Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literat.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Тема урока: Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина.

Цели:

-        выяснить, как относится С.А. Есенин к родной природе;

-        выяснить, какие средства художественной выразительности    использовал поэт в своих стихах, чтобы показать русскую природу;

-       определить, какие качества личности воспитывают стихи С.А.Есенина;

-        научиться выразительно читать стихи Есенина;

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, фонограмма, музыка, презентация.

Ход урока.

1. Орг. момент

2 Учитель заходит в класс молча, движением руки, сажает детей на места. Щёлкает 5-6 слайдов с изображением природы.

- Ребята, что изображено на этих картинах?

(Красота русской природы, природа)

- Давайте вспомним, какой поэт показал нам красоту русской природы на прошлом уроке?

(А.А.Блок)

Читаем наизусть стихи А.А.Блока.

- Спасибо, ребята, молодцы. Оценивать вашу работу буду не только я, но и вы сами, не только за стихи, которые вы сейчас прочитали, но и за работу на уроке.

- А сейчас покажите, какое у вас настроение. Почему?

(Стихи наполнены радостью, скоро наступит лето, хорошо прочитал стихотворение.)

- О чём стихи А.А. Блока?

(О красоте природы)

- А как вы думаете, только ли А.А. Блок восхвалял русскую природу?

(Нет, другие поэты)

Слайд. Возникает портрет С.А.Есенина.

- Кто это? Кто знает этого поэта?

(Сергей Александрович Есенин)

- О чём он писал свои стихи?

( О природе)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Напишите на листочках.

(Красота русской природы в стихах С.А.Есенина,

Особенности русской природы в стихах С.А. Есенина,

Родная природа в стихах С.А. Есенина.)

- Прочитайте, какие у вас получились темы.

Слайд 

- Кто был прав? Молодцы! Тема сегодняшнего урока:

Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина.

- Что мы должны сегодня сделать? Поставьте себе цели.  (устно)

Слайд

- выяснить, как относился С.А. Есенин к родной природе; (любил, преклонялся, боготворил)

- выяснить, какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы показать русскую природу; (эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение)

- показать, какие качества личности воспитывают стихи С.А.Есенина; (любовь к природе, уважение природы, не губить природу, охранять природу)

- научиться выразительно, читать стихи С.А.Есенина.

- В конце урока мы вернёмся к этим целям.

- А как жил Сергей Есенин вам интересно? Послушаем Полину. Слайды

- А теперь выясним, как относился Есенин к родной природе и в этом нам поможет

стихотворение «Мелколесье. Степь и дали». Слайд

- Ещё раз прочитайте название и предположите, о чём пойдет речь в этом стихотворении?  (…)

Послушаем фонограмму.

- Правы ли вы были?

- Какую природу изображает поэт?

- Близко ли по духу вам это стихотворение?

- А чем близко?

(Я люблю кататься на санях, я люблю русскую природу.)

- Что вас задело в этом стихотворении до глубины души? Какие слова?

(ножку рад поцеловать, неприглядная дорога, он плачет.)

- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните непонятные слова. Скажите и объясните смысл этих слов, как вы их понимаете. Слайды.

Прочитав это стихотворение, определите, как автор относится к природе?

(любит, ценит, боготворит)

- А как вы относитесь к родной природе?

(…)

Работаем с таблицей. Руслан, читай первую строфу стихотворения.

- Какие средства художественной выразительности встретились?

(метафора - разливные бубенцы, олицетворение – зарыдали).

Вторую строфу читай Валя.

- Какие средства выразительности вы нашли?

(Неприглядная дорога, любимая дорога- эпитет)

3 столбик выполняем самостоятельно.

4 столбик читай Серёжа. Находим средства выразительности.

5 столбик самостоятельно.

- Ребята, зачем мы всё это делаем?

( чтобы потом выразительно прочитать стих)

- А теперь сделаем вывод, какие средства выразительности помогли передать любовь к природе?

( эпитеты, метафоры, олицетворение)

- Как нам нужно прочитать это стихотворение?

(ярко, громко, красиво, душевно)

2 минуты  готовимся.

Читаем выразительно.

- Ребята, представьте, как вы через 10-20 лет вернётесь на свою Родину повзрослевшими, может даже знаменитыми. Как вы думаете, какие чувства вас охватят?

(жалость, тоска, грусть)

- Почему?

- Как вы думаете, как будет выглядеть ваша Родина?

- Какие качества личности воспитывает Есенин данным стихотворением?

(Любовь к родине, наслаждение каждым мгновением, проведённым вместе с родными местами)

- Итак, а теперь покажите, какое у вас сейчас настроение? Почему?

Физкультминутка

Звучит музыка «Времена года». «Весна». Что происходит весной? (Все просыпается). Изобразите пробуждение природы.

- Ребята, какое время года за окном? Слайд.

Конечно, мы радуемся весне, но не надо забывать о том, что было вчера. Какое время года было? Слайд.

- Что было зимой?

(мороз, холодно, метель, пурга)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Сергея Есенина «Пороша».

- А вы знаете, что такое пороша? Напишите. СЛАЙД

Читаем. Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(Ответы детей)

- Закройте глаза и послушайте стихотворение.  Совпали ли ваши представления?

-Какие картины вам представились?

-Ребята, вам не кажется, что природа в этом стихотворении живая? Почему?

(дремлет лес, понагнулась, как старушка, подвязалася косынкой. Это всё делаю люди.)

- Как относится Есенин к природе в этом стихотворении?

(любит, он видит во всём красоту)

- Прочитайте стихотворение про себя, найдите непонятные слова. Объясните смысл этих слов. Слайды

- Что делает стихотворение ярким,  красивым, необычным?

(средства художественной выразительности)

Продолжаем работать с таблицей.

Каких средств в этом стихотворении больше, чем других? Почему?

(Русская природа для Есенина всегда живая)

-А что её делает живой?

(Схожесть с человеком)

2 минуты готовимся к выразительному чтению. Читаем вслух.

- Чему учит, какие качества воспитывает Есенин этим стихотворением? (…)

Покажите мне своё настроение сейчас. Почему?

- Ребята, а давайте сейчас на мгновение превратимся в Сергея Есенина. Какова тема нашего урока? Посмотрите за окно. Какое сегодня небо? Придумываем эпитеты.

 (загадочное, нежное, ласковое, разноцветное)

Сравним это небо с чем-нибудь.

Небо словно…(царство…

Небо как…(море…

- Ребята, какой лес? Придумайте эпитеты.

(темный, таинственный, дремучий…)

Сравнение

Лес словно (как) (стена, зверь, темное царство…

- Молодцы! Итак, вернёмся к нашим целям.

- Как относился Есенин к родной природе?

-Какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы показать красоту родной природы?

- Какие качества личности воспитывают стихи Есенина?

- Научились ли мы выразительно читать стихи?

-Целей мы достигли?

- Что мы сделали в итоге?

 (показали русскую природу в стихах С.А. Есенина)

- Молодцы!

Домашнее задание: Выучить наизусть на выбор стих Есенина.

- Оцените свою работу на уроке с помощью анкеты.  Объясните.

- Какие отметки вы бы поставили друг другу.

- Покажите свое настроение. Почему?

- Ребята, я вам желаю, чтобы такое настроение у вас было всегда. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина

Данный урок раскрывает светлые и трагические стороны в жизни Сергея Есенина, помогает понять жизненные идеалы поэта....

Презентация к уроку литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина

Помогает ученикам ярко и наглядно представить важнейшие моменты из жизни поэта....

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

Презентация к уроку литературы "Образ природы в стихах А.С.Пушкина".

Презентация содержит  дополнительный теоретический и иллюстрационный материал к уроку, посвящённому творчеству А.С.Пушкина....

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина.

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина "Я последний поэт деревни", знакомящий учеников с особенностями творческого метода поэта, показывающий его народность....

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"

Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....