Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov.pptx2.81 МБ
Файл urok_duhovno.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто же он, нравственный человек?

Слайд 2

Андрей Платонович Платонов 1899-1951

Слайд 6

Почитай отца и мать своих, и благо тебе будет, и долговечен будешь.

Слайд 7

Годы сталинских репрессий

Слайд 8

Какой можно сделать вывод? Сам Андрей Платонович был глубоко нравственным человеком. Его непростая биография доказывает это.

Слайд 9

О произведениях Платонова.

Слайд 10

А. П. Платонов «Никита» Основная идея произведения: связующая нить между отцом и сыном не прерывается. От созерцательности к активному созидательному труду подводит нас Платонов.

Слайд 11

Сказка – быль «Необыкновенный цветок»(А. П. Платонов) Добро порождает добро. Можно преодолеть все невзгоды и трудности, даря радость окружающим.

Слайд 12

А. П. Платонов «Корова». Жить не для себя, а для других – вот формула жизни Платонова.

Слайд 13

Какой сделаем вывод? Все пройденные ранее произведения Платонова имеют глубокий смысл. Жизнь человека не должна пройти бесследно. Добро порождает добро. Жить для ближнего, приносить пользу другому, не оставаться равнодушным к чужому горю.

Слайд 14

Портретная характеристика Юшки.

Слайд 15

Ксения Петербуржская

Слайд 17

Какой можно сделать вывод? Жизнь Юшки очень похожа на жизнь блаженных. Он жил для людей. Он был своего рода громоотводом, всю злость и ненависть людей он принимал на себя.

Слайд 18

Среди кого жил Юшка?

Слайд 19

Почему люди не понимали Юшку, оскорбляли и обижали его?

Слайд 20

Какой можно сделать вывод? У односельчан Юшки отсутствовали нравственные ориентиры, они были озлоблены, так как духовно были опустошены. Искоренение веры приводит к нравственному падению общества.

Слайд 21

Словарная работа. Что означает слово «юшка»? Как полностью звали Юшку? Что значит его имя?

Слайд 22

Кто же он, нравственный человек?

Слайд 23

Практическая работа. Т ы П онял Г де С ледует И скать О твет.



Предварительный просмотр:

Урок духовно – нравственного воспитания по творчеству Платонова «Юшка».

Тема: «Кто он, нравственный человек?»

Цели:

Продолжить знакомство  с писателем, с его биографией и творчеством.

Обучение анализу эпического текста.

Размышление о библейских заповедях, влияние их на жизнь человека.

Выделять проблемы текста, поднятые автором.

Знакомство детей с библейскими сказаниями.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, Евангелие, Презентация к уроку, видеопроектор.

Подготовительная работа к уроку:

Разбить детей на команды, подготовить домашние задания для каждой команды:

  1. Самостоятельно подобрать материал по биографии и творчеству Платонова.
  2. Вспомнить произведения Платонова, изученные в предыдущих классах, дать краткую характеристику каждого.
  3. Рассказать о Юшке, дать его портретную характеристику.
  4. Рассказать об односельчанах Юшки.

Команды получают задания по желанию или путём жеребьёвки.

                  Ход урока.

Слайд №1(Дерево)

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Итогом работы должен стать краткий письменный анализ произведения.
  3. СЛАЙД №2  Портрет Платонова.

На уроке мы продолжим изучение творчества Андрея Платоновича Платонова. Попытаемся осмыслить содержание рассказа «Юшка»

ПРОВЕРКА Д/З: Команда 1. Рассказывает о биографии Платонова.

 Дополнительный материал по биографии даёт учитель.

Платонов начал писать стихи подростком. Учиться он начал в церковно – приходской школе, затем учился в городском училище до 13 лет – потом трудовая жизнь, ведь в семье было 12 детей, а Андрей был старшим. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию.

И лишь в 1924 году он смог закончить техникум. Некоторое время учился на историко–филологическом факультете. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.

           Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелёгкими, но в своих многочисленных произведениях он был верен своему голосу художника и, несмотря  на сокрушительную критику, описывал жизнь, её  трагические стороны так, как он видел и считал правильным.

Слайд №3 (колокол + звон)

А каким был Платонов человеком, можно догадаться по его биографии, по его поступкам и произведениям.

     Из детских воспоминаний он видит своё родное село, где не было ничего примечательного: скудный пейзаж, огороды, лопуховые пустыри, зычные паровозные гудки на переезде и звон, необыкновенный звон колокола «Чугунной церкви», именно в этот божественный колокольный звон был влюблён будущий писатель.

«Что -то таинственное и притягательное слышалось в этом звоне, с необыкновенной теплотой разливался он в моём сердце»,- скажет Платонов.

Мы не знаем на сколько верующим человеком был сам Платонов, но то, что колокольный звон запал в его сердце говорит о многом.

Слайд №4 Заповеди

И.Ф:   На Святой Руси люди старались жить  по заповедям Божьим. Именно поэтому Русь называли Святой как не одну страну в мире. Закон Божий состоит из 10 заповедей.

- А что такое заповедь?

(Это закон, правило). Чтобы людям было легко понимать, что хорошо, что плохо существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии.

Слайд № 5 Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей поднялся на гору Синай, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Давайте прочтём их.

Первые 4 заповеди об отношении  между Богом и человеком, 6 остальных – о взаимоотношениях между людьми.

Слайд №6

«Почитай отца и матерь твою да благо тебе будет да долголетен будешь на земле», - гласит 5 заповедь.

 Андрей Платонов взял этот псевдоним не просто так, он считал ,что имя его отца станет и его псевдонимом, потому что очень любил и уважал Платона Фирсовича Климентова, своего отца. Андрей Платонович действительно очень горячо любил и отца и мать, он считал их лучшими людьми, подарившему ему жизнь и приучившему к тяжёлому физическому труду.

Слайд № 7 (репрессии)

Е.В.: Андрей Платонович всегда смело описывал жизнь, он не умалчивал о проблемах, так скажем, о которых непринято было говорить вслух. Во времена советской власти, во времена сталинских репрессий исчезали многие талантливые честные люди, писатели, политики. В 30 – ые годы Платонов ждал ареста. Но власти не арестовали его, а нашли другой способ воздействия на писателя: был арестован его 15 – летний сын, обвинённый в подготовке убийства Сталина. Сына Платонова сумели вызволить из сталинских застенок, но домой он вернулся тяжело больным и умер в 1944 году.

За больным сыном ухаживал писатель, но спасти его от страшного недуга не удалось. Сам же А. П. Платонов умер, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном. Это случилось в 1951 году.

Вывод. Слайд №8 Сам писатель был глубоко нравственным человеком, поэтому и его произведения можно отнести к духовно – нравственным.

Проверка д/з команды №2.

Слайд №9 (книги Платонова)

Вспомнить произведения Платонова, пройденные ранее.

5 класс «Никита». Слайд №10.  (послевоенное время) Основная идея этого произведения: Связующая нить между отцом и сыном не прерывается . От созерцательности к активному созидательному труду  подводит нас Платонов.

6 класс Сказка – быль «Необыкновенный цветок».Слайд №11 В этом произведении автор показал, как можно выживать в невыносимых условиях  и дарить радость окружающим.

Рассказ по внеклассному чтению «Корова». Слайд №12. Жить во имя кого –то, во имя чего –то - вот формула жизни Платонова. Корова отдавала всю себя людям, даже после гибели её кости, мясо, шкура принесли благое для людей. (Можно зачитать сочинение  Васи)
Вася написал в тетради: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

Вывод. Слайд №13. Все пройденные ранее произведения Платонова имеют глубокий смысл: Жизнь человека не должна пройти без следа, добро порождает добро. Формула жизни Платонова – жить для ближнего, приносить пользу другому, не оставаться равнодушным к чужому горю.

Слайд № 14  (Юшка)

Проверка д/з команды №3.

Рассказ о главном герое Юшке с показом собственных иллюстраций.

Стр. 115 «Он был мал ростом и худ… (обратить внимание на глаза).

Е. В. Юшка – авторский персонаж. А как вы думаете, в реальной жизни встречаются такие люди? (Ответы детей).

И. Ф: -   Да, действительно, были и есть и будут. Например, св.блаж. Матрона Московская, св. Василий Блаженный и св. Ксения Петербургская.  Их называли  Христа ради юродивых. Они жили и  вели себя как люди, не имеющие разума: совершали странные поступки, одевались в старую рваную одежду, не имели жилья и потому часто, даже в сильные морозы ночевали на улице. Но на самом деле, они были людьми здравого ума и высокой духовной жизни. Бог наделял их различными дарами – они могли предсказывать будущее, помогать людям в болезнях, страданиях, сложных жизненных ситуациях. Русский народ очень любил юродивых, почитая как святых еще при их жизни. Слайд №15 Святая блаженная Ксения Петербургская – одна из них. Рассказ жития. Ксения Григорьевна Петрова до 26 лет была замужем за полковником Андреем Федоровичем Петровым, служившим при царском дворе певчим. Внезапно любимый муж умирает без покаяния и Причастия. Эта кончина так потрясла сознание молодой женщины, что она полностью изменила ее ощущение мира… Слайд № 16. Она уходит из дома, говоря, что нет более ее в этом  мире, называя себя Андреем Федоровичем, отдает свой ухоженный дом сироте. Сначала жители Петербурга осмеивали молодую женщину, насмехались над ней, дети бросали в нее камни и землю.

Е. В. – Найдите в тексте предложения, рассказывающие  об отношении окружающих к герою рассказа Платонова. Ответы учащихся.

 И.Ф.  – Но шли года и очень скоро люди стали замечать, что чудодейственную силу: в какую лавку она не зайдет, торговля складывается успешно, молодые пары, желающие вступить в брак, брали благословение, матери приглашали ее в дом и в доме воцарялись мир и покой.

 На Смоленском кладбище строилась в то время церковь. Каменщики удивлялись: «Кто поднимает кирпичи на леса?» Однажды ночью они решили проследить и увидели, что это делает хрупкая женщина…Святая  Ксения Петербургская.

Е.В.  – Юшка не причислен к лику святых. Но как изменилась жизнь людей, когда Юшки не стало? Вывод. Слайд № 17.  

   Слайд № 18.  (односельчане)

Проверка д\з команды № 4. Среди кого жил Юшка.

Стр. 116 2 –ой абзац.

Е.В. Слайд № 19  Почему Юшка был как стрелка часов для односельчан? Почему люди не понимали Юшку и оскорбляли его

Стр. 117 предпоследние два абзаца.

Вывод. Слайд № 20.

Слайд № 10  со словами «юшка», Ефим,  Дмитрий.

Заключение. Выводы. Слайд №21.

Е.В. -Что означает слово «юшка»?

(Кровь, похлёбка)

- Как звали полностью Юшку?

(Ефим Дмитриевич.)

-Что значит его имя?

(Ефим – благодушный, Дмитрий – землепашец)

Слайд №22 (дерево слайд №1)

- Что же посеял Юшка? Что оставил после своей смерти?

- Я хочу прочитать стихи Леонида Мартынова.

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Объяснение домашнего задания.

Слайд №23 ( Т

                       П

                       Г

                       С

                       И

                       О)

Обучение анализу  прозаического текста:

Итогом нашего урока должна стать коллективная работа по краткому анализу этого рассказа. Давайте вспомним предложение, которое поможет вам сделать этот анализ. Ты понял, где следует искать ответ.

Тема

Проблема
Герои

Сюжет

Идея

Основные средства выразительности.

Знайте, что в рассказе автор может затрагивать не одну проблему, вам надо выбрать ту, которую вы сможете аргументировать текстом. Если вам тяжело сформулировать проблему, то задайте вопрос, который поднимает автор в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".

АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...

Конспект урока литературы "Устное народное творчество"

Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими ...

Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина

Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

Урок литературы "Тайна жизни, творчества, судьбы А.А. Фета" (10 класс).

Конспект первого урока по изучению жизни и творчества А.А.Фета в 10 классе. Рекомендуется учителям литературы средней школы....