Главные вкладки

    Открытое занятие элективного курса по теме "Говорим правильно" на августовской педагогической конференции 2015 - 2016
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Открытое занятие элективного курса по теме "Говори правильно"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_k_konferentsii_2015_1.docx22.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий к конференции 2015-2016 учебный год

    1. Вступительное слово ведущего

    Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!

    Я рада приветствовать  вас на очередном занятии элективного курса «Говори правильно».

    А как вы думаете, для чего важна правильная речь?

    Я согласна с вами, владение культурой речи- это успех в обществе, авторитет, перспектива.

    Для начала я предлагаю вам поработать в группах на ваших нетбуках.

    Задания для групп:

    1 группа – вспомните основные компоненты  правильной речи  (представляют семицветик)

    2 группа –вспомните, какие бывают языковые нормы (кластер)

    Ребята, подойдите, пожалуйста, к заданию  творчески и представьте информацию в виде кластера или рисунка.

    Первая группа, выводите на экран, что у вас получилось.

    Вторая группа, вам слово.

    Скажите, Вы любите компьютерные игры? (да)

    А чтобы одержать победу в игре, что нужно сделать? (пройти уровни) Вот и в русском языке, чтобы овладеть культурой  речи, необходимо пройти ряд уровней. И я приглашаю вас в лингвистическую игру

    А)_ Первый уровень будет посвящён самой распространённой ошибке в речи не только детей, но и взрослых, а какой, вы определите сами

    _  Предлагаю Вам обратить внимание на экран ( включается ролик  с опросом людей на улице)

    Так какую ошибку иллюстрирует данный ролик? (неправильное ударение в словах) .

     Значит, какой уровень мы будем преодолевать в нашей лингвистической игре? (орфоэпический)

    _ Как, по вашему мнению, нужно сказать  каталОг  или катАлог ?

    (ответы команд)

    Да, действительно сложно, ведь ударение в русском языке подвижное в отличии от других языков мира,но всё же есть верный способ правильно произносить слова.

    _ А если я то же самое спрошу стихами, вы, наверняка, ответите правильно. Попробуем!?

    Слышен в классе диалог,

    Обсуждают каталОг

    _ А теперь попробуйте сами составить рифмованные строчки! Я предлагаю вашему вниманию карточки со словами. Подобрав к ним рифму, вы получите правильное ударение.

    (раздаются карточки со словами каждой группе участников)

    тОрты, свЁкла, шАрфы, тУфля, звонИт, ива

    Что у вас получилось?

    Кто готов?

    (ответы участников) рифмованные стихи.

    Таких стихов-запоминалок очень много. Я предлагаю Вам памятки, которые помогут вам преодолевать орфоэпические ошибки в речи.

    Б) мы успешно прошли первый  уровень и переходим на новый. Внимание на экран.

     Это кадры из известного советского фильма «Доживём до понедельника», который иллюстрирует другой тип ошибок?

    Какой?(морфологический)

    Чтобы в них разобраться, я приглашаю вас на ярмарку.

     (Пестов, Шаряева с лотками)

    Здравствуйте гости дорогие,

    У нас сегодня ярмарка – шумный базар.

    Здесь найдешь на любой вкус товар!

    Ярмарка, ярмарка

     Веселая, яркая.

    Заходи, залетай

     Только рот не разевай!

    Тары-бары-растабары

     Есть хорошие товары!

    Туфли новомодные, сапоги скороходные,

    Яблочки садовые, груши медовые,

    Помидоры -все для вас,

    Покупайте про запас.

    1 вариант:

    - Ребята, предлагаю вам выбрать с лотков товары, объединенные по какому-то определенному грамматическому признаку.

    - Готовы?

     Слушаю вас

    1 группа: Мы набрали в корзину килограмм апельсинов, 2 килограмма помидоров

    А почему фрукты и овощи оказались на лотке вместе, наверное, не случайно?  

     Да, именно слова, обозначающие фрукты и овощи в Р.п., мн.ч. имеют  окончание – ов.

    А вот яблоко является фруктом –исключением, потому в

      Р.п., мн.ч. это слово будет иметь нулевое окончание

    Верно!

    _ Чтобы легче запомнить правило и не путаться, достаточно представить картинку,  где кг.помидоров перевешивает кг. яблок.

    Вторая группа, вам слово.

    Мы выбрали носки, чулки, ботинки, потому что они объединены общим признаком: это парные предметы и в этих словах в форме Р.п., мн., ч. будет нулевое окончание

    Но и здесь есть исключение, существительное носки во мн.ч. Р.п имеет окончание -ов

    _ Совершенно верно!

    _ Правило сложное, но запомнить его легко: ЧТО ДЛИННЕ, ТО КОРОЧЕ. Носки короткие, поэтому мы добавляем к этому слову окончание –ов.

    3.Пройден  второй уровень, морфологический.

    И вы ещё ближе к цели.  

    Предлагаю вам прослушать и проанализировать музыкальный фрагмент.

    Вы узнали произведение?(Да, это известное стихотворение Ф.И.Тютчева, но оно почему-то прозвучало с ошибками)

    Какими? (Здесь повторяются слова со сходным лексическим значением)

    Совершенно верно! И как же называется эта речевая ошибка?

    Это тавтология.

    Так давайте преодолеем последний лексический  уровень в нашей непростой игре.

    Да, да, давно пора, потому что некоторые отдельные ребята нашего класса  часто этим грешат в своих ответах.

     Асами вы не допустили ошибку в том , что сейчас сказали?

    Кто заметил?

    _ Он сказал два одинаковых по значению слова : некоторые и отдельные

     _ Верно! И нам надо с этой речевой ошибкой бороться. Не просто знать правило, но и соблюдать его, а это нелегко.

    - Один ученик-девятиклассник как-то на уроке сказал: «Радищев – настоящий патриот своей Родины»

    А что, правильно! Радищев, действительно, был настоящим патриотом.

    - Я с этим и не спорю! Мысль верная, но сказана неграмотно.

    Кто заметил ошибку?

     – Патриот – это человек, который любит Родину, поэтому слово Родина  в этом предложении лишнее.

     _ К сожалению, не только дети, но и взрослые  допускают в речи ошибки.

    _ Предлагаю вам найти и исправить ошибки во фразе, которая сейчас прозвучит. Пожалуйста! (звучит фраза)

    У1 – ускоряя скорость, а правильно будет набирая

    Верно!

     У2 – полетела в полёт (устремилась, отправилась)

    У3_ своими собственными глазами видел ( а правильно своими глазами или собственными глазами)

     _ Значит, у вас кроме собственных есть ещё какие-то?

    У3 _ Хорошо, видел глазами!

    _ А вы что, можете видеть ещё ещё чем-то?

    У3- Нет. Тогда просто : Я видел!

    _ Да, вот это верно!

    У3_ Интересно получается: говоришь вроде верно, а оказывается у тебя тавтология.

    _ Поэтому надо следить за своей речью и тренироваться.

    1. Заключение. И хотелось бы закончить занятие нашего элективного курса созданием живой картины. Которая бы подвела итог сегодняшнему разговору.

    Даю вам время на обсуждение. Время!

    - Речь я представляю в виде ствола могучего, прекрасного дерева.

    - А мы языковые нормы, которые являются корнями, питающими могучее дерево.

    - Благодаря этому вырастает пышная крона, и речь становится красивой и выразительной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие элективного курса по теме: "Деловой стиль. Апелляция" в 11 классе.

    Апелляция-вид заявления выпускника, недовольного результатом своей работы. В нашей школе мы практикуем написание деловых бумаг на 2-х языках (русском, татарском). Поэтому занятия считаем бинарными....

    Занятие элективного курса по теме "Определение норм питания человека"

    Представлена разработка конспекта урока, опроный конспект и презентация по теме "Определение норм питания человека". При подготовке использовались приемы системно-дечятельностного подхода....

    Проект практического занятия элективного курса по химии по теме: «Домашняя химчистка»

    Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на  основе личностно-ориентированной тех...

    Занятие элективного курса по теме: Графики и модуль.

    Цель занятия: повторить приёмы построения графиков элементарных функций и научить учащихся строить графики, содержащие модуль. Урок сопровождается презентацией выполненной в программе Power Point...

    Занятие элективного курса по математике 9 класса подготовки к ГИА. Модуль «Геометрия». Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции»

    Материал содержит план-конспект занятия по теме:"Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции", презентации, тесты....

    Открытое занятие элективного курса «Живая геометрия» в 5 классе на тему «Окружность. Круг».

    Цель: Рассмотреть некоторые свойства взаимного расположения прямой и окружности.Задачи:1) повторить и обобщить знания об основных простейших геометрических фигурах, их изображении и формах записи;2) п...