« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»
методическая разработка (история, 10 класс) по теме

Улановская Ольга Анатольевна

Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rosii_v_mirovoy_istorii.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 « Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, географическая карта России, мультимедийная презентация.

Проблемный вопрос.

  1. Россия-Запад? Россия – восток?  Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление?
  2. Существует ли сходство между географией природной и географией душевной?

Цели урока.

1.Образовательные

- способствовать формированию у учащихся знаний о факторах, влияющих  на исторические  процессы, на судьбу страны;

- показать влияние отдельной личности на исторические процессы;

2.Обучающие

- продолжить формирование  умений и навыков работы с историческими источниками, картой, дополнительной литературой

-  способствовать формированию  навыков  работы в группе, умению красиво и правильно выражать свои мысли, подтверждать фактами.

3. Воспитательные

- продолжить формирование патриотических чувств к России;

- подвести учащихся к пониманию того, что настоящее России тесно связано с прошлым.

План урока:

1.Влияние географического положения и природных условий на судьбу страны.

1.Русский национальный характер и особенности менталитета

3.Роль личности в истории

Основные понятия: менталитет, западники , славянофилы

Подготовительный этап:

1.ученики получили опережающее задание по учебнику.

2. подготовлена презентация

Ход урока.

В начале урока учитель предлагает учащимся сформировать группы экспертов, специалистов по географическому положению, природным условиям , роли личности в истории.

Вступительное слово учителя.

      Слово «Цивилизация имеет латинский корень, оно происходит от слова «sivis»,что означает «городской, государственный, гражданский».Оно противопоставляется понятию  «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Т.о. одни считают цивилизацией эпоху, пришедшую на смену варварству и дикости,но мы определяем цивилизацию, как социальную и культурную общность людей, опирающуюся на единую систему основных духовных ценностей.

      Существуют различные теории цивилизаций, среди которых можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию. Как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии (этапы): доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Тории локальных цивилизаций изучают большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного  развития : Египетская, Древняя Греция, Древний Рим и др. А.Тойнби, известный английский историк выделял 20 типов цивилизаций. Среди них, как отдельную цивилизацию, он назвал Российскую. Почему?

    Многие исследователи подразделяют цивилизации на 2 типа: восточные и западные. К какому же из них относится Россия?

       «Россия на протяжении веков – это сложная культурная мозаика, огромная территория, многонациональное население со своими религиозными и культурными традициями.

Россия находится в двух частях света. Вспомним  « Балладу о Востоке и Западе» Р.Киплинга

Запад есть запад, восток есть восток

Не слиться им никогда

Лишь у  подножия божьего

 В день страшного суда.

Вряд  ли это можно отнести к многонациональной евразийской стране. Попытки ответить на эти вопросы уже в начале XIX века породили споры.

    Оформились два направления общественной мысли западничество и славянофильство. ( слайд) 

    Славянофилы отстаивали идею самобытности  России, её принципиальные отличия от стран Западной Европы и любые попытки направить её развитие в русло Западных ценностей расценивались ими как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западники считали, что Россия, несмотря на то, что впитала в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее является европейской страной и её будущее – в развитии по западному пути.

     Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: что есть Россия? Запад она или Восток? Какого её предназначение? Какие факторы повлияли на судьбы страны, на формирование менталитета жителей России? Существует ли связь между географией природной и географией  душевной?

( план)

     1.Менталитет - от латинского языка, ментис, ум, мышление, рассудок.

Образ мышления.

Часто мы задаём себе вопрос: почему менталитет одних народов отличается от менталитета других? Какие факторы влияют на формирование национального характера и менталитета? В данном случае нас волнует вопрос о формировании русского национального характера и менталитета граждан  России. Ответить на эти вопросы пытались такие великие личности, как Белинский, Чаадаев, Блок, Гоголь. Обострённое желание познать Россию и русского человека было свойственно русским. В статье « Судьба нашей духовной Культуры» Георгий Федотов (философ и богослов) отмечает факторы, повлиявшие на формирование русского характера. Одним из важнейших он считает географическую среду. С этим можно вполне согласится ,роль географического фактора очень велика.

Выступление экспертов по вопросу:

 Влияние географического положения на историю России.

Учитель. Обратим внимание на специфику географического положения России. Она стоит одной ногой в Азии, другой в Европе. Она зажата между двух сил , Европа – Россия – Азия.

Это отмечал великий русский философ Сергей Михайлович Соловьёв

В стране морозных вьюг, седых туманов,

Явилась ты на свет,

И, бедное дитя, меж двух враждебных станов

Тебе приюта нет.

Россия-Запад? Россия –Восток?  Или Россия – цивилизация, соединяющая два начала? А может быть Россия- это вообще уникальное явление.

В.Брюсов  поставил  проблему так:

«Не надо несбыточных  грёз,

Не  надо красивых утопий, Мы старый решаем вопрос,

Кто мы в этой старой Европе?

Демонстрируются слайды с цитатами мыслителей.

В.К.Кюхельбекер: «Россия по самому своему географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии».

П.Я.Чаадаев писал. Что»раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтём на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе 2 великие основы духовной природы – воображение и разум. И объединить в воём просвещении исторические судьбы всего земного шара. Провидение предоставило нас самим себе. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди  народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, Что бы преподать урок миру…»

В.Белинский: «Русскому равнодоступны и социальность француза, и практическая деятельность англичанина, и туманная философия немца»

А.Чехов: «Самолюбие и самомнение в нас европейские, а развитие и поступки азиатские».

Так кто же мы?

2.Философ Николай Бердяев писал: « В душе русского народа остался сильный природный элемент. Связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины… Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта»

Выступление экспертов  по вопросу : влияние природы на историю страны.

Учитель: Таким образом несомненно сходство между географией природной и географией душевной. ( Слайды о природе России)

3.Учитель.Многие мыслители говорят что историю творят народы? А какова же роль отдельной личности в истории ( слайды с портретами выдающихся государственных деятелей, великих спортсменов, деятелей искусства)

Выступление 3 группы экспертов по вопросу о роли личности в истории.

Вернуться к вопросам урока. Сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"

Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;             2) выяснить основные проблемы рассказов «М...

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...

9 класс ФГОС Тема урока. § 1. РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

¡Россия является государством с самой большой территорией в мире. Страной, имеющей значительные мировые запасы основных природных ресурсов.  Россия — ядерная держава, входит в состав постоянных ч...

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность...