Урок литературы "Тайна жизни, творчества, судьбы А.А. Фета" (10 класс).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Конспект первого урока по изучению жизни и творчества А.А.Фета в 10 классе. Рекомендуется учителям литературы средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тайна жизни, творчества, судьбы А.А. Фета.

Тип урока: урок-обзор

Цель урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Фета, обратившись к фактам биографии и художественным произведениям поэта;

2) провести частичный лингвистический анализ стихотворений А.А.Фета;

Оборудование:  фотография А.А.Фета начала 50-х годов (служба в Уланском полку), фотография А.А.Фета в 80-90 годы 19 века, дидактические материалы по теме.

Ход урока:

Учитель:  Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительного Фета.

   Таким предстает образ А.А.Фета в стихотворении А.М.Жемчужникова «Памяти Шеншина-Фета». Эти строки, если не в полной мере, то достаточно точно характеризуют своеобразие фетовского таланта.

   - Каким предстает художественный мир Фета в стихотворении? Что присуще поэтическому видению художника?

   - Согласны ли вы с такой оценкой Фета – автора лирических произведений? Обоснуйте свой взгляд, опираясь на прочитанные произведения. Найдите в стихах Фета «грезы и мечты», «игру лучей и света», «беглые черты неуловимых ощущений, невоплотимой красоты». (Ученики делятся на 3-4 группы и исследуют повторенные дома тексты Фета, изученные в 5-9 классах, с точки зрения указанных образов).

   Выступление групп учащихся.

   

   Учитель: Но рассматривая посвящение А.М.Жемчужникова, нельзя не заметить последних пяти странных строк. Что имел в виду автор, говоря о капризной смене имен, о прозе некоего Шеншина? И почему Фет должен был искупить её «пленительными стихами»?

   «Что ты за существо – не понимаю. Откуда берутся такие елейно чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные стихотворения? Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый и нам, грешным, не видимый человечек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений…» - писал Фету поэт Я. Полонский. Сам Фет говорил, что «поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего, что как человек он – одно дело, а как поэт – другое».

   - Как вы считаете, прав ли был Фет?

   Учитель: У каждого художника есть своя тайна – тайна жизни, судьбы, творчества. Чтобы понять загадку Шеншина-Фета, нужно обратиться к некоторым обстоятельствам его биографии.

   Итак, тайна первая… Происхождение.

   

   А в том, что как-то чУдно

Лежит в сердечной глубине,-

Высказываться трудно.

   Это было любимое изречение Фета, часто им цитируемое. Действительно, нелегко повествовать о «жизненной прозе», исходя из движений человеческого сердца.

   До сих пор исследователи спорят, был ли Фет родным сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, в имении которого появился на свет мальчик 23 ноября (5 декабря) 1820 года. Русский дворянин, просвещенный человек, приверженец идей Руссо, отставной штаб-ротмистр, 44 лет от роду, в том же 1820  году привез в свое родовое поместье Новоселки Мценского уезда Орловской губернии Шарлотту Фет. Эта замужняя женщина в порыве безоглядной любви оставила семью, маленькую дочь, старика отца и, будучи в положении, бежала в неведомую ей Россию. Только через два года брак был официально зарегистрирован.

   Ученик: В конце жизни, в возрасте 67 лет, Афанасий Фет написал две книги мемуаров – «Ранние годы моей жизни» и «Мои воспоминания», в которых пытался фотографически точно передать «жизненный поток», действительность, его взрастившую, понять перипетии собственной судьбы. И хотя мы рассматриваем, по указанию самого автора, воспоминания в автобиографическом, документальном ключе, они представляют собой мало изученное эпистолярное наследие поэта, его рефлексивный отклик на «самый сложный роман»: «Я уверен, что в моих воспоминаниях, как и во всякой другой вещи, каждый будет видеть то, что покажется ему наиболее характерным».

   Ученик: Вот как вспоминает Фет о своем отце: «Образ отца, возникший передо мною с раннего детства, мало изменился впоследствии. Круглое, с небольшим широким носом и голубыми открытыми глазами, лицо его навсегда сохранило какую-то несообщительную сдержанность… отец большею частию спал на кушетке в своем рабочем кабинете или был в разъездах по имениям…». Отец запомнился суровым, скупым на ласку человеком. Мать поэта являла собой тип робкой, покорной женщины, старавшейся угодить мужу. Большую часть времени Фет проводил в общении с дворовыми: горничной Аннушкой, стариком Филиппом Агафоновичем, сказочницей Прасковьей. И хотя первой грамотой Фета была немецкая, постигаемая под руководством матери, но поэт всегда дорожил своей национальной принадлежностью:

   Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

   Только человек, горячо любящий свой край, родную природу, ее неброскую красоту, способен написать эти «светоносные» строки.

   Ученик читает стихотворение «Чудная картина…»:

    Чудная картина,

   Как ты мне родна:

   Белая равнина,

   Полная луна,

   Свет небес высоких,

   И блестящий снег,

   И саней далеких

   Одинокий бег.

   Учитель:

   - Почему поэт называет зимнюю ночь «чудной картиной»? Знакомо ли вам изображаемое на поэтическом полотне? Как художнику удалось создать пронзительный по своей силе образ, не прибегая к услугам различных выразительных средств? Слышите ли вы в этой миниатюре пушкинские ноты?

  Учитель: Школьная жизнь началась для Фета в тринадцать лет. Его помещают в пансион немца Крюммера в маленьком городке Верро. И уже тогда Фет ощутил в себе дар стихотворца. Среди шумных школьных игр можно было заметить сосредоточенного, одухотворенного мальчика, выводящего на аспидной доске какие-то стихи. Но безмятежное детство продолжалось недолго. Через год Афанасию приходит письмо от отца, где рядом с его именем стоит чья-то неизвестная фамилия – Фет. Открылась незаконность метрической записи, незаконнорожденный лишался фамилии, права наследования, дворянского звания и даже гражданства. Это было страшное потрясение для подростка. Покидая пансион семнадцатилетним юношей, Афанасий Фет оставлял в нем досадных  свидетелей своей неожиданно разразившейся трагедии.

   Зимой 1837 года в пансион приехал Афанасий Неофитович и увез Фета в Москву – готовиться к поступлению в университет. Экзамены были сданы блестяще. Афанасий Фет, студент словесного отделения философского факультета, изучает мировую литературу, знакомится с трактатами Шеллинга и Гегеля и продолжает писать стихи. На Парнас молодого поэта благословил М.П. Погодин. Вдохновленный высокой оценкой, Фет на взятые взаймы триста рублей издает в 1840 году поэтический сборник «Лирический пантеон», а с 1842 года его стихотворения регулярно появляются в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». Составитель «Полной русской хрестоматии» А. Галахов поместил в ней несколько произведений двадцатичетырехлетнего поэта рядом с творениями Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Казалось бы, открыта прямая дорога в литературу. Но Фет принимает другое решение: во что бы то ни стало вернуть себе дворянское звание и родовую фамилию. Впереди его ждут тринадцать лет службы в кавалерийском Орденском кирасирском полку. Можно только представить, как чувствовал себя на военной стезе человек, считавший: «Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик». Среди муштры и казарменной атмосферы Фет сумел сохранить свою тайну – тайну поэта:

   Недвижные очи, безумные очи,

   Зачем вы средь дня и в часы полуночи

                Так жадно вперяетесь вдаль!

   Ужели вы в том потонули минувшем,

   Давно и мгновенно пред вами мелькнувшем,

               Которого сердцу так жаль?

   Не высмотреть вам, чего нет и что было,

   Что сердце, тоскуя, в себе схоронило

               На самое темное дно;

   Не вам допросить у случайности жадной,

   Куда она скрыла рукой беспощадной,

               Что было так щедро дано!

   

 - Какие чувства и мысли выражены в этом стихотворении 1846 года? Насколько автобиографично оно звучит?

   Ученик: К сожалению, Фет так и не смог «выслужить» себе в армии дворянское звание. Но опыт не был напрасен. Годы службы Фет посвящает выработке упорства к «мгновенному достижению цели кратчайшим путем». Это становится его жизненной философией, где главное – забота о будущем: «Я всегда держался убеждения, что надо разметать путь перед собою, а не за собою, и потому в жизни всегда заботило меня будущее, а не прошедшее, которого изменить нельзя».

   Учитель: Вот еще одна тайна:

   Фет отказывается от прошлого и настоящего, его связь с этим временем выражена лишь в стихах. Движение к цели по «размягченному» пути потребовало от Фета ещё одной жертвы. Тайна любви и смерти Марии Лазич до конца дней  терзала душу поэта. Он не смог ради нее отказаться от своей высшей цели: Мария была необычайно талантлива, умна и при этом весьма бедна. В браке Фет видит препятствие к продвижению по службе. Живя для будущего, он ещё раз презирает настоящее. Фет не подозревает, что после смерти Марии при загадочных обстоятельствах, когда будут достигнуты все высоты благополучия (дворянин, камергер, помещик), произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, где навсегда осталась его любовь: «Ты дней моих минувших благодать, / Тень, пред которой я благоговею».

   Ученик читает стихотворение:

   Офелия гибла и пела,

   И пела, сплетая венки;

   С цветами, венками и песнью

   На дно опускаясь реки.

   И многое с песнями канет

   Мне в душу на темное дно,

   И много мне чувства, и песен,

   И слез, и мечтаний дано.

Учитель: Это стихотворение из раннего цикла «К Офелии» (1842-1847г.)

   - Почему автор обращается к образу Офелии из трагедии В. Шекспира «Гамлет»? Насколько Фет предвосхитил судьбу Марии?

   - Можно ли сказать, что перед нами пролог духовной драмы поэта?

   - Удалось ли поэту сохранить трагический шекспировский мотив?

   - Как выражено песенное начало в тексте? (Из тридцати девяти слов повторяются: и – 7 раз, с – 2 раза, дно, дно, пела, пела, песнью, песнями, песен, венки, венками, многое, много).

   Ученик: В 1853 году Фет переведен в Уланский полк в Петербург. Поэт возобновляет свои литературные связи, знакомится с кружком «Современника», где общается с Тургеневым, Некрасовым. Фет отмечал, что именно в середине века критика «настойчиво окружала его похвалами». Это был «звездный час», время наиболее полного признания его таланта. Статьи, стихи, переводы активно печатались. Готовился к выходу третий фетовский сборник стихов. Некрасов даже анонсировал его на страницах «Современника»: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».

   Учитель: Однако сотрудничество с «Современником» было прервано в 1859 году. Фет категорически не согласен с демократически-революционной идеологией журнала. Общественная и эстетическая позиция поэта противоречила новым взглядам, представленным в диссертационной работе Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Концепции искусства автор противопоставляет материалистическую формулу прекрасного: «прекрасное есть жизнь»,  «прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни». Чернышевский подчеркивает социальную обусловленность эстетических вкусов (аристократическое романтическое «увлечение бледною, болезненною красотою»), расширяя границы искусства до «общеинтересного в жизни». По мнению диссертанта, задачи искусства – воспроизведение жизни, объяснение жизни и вынесение приговора ее явлениям.

   - Как выражается эстетическая концепция, поэтическое кредо в стихотворении Фета «Муза»?

   Ученик  читает стихотворение:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

А.С. Пушкин.

   Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня,

               Бичей подыскивать к закону.

   Поэт, остановись! Не призывай меня, -

               Зови из бездны Тизифону.

   

   Пленительные сны лелея наяву,

               Своей божественною властью

   Я к наслаждению высокому зову

               И к человеческому счастью.

   Когда, бесчинствами обиженный опять,

               В груди заслышишь зов к рыданью, -

   Я ради мук твоих не стану изменять

               Свободы вечному призванью.

   Страдать! – Страдают все, - страдает темный зверь,

               Без упованья, без сознанья, -

   Но перед ним туда навек закрыта дверь,

               Где радость теплится страданья.

   Ожесточенному и черствому душой

               Пусть эта радость незнакома.

   Зачем же лиру бьешь ребяческой рукой,

               Что не труба она погрома?

   К чему противиться природе и судьбе?-

               На землю сносят эти звуки

   Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,

               А исцеление от муки.

   - Почему автор выбирает форму диалога? Какие мнения сталкиваются в контексте стихотворения? Найдите антонимические словесные ряды, позволяющие выявить авторскую позицию. (Сны, Божественная власть, высокое наслаждение, человеческое счастье, свобода, упованье, сознанье, радость страданья, исцеление от муки – проклинать, ожесточенный и черствый душой, ребяческая рука, труба погрома, буря страстная, вызов к борьбе).

   - Что значит для поэта слова «свобода, страданье»? Почему они становятся основным предметом полемики в стихотворении?

   - Какую роль выполняют строки Пушкина, ставшие эпиграфом к стихотворению Фета «Муза»?

   Учитель: Фет сознательно уходит от борьбы и от всех «гражданских вопросов»: «… мы, если припомните, постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Муза Фета – на облаках, ей чужды земные треволненья, она бежит прочь от «бури страстной» и «вызова к борьбе»:

          Я загораюсь и горю,

          Я порываюсь и парю

          В томленье крайнего усилья,

          И верю сердцем, что растут

          И тот час в небо унесут

          Меня раскинутые крылья.

   «Раскинутые крылья» унесли Тютчева за границу, спасая от неправедного пути, Фет же уносится в Степановку, пряча свой дар в сельской глуши. Сам поэт называл свой поступок «бегством». Каковы же причины побега? Вспомните общественно-культурную ситуацию в России середины 50-х годов 19 века. Как изменилось отношение к поэзии?

   Учитель: В 50-е годы увлечение поэзией сменилось охлаждением к ней. Накануне реформы 1861 года началось «размежевание» общественных и литературных сил. «Чистое искусство» отвергается во имя «практической пользы». «Современник» покидают вместе с Фетом И.С.Тургенев и Л.Н. Толстой. В 1859 году Фет публикует статью «О стихотворениях Ф. Тютчева», в которой резко отрицает современный взгляд на роль искусства. Публика считает его теперь реакционером, а его лирику – «уходом из жизни».

   Обратимся к некоторым высказываниям. В чем упрекают критики Фета?

   В.А.Зайцев: «… Он в стихах придерживается

гусиного миросозерцания».

   Д.И. Писарев: «… со временем продадут его (сборник стихов Фета) пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы».

   М.Е. Салтыков-Щедрин: «Вместе с людьми, спрятавшимися в земные расселины, и г. Фет скрылся в деревню. Там на досуге он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает, сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает.

   Ученик: Но Фет не реагирует на выпады критики. Он все больше утверждается в праве помещика и землевладельца: имение Воробьевка в Курской губернии, дом в Москве. Поэт обращается к публицистической теме деревни – пишет циклы «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни». Его интересуют экономические, аграрные вопросы.

   Учитель: Но у помещика Фета прагматизм имел и другую направленность. Он заботился не только о себе, но и о своей музе. К нему приходит понимание, что поэт-романтик беззащитен перед суровой российской действительностью. Единственный путь – сознательное творчество собственной судьбы. По мысли Фета, велик тот поэт, который ради собственного общения со своей музой нашел прочную защиту. Лишь этот упорный прагматизм позволил «хотя бы на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом  поэзии». Тайна Фета в том, что его всегда хватало и на житейские нужды и на высокое вдохновение.

   Поэт Фет был талантлив во всем, он неустанно познавал мир во всех его проявлениях, будь то природа, искусство, человеческая душа. Афанасий Афанастьевич, погрузясь в сельские заботы, не оставлял трепетного интереса к самым насущным вопросам Бытия. Современная действительность обратила его к проблемам морально-этическим: Фет создает свою концепцию морального просветительства, согласно которой человек обретает «стройность» жизненного поведения только тогда, когда дорожит честью и национальной культурой. Стройность должна быть как в душе, так и в окружающем мире. Таков, по Фету, идеал общественного бытия. Одно из интереснейших стихотворений поэта – «Учись у них – у дуба, у березы».

   - Какие моральные установки, этические взгляды выражены в стихотворении?

   Ученик читает стихотворение:

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

   - Как осуществляется в стихотворении переход от пейзажного плана к этическому? Назовите метафорические образы-символы и объясните их. (Дуб, береза, зима, метель, холод лютый, весна).

   - Какую роль играют в тексте глаголы повелительного наклонения?

   - Почему данное стихотворение можно отнести к жанру философских миниатюр? Докажите.

   Учитель: Тайна фетовской поэзии – не только в глубокой, проникновенной, чистой лирике. Фет – поэт-философ, в его стихотворениях мысль не уступает чувству. Он всегда, с юных лет, не был равнодушен к серьезному размышлению, к опыту человеческой мудрости. Поэтому в сельском уединении Фет переводит античного поэта Анакреона, восточных – Саади и Гафиза, немецких – Гейне и Гете, французских – Мюссе и Беранже. Последний этап творчества Фета, несомненно, был подготовлен общением с трудами Артура Шопенгауэра, чья книга «Мир как воля и представление» увидела свет на русском языке именно благодаря стараниям Фета.

   Сообщение ученика об основных сторонах философии А.Шопенгауэра:

   В учении Шопенгауэра поэта Фета привлекали прежде всего приговор бездушному прозябанию в жизни и вера в величие возвышенного искусства. Артура Шопенгауэра имеют «философом мировой скорби», ибо он возвещает трагедию противоречивой человеческой природы, где Воля есть губительная сила, ведущая к страданию одной и сторон. «Сознание обманутых надежд, непостижимость истинного счастья на земле» - вот участь мыслящих существ. Время безжалостно рушит все дорогое, пространство разъединяет. Трагическая диалектика ведет к повторению трагических состояний. Неужели нет выхода из этого вселенского пессимизма? Философ мировой скорби считает, что людям надлежит направить присущую им жизненную энергию против самой энергии, пройдя два последовательных пути: эстетическое самосозерцание и моральное самосовершенствование. Искусству Шопенгауэр отводит особое место в духовном движении человечества. Искусство должно освобождать душу от вызываемых эгоистическими страстями страданий, приносить духовное успокоение, утешать. Художник, считает философ, лишь тот, кто способен раствориться в собственном творчестве. Откровение человеческого существа – вот высшая цель искусства. Красота, выраженная в произведении как результате творчества, красота природы, красота человека призваны врачевать душу посредством со-зерцания, со-переживания, со-чувствия, со-мыслия.

   Учащиеся записывают основные положения выступления.

   Учитель: Начиная с 1883 года, Фет стал выпускать один за другим сборники стихотворений под общим заглавием «Вечерние огни». Заглавие откровенно символическое: речь идет о вечере жизни. Однако важнее тут, может быть, слово «огни». Поздняя лирика поэта не только сохранила напор сердечного чувства, молодого любопытства к окружающему миру, но и обрела свойство излучать свет мудрости. В 1890 году семидесятилетний Фет провозгласил:

     Покуда на груди земной

     Хотя с трудом дышать я буду,

     Весь трепет жизни молодой

     Мне будет внятен отовсюду.

«Трепет жизни» - вот, пожалуй, наиважнейшая тайна Фета. Никто из современников не мог в росинке разглядеть «весь солнца лик», в чувствах конкретного человека – «все мирозданье». Поэт был убежден, что человек носит в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной». Огонь, который «ни времени не знает, ни пространства». Поэтическим языком Фет говорил о величии человеческого духа. Он стремился расплавить «будничный лед» «радужными лучами идеального солнца», искры которого осветили поэзию В. Соловьева, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, С. Есенина, Б. Пастернака, Н. Рубцова. Тайна Афанасия Афанасьевича Фета в том, что он есть Поэт.

   Домашнее задание:

  1.  Познакомиться с материалами учебника по теме «Жизненный и творческий путь А. Фета»
  2.  Найти и прочитать стихотворения Фета «Венера Милосская», «Я пришел к тебе с приветом…», «Жду я, тревогой объят…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Alter ego», «Какое счастье: ночь и мы одни!», определить тему, идею стихотворений. Каким предстает мир красоты в этих произведениях? Укажите художественно-изобразительные средства, выражающие идею прекрасного в стихотворениях.
  3.  Индивидуально: подготовить выразительное чтение указанных стихотворений.  

   

             

   

   

    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок -проект по творчеству Ф. Карима в 7 классе

“Татарстан Республикасы Буа шәһәре  М.М. Вахитов исемендәге гимназия”гомуми белем муниципаль учреждениесе   Фатих Кәрим – шагыйрь һәм солдат.( Фатих Кәримнең тормышы һәм иҗаты буен...

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...

Борис Леонидович Пастернак: жизнь, творчество, судьба.

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР....

Урок-квест по творчеству А.С. Пушкина, 7 класс

Урок проводится в школьной библиотеке. В материале представлены конспект урока, раздаточные материалы и лве презентации с заданиями для команд...

Урок-викторина по творчеству А.С.Пушкина, 9 класс (у/о)

Заключительный урок в системе изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе школы (у/о)...

Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»

Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»...