Главные вкладки

    Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"
    презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

    Кудрявцева Светлана Вячеславовна

     

    Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;

                2) выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;

              3) дать понятие о традициях русской классической литературы в

                 творчестве   писателей20в;

             4) развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений;

             5) закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть

                авторскую позицию;

             6) вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина, его героям, выявить

                 своеобразие рассказов писателя.

     

    Образовательные задачи урока: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение.

     

    Развивающие задачи урока: развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.

     

    Воспитательные задачи урока: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.

     

     

     

     

    Оборудование:

    • Тексты рассказов В.М.Шукшина
    • Портрет писателя
    • Выставка книг В.М.Шукшина
    • Оформленная доска
    • Видеозапись к/ф «Калина красная»
    • Музыкальные фрагменты ( запись колокольного звона)
    • Информационные технологии.

     

     

    Литература:

    1. Аннинский Л. Комментарии// Шукшин В. Собр. соч. в 3 т. М., 1985.

    2. Антухина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986.

    3. Горн В.Ф. Василий Шукшин. М., 1993.

    4. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М., 1977.

    5. Каплина В., Брюхов В. С высоты шукшинского полета. Барнаул, 1998.

    6.  М. Г. Дорофеева, Л. И. Коновалова, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо

                «Изучение творчества В. М. Шукшина в школе»

     7.  Литература в школе 5’99

     

    Эпиграф к уроку:

      « Нам бы про душу не забыть...»

                              В.М.Шукшин

     

    Ход урока:

     

    1.  Орг момент. Сообщение темы и целей урока

    Здравствуйте, ребята, садитесь пожалуйста.

     

         2.   Вступительное слово учителя.

    Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссёр.

    Запишем тему урока. Сегодня у нас урок-праздник и, я надеюсь, урок-открытие. Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе, . Открытие, потому что через поэтику рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик» мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

    Не только литературу 60–70-х годов, но и современную прозу невозможно себе представить без Шукшина. За его нестандартным подходом к человеку, за его пониманием истоков своеобразных характеров видится неповторимость, яркость, глубина личности художника.

     Василий Макарович Шукшин однажды сказал: "Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовёт к совершенству, всегда правдиво и современно».

    Сегодня нам предстоит

    1)  познакомиться.  с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;

    2) выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;

    3) отметить традиции русской классической литературы в творчестве Шукшина

    У вас  на столах лежат тесты по теме, на вопросы в них вы можете отвечать по ходу урока, а проверим мы эту работу в конце. Будьте очень внимательны.

     

     

    Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы в чем- нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”,

    - говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

     

    1.  Слово о личности и творчестве В.М Шукшина

    Общепринято считать, что все мы родом из детства. Вот только одни потом , будучи взрослыми, становятся гордостью нации, а другим уготована более скромная судьба.

    Василий Макарович Шукшин – явление уникальное: актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель..

    Рассмотрите фотографии Шукшина. Попробуйте ответить на вопросы, которые сейчас перед вами.

       -Как вам кажется, откуда родом этот человек?

       -Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?

       -Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

    Действительно, лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жёсткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.

      Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость

              Худощавый и низкорослый,

              Средь мальчишек всегда герой,

              Часто, часто с разбитым носом

              Приходил я к себе домой

     

              И навстречу испуганной маме

              Я цедил сквозь кровавый рот:

              « Ничего! Я споткнулся о камень,

              Это к завтрому всё заживёт»

    Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к Василию Макаровичу Шукшину.

    Но рядом с мальчишеством было другое: тяжкий труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.

    Сейчас мы познакомимся с В.М.Шукшиным поближе, послушав рассказ о его непростой судьбе, попробуйте ответить на следующие вопросы, они перед вами:

            -  Как пригодится Шукшину его ранний профессиональный опыт?

           - Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии- актёр и писатель?

     

                Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе

                Сростки. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику

                пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать,

                тогда сверстники звали его «Гоголь». Когда же он учился в

                автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью в

                общежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы

                матросы звали его поэтом. К концу войны он пишет небольшие

                юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые,

                правда в печать не принимали. Позже он подает документы в Институт

                кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера

                Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость

                ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления

                Шукшина- писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных,

                ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть

                которых занимает выразительный, живой диалог героев.

               

                Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех

                современных наших авторов. Книги его, по собственным словам

                писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает

                и исследует в своих героях присущие русскому народу качества:

                честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается

                в его особой манере мышления и восприятия мира.

                Основной жанр, в котором работал Шукшин, - короткий рассказ,

                представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку,

                построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из

                жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный

                и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о

                русском мужике, о России, русском национальном характере

            -  Как пригодится Шукшину его ранний профессиональный опыт?

           - Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии- актёр и писатель?

     

    А сейчас позвольте поставить наш главный  вопрос, на который мы постараемся найти ответ:

      -  Каков он- русский национальный характер- в понимании В.М.Шукшина?

     

    1. Беседа по рассказу «Мастер».

    Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по-

                настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.

                Рассмотрим рассказ «Мастер».

    -  Как начинается повествование?

    Повествование начинается "Жил был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь- забулдыга непревзойдённый столяр. Это жил был настраивает читателя на историю жизни Сёмки,  Рысь его прозвище, которое сразу даёт воображаемую картину -портрет героя".

     

       Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя

                определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга»

    -Почему в деревне героя называют уменьшительным именем Сёмка?.

                Все полученные за счет своего мастерства «левые» деньги Семка

                пропивает, и, возможно, в этом причина того, что «непревзойденного

                столяра» в деревне называют уменьшительным словом Семка, не оказывая

                мастеру должного уважения. Семка непонятен людям: ведь он не

                пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, достигнуть

                прочного положения в жизни.

                «- У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Ты бы как

                сыр в масле катался, кабы не пил-то.

                - А я не хочу как сыр в масле. Склизко.»

     - В чем же причина семкиного пьянства?

    Сам он объясняет это тем, что,

                выпив, он лучше думает про людей: «Я вот нарежусь, так? И неделю

                хожу – вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как-нибудь насолить

                вам, я тогда лучше про вас про всех думаю. Думаю, что вы лучше меня.

                А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас…Тьфу!»

     

                Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.

                Но вот внимание его привлекает давно заброшенная талицкая церковка.

                Шукшин употребляет здесь слова «стал приглядываться». Не вдруг, не

                сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к нежному,

                просветленному чувству,

    -Какой же случай помог «увидеть», прозреть эту истинную красоту, ведь талицкую церковь он знал с детства?

    «Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у

    косогора, вздрогнешь  -  внезапно  увидишь  церковь,  белую,  изящную,

    легкую среди тяжкой зелени тополей.»

     Случай произошёл, когда Сёмку пригласил в город писатель отделывать свой кабинет. живя у писателя, он пристрастился рассматривать старинные книги, рисунки, гравюры и в то же лето стал приглядываться к церкви.  завораживает талицкая церковь душу героя той

                подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой не властно

                время

     -Почему, зная церковь с детства ,он стал к ней приглядываться только после того, как побывал у писателя?

    Сёмка  приобщился к национальной истории и культуре через рисунки и книги, происходит его возрождение, как истинного мастера.

    .

      Приглядимся и мы к фотографии знаменитой церкви Покрова на

                Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая

                похожа на нее.

    Сообщение учащегося о церкви Покрова на Нерли

                Это удивительное здание: легкое, женственное,

                изящное, какое-то просветленное, овеянное лирической задумчивостью…

                Очарование его – в благородной простоте и безупречности пропорций, в

                мягкости линий и целомудренной сдержанности формы: ничего лишнего,

                броского, никаких дополнительных украшений. Отраженное в воде,

                окруженное зеленью, оно ясно вырисовывается на фоне неба, то

                сливаясь с ним, то облаком спускаясь на землю.

    -Что же поразило Сёмку в талицкой церкви? Обращение к выставке рисунков.

                Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила

                Семку Рыся в талицкой церкви

    Давайте найдём описание этой церкви в тексте

               «Каменная, небольшая, она открывалась

                взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По

                каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение,

                как принято, а поставили внизу, под откосом».

    -Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность именно этой церкви?

      Шукшин сравнивает её с другой в Чебровке.

    -Найдите этот эпизод в тексте, давайте его прокомментируем.

                В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с

                высокой колокольней. Казалось бы, - две церкви, одна большая, на

                возвышении, другая спряталась где-то под косогором, - какая должна

                выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она

                всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно…

                Чебровскую видно за пять километров – на то и рассчитывали

                строители. Талицкую как- будто нарочно спрятали от праздного взора,

                и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.»

    -Как такое сравнение подчёркивает самобытность Талицкой церкви?

    Именно в сравнении с большей по размеру церкви в Чебровке церковь в Талице

       кажется  Семке особенно человечной, задушевной.

       - О чем же думал Семка, глядя на церковь?

    Чтение отрывка наизусь

                «Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая

                красавица – столько лет стоит! – молчит. Кому на радость? Давно уже

                истлели в земле строители ее, давно распалась в прах та умная

                голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и

                радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот

                неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку?

                Бога ли он величил или себя хотел показать? Но кто хочет себя

                показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим

                дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого

                заботило что-то другое, красота, что ли? Как песню спел человек, и

                спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила

                душа.»

    Здесь звучит  удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а

                      есть та, которая "изнутри", чистая, светлая, которая и рождает

                      истинную красоту человеческой души. Образ церкви настолько

                      светел, чист и красив, что просто невозможно не проникнуться

                      глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную

                      красоту.

    Найдите и прокомментируйте метафорический ряд в описании церкви.

       «девка невиданной красоты»,                  «белая каменная сказка»,           «как песня»,

        «стоит в зелени белая красавица»,             « красавица необыкновенная». Запишем его.

    В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям,

     за удивительную доброту - источник красоты.

    Автор любит эту церковь, называя ее "белая красавица",

      "каменная сказка". И здесь она "живая": радует глаз своей

                      красотой, ясностью.

     

    А теперь поделитесь своими мыслями о талицкой церкви. Напишите синквейн на эту тему.

     

    Написание синквейна.

     

     

    Особое значение в рассказе «Мастер» приобретает тема красоты. Она неоднократно звучит и в других произведениях В.М.Шукшина. «У русских национальная черта- пристрастие к красоте». В «Повести временных лет» Нестор пишет, что и христианство на Руси приняли за красоту.

    -Какова роль автора в рассказе?

     Сам Шукшин, размышляя об истинной красоте, сливает голос автора и героя, использует внутренний монолог и несобственно прямую речь, что превращает размышления в авторскую исповедь

    Сам Шукшин очень любит ее и ее создателя; громадная

                      благодарность звучит в строках: "О чем же думал тот неведомый

                      мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога

                      ли он величал или себя хотел показать? Не

                      знаешь, что и сказать тебе - туда, в твою черную жуткую тьму

                      небытия - не услышишь".

     

    -Какие средства художественной выразительности помогают автору передать свои чувства?

    Об этом размышлала Наташа, давайте послушаем, к каким же выводам она пришла.

     Сообщение заранее подготовленного ученика

       Маленькая церковка в рассказе не выглядит величественно, не  украшена, однако внушает доверие и любовь своей "кротостью", "добротой" и "милосердием". Она как будто улыбается путнику,

      увидевшему ее, и на душе у человека становится легко и светло.

        Шукшин использует при изображении церкви "живые",  олицетворяющие образы, которые и позволяют судить об отношении  автора к вопросу веры.

      И снова появляется образ-олицетворение:

                      "много раз видела она, как восходит и заходит солнце" -

                      церковь видит, слышит, чувствует - живет.

      Маленькая церковь - приют для успокоения души, для покаяния и

                      веры; после встречи с ней хочется жить!

    Мне кажется, что Шукшин был человеком   верующим, потому что в его рассказах вера помогает людям жить,  преодолевать трудности, радоваться, любить друг друга и жить  одним миром. А отсутствие веры словно обособляет человека от других людей, ведет во мрак одиночества и тоски. Церковь и  вера нужны человеку. Когда же человека пытаются лишить их, у него появляется злость и боль в душе, чувство

     неудовлетворенности жизнью и страх перед пустотой и мраком.

     

    -С кем из русских писателей сходен Шукшин в осмыслении истинной красоты?

    Шукшин продолжает в этом рассказе пушкинское толкование красоты истинной, тихой, без оглядки на себя, не выпячивающейся на большую дорогу, открывающуюся только тем, кто к ней идёт

     

    Просмотр фрагмента из к/ф «Калина красная».

    Я предлагаю вам посмотреть кадры из к/ф «Калина красная», где главную роль играет Шукшин, и чувства, передаваемые им, очень близки чувствам Сёмки, подумайте, что испытывает главный герой фильма.

     

    -Ребята, а как вы понимаете фразу «праздник души»?

                Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника –

                раскрепощения и всплеска души, - необходимость которого так остро

                осознавалась Шукшиным.

    Итак, «праздник души»- это момент взлёта, радости, освобождения. Когда хочется раздвинуть границы, освободиться, проникнуть во что-то неведомое и прекрасное.

        -Как Шукшин описывает церковь изнутри?

     Очень интересно описание церкви внутри: "...между стенами и

                      полом не прямой угол, а строгое, правильное закругление

                      желобом внутрь. ...камни прикладка, хорошо отесанные и

                      пригнанные друг к другу, внизу - темные, потом - выше -

                      светлеют и вовсе сливаются с белой стеной. В самом верху купол

                      выложен из какого-то особенного камня, и он еще, наверное,

                      шлифован - так светло, празднично там, под куполом. А всего-то

                      - четыре узких оконца".

     Детально, подробно описывает работу давнего зодчего Шукшин И

                      все же в описаниях звучат не только "технические подробности":

                      зачем камень шлифовал, на какой высоте пристенок клал и пр.

         Есть в этом описании и другое, не менее важное - то

                      впечатление одухотворенной красоты, которое производит

                      церковка. Неведомый автор сделал все, что бы в маленьком

                      пространстве создать ощущение свободы, ведь "ничто так не

                      угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат".

     

    -Что же раздвигает эту клетку в тексте?

    Обнаруженный Семкой прикладок разрушает

                жесткость прямых углов, зрительно расширяет пространство церкви,

                выводит его «за рамки» обычной конструкции

    . Так же и герои Шукшина

                всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки

                прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь, воспарить ввысь.

    Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения

    Чистый звук души, как колокол., ведь именно колокол- голос народа, говорили на Руси.

     

    Прослушиваем колокольный звон, смотрим иллюстрации звонницы на фоне неба.

    -Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон?

     

    • Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?

           Семке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся

                неосуществленным.

                На минуту он как бы слился душой с неизвестным зодчим

    • Чем же вызвано желание Семки отреставрировать церковь?

    Сёмка очень захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, как еще

                красивее и необычнее станет преображенная его руками церковь с

                отшлифованной восточной стеной.

        Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке:

                «обеспокоенный красотой и тайной»

    - Что же предпринимает Сёмка?.

                Семка обращается за помощью – сперва к церкви, затем в облисполком,

                но всюду получает отказ.

    • Почему никто не согласился помочь Сёмке?

               Служители культа не стали помогать, потому что нельзя

                открыть в Талице новый приход, а в исполкоме – потому что, как

                оказалось, здание не представляет «исторической ценности», являясь

                поздней копией храма Покрова на Нерли.

     

    -Что общего во взгляде на проблему у церковников и у властей?

                Получается, что и митрополит, и просвещенный чиновник сходятся в

                одном: они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точки зрения,

                взвешивая ее культовую или историческую ценность. И никого не

                волнует духовность и красота.

      Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он.

                Но разве Семка обманулся? Он иначе смотрит на церковь, поэтому и

                продолжает упорствовать: «Надо же! Ну, допустим – копия. Ну, и что?

                Красоты- то от этого не убавилось»

     

    -К кому ещё пытается обратиться за поддержкой Сёмка?

                Семка пытается обратиться еще и к писателю, которому когда-то

                отделывал кабинет под избу XVI века, но тот оказался скрытым где-то

                за кулисами домашнего скандала.

    • Как вы думаете, для чего понадобился Шукшину эпизод с писателем?

          Для Шукшина принципиально важно, что герой идет именно к этим людям

                – священнику, писателю, представителю власти – и не получает от них

                поддержки. Ведь все они – своего рода пастыри народа. И эти пастыри

                оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности,

                доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм – это душа

                народа, опора его нравственности.

    Почему рассказ называется «Мастер»?

     Весьма важно, что в рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не незван архитектором, он строитель, мастер, зодчий.

     

     

    Работа со словарями по уточнению значения слов.

    Этот нюанс помогает понять и самого Сёмку, который наверняка работает «по вдохновению», как дано от Бога

      

    И пусть к судьбе церкви остаются равнодушны и "попы", и  "родная Советская власть". Их довод продиктован здравым смыслом: исторической и архитектурной ценности церковь не представляет. Вот и получается, что никому церковка не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в

     вере, красоте и радостном спокойствии души, которые давала церковь. И эту потребность дают не священнический сан, не образование, не полномочия власти. Она просто есть в душе или  ее нет.

     

     

    -Кто этот мастер, кого имеет   в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего?

    Такое название, во-первых, говорит о единстве, слиянии душ Семки и

                безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и

                эстетических, которой не мешает разделенность во времени; во-вторых,

                подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного

                начала в человеке.

    -Ребята, как вы думаете, почему Сёмка перестал смотреть на Талицкую церковь?

    "С тех пот он про Талицкую

                      церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось

                      ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к

                      церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал".

                      Боль от бессилия, разочарования, от невозможности спасти ее

                      оказалась очень сильной, она останется в душе Семки на всю

                      жизнь. Черствость, равнодушие. Безверие и бездуховность несут

                      в человеческую жизнь опустошение и страдание.

     

    • Как говорит об этом автор? Чтение отрывка.

               Шукшин говорит об

                этом так: «Обидно было и досадно. Как если бы случилось так: по

                деревни вели невиданной красоты девку… Все на нее показывали

                пальцами и кричали несуразное. А он, Семка, вступился за нее, и

                обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут

                некие мудрые люди отвели его в сторону и разобъяснили, что девка та

                – такая-то растакая, что жалеть ее нельзя, что… И Семка сник

                головой. Все вроде понял, а в глаза поруганной красавице взглянуть

                нет сил – совестно. И Семка, все эти последние дни сильно

                разгребавший против течения, махнул рукой…»

     

    -Против какого течения «загребал» Сёмка?

                И течение обыденной жизни, против которого устал загребать

                Семка, неизбежно выносит его… «к ларьку»: «он взял на поповские

                деньги «полкилограмма» водки, тут же осаденил…»

                Семка опять пьет, чтобы уйти от злобы: злобы на людей и самого себя,

                бессильного и даже совестящегося отстоять «поруганную красавицу».

                Но уже по тому, как зло реагирует Семка на все, что произошло, как

                обходит он стороной талицкую церковь, чтобы не бередить раны, можно

                понять, что чувство красоты по-прежнему живет в нем, только теперь

                он пытается спрятать его от людей.

     

    -Понятно ли вам, какая судьба ожидает героя?

     

     

    -С героем какого писателя перекликается судьба Сёмки?

    Сёмка очень похож на Левшу из одноимённого сказа Н.С Лескова.

     

    -Что общего в их судьбах?

    Они талантливые умельцы из народа, которых течение жизни неизбежно влечёт к гибельной бутылке.                                                                                                                                               

    Вы абсолютно правы. Перекликаются не только судьбы, характеры героев, но и сами стилистические особенности шукшинского рассказа, больше похожего на сказ, заставляют вспомнить манеру повествования Н.С.Лескова.

     

    -Умерло ли в нём чувство красоты, как вы считаете?

    В рассказе "Мастер" Шукшин произносит удивительную

                      фразу, в которой выражена мысль о том, что не в каждом

                      человеке есть душа, что это своего рода избранничество:

                      "Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй..."

                      Мастер не может ничего сделать, и чувствует обиду, досаду,

     

                      вину и боль за эту "красавицу"

    -Какими нравственными качествами привлекает нас главный герой рассказа?

      Шукшин приоткрыл нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе- умение ценить подлинную красоту. Тем и привлекает читателя.

     

    -А чем вас обогатил духовно этот рассказ?

    Это подтверждают синквейны, написанные вами

     

    1) Церковка.                                   2)Церковь.                                                   5)Церковь.

    Лёгкая, воздушная.                           Талицкая, маленькая.                                Особенная, непостижимая.

    Манит, чарует, завораживает.          Выигрывала, пряталась, но являлась.     Волнует, одухотворяет, радует.

    Как ты хороша вдали!                       Открылась глазам внезапно!                    Тишина и покой кругом!

    Великолепие!                                      Красота-то какая!                                      Чудо чудесное!

     

    3) Церквушка.                                 4)Церковка.                                                6)Церковка.

        Далёкая, лёгкая.                              Каменная, небольшая.                              Белая, лёгкая.

        Чарует, влечёт, радует.                  Стоит, молчит, надеется.                          Молчит, волнует, радует.

        Так хорошо душе!                           Ждёт от людей добра!                              Красоты просит Душа!

        Тишина!                                            Красавица необыкновенная!                   Как хорошо вокруг!

     

     

     

     

    Л.Н.Толстой однажды заметил,что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти. Соотнесите это высказывание с судьбой Сёмки

    Талицкая церковь, её гибнущая красота, её тайна, потрясли душу Сёмки, ведь он мастер, непревзойдённый столяр. Идея возрождения красоты помогла ему обрести смысл в жизни, который ему не дали реализовать, «убили» в нём жизненный стержень и теперь в душе у него рана, которая кровоточит и болит, он не может больше  смотреть на церковь, от боли и бессилия, Семка «отворачивается, молчит и курит»

    Он отчётливо понимает, что каждый человек должен помнить о прошлом, его мысли  перекликаются со словами православного философа И.Ильина:«...каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил».

     

    Однако этото сам по себе глубоко драматичный расскааз до конца открывается читателю только в сопоставлении с другим рассказом «Крепкий мужик», с которым он образует своего рода диптих.

     

    - Что сближает этот рассказ с рассказом «Мастер» ? 

      -Найдите в рассказе «Мастер»слова, в которых как бы намечен сюжет рассказа «Крепкий мужик»?  

    Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй...  Не  умеешь  -

    воюй, командуй или что-нибудь такое делай - можно  разрушить  вот  эту

    сказку: подложить пару килограммов динамита - дроболызнет, и все дела.

    Каждому свое.

     

    4) Беседа по рассказу «Крепкий мужик».

     

    В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя,

     оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными   истоками русского человека.

    - Что мы узнали о нём? Кто такой Николай Шурыгин?

                      Шурыгин, бригадир колхоза "Гигант", получив в эксплуатацию

                      новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а

                      кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на

                      свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он готовит

                      тракторы для сноса церкви.

     

       -Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?

    1)Он испытывал удовольствие, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением:

    Сперва  Шурыгин  распоряжался  этим  делом,  как  всяким   делом,-

    крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться  народ,  когда  кругом

    стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг  почувствовал

    себя  важным  деятелем  с   неограниченными   полномочиями.   Перестал

    материться и не смотрел на людей - вроде и не слышал их и не видел.

    2)Он мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу

    "Вырастут,

    будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин

    с нее крест своротил. А тут - вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут

    своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил  тросами  и...-

    3)Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик- то крепкий

     

    Подобных примеров достаточно в нашей истории. Вспомнить хотя бы разрушение храма Христа Спасителя в Москве. Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России, и разрушен в советское время, и разрушение это оказалось заснятым на киноплёнку- день за днём, шаг за шагом. Гордились что-ли? Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши.  Он пишет о том, как трудно погибал храм:
     « Рабочие батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня.

    То же сопротивление оказывает старинная- на века – кладка и в рассказе Шукшина.

    - Найдите этот эпизод в тексте.

    Шурыгин говорит председателю:

    Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причем они так:  по  три,

    по четыре  кирпича  -  кусками.  Не  знаю,  как  их  потом  долбать...

    Попробовал ломиком - крепкая, зараза. Действительно, литье!

     

    Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви,

                      которая не может оставить читателя равнодушным.

    Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви

     

    Отрывок с курсивом на экране Читает ученик

    Хрустнулоодно бревно, трос,  врезавшись  в  угол,  запел  балалаечной  струной.

    Странно, что все это было хорошо слышно  -  ревели  же  три  трактора,

    напрягая  свои  железные   силы.   Дрогнул   верх   церкви...   Стена,

    противоположная той, на какую сваливали,  вдруг  разодралась  по  всей

    ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла

    раскрываться.Верх церкви с маковкой поклонился,  поклонился  и  ухнул

    вниз...Церковь  лежала бесформенной грудой, прахом.

     

    -Какие ассоциации возникают  у вас при чтении отрывка?

    1)Сразу кажется, что речь идёт о рваной ране на живом теле

    Образы,  созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как

                      простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей,

                      жизнью и смертью. "Смерть" церкви вызывает глубокое

                      сострадание.

    2)Церковь умирала быстро, но мучительно. Мы словно слышим ее

                      стон, жалостный и молящий - он просит о помощи!

                      Не выдержала - "верх церкви с маковкой поклонился, поклонился

                      и ухнул вниз". Умерла...Она лежала "бесформенной грудой,

                      прахом".

     

    -Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей? Шукшин, используя прием олицетворения,

                      "оживляет", "одушевляет" старое здание и передает ощущение

                      невыразимой боли, жалости к церкви при помощи образов,

                      напоминающих, если вдуматься, гибель живого существа.

     

     

    -Как же относится к происходящему народ?

    Видя как гибнет Талицкая церковь  толпа застывает словно в оцепенении. Люди жалеют церковь и ахают, пытаясь образумить Шурыгина, никто кроме учителя не пытается бороться.

                      Однако люди не забудут о ней, как не забудут и о ее "убийце" -

                      Николае Шурыгине, который ради самоутверждения "свалил"

                      церковь.

     

    -Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него?

    После содеянного,  стена отчуждения отгораживает Шукшина от людей, в глубине души ощущающих,  что в тот момент рухнуло не старое здание, давно поруганное, превращённое из храма в склад, а рухнуло что-то важное, частица их души и бытия.

     

     

    -Как к этому отнёсся Шурыгин?

    1)Шурыгин упирает на то, что "стояла - никому дела не было, а

                      теперь хай подняли". Однако людям было хорошо от мысли, что

                      есть церковь, а без нее - пустота - материальная и душевная.

     

    2)« Хоть бы молиться ходили! А то стояла- никто не замечал...»- возмущался Шурыгин, столкнувшись с неожиданной для него враждебностью односельчан, Но это все равно, как если бы отрубили человеку палец: пока он у него есть, человек вроде бы и не замечал его, не носился сним, не говорил : «Ах, как я люблю свой палец!», но попробуй, лиши его этого... А здесь речь о частице души.

    -Чем была для людей церковь?

    Для людей церковь была- символом Веры, нравственная опора, душа народа.

                                        церковь играла слишком большую роль в жизни людей.

                      Церковь в рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что

                      питают человеческую душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее -

                      вроде уж дома. Она сил прибавляла...". Она - хранительница

                      прошлого, традиций, через нее проходили все этапы человеческой

                      жизни: в ней крестили, венчали, отпевали.

     

    5)   Обращение к эпиграфу урока

     

     Именно поэтому тема храма – поднятая в этих рассказах- особая у Шукшина.

     И.Золотусский писал: «Проза В.Шукшина начинается в быте, зарождается в быте, но тянется она к горним снегам»,

     

    .

     У Шукшина в рассказе  есть одна очень важная деталь: кирпичи, из которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь  рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками - по  несколько штук. Так же крепка и духовность, объединяющее людей   начало.

      И не просто на старинное здание покушается "крепкий мужик"  Шурыгин, а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, - на корни, истоки, веру.

     И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме..  И звучат из толпы неодобрительные голоса,   продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его  "идолом", "дьяволом", жена не готовит ужин и уходит к соседям  и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на   улице у магазина: "идол", "дьяволина"... Ей, старой, совестно и страшно за сына.

     Действительно, вера, традиции - это то, что людей объединяет. А тот, кто пренебрегает объединяющими началами, остается в полном одиночестве. Именно об этом писали многие из вас в сочинениях на тему: «Что для тебя семья?» Мне хочется зачитать очень короткие, но такие важные сейчас слова. Я выписала их для себя:

    Семья – это наивысшая ценность общества. Это тот надёжный уголок, куда каждый возвращаться с радостью. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь созревает личность. В семейном мире раскрывается мир духовных ценностей.

        Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали её «маленькой церковью». 

                     

                    - Почему даже самые близкие люди- жена и мать- отвернулись от Шурыгина?   Они  осуждают Шурыгина за отсутствие души, ума, жалости,почтения к старине, истории, пренебрежение к вере, потому что  его самовыражение происходит через разрушение святого.

    Церковь выдерживала все: и войны, и революции; не выдержала

    лишь человеческой неблагодарности и бездуховности, а ведь  сколько тайн, признаний, исповедей хранила она в своих стенах; все это - прошлое, являющееся частью жизни, которую никто не

     может разрушить, уничтожить или стереть.

     

    .-Как вы понимаете финал рассказа?

                      Важные слова Шукшин произносит в последнем абзаце

                      произведения: "Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь

                      сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге

                      в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду". Проявляется

                      мотив удали, размаха, типичный для русского

                      человека вспомним  слова о том, что "какой же русский не любит быстрой езды"

    Но  отсутствие духовного начала в сочетании с российской силой,

                      удалью, порывом ведет к разрушительным, непоправимым

                      последствиям.

    6) Подведение итогов урока

     

    -Давайте сопоставим главных героев рассказов  «Мастер» и «Крепкий мужик», их взаимоотношения с окружающими.

    И Сёмка Рысь и Николай Шурыгин- отличаются от остальных людей. Но один- созидатель, а другой- разрушитель.

    - Каков же он- русский национальный характер?

    Человек духовный чувствует красоту искусства, природы, народного Сердце его открыто навстречу людям и всему прекрасному. Такой герой часто говорит, что у него «душа болит», «ноет»,  «тоскует».

     Мне интереснее всего исследовать характер человека... не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа», — писал Шукшин,  у шукшинских героев есть черта, которая их  делает частью индивидуального художественного мира писателя, – отсутствие духовной инертности, неравнодушие. Эти простые люди озабочены не благами  материальными, а своим внутренним миром, они думают,  ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.

            

                                 

    Совершенно верно, ребята. Есть такая геометрическая фигура – эллипсис, так вот по мысли  Г. Федотова,в этих рассказах Шукшин мастерски, глубоко и верно обозначил суть русского национального характера, эти герои- стоящие особняком, не понятые и не принятые другими людьми как раз представляют собой крайние проявления, два полюса, полярность которых – русский национальный характер.

    Обращение к эпиграфу урока

             По словам В. Распутина, до Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявлял с таким

      нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души... Душа – это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".

                                 

    7) Работа по тесту

     

    Со страниц шукшинских книг смотрят на нас его герои: шофёры, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники – наша большая Россия. Его писательское кредо образно передал в своём стихотворении «Памяти Шукшина» Евгений Евтушенко

                                     В искусстве уютно

                                    быть сдобною булкой французской,

                                    Но так не накормишь

                                   ни вдов,

                                   ни калек,

                                   ни сирот.

                                 Шукшин был горбушкой

                                 с калиною красной вприкуску,

                                черняшкою той, без которой немыслим народ...

                                  Когда мы взошли

                                 на тяжёлой закваске мужицкой,

                                 Нас тянет к природе,

                                 к есенинским чистым стихам.

                                 Нам с ложью не сжиться,

                                В уюте ужей не ужиться,

                                     И сердце, как сокол,

                           Как связанный Разин Степан.

     

    Рассказы В.М. Шукшина долго держат нас в плену. Прав он был, когда писал: "Мне кажется, что самый простой случай, эпизод, встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больший простор для художника". А значит, и для читателя. Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев. Я думаю, призыв Шукшина, который мы взяли в качестве эпиграфа, « Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди...».

     

    8) Домашнее задание: письменно ответить на вопрос

         

        1)Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В. М. Шукшина  «Мастер»?»

        2) Как вы понимаете слова из  текста: «Умеешь радоваться — радуйся,

            умеешь радовать —    радуй...»?

    Отрывок из рассказа Шукшина «Мастер», который мы сегодня читали наизусть, входит в тексты для изложений за курс 9класса, поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам ответить на вопросы, предложенные  в сборнике для подготовки к экзамену. Вы можете выбрать один из вопросов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentaciya_shukshin..ppt2.13 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

    На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

    « Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

    Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации....

    Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

    Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

    ПРОЯВЛЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

    В работе показано, как проявляется русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении.Материал позволяет сделать выводы о значимости идейных убеждений русского чело...

    Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

    Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...


     

    Комментарии

    Светлана Вячеславовна! Спасибо Вам, что представляете самого русского из всех современных наших авторов. Книги его, действительно, «история души» русского человека. Детальное обращение к Шукшину, раскрывающему такие качества, как честность, доброта, совестливость, на мой взгляд, это дань его таланту.