Урок литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина.
план-конспект урока (11 класс) по теме

Пиховкина Лариса Владимировна

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина "Я последний поэт деревни", знакомящий учеников с особенностями творческого метода поэта, показывающий его народность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  литература

Класс: 11

Тема урока: «Я последний поэт деревни» (Жизнь и творчество С.Есенина)

Цель урока: познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта;

                 показать народность творчества поэта.

Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина.

Методические приёмы:  лекция с элементами беседы; выразительное чтение и

                                           анализ стихотворений.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

                    С.Есенин      

  1. Вступительное слово учителя.

Сергея Есенина представлять не надо – это самый читаемый поэт в России. Современники отмечают необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание.

М.Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком».

        Есенин – единственный среди русских великих лириков  поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». «Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Есенин – народный национальный поэт не только потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную незадолго до смерти, в октябре 1925 года.

2. Автобиография «О себе» (Зачитывает подготовленный ученик)

3. Доклад-сообщение ученика о биографии Есенина.

4. «Малая родина» поэта.

      Константиново, родное село, поэта привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки – многоводной сестры великой Волги. Взору открываются необъятные просторы заливных лугов, убегающие вдоль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры.

5.  Родина, Россия, Русь – художественный нерв всего творчества А.С. Есенина.

    Чтение и комментирование стихотворений.

 Требования к выразительному чтению стихотворений:

  1. Оптимальный темп;
  2. Громкость;
  3. Дикция;
  4. Мелодика речи;
  5. Смысловые акценты (ударение, паузы);
  6. Знания текста наизусть.

    1. «Гой ты, Русь, моя родная…»

    2. «Край любимый! Сердцу снятся…»

    3. «Снится ковыль. Равнина дорогая…»

  Лирика Есенина- тонкое объяснение во влюбленности всему, что его  окружает, преклонение перед ни с чем не сравнимой красотой родного края.

    4. «За горами, за желтыми долами…»

    5. «Туча кружево в роще связала…»

  Природа в стихах Есенина – всегда живой организм, она дышит, чувствует, живет.

  1.  «Топи да болота, синий плат небес…»
  2. «Гляну в поле, гляну в небо»

   Мир народный жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. Перед нами во всем многообразии мир русской природы со сменой времени года, многоголосием птичьего хора, узнаваемыми запахами, буйством летнего цветения или ослепительной белизной зимы.

  1. «Край ты мой заброшенный…»
  2. «В хате»

   Поэт Руси, он взял у природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней полевой шири России, глубокую и необъятную душу её.

   В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, восходящее к общеславянскому корню «есень» (осень), сохранившемуся в рязанском наречии.

  1.   «Сыплет черемуха снегом…»
  2.   «О красном вечере задумалась дорога…»
  3.   «Я последний поэт деревни…»

6. Анализ стихотворений.

- Какова природа в лирике Есенина?

(Природа олицетворена, одухотворена. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты черемуха, снегом…», «Край ты мой заброшенный…», «Край любимый…»)

- Какие явления природы чаще всего изображает Есенин.

(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… мир животных, мир растений)

- Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

(Разнообразные оттенки красного цвета: розовый, алый, багряный, малиновый; оттенки желтого: золотой, медный; много зеленого цвета. Голубой – цвет олицетворяет радостное ощущение простора, свободы. Синий – душевное равновесие. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.)

В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира, есть и запахи

- Какие запахи изображены?

«запах мёда от невинных рук»;

«пахнет смолистой сосной»;

«духовитые дубровы»;

«пахучий мякиш тишины»;

«пряный вечер».

  1. Домашнее задание:
  1. Составить таблицу( 1-3 стихотворений), читать и выучить стихотворение (по выбору).

Название стихотворения

Какая сторона народной жизни изображена в произведении

Особенности изображения

  1. Любовная лирика Есенина (сообщение)
  2. Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза», Есенин «Пороша», «Береза».

  1. Итог урока.

Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина кровно близкие нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы вопросов современной народной жизни мы ни коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них мучительно думал, размышлял Есенин, тревожно вглядываясь со светлой надеждой и верой в будущее России.

Есенин не мыслил себя, своей жизни без России.

С новой силой звучат сегодня есенинские строки «Как прекрасна земля и на ней человек». Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

Романс «Не жалею, не зову, не плачу…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной...

урок литературы 10 класса по творчеству И.С.Тургенева

урок литературы по творчеству И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе....