии в 5 классе

    к учебнику

    Н.И. Сонина, А.А. Плешакова « Биология. Введение в биологию» Концентрический курс.

    Тема:  Позвоночные животные.

    Урок №21 в тематическом планировании.

    Цели: продолжить формирование представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных, их строения, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы над изучением нового материала.

    Основное содержание темы урока: Существенные признаки представителей царства животных; характеристика позвоночных животных, их строения, особенностей жизнедеятельности, мест обитания, роли в природе и жизни человека.

    Планируемые результаты:

    Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

    Метапредметные

    Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

    Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

    Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.

    Ход урока

    I. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

         На экране (или доске) представлена запись: «Мы знаем о кишечнополостных, червях, моллюсках, членистоногих, иглокожих и расскажем вам о них». Учащиеся класса слушают подготовленные рассказы одноклассников, дополняют, вносят в тетрадь интересные, новые для них сведения о каждой группе беспозвоночных животных.

    II. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.

    - О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)? (Позвоночные).

     Каких животных сюда относят? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.

    загадки:

    1. не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

    Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)

    2. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

    По земле не хожу, рот есть, да не говорю,

    глаза есть – не мигаю, крыльев нет и не летаю. (рыба)

    3. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом пропадает. ( лягушка)

    4. Подрастала, хвост растила,

    платье темное носила,

    подросла – светлее стала,

    хвост на ноги поменяла. (лягушка)

    5. Правильно ли написано слово «каретта»?

    (да, если речь идет о морской черепахе из тропических морей).

    6. Название какой змеи может быть наречием? (уж)

    7. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (ящерица)

    8. Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.

    Под ним, не зная страха, гуляет ….(черепаха)

    9. Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.         (крокодил)

    - Уж, ящерица, черепаха, крокодил относятся к группе пресмыкающихся животных. Почему их так называют?

    10. Тело животных этой группы покрыто перьями. Передние конечности у них преобразованы в крылья. Кто они? (птицы)

    11. Вкруг ствола большой сосны шишки по снегу видны.

    Здесь на кузнице затратил много сил проворный….(дятел)

    12. В сказке он ловил хвостом рыбу в проруби. (волк)

    13. Лежала между елками подушечка с иголками.

          Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (еж)

    Какие особенности имеют животные, родственники ежа и волка?

    Учащимся предлагается подумать и обозначить задачи урока.

    III . Учебно-познавательная деятельность.

    Учащиеся самостоятельно работают с учебником, фрагментом 1 электронного приложения, рабочей тетрадью. заполняют пустые места в таблице.

    Таблица 1. Позвоночные животные

    Название группы позвоночных животных

    Особенности строения

    Представители

    Позвоночные животные

    Имеется позвоночник, череп, защищающий головной мозг, челюсти, две пары конечностей

    Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

    Рыбы

    Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде

    Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы

    Птицы

    Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком, самые высокоорганизованные

    IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

    Происходит по цепочке проверка заполнения таблицы. Учитель на доске (или на интерактивной доске) заполняет таблицу, вносит дополнения, коррективы.

    V. Оценочно-рефлексивна деятельность.

    1. Работа с фрагментом 2 электронного приложения. Выполнение интерактивного задания. Учащиеся добиваются верного ответа.

    2. Самоанализ и самооценка ученика.

         Я понял(а) , что рыб, ……, пресмыкающихся, ….., млекопитающих объединяют в одну группу потому, что ……….

         Я умею отнести представленных животных в определенную систематическую группу. Например, ….- рыба, жаба - ……, ……..- пресмыкающиеся, …..- птица, тигр - ……  .

         Я доволен (довольна) своими результатами, так как я сумел(а) правильно  заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял(а) ….., умею ………….., запомнил………………………….. .

    VI. Домашнее задание.

    1. Работая с заданиями на с. 99 учебника, дать оценку того, насколько хорошо вы усвоили изученный на уроке материал. Поможет вам проверить свои знания текст &21. Обратите внимание на вопрос 9. Запишите ответ на него в тетрадь.

    2. Решить кроссворд о птицах (по желанию): http:// www.12.ort.ru/index.php/interaktivnye-krossvordy/ptitsy


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

    Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

    Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

    Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

    Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

    Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

    Методическая разработка Урок по биологии 6 класс тема "Цветок"

    Данный урок является составной частью темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений». При планировании урока учитывался интерес школьников к изучаемому предмету, их способности по исполь...

    Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

    Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

    Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

    Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...