Презентация к уроку литературы (5 класс) "Мы о войне стихами говорим"
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Сергеенко Людмила Вячеславовна

Презентация знакомит с основными событиями ВОВ, стихотворениями, написанными о ней.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Томмот Сергеенко Людмила Вячеславовна

Слайд 2

воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу; выявление и поощрение талантливых учеников; обучение выразительному чтению, актёрскому мастерству; дать учащимся возможность выразить свое отношение к событиям Великой Отечественной войны, поразмышлять о последствиях трагических событий войны и роли советского солдата – освободителя. расширить знания учащихся о событиях ВОВ, произведениях и дать представление учащимся о значении событий ВОВ в истории России; способствовать повышению интереса к выразительному чтению художественных произведений.

Слайд 3

Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. О войне мы можем судить только по кинофильмам, рассказам фронтовиков, стихотворениям и рассказам писателей. Для нас война - это история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне, со дня которой прошло уже 77 лет, мы посвящаем наш сегодняшний урок-конкурс чтецов. Когда мы листаем страницы книг, перед нами вновь проходят дни и года, обагрённые человеческой кровью и орошённые слезами. Давайте же обратимся к истории, вспомним стихи, написанные поэтами военных и послевоенных лет.

Слайд 4

22 июня фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. «Все для фронта, все для победы» – повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

Слайд 5

...Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою осталась один на один. Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счёта - Печали, труды и заботы пришлись на тебя на одну. Одной тебе - волей-неволей - а надо повсюду поспеть; Одна ты и дома и в поле, одной тебе плакать и петь. А тучи свисают всё ниже, а громы грохочут всё ближе, Всё чаще недобрая весть. И ты перед всею страною, И ты перед всею войною сказалась - какая ты есть. Ты шла, затаив своё горе, суровым путём трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, кормила ты хлебом своим. В холодные зимы, в метели, у той у далёкой черты Солдат согревали шинели, что сшила заботливо ты. Бросалися в грохоте, в дыме советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни от бомб, начинённых тобой. За всё ты бралася без страха. И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой и ткахой, умела - иглой и пилой. Рубила, возила, копала … Да разве всего перечтёшь? А в письмах на фронт уверяла, что будто б отлично живёшь. Бойцы твои письма читали, и там, на переднем краю, Они хорошо понимали святую неправду твою. И воин, идущий на битву и встретить готовый её, Как клятву, шептал, как молитву, далёкое имя твоё...

Слайд 6

Женщина и война... Как же несовместимы эти два слова... Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Они спасали своих мужей, сыновей не только трудом на фабриках и заводах в тылу, но и прежде всего своей любовью, своим ожиданием и верой, что их любые вернутся. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, не желай добра Всем, кто знает наизусть, что забыть пора. Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня, Выпьют горькое вино на помин души... Жди. И с ними заодно выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, как среди огня Ожиданием своим ты спасла меня. Как я выжил, будем знать только мы с тобой, - Просто ты умела ждать, как никто другой.

Слайд 7

Брестская крепость приняла на себя удар вражеских войск в первый день войны. Несмотря на внезапность нападения, немцам не удалось взять крепость штурмом. Ее малочисленный гарнизон отчаянно сопротивлялся почти месяц. На предложение сдаться защитники вывесили ответ, написанный кровью на куске полотна: «Все умрем за Родину, но не сдадимся!». Не хватало продовольствия, боеприпасов, кончилась вода, не работала рация. Взять крепость фашистам удалось только через месяц – в конце июля 1941 года. Надписи на стенах крепости. «Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем как герои». «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» Где-то около Бреста Вдруг вошла к нам в вагон Невеселая песня Военных времен. Шла она по проходу И тиха, и грустна. Сколько было народу - Всех смутила она. Подняла с полок женщин, Растревожила сны, Вспомнив всех не пришедших С той, последней войны. Как беде своей давней, Мы вздыхали ей вслед. И пылали слова в ней, Как июньский рассвет. Песня вновь воскрешала То, что было давно, Что ни старым, ни малым Позабыть не дано. И прощалась поклоном, Затихала вдали... А сердца по вагонам Всё за песнею шли.

Слайд 9

На битву с врагом встали не только простые солдаты, но и писатели. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны 417. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный Муса Джалиль попал в руки врага. Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Стихи его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа. Они с детьми погнали матерей и яму рыть заставили, а сами они стояли, кучка дикарей, и хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами окинул обреченных... Мутный дождь гудел в листве соседних рощ и на полях, одетых мглою, и тучи опустились над землею, друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня, я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, и в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами, сквозь тучу вышло на поля, в последний раз детей поцеловало, в последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас он обезумел. Гневно бушевала его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг. Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг, - прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, головку спрятал в складках платья еще не старой женщины. Она смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. - Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! - Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже. Нагнувшись, подняла двумя руками мать, прижала к сердцу, против дула прямо... - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?- И хочет вырваться из рук ребенок, и страшен плач, и голос тонок, и в сердце он вонзается, как нож. - Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. - И он закрыл глаза. И заалела кровь, по шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, две жизни и одна любовь! Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, ты миллионы лет цвела для нас, но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят, но выше подними великой правды знамя, омой его земли кровавыми слезами, и пусть его лучи пронзят, пусть уничтожат беспощадно тех варваров, тех дикарей, что кровь детей глотают жадно, кровь наших матерей...

Слайд 10

Насмерть стоял на рубежах нашей Родины солдат России! Вёз хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней… Он принёс свободу узникам Освенцима, Дахау, Бухенвальда, Майданека…И порой ценою своей жизни. Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет. Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой… Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой… Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли. За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.

Слайд 11

Нет перерывов на войне, нет перерывов… И если даже тишина со всех сторон, - Не слышно выстрелов, не слепнем от разрывов Затих в сырых окопах сонный батальон… Но пробил час – винтовка вздрогнула: «Пора!» И я взлетаю над окопом неуклюже… Наш лейтенант кричит в который раз: «Ура!» - А мы бежим, бежим вперед по прелой стуже… И отмеряют время ходики штабные Неутомимо и безжалостно: «тик-так», - Кому – последние минуточки земные, Ну а кому – часы до будущих атак. Мы целый век бежим навстречу злым ветрам, И мы кричим, хоть голос осенью застужен. Но наше сиплое, нестройное «ура!» Над полем боя сильной птицею закружит… А в душу осень лезет яростно, упрямо. Под солнцем греется не так, как по весне. Бегу, кричу «Ура!», а с губ слетает: «Мама...» … ах, как же страшно, все же страшно на войне…

Слайд 12

Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла, В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг… Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, Он свою дочурку целовал, Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял… Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, Полз боец и, телом заслоня, Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня. Скольким детям возвратили детство, Подарили радость и весну Рядовые Армии Советской, Люди, победившие войну! И в Берлине в праздничную дату Был воздвигнут, чтоб стоять в веках, Памятник советскому солдату С девочкой спасенной на руках. Он стоит, как символ нашей славы, Как маяк, светящийся во мгле. Это он – солдат моей державы- Охраняет мир на всей земле!

Слайд 13

Стихотворение Вадима Шефнера «Не танцуйте сегодня, не пойте…» Не танцуйте сегодня, не пойте. В предвечерний задумчивый час Молчаливо у окон постойте, Вспомяните погибших за нас. Там, в толпе, средь любимых, влюблённых, Средь весёлых и крепких ребят, Чьи-то тени в пилотках зелёных На окраины молча спешат. Им нельзя задержаться, остаться – Их берёт этот день навсегда, На путях сортировочных станций Им разлуку трубят поезда. Окликать их и звать их – напрасно, Не промолвят ни слова в ответ, Но с улыбкою грустной и ясной Поглядите им пристально вслед.

Слайд 14

Мы стараемся чтить память всех погибших в этой жестокой войне. И один из символов памяти павшим – это вечный огонь. Пока горит этот огонь, в сердцах людей будет жить память о великом подвиге. Очень тяжело и больно видеть, что войны в нашем мире продолжаются, гибнут люди. Словно отголосками Великой отечественной войны являются события в разных странах мира. Хочется сказать: «Люди! Что вы делаете? Ведь гибнут дети, гибнет будущее! Остановитесь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

Презентация к уроку литературы "Лев Николаевич Толстой. Роман "Война и мир"

Презентация к уроку литературы при изучении романа "Война и мир" Льва Николаевича Толстого. Материал представлен в блочно-модульном обучении....

Урок литературы 8 класс. «Песни, опаленные войной» (М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».

Урок – творческая мастерская поможет осмыслить подвиг и трᡃагедию нᡃашего нᡃарᡃода в годы Великой Отечественᡃнᡃой войнᡃы, которᡃые нᡃашли свое  отрᡃаженᡃие в стихах  поэтов нᡃашей Рᡃод...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...