Главные вкладки

    « Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»
    методическая разработка (история, 10 класс) по теме

    Улановская Ольга Анатольевна

    Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_rosii_v_mirovoy_istorii.docx20.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:

     « Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методические приёмы: лекция с элементами беседы.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, географическая карта России, мультимедийная презентация.

    Проблемный вопрос.

    1. Россия-Запад? Россия – восток?  Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление?
    2. Существует ли сходство между географией природной и географией душевной?

    Цели урока.

    1.Образовательные

    - способствовать формированию у учащихся знаний о факторах, влияющих  на исторические  процессы, на судьбу страны;

    - показать влияние отдельной личности на исторические процессы;

    2.Обучающие

    - продолжить формирование  умений и навыков работы с историческими источниками, картой, дополнительной литературой

    -  способствовать формированию  навыков  работы в группе, умению красиво и правильно выражать свои мысли, подтверждать фактами.

    3. Воспитательные

    - продолжить формирование патриотических чувств к России;

    - подвести учащихся к пониманию того, что настоящее России тесно связано с прошлым.

    План урока:

    1.Влияние географического положения и природных условий на судьбу страны.

    1.Русский национальный характер и особенности менталитета

    3.Роль личности в истории

    Основные понятия: менталитет, западники , славянофилы

    Подготовительный этап:

    1.ученики получили опережающее задание по учебнику.

    2. подготовлена презентация

    Ход урока.

    В начале урока учитель предлагает учащимся сформировать группы экспертов, специалистов по географическому положению, природным условиям , роли личности в истории.

    Вступительное слово учителя.

          Слово «Цивилизация имеет латинский корень, оно происходит от слова «sivis»,что означает «городской, государственный, гражданский».Оно противопоставляется понятию  «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Т.о. одни считают цивилизацией эпоху, пришедшую на смену варварству и дикости,но мы определяем цивилизацию, как социальную и культурную общность людей, опирающуюся на единую систему основных духовных ценностей.

          Существуют различные теории цивилизаций, среди которых можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

    Стадиальные теории изучают цивилизацию. Как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии (этапы): доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

    Тории локальных цивилизаций изучают большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного  развития : Египетская, Древняя Греция, Древний Рим и др. А.Тойнби, известный английский историк выделял 20 типов цивилизаций. Среди них, как отдельную цивилизацию, он назвал Российскую. Почему?

        Многие исследователи подразделяют цивилизации на 2 типа: восточные и западные. К какому же из них относится Россия?

           «Россия на протяжении веков – это сложная культурная мозаика, огромная территория, многонациональное население со своими религиозными и культурными традициями.

    Россия находится в двух частях света. Вспомним  « Балладу о Востоке и Западе» Р.Киплинга

    Запад есть запад, восток есть восток

    Не слиться им никогда

    Лишь у  подножия божьего

     В день страшного суда.

    Вряд  ли это можно отнести к многонациональной евразийской стране. Попытки ответить на эти вопросы уже в начале XIX века породили споры.

        Оформились два направления общественной мысли западничество и славянофильство. ( слайд) 

        Славянофилы отстаивали идею самобытности  России, её принципиальные отличия от стран Западной Европы и любые попытки направить её развитие в русло Западных ценностей расценивались ими как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западники считали, что Россия, несмотря на то, что впитала в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является европейской страной и её будущее – в развитии по западному пути.

         Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: что есть Россия? Запад она или Восток? Какого её предназначение? Какие факторы повлияли на судьбы страны, на формирование менталитета жителей России? Существует ли связь между географией природной и географией  душевной?

    ( план)

         1.Менталитет - от латинского языка, ментис, ум, мышление, рассудок.

    Образ мышления.

    Часто мы задаём себе вопрос: почему менталитет одних народов отличается от менталитета других? Какие факторы влияют на формирование национального характера и менталитета? В данном случае нас волнует вопрос о формировании русского национального характера и менталитета граждан  России. Ответить на эти вопросы пытались такие великие личности, как Белинский, Чаадаев, Блок, Гоголь. Обострённое желание познать Россию и русского человека было свойственно русским. В статье « Судьба нашей духовной Культуры» Георгий Федотов (философ и богослов) отмечает факторы, повлиявшие на формирование русского характера. Одним из важнейших он считает географическую среду. С этим можно вполне согласится ,роль географического фактора очень велика.

    Выступление экспертов по вопросу:

     Влияние географического положения на историю России.

    Учитель. Обратим внимание на специфику географического положения России. Она стоит одной ногой в Азии, другой в Европе. Она зажата между двух сил , Европа – Россия – Азия.

    Это отмечал великий русский философ Сергей Михайлович Соловьёв

    В стране морозных вьюг, седых туманов,

    Явилась ты на свет,

    И, бедное дитя, меж двух враждебных станов

    Тебе приюта нет.

    Россия-Запад? Россия –Восток?  Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление.

    В.Брюсов  поставил  проблему так:

    «Не надо несбыточных  грёз,

    Не  надо красивых утопий, Мы старый решаем вопрос,

    Кто мы в этой старой Европе?

    Демонстрируются слайды с цитатами мыслителей.

    В.К.Кюхельбекер: «Россия по самому своему географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии».

    П.Я.Чаадаев писал. Что»раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтём на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе 2 великие основы духовной природы – воображение и разум. И объединить в воём просвещении исторические судьбы всего земного шара. Провидение предоставило нас самим себе. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди  народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, Что бы преподать урок миру…»

    В.Белинский: «Русскому равнодоступны и социальность француза, и практическая деятельность англичанина, и туманная философия немца»

    А.Чехов: «Самолюбие и самомнение в нас европейские, а развитие и поступки азиатские».

    Так кто же мы?

    2.Философ Николай Бердяев писал: « В душе русского народа остался сильный природный элемент. Связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины… Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта»

    Выступление экспертов  по вопросу : влияние природы на историю страны.

    Учитель: Таким образом несомненно сходство между географией природной и географией душевной. ( Слайды о природе России)

    3.Учитель.Многие мыслители говорят что историю творят народы? А какова же роль отдельной личности в истории ( слайды с портретами выдающихся государственных деятелей, великих спортсменов, деятелей искусства)

    Выступление 3 группы экспертов по вопросу о роли личности в истории.

    Вернуться к вопросам урока. Сделать выводы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

    На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

    Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"

    Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;             2) выяснить основные проблемы рассказов «М...

    Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

    Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

    Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

    Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...

    9 класс ФГОС Тема урока. § 1. РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

    ¡Россия является государством с самой большой территорией в мире. Страной, имеющей значительные мировые запасы основных природных ресурсов.  Россия — ядерная держава, входит в состав постоянных ч...