Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»
методическая разработка по литературе (9 класс)
Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazr_bulgakov.docx | 246.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»
Методическая разработка
(для преподавателей и обучающихся)
Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»
Дисциплина: ОУД 02 Литература
Специальность:31.02.02 «Акушерское дело»
Курс 1, 121группа
Пятигорск,2019
Пояснительная записка
Актуальность темы - познать культуру страны изучаемого языка, познакомиться с классикой художественной литературы.
Михаил Афанасьевич Булгаков—русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принесший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.
Для многих любимым писателем является именно Михаил Булгаков. Биография его трактуется людьми различных направлений по-разному. Для закрепления данной темы обучающийся должен
знать: совершенствование человечества есть залог прогресса общества, человека.
уметь:
- показать умение в построении монологического ответа,
- привести примеры шариковщины в наши дни (невежественности, стремление к власти любым путем, безнравственности),
- использовать учебный материал.
Методические рекомендации.
Ключевой проблемой современного профессионального образования становится внедрение учебный процесс средств и методик, развивающих у обучающихся способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно получать знания, творчески использовать на базе известных и вновь созданных способов и средств деятельности.
Методические рекомендации составлены для обучающихся и преподавателей с целью написания методической разработки по дисциплине «Литературе» в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебным планом и рабочей программой.
Методические рекомендации по составлению методразработки определяют степень усвоения учебного материала обучающимися посредством проведения текущего контроля. Максимальные возможности на уроке предоставляют обучающимся, проявляющие на нем активность, формами которой являются выступления, вопросы к выступающим, тестирование.
Межпредметные связи
Философия История
Русский язык
Внутрипредметные связи
Русское литературное зарубежье. Русская литература 20 -50 годов.
А. Толстой «Петр I».
III. Оборудование: портрет М.А. Булгакова, произведения М.А. Булгакова, презентации, тесты, раздаточный материал, видеофильм, книги.
Тип урока: комбинированный урок
Цели проведения занятия:
Познавательные цели: познакомить обучающихся с художественными произведениями М.А. Булгакова;
- познакомить с жизнью и творчеством М.А. Булгакова по повести «Собачье сердце»;
- обзорно познакомиться с творческой историей повести «Собачье сердце».
Развивающие цели:
- развивать навыки монологической речи,
- развивать творческую активность
Воспитательные цели:
-воспитать интерес к русской культуре,
- воспитать интерес к сатирическим традициям русской литературы XIX века.
Задачи:
Образовательные: обратиться к справочной литературе для теоретического обоснования вопросов;
Развивающие: развивать внимание, память;
Речевые: обогатить словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества: честность, справедливость; чувства гордости за литературное, музыкальное наследие страны.
Объектом исследования: является творчество М.А. Булгакова.
В качестве предмета исследования избрана повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Содержание:
IV. Информационно – теоретический блок
1. Сегодня мы проводим открытое мероприятие, посвященное творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова.
В 20-е годы он был по преимуществу сатирическим писателем. И ранние вещи — особенно «Дьяволиада», «Похождения Чичикова», и зрелая проза его повестей «Собачье сердце» и «Роковые яйца», и блистательный и горький смех «Багрового острова», и острые трагикомедии «Бег» и «Зойкина квартира» — все это совершенно замечательные страницы нашей сатирической классики.
Он воплотил в себе беспокойную традицию великой русской литературы — преодоление одиночества души человеческой, взыскующей смысла жизни, постигающей «проклятые вопросы» бытия. Эти мировые вопросы трагически преломились в XX веке, и разлом прошел через Россию, через самую душу нашего соотечественника.
В людях надо видеть хорошие стороны, помнить их замечательные дела. От этого Мир становится теплее и добрее. И сегодня в противовес СМИ, в нашем повествовании мы решили отразить самые замечательные стороны человека, гражданина и творческой личности – Михаила Афанасьевича Булгакова.
1. Творчество и краткая биография Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков – известный русский писатель, чья жизнь окутана загадочной мистикой и ореолом тайн. Выходец из семьи киевского профессора, он родился 15 мая 1891 года, а имя свое получил в честь архангела Михаила – хранителя города Киева.
Писать юноша начал с ранних лет, хотя многие биографы утверждают обратное, называя отправной точкой 30-летний возраст. Булгаков в юном возрасте очень любил читать, впитывал как губка полученную информацию и многое помнил из прочитанного. Вера, старшая сестра, утверждала, что свое первое произведение – «Похождения Светлана» – Миша написал в семилетнем возрасте, а в 9 лет осилил «Собор Парижской Богоматери». В Александровской гимназии Булгаков в период учебы сполна проявлял свои таланты: рисовал карикатуры, писал стихи, играл на рояле, пел и занимался сочинительством.
2. Так кто же он, Булгаков
Биография Михаила Афанасьевича далее продолжается его обучением на медицинском факультете Киевского университета. По его окончании в 1914 году Булгаков работал врачом в Саратове, а с началом Первой мировой войны – в госпиталях прифронтовой линии под присмотром опытных военных хирургов. Писатель Булгаков, биография которого полна впечатлений военного времени и врачебной практики, написал серию рассказов «Записки юного врача», а роковой случай, сведший его с мальчиком, болевшим дифтерией, полностью перевернул жизнь гения.
Спасая ребенка путем отсасывания ртом через трубочку дифтерийных пленок из его горла, Булгаков заразился. Введенная противодифтерийная сыворотка вызвала сильнейшую аллергическую реакцию, проявившуюся нестерпимым зудом и жуткой сыпью на теле. Облегчить боль помогла инъекция морфия, а повторные уколы позволили справиться с аллергией, вызвав вместе с тем привыкание к «спасительному» препарату.
Возникшая наркотическая зависимость рушила на жизненном пути Булгакова все, безжалостно отнимая духовное и физическое здоровье, наградив писателя паническим страхом и сильной депрессией, доведя до неистового сумасшествия. Жена Татьяна Николаевна, пытаясь спасти мужа, вместо морфия вводила ему дистиллированную воду, вызывавшую у последнего сильнейшие ломки.
3. Булгаков: краткая биография и творчество
С 1919 по 1921 годы писатель жил во Владикавказе; именно там он прекратил занятия медициной и начал профессионально заниматься литературной деятельностью, работая журналистом в местных газетах. Там были написаны для театра комедия «Самооборона» (постановка которой возымела успех), а также пьесы «Глиняные женихи» и «Парижские коммунары», причем последняя была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах.
В Москву Булгакову удалось попасть лишь в 1921 году. В первое время он хватался за любую работу, стараясь прокормить себя и жену; писательством же занимался по ночам. И у него получилось: Булгакова стали печатать! Его рассказы и фельетоны были на многих полосах газет и журналов. Именно с Москвой связаны действия таких произведений, как «Собачье сердце», «Роковые яйца».
4. Творчество Михаила Булгакова
Роман «Белая Гвардия» описал трагедию гражданской войны, разыгрывавшуюся в Киеве – родном городе писателя, причем в произведении показан трагизм народа в целом и в разрезе отдельно взятой семьи Турбиных – людей с высоким чувством чести и достоинства. Булгаков, творческая биография которого богата яркими жизненными моментами, легшими в основу его произведений, в романе «Белая гвардия» довольно похоже описал киевский дом своей юности.
Люди, жившие там некоторое время спустя, разломали все стены, напрасно пытаясь найти описанный в произведении клад. По роману «Белая гвардия» была написана пьеса «Дни Турбиных», поставленный по ней спектакль имел огромный успех у зрителя.
Окрыленный успехом, Михаил все больше погружался в богемную жизнь, растеряв любовь к женщине, полностью растворившейся в нем. Однажды он объявил своей Тасе, что уходит. При расставании, чувствуя на себе огромную вину, Булгаков лишь изрек: «Бог меня за тебя накажет…». Вот так по-будничному для Таси закончились прожитые с Булгаковым 11 лет.
Любовь Белозерская – яркое пятно на сером фоне обыденной московской жизни, стала второй женой писателя. Коренная москвичка, она во всем помогала мужу: разносила по редакциям рукописи, помогала преодолевать провинциальную стеснительность, подбирала материалы для его творений. Именно с ее помощью были созданы пьесы «Кабала святош» и «Бег».
5. Трудный период, неприятие
В конце 20-х годов Булгаков подвергся нападкам литературных критиков. Его произведения оценивались отрицательно, их перестали публиковать, пьесы сняли с репертуара. В марте 1930 года измученный и надорванный Булгаков, очутившийся на грани нищеты, обратился к Сталину с письмом о предоставлении возможности зарабатывания в театре либо выезде из СССР. Через месяц Сталин лично позвонил писателю, разрешив ему работать. Ассистент режиссера во МХАТе, подрабатывавший переводами и написанием либретто и периодически игравший в спектаклях, – вот чем пришлось довольствоваться Булгакову в столь трудный для себя период.
Отдушиной для него являлась опера «Фауст», на которую он часто ходил в Большой театр; это зрелище действовало на него как-то особенно, поднимая настроение.
Очередной поход на любимую постановку закончился тяжелейшей депрессией. Это было связано с написанной ним пьесой «Батум», в которой центральной фигурой являлся молодой Сталин, а писатель узнал в образе Фауста себя, продавшего душу дьяволу.
6. 1940 год – конец пути писателя
Нервное истощение породило гипертонический нефросклероз, приковавший Булгакова к постели. Елена не смогла вырвать его из лап болезни, в марте 1940 года писателя не стало, причем свой уход он предсказал задолго до болезни. В истории его жизни имеет место такой факт: на могиле Гоголя на Монастырском кладбище находился камень, прозванный из-за сходства с Иерусалимской горой Голгофой. При перезахоронении Гоголя на другое место на его могилу установили бюст, а камень впоследствии установила на могиле Булгакова его жена. И тут вспоминается фраза писателя, которую он адресовал Гоголю во сне, когда тот пришел к нему в третий раз: «Учитель, укрой меня своей шинелью».
Биография Булгакова, жизнь и творчество великого писателя постоянно вызывают читательский интерес, который со временем лишь усиливается, подогреваемый тягой к мистике и неизведанному.
7. Медицина в сфере интересов М.А. Булгакова
Нас заинтересовала эта личность, особенно его лечебная работа и то, как она отражена в творчестве Михаила Афанасьевича. Медицинская тематика затронута во многих его произведениях. Их отличительной особенностью по сравнению с другими произведениями врачей-писателей является то, что М. Булгаков использует много медицинской информации из учебников. В произведениях Булгакова врач, как правило, смелый, преданный делу человек, готовый, несмотря на неизбежный риск, прийти на помощь больному.
«Записки юного врача» — один из интереснейших сборников рассказов писателя. Так, в рассказе «Стальное горло» доктору впервые в жизни предстояло сделать трахеотомию. Булгаков крайне точно изображает болезненные состояния людей, и в этом состоит точность и выразительность художника. Герой произведения «Полотенце с красным петухом» впервые в жизни делает ампутацию ноги молодой девушке. До этого молодой хирург только смотрел на подобные операции. Булгаков детально описывает ход операции, но все же остается художником, поэтому не складывается впечатление, что это история болезни. Читая произведение, мы ощущаем на себе, как прощупывается пульс у человека, который находится на грани жизни и смерти. Также очень подробно описана операция в повести «Собачье сердце». И в ней Булгаков больше проявляет себя как писатель, а не как врач, художественно описывая симптомы: «Выскочили розовые и желтые, плачущие кровавой росой ткани». Но записи в истории болезни, которые делает доктор Борменталь, свидетельствуют о глубоком профессионализме и обстоятельности научного исследования.
На мой взгляд, именно рассказ М.А.Булгакова «Морфий» особенно актуален сегодня, когда нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Она распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год шестерых. Наркомания – непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам. Сейчас возраст наркоманов становится все ниже и ниже, и 20% от всего числа наркозависящих - это школьники. Поэтому, я считаю, что рассказ «Морфий» мог бы стать духовным ориентиром для молодого поколения. Рассказ М.А. Булгакова – это рассказ-предупреждение тем молодым людям, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя.
По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.
Незадолго до смерти Михаил Булгаков сказал: «Медицина, история ее? Заблуждения ее? История ее ошибок». Теперь нам не узнать, о чём тогда думал писатель, что хотел выразить. Ясно одно: медицина оставалась в сфере его интересов до конца жизни.
8. Интересные факты из жизни Булгакова
1. Михаил Булгаков родился в Киеве в семье доцента духовной академии и преподавательницы женской гимназии.
2. У Булгакова было шестеро братьев и сестер. Все они выбрали для себя разные профессии – от ученого-биолога до музыканта-балалаечника, но никто больше не имел таланта к литературе.
3. Булгаков с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и подавал рапорт о назначении его врачом на флот, но не прошел медкомиссию из-за почечной недостаточности.
4. Будущий писатель совершенно не умел распоряжаться деньгами, и был импульсивным человеком – если ему вздумалось потратить последние гроши на поездку на такси, он так и делал. Украшения Булгакова и его супруги Татьяны регулярно оказывались в ломбарде.
5. С 1917 года, когда он работал врачом возле линии фронта, Булгаков приобрел пагубную привычку к употреблению морфия.
6. Прообразом профессора из романа «Собачье сердце» стал дядя писателя, имевший в Москве успешную гинекологическую практику.
7. В 1926 году силовики во время обыска изъяли у Булгакова рукопись «Собачьего сердца» и личный дневник. Через несколько лет дневник вернули, и автор немедленно его сжег, но до наших дней дошла копия этого документа, снятая на Лубянке.
8. Пьеса Булгакова «Дни Турбиных» с успехом шла во МХАТе около 15 лет, до начала очередной войны. Постановку несколько раз запрещали, но
Сталин лично потребовал вернуть ее на сцену, так как вождю пьеса нравилась. По неподтвержденным данным, Сталин смотрел «Дни Турбиных» не менее 15 раз.
9. Советская пресса последовательно и жестко критиковала как творчество Булгакова, так и его самого. По подсчетам самого писателя, за 10 лет в различных газетах и журналах вышло 298 разгромных рецензий на его произведения и только 3 положительных. Критиками выступали именитые чиновники и литераторы, например, Владимир Маяковский.
10. В 1930 году положение Булгакова стало отчаянным – его книги не печатались, а пьесы одну за другой изымали из репертуара театров. Доведенный до крайности писатель написал обращение в правительство СССР с просьбой либо разрешить ему уехать за границу, либо дать возможность работать в театре. Вскоре Булгакову позвонил Сталин и посоветовал драматургу устроиться во МХАТ.
11. Пристрастие к морфию не покидало писателя почти всю его жизнь – на рукописи романа «Мастер и Маргарита» даже спустя 45 лет после смерти Булгакова присутствовали следы этого вещества.
12. Булгаков умер от болезни почек в 48-летнем возрасте. На его могиле установлен черный надгробный камень, первоначально лежавший на месте упокоения Николая Гоголя.
13. Работа над «Мастером и Маргаритой» началась еще в 1920-х годах и продолжалась до смерти Булгакова, но этот труд так и не был завершен. Сведением воедино разрозненных черновиков и записей занималась уже вдова писателя Елены. Первоначально этот роман предполагалось назвать «Черный маг» или «Копыто инженера».
14. Ни Мастера, ни Маргариты в первом варианте знаменитого романа не было – автор книги о Понтии Пилате и его возлюбленная родились в воображении Булгакова только через 10 лет работы над романом.
15. У Михаила Булгакова было три жены, но ни от одного из браков не появилось ни одного ребенка.
16. Булгаков коллекционировал билеты на концерты и спектакли, на которых ему довелось побывать.
9. Что такое сатира
Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
10. В чем смысл названия повести «Собачье сердце» Булгакова
В чем смысл названия повести "Собачье сердце?" В нем можно увидеть двойное значение. Повесть могла быть названа так в честь эксперимента, который провел профессор Преображенский. Суть его заключалась в пересадке в тело собаки человеческого сердца. О том, что из этого вышло, рассказывается далее в произведении. Также, размышляя о том, в чем смысл названия повести «Собачье сердце», отметим, что суть может заключаться в самих людях, подобных Швондеру.
Им не пересаживали собачьих сердец. У таких людей они с рождения. Швондера можно назвать человеком без духовного мира, хамом, бездельником. Можно сказать, что он искусственно создан, ведь у этого героя нет своего мнения. Все его взгляды навязаны ему извне. Швондер является воспитанником пролетариата, то есть группы людей, которые поют о светлом будущем, но при этом ничего не делают.
Именно они не ведают сочувствия, скорби, жалости.Эти люди глупы и некультурны.
У них с рождения собачьи сердца, хотя одинаковые сердца имеют не все собаки. Вот какой смысл названия повести «Собачье сердце» можно увидеть.
11. История создания повести «Собачье сердце»
Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.
Оно готовилось к изданию в журнале «Недра». Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись «Собачьего сердца» была изъята. В первоначальном варианте книга называлась «Собачье счастье». «Чудовищная история», позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.
Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании «Никитинские субботники»
После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. Собачье сердце впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически приговаривало текст к гонениям на родине.
Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала «Звезда». Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.
12. Характеристики героев повести «Собачье сердце»
Главные герои
Профессор Преображенский. Будучи человеком культурным и независимым профессор открыто высказывается против Советской власти. Его стойким убеждением и позицией является уверенность в том, что противостоять разрухе нужно не насильственным принуждением, а культурой. В ходе эксперимента над бродячим псом профессор терпит поражение, но все же пытается привить ему элементарные культурные и нравственные навыки. Преображенский признает, что «новый человек» вышел абсолютно никудышным.
Доктор Борменталь. В Собачьем сердце герой Иван Арнольдович Борменталь – молодой и талантливый ассистент профессора. Крайне порядочный и воспитанный человек. Некогда профессор помог обездоленному студенту. Когда Шариков написал кляузу на профессора, его ученик выказал стойкость духа и твердость характера. Борменталь обратил творение профессора обратно в собаку.
Полиграф Полиграфович Шариков. Материалом для научной деятельности стал заурядный, но колоритный представитель тридцатых годов минувшего столетия. Пьющий человек без определенной работы, многократно преступавший закон. Он имеет вздорный характер. Как и основная масса обывателей, он мечтает выбиться в люди, но обучаться чему-либо он не желает. Плохое Шариков впитывает как губка.
Страсть к убийству животных иллюстрирует готовность поступить так и со всяким человеком, если это потребуется.
Пес Шарик. От имени бродячего пса Шарика, которого подобрал на улице профессор Преображенский, ведется рассказ в начале повести и в конце. Шарик благодарный, ласковый, но хитрый пес, познавший на улице
голод и лишения. Над этой собакой Филипп Филиппович Преображенский и провел эксперимент по омоложению, пересадив ему гипофиз и семенники умершего в пьяной драке Клима Чугункина. в результате произошло не омоложение, а полное очеловечивание пса, который превратился в мерзкого Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Второстепенные герои
Клим Чугункин. Люмпен-пролетарий двадцати пяти лет. У Чугункина нет постоянного места работы, но есть стойкая тяга к употреблению спиртных напитков. В повести появляется не как живой человек, а уже покойником. Из его тела после кончины профессор Преображенский извлек гипофиз и семенники, чтобы пересадить их собаке. В результате этого эксперимента на свет появился Полиграф Полиграфович Шариков.
Швондер. Явный пример представителя нового общества, который полностью разделяет взгляды действующей власти. Он занимает должность председателя домового комитета. Его образ, одежда и поведение четко отражают и характеризуют описываемый исторический период. Сюда же можно причислить список «жилтоварищей», Пеструхина и Жаровкина сослуживцев Швондера, члены домкома.
Зинаида Прокофьевна Бунина. Молодая девушка, служанка в доме профессора Преображенского, которая помогает ему по хозяйству. Или «социал-прислужница», как называет ее Шариков. Зинаида Прокофьевна
добросовестно выполняет свою работу и откровенно боится Шарикова.
Дарья Петровна Иванова. Кухарка профессора Преображенского. Шариков «любит» ее собачьей преданностью. Но только за то, что она кормит его колбасой по просьбе профессора. Все, что его заботит – это «собачья радость» – теплый дом и еда.
Задания для самостоятельной работы
Тест по творчеству М. А. Булгакова
Вариант 1.
1.Кто первый назвал пса Шариком?
а) машинистка
б) повар Влас с Пречистенки
в) профессор Преображенский
г) Зина
2.Как Шариков выбрал себе имя?
а) швейцар подсказал
б) прочитал на вывеске
в) услышал на улице
г) нашел в календаре
3.Кто донёс на профессора Преображенского?
а) Швондер
б) Шариков
в) Соседи по дому
г) Швейцар
4. Какие качества характера достались писателю от отца:
а) работоспособность
б) неумение кривить душой
в) энергичность и жизнестойкость
г) вера
5.Какие качества характера достались писателю от матери:
а) работоспособность
б) неумение кривить душой
в) энергичность и жизнестойкость
г) вера
6.Кем устраивается на работу гражданин Шариков?
а) Машинистом метро
б) Мясником на рынке
в) Охотником за бездомными животными
г) Санитаром в больнице
7. По профессии М.А. Булгаков был:
а) учителем
б) священником
в) врачом
г) учёным
8. На каком органе собаке производилась операция?
а) На сердце
б) На желудке
в) На головном мозге
г) На ноге
9.Назовите годы жизни писателя:
а) 1891 – 1941
б) 1890 – 1940
в) 1891 – 1940
г) 1890 – 1941
10. Фамилия профессора, главного героя повести:
а) Успенский
б) Преображенский
в) Вознесенский
г) Воздвиженский
11.Какой профессии обучался М. Булгаков в Киевском университете:
а) филолога
б) врача
в) юриста
г) биолога
12. Кто донёс на профессора Преображенского?
а) Швондер
б) Шариков
в) Соседи по дому
г) Швейцар
13.Кто из русских классиков был любимым писателем Булгакова:
а) А. С. Пушкин
б) Ф. М. Достоевский
в) Н. В. Гоголь
г) В.И.Жуковский
14.По какому произведению Булгакова режиссером
Л. Гайдаем был снят фильм «Иван Васильевич меняет
профессию»:
а) «Иван Васильевич»
б) «Роковые яйца»
в) «Собачье сердце»
г) «Ханский огонь»
15.Кто был любимым драматургом М.А. Булгакова
а) Гогол
б) Мольер
в) Чехо
г) Пушкин
16.В каком произведении Булгаков рассказал о своей работе врачом в Смоленской губернии
а) «Записки юного врача»
б) «Бег
в) «Собачье сердце»
г) «Стальное горло»
17.В каком произведении Булгакова звучат слова: « Разруха не в клозетах, а в головах»?
а) « Роковые яйца»
б) « Мастер и Маргарита
в) « Собачье сердце»
г) «Ханский огонь»
18.Какое из произведений не относится к сатирическому
циклу Булгакова:
а) « Дьяволиада»
б) «Зойкина квартира»
в) «Собачье сердце»
г) «Стальное горло»
19.Фамилия профессора, главного героя повести:
а) Успенский
б) Преображенский
в) Вознесенский
г) Воздвиженский
20. Кто помогает Шарикову устроиться на работу?
а) Профессор Преображенский
б) Швондер
в) Зина
г) Федор
Вариант 2.
1.Кто из русских классиков был любимым писателем Булгакова:
а) А. С. Пушкин
б) Ф. М. Достоевский
в) Н. В. Гоголь
г) В.И.Жуковский
2.По какому произведению Булгакова режиссером
Л. Гайдаем был снят фильм «Иван Васильевич меняет
профессию»:
а) «Иван Васильевич»
б) «Роковые яйца»
в) «Собачье сердце»
г) «Ханский огонь»
3.Кто был любимым драматургом М.А. Булгакова?
а) Гоголь
б) Моль
в) Чехов
г) Пушкин
4.В каком произведении Булгаков рассказал о своей работе врачом в Смоленской губернии
а) «Записки юного врача»
б) Бег
в) «Собачье сердце
г) «Стальное горло»
5.В каком произведении Булгакова звучат слова: « Разруха не в клозетах, а в головах» ?
а) « Роковые яйца»
б) « Мастер и Маргарита
в) « Собачье сердце»
г) «Ханский огонь»
6.Какое из произведений не относится к сатирическом циклу Булгакова:
а) « Дьяволиада»
б) «Зойкина квартира»
в) «Собачье сердце»
г) «Стальное горло»
7.Фамилия профессора, главного героя повести:
а) Успенский
б) Преображенский
в) Вознесенский
г) Воздвиженский
8.Кто первый назвал пса Шариком?
а) машинистка
б) повар Влас с Пречистенки
в) профессор Преображенский
г) Зина
9.Как Шариков выбрал себе имя?
а) швейцар подсказал
б) прочитал на вывеске
в) услышал на улице
г) нашел в календаре
10.Кто донёс на профессора Преображенского?
а) Швондер
б) Шариков
в) Соседи по дому
г) Швейцар
11. Какие качества характера достались писателю от отц
а) работоспособность
б) неумение кривить душой
в) энергичность и жизнестойкость
г) вера
12.Какие качества характера достались писателю от мА
а) работоспособностью
б) неумение кривить душой
в) энергичность и жизнестойкости
г) вера
13.Кем устраивается на работу гражданин Шариков?
а) Машинистом метро
б) Мясником на рынке
в) Охотником за бездомными животными
г) Санитаром в больнице
14. Кто помогает Шарикову устроиться на работу?
а) Профессор Преображенский
б) Швондер
в) Зина
г) Федор
15.По профессии М.А. Булгаков был:
а) учителем
б) священником
в) врачом
г) учёным
16. На каком органе собаке производилась операция?
а) На сердце
б) На желудке
в) На головном мозге
г) На ноге
17.Назовите годы жизни писателя:
а) 1891 – 1941
б) 1890 – 1940
в) 1891 – 1940
г) 1890 – 1941
18. Фамилия профессора, главного героя повести:
а) Успенский
б) Преображенский
в) Вознесенский
г) Воздвиженский
19.Какой профессии обучался М. Булгаков в Киевском университете:
а) филолога
б) врача
в) юриста
г) биолога
20. Кто донёс на профессора Преображенского?
а) Швондер
б) Шариков
в) Соседи по дому
г) Швейцар
Вариант 3.
1.По профессии М.А. Булгаков был:
а) учителем
б) священником
в) врачом
г) учёным
2. На каком органе собаке производилась операция?
а) На сердце
б) На желудке
в) На головном мозге
г) На ноге
3.Назовите годы жизни писателя:
а) 1891 – 1941
б) 1890 – 1940
в) 1891 – 1940
г) 1890 – 1941
4. Фамилия профессора, главного героя повести:
а) Успенский
б) Преображенский
в) Вознесенский
г) Воздвиженский
5.Какой профессии обучался М. Булгаков в Киевском университете:
а) филолога
б) врача
в) юриста
г) биолога
6. Кто донёс на профессора Преображенского?
а) Швондер
б) Шариков
в) Соседи по дому
г) Швейцар
7.Кто из русских классиков был любимым писателем Булгакова:
а) А. С. Пушкин
б) Ф. М. Достоевский
в) Н. В. Гоголь
г) В.И.Жуковский
8.По какому произведению Булгакова режиссером Л. Гайдаем был снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию»:
а) «Иван Васильевич»
б) «Роковые яйца»
в) «Собачье сердце»
г) «Ханский огонь»
9.Кто был любимым драматургом М.А. Булгакова?
а) Гоголь
б) Мольер
г) Пушкин
10.В каком произведении Булгаков рассказал о своей работе врачом в Смоленской губернии:
а) «Записки юного врача»
б) «Бег»
в) «Собачье сердце»
г) «Стальное горло»
11.В каком произведении Булгакова звучат слова: « Разруха не в клозетах, а в головах» ?
а) « Роковые яйца»
б) « Мастер и Маргарита»
в) « Собачье сердце»
г) «Ханский огонь»
12.Какое из произведений не относится к сатирическому
циклу Булгакова:
а) « Дьяволиада»
б) «Зойкина квартира»
в) «Собачье сердце»
г) «Стальное горло»
13.Фамилия профессора, главного героя повести:
а) Успенский
б) Преображенский
в) Вознесенский
г) Воздвиженский
14.Кто первый назвал пса Шариком?
а) машинистка
б) повар Влас с Пречистенки
в) профессор Преображенский
г) Зина
15.Как Шариков выбрал себе имя?
а) швейцар подсказал
б) прочитал на вывеске
в) услышал на улице
г) нашел в календаре.
16.Кто донёс на профессора Преображенского?
а) Швондер
б) Шариков
в) Соседи по дому
г) Швейцар
17. Какие качества характера достались писателю от отца:
а) работоспособность
б) неумение кривить душой
в) энергичность и жизнестойкость
г) вера
18.Какие качества характера достались писателю от матери:
а) работоспособность
б) неумение кривить душой
в) энергичность и жизнестойкость
г) вера
19.Кем устраивается на работу гражданин Шариков?
а) Машинистом метро
б) Мясником на рынке
в) Охотником за бездомными животными
г) Санитаром в больнице
20. Кто помогает Шарикову устроиться на работу?
а) Профессор Преображенский
б) Швондер
в) Зина
г) Федор
VII. Задние на дом:
1) М. А. Булгаков Роман «Мастер и Маргарита»;
2)Система образов в романе «Мастер и Маргарита».
Источники информации
Основная литература:
1. Новейшая хрестоматия по литературе 10 кл.- М.ЭКСМО,2011
2. Новейшая хрестоматия по литературе 11 кл.- М.ЭКСМО,2011
Дополнительная литература:
1. Булгаков М. А. Собачье сердце. – М.: «Лениздат». – 1989.
2. Соколов Б. В. Энциклопедия Булгаковская. – М.: «Миф». – 2000.
3. Соколов Б. Михаил Булгаков (100 лет со дня рождения) М.: 1991.
4. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.:
«Советский писатель». – 1983.
Анализ занятия
преподавателя Машенцевой Светланы Алексеевны
Тема занятия «Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»». Тип Практическое занятие
Курс, группа, отделение 1 курс 162 группа «Сестринское дело»
Количество часов 2 часа
Место проведения Аудитория 20
Методическая цель посещения:
Активные методы обучения
Число обучающихся по списку 25 чел. присутствует 25 чел.
Учебно-методическое обеспечение занятия
- Контроль исходных знаний по теме «Патриотизм: знак вопроса».
- Тестовый контроль на каждого обучающегося по данной теме (3 варианта).
- Дидактический материал к занятию по теме: «Патриотизм: знак вопроса на каждый стол.
- Компьютер, проектор экран, видеофильмы, презентации по данной теме.
- Итогового контроль знаний для закрепления данной темы.
Преподавателем правильно определены цели занятия, рационально построена структура занятия и целесообразно распределено время по разным этапам урока. В условиях работы с обучающимися разного уровня обученности преподавателем оптимально отобрано содержание учебного материала, тщательно подобран материал для его закрепления.
Преподаватель Машенцева Светлана Алексеевна в первой части урока применила тестирование для выявления уровня знаний обучающихся. Данное тестирование позволит правильно спланировать дальнейшие занятия, определить лидеров в подгруппах и более слабых обучающихся, для индивидуального планирования заданий по предмету.
В результате входного тестирования были отмечены следующие результаты:
На 5 - 5 .
На 4 -5 .
На 3 -2 .
На 2 -0 .
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ
(с описанием приемов психолого-педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся: наличие условий для самореализации обучающихся, реализации качества педагогической деятельности; воспитание интереса к дисциплине, санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние аудитории и т.д.)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
(подчеркнуть необходимое)
- общая высокая культура;
- высокий уровень сформированности профессиональной морали;
- профессиональные знания;
- психолого-педагогическая культура преподавателя;
- культура и техника речи;
- культура внешнего вида;
- эмоциональная устойчивость;
- творческое вдохновение;
- владение методикой преподавания;
- владение приемами воспитательного воздействия на обучающихся;
Педагогические способности:
конструктивные; познавательные;
коммуникативные; организаторские;
рефлексивные исследовательские
креативные; прогностические
ВЫВОДЫ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ:
- соответствие содержания принципам обучения и воспитания;
- развивающая направленность;
- сочетание принципа доступности с достаточно интенсивным трудом обучающихся;
- научность на уровне достижений науки, основы которой преподаются;
- научность на уровне достижений педагогики, психологии и передового опыта;
- наличие приемов, развивающих умственную деятельность обучающихся;
- целевая установка занятия, его структурных частей;
- логичность занятия (оправданный набор приемов);
- однообразие или разнообразие приемов и методов;
- наличие межпредметных связей;
- связь изучаемого с предыдущим и последующим материалом;
- наличие закрепления, повторения и обобщения материала;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения;
- законченность и ощутимость результатов занятия;
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Фрагмент данного урока – контроль знаний с использованием опроса провести для преподавателей в рамках школы педагогического мастерства и школы «Молодых преподавателей». Продолжить внедрение ИКТ на уроке по дисциплине и обучать обучающихся правильно пользоваться информационными ресурсами.
Общая оценка занятия:
хорошее,
удовлетворительное,
неудовлетворительное (нужное подчеркнуть).
Фамилия и должность посещающего председатель ЦМК ОГСЭ и ЕН Лыкова С.А._____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию по теме "Анатомия сердца".
Данна методическая разработка для преподавателя к практическому курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Общий обзор строения сердечно- сосудистой системы. анатомия сердца.""...
Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Тип урока: проблемный урок-исследование с элементами «погружения»Метод: творчески-поисковыйЦель:...
Презентация "Жизнь и судьба Михаила Афанасьевича Булгакова". II курс НПО и СПО
Презентация поможет лучше и наглядее представить жизнь и судьбу писателя с мировым именем. На слайдах писатель представлен в разные годы своей деятельности. Даются интересные сведения о семейной...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)
Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...
Методическая разработка ( для преподавателей и обучающихся) Тема: «Оказание первой медицинской помощи»
РецензияМетодическая разработка по дисциплине ОГСЭ.03. «Английский язык», на тему: «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим» содержит необходимый практический и теоретический материал по теме ...
Методическая разработка ( для преподавателей и обучающихся) Тема: «Строение клетки»
Методическая разработка может быть использована преподавателями при подготовке и проведении теоретического занятия по теме «Строение клетки» по «Анатомии и физиологии человек...
Методическая Разработка для преподавателя по организации и реализации учебно-воспитательного проекта "Патриотизм и толерантность. Маленькие жизни Холокоста"
МР учебного проекта для преподавателя по организации и реализации учебно-воспитательного проекта "Патриотизм и толерантность. Маленькие жизни Холокоста" ОУД.01 Русский язык и ОУД....