Урок литературы в 8 классе на тему "Уроки нравственности в рассказе К.Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8 классе. Анализ текста. Формирует умение давать характеристику героям, определять тему и идею рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Уроки нравственности в рассказе

Паустовского « Телеграмма»

Форма: урок – размышление.

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:  учебная: способствовать формированию умения анализировать содержание текста, давать характеристику героям определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся.

воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Ожидаемые результаты.

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения родителей в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные: смысловое чтение; умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью и монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и умение делать выводы;

предметные: формулирование собственного отношения к рассказу Константина Паустовского «Телеграмма»; умение пересказывать произведение или его отрывок с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по рассказу «Телеграмма», создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинений на нравственные темы.

Эпиграф к уроку: «Не будь пустельгой! За добро плати добром».

Ход урока:

Учитель: У поэта Валентина Берестова есть стихотворение:

Любили тебя без особых причин,

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

- Какая тема этого стихотворения? Тема взаимоотношений детей и родителей – вечная нравственная тема. Что такое нравственность?

Давайте обратимся к толковому словарю  Ожегова

        «Нравственность – внутренние духовные  качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые   этими качествами»

-Какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (отношение детей к родителям, чуткости, милосердия, проблема одинокой старости, материнской любви).

Наш урок  мы назовем «Уроки нравственности в рассказе Паустовского «Телеграмма».

Дома вы прочитали произведения. Попробуйте сформулировать цели урока.?(Поразмышляем над поступками героев, выявим собственное отношение к ним. Будем учиться общаться, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения).

-Скажите, а что такое «телеграмма»? Что бы вы испытали в момент получения телеграммы? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство)

- Ребята, в рассказе было две телеграммы, но они не выполнили свое предназначение,

одна опоздала, другой не поверили. Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое, говорит о другой тревожной вести? Возможно, название символично? А может быть, телеграмма адресована нам?

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный  вопрос:

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

-Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией, как  и стихи, музыка. Я   предлагаю под музыку П.И.Чайковского «Октябрь» прочитать описание природы в рассказе. Проанализируйте этот эпизод.

(Автор рисует мрачную картину.  Спутанная трава в саду полегла, потому что ее никто не косил. Над лугами тащились тучи.  Сыпался дождь, надоедливо, назойливо. Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно. У читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии. В природе – увядание, сон.

- Назовите, пожалуйста, героев рассказа. (Катерина Петровна, Настя, Тихон, Манюшка)

Чтобы понять, какой урок нравственности преподносит нам Паустовский, я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах. Каждая из 3-х групп получит свой образ и задание. Во время работы на лист записываете качества характера героя.

Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.

- Ребята что  вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние?

-Попытаемся передать душевное состояние героини:

( одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? (Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом").

Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю".  Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы позабыли.

-Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).

-Страдает человек, и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

Почитайте письмо к дочери: "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень").

-А что-то удивило в письме?

(Никакой радости, только одиночество.  Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никого,  дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").  А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает   тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое.  Качества характера героини вы можете выразить в кластере или синквейне.

Катерина Петровна

Забытая, страдающая

Ждет, надеется, тоскует,

Не теряет надежды на приезд дочери

Одиночество

Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.

-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

 -Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

 -Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

-Очень странно, что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.

-Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А  в  это  время  в  Заборье  умирала  мать.

-Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

 -Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой».

-Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

-Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь. Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.

-Почувствовала ли Настя укор Гоголя? - Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

-Эта  сцена  кульминационная  в  центральной  части  рассказа. Настя  прозрела, поняла, что  неправильно  относилась  к  матери, в  ней  проснулась  совесть, понимание  того, что  она  никогда  уже  не  увидит  мать.

-Найдите по толковым  словарям, что означает слово «совесть»? (Чувство моральной ответственности за свое поведение)

-Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины. Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть, не сказать самое главное.

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Пятую Божью заповедь: «Чти отца своего и мать твою, да благо ти будет и долголетие будети на земле»

-Так какие же качества характера мы увидели у Насти? Кластер: черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта,  тщеславие, фальшивость, позднее прозрение.

Настя

Равнодушная, эгоистичная

Спешит, любуется, забывает

Твоего внимания ждет близкий человек

Пустельга.

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.

 -Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность,    чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке. «Не будь пустельгой! За добро плати добром»  Что значит "пустельгой? (на слайде)

Пустельга –  1. Хищная птица из семейства соколиных.

                       2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон   помогает старой женщине: рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

-Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона? (на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По  речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

- Девочка окружает  одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки  в большей степени, чем у дочери.

 Очень жаль  девочке эту старую одинокую женщину, Она напугана смертью, трясется, но на похоронах несет крышку гроба.

Как видим, автор показывает доброе отношение Манюшки к Катерине Петровне через ее поступки.

-Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне? (Тихон и Манюшка) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев). Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

Манюшка

Добрая, заботливая

Помогает, сочувствует, сострадает

Окружает старушку теплом и заботой

Как дочь.

Да, никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери.

-А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

(Этот образ противопоставлен  Насте. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери).

Что вы услышали в телеграмме Паустовского? На уровне рефлексии мы попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Вывод:

-   Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

        -    ( нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

        -     нужно заботиться о маме

        -     я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

        -     старые люди нуждаются в нашей поддержке

        -     я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

        -     нельзя совершать такие ошибки, которые  исправить невозможно

        -     я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой»)

Рефлексия

- Урок помог задуматься…

            ( о том, как страшно потерять маму;

             об одиночестве, доброте и милосердии

             о человечности, об отношении к маме

             о моих родных

     о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

    почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)

-Какую телеграмму написали бы вы Насте?  Д.З.

           Заключительное слово учителя.

 -Очень жаль, что в сутолоке  жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя.

Когда вы сами станете взрослыми, вы поймете, что родители сделали для вас, но уже будет поздно. Вы начнёте удивляться, как можно было со всем этим справляться, но уже не к кому будет обратиться. Когда вы будете достаточно зарабатывать, вы будете готовы одарить родителей всеми благами, купить квартиру, машину, всё необходимое – но благодарить уже будет некого. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой! Сейчас. Пока у вас есть шанс, возможность отблагодарить их. Как сказал В. Г. Белинский «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывать о близких, которые нуждаются в нас, пока не поздно.

Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». И  есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Благодаря Паустовскому  каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности.

Я думаю, что этот рассказ произвел на вас сильное впечатление, но и не только на вас. Сохранилось воспоминание о том, что немецкая актриса Марлен Дитрих, прочитав рассказ Паустовского «Телеграмма», когда приехала в нашу страну и встретилась с Паустовским, то встала перед ним на колени в знак благодарности за замечательное произведение. Поэты посвятили немало стихотворений героям этого рассказа:

Л.Татьяничева «Опаздывают поезда»

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пашни серебром

Опаздывает замять.

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.

Группа «Белый день» поет «Песню о матери»

Засыпает белым снегом 
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме 
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных 
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей, 
Той, которая отрада,
Свет твоих очей, 
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора, 
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости, 
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста, 
Свою дочь.

В конце урока я хочу прочитать маленький текст. Обсуждать мы его не будем. Думать и размышлять, анализировать и ставить на место героев себя вы будете сами. Один на один.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно  разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

 - Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил       седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет

- Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

- А  вы кем приходитесь этой старушке?

- Как кем? Дочерью, конечно.

- Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

- Да, мне в собесе заверили, что все в порядке с документами.

- Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

- Она сама сюда захотела.

- Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

- Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

- Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

- Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Открытый урок по литературе в 8 классе "Куст сирени". Нравственные проблемы рассказа"

Цель урока: выявить нравственные проблемы рассказа, развивать умение мыслить, воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека....

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...