Главные вкладки

    Урок "Русский национальный характер"
    методическая разработка по географии (9 класс) по теме

    Волкова Светлана Михайловна

    ТОГИС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon togis_volkova_sm_328.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Волкова Светлана Михайловна.
    2. Задача о русском национальном характере.

    Имя задачи: Задача о о русском национальном характере.

    Автор: Волкова Светлана Михайловна, учитель географии

    ГОУ  СОШ № 328 г.Санкт-Петербурга

    Предмет: география

    Класс: 9

    Тема: Население Центрального района.

    Профиль: общеобразовательный

    Уровень: средний

    Текст задачи: Этнографы начала ХХ века утверждали, что процессы формирования русского национального характера происходят под влиянием окружающей его природы. Под воздействием каких факторов сформировался русский национальный характер?

    а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

    б) Найдите и соберите необходимую информацию.

    в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

    г) Сделайте выводы.

    д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей.

    Возможные информационные источники

    Интернет-ресурсы:

    http://rusk.ru/st.php?idar=114559

    http://www.x-vim.info/readarticle.php?article_id=21

    http://www.apn.ru/publications/article23413.htm

    http://krotov.info/libr_min/k/kasyanov/kas_00.html

    http://geo.1september.ru

    http://geo.historis.ru

    http://library.thinkquest.org/27130/ru/startr.htm

    http://www.nftional-geograhhic.ru

    1. Культурный образец

    Учебник 9 класса: Социальная и экономическая география России.

    Авторы: Алексеев А.И., Николина В.В.

    Москва, 1996, 2004

    Вот как описываются процессы формирования русского национального характера Этнографами ХХв.:

    …Характер великоросса сложился под влиянием окружающей его природы. Борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали в характере великоросса Верхнего Поволжья черты, которых нет у южанина, живущего в более благоприятных условиях. Суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, невзгодами, малотребовательным к благам жизни. В Европе нет народа менее избалованного и и притязательного, приученного меньше ждать от  природы и судьбы и более выносливого, чем великороссы. Но также неблагоприятные условия  природы способствовали развитию в его характере и других черта – предприимчивости, сметливости , изворотливости.

    Великоросс отличается большой работоспособностью, но у него нет выдержки в труде. Кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным бездельем. И в этой его особенности сказывается влияние природных условий. Малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайнему напряжению сил, выработала привычку работать быстро. Длинная зима, дающая продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.

    Пройдя тяжёлую школу жизни в борьбе со своей суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. В жизни великорусского народа ещё недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель – вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. Та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владения  землёй. Большинство великорусских крестьян владеет землёй не единолично, а сообща, общинно. Земля считается собственностью общины и по определённым правилам распределяется между её членами…

    1. Методический комментарий

    Решая данную задачу,  учащиеся отслеживают этапы формирования трудового потенциала населения Центрального района России,  который обеспечил эффективное освоение природных ресурсов. А также совершенствуют навыки по определению факторов  формирования русского национального характера – таких, климатические условия, исторические предпосылки развития региона. Учащиеся имеют возможность привлечь межпредметные знания, развивают навыки групповой работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

    На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

    Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"

    Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;             2) выяснить основные проблемы рассказов «М...

    « Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

    Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации....

    Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

    Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

    Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

    Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...

    Урок-альманах по литературе в 11 классе «Изображение русского национального характера в литературе 11-20 веков»

    Цель: выявить черты русского национального характера в художественных произведениях 11-20 веков.Задачи:закрепить умения литературоведческого анализа;показать красоту и верность русского языка в изобра...