Урок нравственности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» "Прости меня, мама!"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Новикова Екатерина Владимировна

Урок должен вызвать эмоциональный сдвиг у ребят  в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»                                                                                                

"Прости меня, мама!"

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре ,чуткости, отзывчивости,      милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей ,по которым живут герои.

Обучающие:

Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее важные качества в человеке

4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

 1.Учить заботиться о тех ,кто дорог

2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Вступительное слово учителя.

Ребята, у меня в руках вы видите конверт. И все Мы  с вами знаем, что читать чужие письма нельзя. Но я все-таки прочту. Оно очень важно для нас.

 «Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

 У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально.

Скажите ,пожалуйста, какие чувства вызвало у вас письмо? (высказывания детей).Из какого произведения оно?

Я поняла, что это письмо и  этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

 - Выделите главную проблему.  (Проблема отношения дочери и матери ,отношение людей друг к другу.)

- Откликнулась ли Настя на письмо? (Нет).

-А  что вы знаете о  библейских заповедях?

-Какую заповедь нарушила Настя?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы забыть о самых близких и родных людях?

- А какими мы должны быть по отношению  к свои родителям?

- На доске вы  видите написаны слова.Что это за слова?

Сострадание

соучастие

долг

милосердие

добро

человечность

отзывчивость

доброта

(Это духовные ценности)

- А что такое милосердие?

- Закончите предложение : Милосердие -это... (зачитать).

- Ребята,а кто из героев рассказа "Телеграмма" проявляет именно это качество? (сторож  Тихон)

-  .Прочитайте текст телеграммы.(от Тихона).Какие  духовные ценности  из перечисленных нами свойственны Тихону?

- Какие еще герои наделены активной добротой

 (Манюшка. Учительница).А им какие присущи духовные ценности?

-Давайте теперь рассмотрим образ Катерины Петровны. Расскажите о нем.

- Найдите эпитеты, которые относятся к образу Катерины Петровны?

(дряхлая, брошенная всеми старушка, бледная, маленькая, одинокая).

- Сочетаются ли эти эпитеты со словом МАМА?

- Подберите эпитеты,сравнения, которые должны стоять рядом со словом МАМА.

Ангел, бесценная, благословенная, великодушная, веселая, внимательная, выносливая, героиня, гениальная, добрая, душевная, добродушная, друг, доктор, единственная, жизнерадостная, женственная, заботливая, замечательная, звзда, искренняя, кулинар, красавица, любимая, любящая, лучшая, ласковая, милая, мудрая,  мамочка, неотразимая, незаменимая, надежная, необыкновенная, нежная, неповторимая, очаровательная, обожаемая, обаятельная, понимающая, спасительница, солнышко, родная, ранимая, трепетная, трогательная, чуткая, чудесница.

- Можно ли решить проблему взаимоотношений в жизни?Решает ли эту проблему К.Г.Паустовский в своем рассказе?(Проблема решаема.Паустовский нам посылает телеграмму. Телеграмма- это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.)

Я вижу, у вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание - испытание  на истинную человечность. Любовь к маме.

И сейчас, я вам раздам бланки телеграммы. Они настоящие . Я попрошу вас сейчас написать на них то, чтобы вы хотели  сказать своим дорогим мамам. Возможно, что в них у кого-то прозвучат слова извинений. Не забывайте о том, что  В телеграмме нужно сообщить что-то срочное, важное и Только самое главное.

(Зачитать свои телеграммы).

ВЫВОД.

- Знаете , ребят, я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм-предостережений, чтобы вы никогда не забывали о маме.

-Почему рассказ назван «Телеграмма?»

(это последний звонок, последняя попытка достучаться до сердца дочери.

Это крик души)

Настя не смогла быть вовремя благодарной. Не повторяйте ее ошибок. Если даже сердце очерствело, дайте маме капельку добра.

Эти телеграммы - покаяния предназначались не мне. Пусть ваши строки не будут запоздалыми . Подарите их своей маме. И помните : "Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок нравственности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

                                                Урок нравствен...

Нравственная проблематика рассказа К.Г.Паустовского "Телеграмма"

На уроке анализируются нравственная проблематика рассказа, образы Катерины Петровны и Насти, художественные способы создания образов: приём контраста, пейзаж, интерьер, художественная деталь, эпитеты,...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма".

Разработка урока -творческой мастерской по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"....

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Урок литературы в 8 классе на тему "Уроки нравственности в рассказе К.Паустовского "Телеграмма"

Урок литературы в 8 классе. Анализ текста. Формирует умение давать характеристику героям, определять тему и идею рассказа....

Тема: Урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»

Форма: модельный урок – размышлениеМетод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления Цель: 1) Продолжать знакомство обучающихся  с тво...