Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Белякова Марина Михайловна

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»

Метод:         творчески-поисковый

Цель:            доказать необходимость  сопоставления романа М.А.Булгакова

                      с трагедией Гете «Фауст» для осмысления  писательского  замысла,

                      дать  этому обоснование  и  создать в результате исследования

              версию прочтения романа «Мастер и Маргарита»,  ответить на вопрос:   

             «Булгаков – за Христа или против?  В процессе  анализа    способствовать      

              становлению духовного мира  учащихся и развитию их творческого потенциала.

 Задачи урока:

1.      Воспользоваться одним из методов исследования  художественных текстов - методом сопоставления произведений;

2.      Путем сопоставительного анализа  произведений  ( Роман «Мастер Маргарита» и трагедия «Фауст»)  доказать, что М.А.Булгаков,

обращаясь к творчеству Гете, дает новое звучание теме, поднятой в трагедии «Фауст»,  при помощи приема реминисценции и  таким образом в романе «Мастер и Маргарита» воссоздает судьбу русского Фауста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»

Класс:           11, базовый уровень обучения

Метод:         творчески-поисковый

Цель:            доказать необходимость  сопоставления романа М.А.Булгакова

                      с трагедией Гете «Фауст» для осмысления  писательского  замысла,

                      дать  этому обоснование  и  создать в результате исследования

              версию прочтения романа «Мастер и Маргарита»,  ответить на вопрос:  

             «Булгаков – за Христа или против?  В процессе  анализа    способствовать      

              становлению духовного мира  учащихся и развитию их творческого потенциала.

 Задачи урока:

  1. Воспользоваться одним из методов исследования  художественных текстов - методом сопоставления произведений;
  2. Путем сопоставительного анализа  произведений  ( Роман «Мастер Маргарита» и трагедия «Фауст»)  доказать, что М.А.Булгаков,

обращаясь к творчеству Гете, дает новое звучание теме, поднятой в трагедии «Фауст»,  при помощи приема реминисценции и  таким образом в романе «Мастер и Маргарита» воссоздает судьбу русского Фауста.

Оборудование:   тексты произведений И.В.Гете «Фауст»

                            и М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

                             карточки для игры «Верю - не верю»,

                             опорный конспект по трагедии Гете «Фауст», презентация к уроку +

                             презентация-видеоряд  для «погружения» учащихся в тему урока., авторская

                             структурно-логическая схема «Смысловая структура романа «Мастер и

                             Маргарита» с комментарием.

Формы работы:  групповая, фронтальная, работа с презентацией, прием «погружения»

Оборудование урока:  компьютер,  подключенный к телевизору ,

                               колонки- усилители звука, презентация к уроку, презентация-видеоряд

                               с музыкальным сопровождением.  

Оформление кабинета:  Портреты И.В.Гете, М.А.Булгакова, иллюстрации  

                            учащихся по трагедии Гете «Фауст»

                            и роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»    

Место данного урока в  изучении творчества Булгакова:  Данный урок является

                              завершающим тему  «Творчество М.А.Булгакова».   В начале изучения романа

                             «Мастер и Маргарита» проводится обзорный урок по трагедии И.В.Гете

                              «Фауст». Учащиеся получили опорный конспект по трагедии И.В.Гете .

  Домашнее задание к  уроку:    повторить содержание трагедии И.В.Гете «Фауст,

                               воспользоваться  опорным конспектом к трагедии «Фауст».

                              В тетрадь выписать цитаты, которые являются

                              обоснованием  для ответов  на следующие  вопросы.

ВОПРОСЫ  ДЛЯ РАБОТЫ  С  ТЕКСТОМ.

  1. Кто такой Фауст? Кто такой Мефистофель?  В чем смысл  легенды о докторе Фаусте?
  2. Какое обстоятельство стало началом работы мастера  над романом о Понтии Пилате? Почему мастер обращается к евангельским событиям, живя  в атеистической стране?
  3. Почему  в романе  мастера главным героем становится не Иешуа, а Понтий Пилат?  Почему мастер искажает евангельские события и как это соотносится с происходящими в романе событиями?
  4. Почему Булгаков сделал мастера по профессии историком?
  5. Какова цель появления Воланда в Москве? Кто такой Герберт Аврилакийский? ( Что об этом в разговоре с Берлиозом и И.Бездомным в 1 главе говорит сам Воланд?)
  6. При каких обстоятельствах состоялось знакомство мастера и Маргариты? Почему при появлении  Воланда на Патриарших и при знакомстве мастера и Маргариты  Булгаков описывает пустеющие улицы, странные ощущения у героев, о  которых идет речь?
  7. Почему Маргарита  уходит от мастера  в самый сложный момент его  жизни? Как это характеризует ее чувства по отношению к мастеру?
  8. Почему Маргарита приходит именно в момент сожжения мастером рукописи романа и начинает спасать оставшиеся листы? За судьбу мастера или рукописи она больше тревожится- почему?
  9. Почему мастер расстроен и испытывает скорее испуг  в момент возвращения Воландом рукописи сожженного романа, а Маргарита радуется и восклицает в адрес Воланда: «Всесилен!»? Как это характеризует героев?
  10. Почему  и при каких обстоятельствах мастер сжигает рукопись романа?
  11. Почему из разговора мастера с Иваном Бездомным становится понятным, что мастер знает Воланда?  
  12. Почему Воланд и его свита боятся крестного знамения?
  13. Как погибают мастер и Маргарита? Почему их смерть связана с Воландом?
  14. Почему ни мастер, ни Маргарита не заслужили света? Что означает заслужить покой без света с точки зрения религии?

ЭТАПЫ УРОКА.

  1. СТОЛКНОВЕНИЕ  С  ПРОБЛЕМОЙ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

А) Организационный  момент.

Учитель: 

Сегодня  мы продолжим разговор о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», а наш урок будет  еще одним  небольшим исследованием в области литературы.   И, конечно же, без анализа, синтеза , сравнения, обобщения , то есть без  логических операций,  где королева- логика сидит на троне, нам не обойтись. Однако есть еще одна составляющая успеха как в творчестве, так и в науке – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных рассуждений и без доказательств. В древности эту способность называли «шестым чувством». Что это?

Ученики:   

Интуиция.

Учитель: 

Совершенно верно.  Ну как обойтись без интуиции, когда выдвигаешь гипотезу, когда делаешь какое-либо даже маленькое  открытие, когда занимаешься творческой деятельностью?! Интуиция, подобно мышцам нашего тела, поддается тренировке и развитию с помощью специальных упражнений. Научить этой врожденной способности невозможно, но усилить голос своего «шестого чувства» - задача выполнимая.  И  мы начнем  урок  с тренировки интуиции , как вы догадались, по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто хочет потренировать свою интуицию?

Б)  ИГРА  «ВЕРЮ  -  НЕ  ВЕРЮ»

( У учителя 4  карточки,  которые  4 вызванных учащихся будут вытягивать, чтоб дать ответы : верю или не верю. В карточках используются занимательные факты о романе Булгакова.  В результате игры определяются победители с почетным правом выдвижения гипотезы данного урока литературы)..

Карточка1

Верите ли вы, что  описанный в  булгаковском романе  вечер 1 мая 1929 года в Москве , оказавшийся  необычайно жарким,  был  на самом деле таким?

ОТВЕТ:   судя по сообщениям прессы, 1 мая 1929 года в Москве наблюдалось резкое потепление, необычное для этого времени года, в результате чего температура за один день поднялась от нуля до тридцати градусов. В последующие дни наблюдалось столь же резкое похолодание, завершившееся дождями и грозами.

Карточка 2.  

Верите ли вы, что  в первой редакции романа содержалось детальное описание примет Воланда длиной 15 рукописных страниц?

ОТВЕТ:   Это факт.

Карточка 3.  

Верите ли вы, что в 1929 году в Москве действительно существовал Театр «Варьете», описанный в романе Булгакова?

ОТВЕТ:   Театра «Варьете» в Москве не существует и никогда не существовало. Но теперь сразу несколько театров иногда соперничают за звание.

Карточка 4.  

Верите ли вы, что в  ранних редакицях романа «Мастер и Маргарита» был герой по имени Астарот?

ОТВЕТ:   Воланда в ранних редакциях романа звали Астарот. Однако позже это имя было заменено, — видимо, по причине того, что имя «Астарот» ассоциируется с конкретным одноимённым демоном, отличным от Сатаны.

В)  Презентация-видеоряд / «погружение» в тему урока

(Видеоряд  в презентации с иллюстрациями к роману «Мастер и Маргарита» под музыку  И.Корнелюка к фильму  Бортко  «Гимн Воланда»).

Учитель: 

Итак, тренировка интуиции состоялась успешно. В одном смысловом ряду с интуицией находится чувственное восприятие предмета, объекта,  художественного произведения, которое и  поможет нам совершить «погружение» в «закатный»  роман М.А.Булгакова. Мы

с вами  посмотрим видеоряд с иллюстрациями к роману Булгакова, в котором  я  сознательно расставила  смысловые акценты. Интуитивно вы сможете уловить   версию прочтения романа «Мастер и Маргарита» . Тот, кто будет внимателен и вдумчив и включит натренированную интуицию,  будет на верном пути в постижении тайны авторского замысла одного из самых загадочных произведений 20 века. ( При необходимости  можно провести обмен впечатлениями учащихся  о презентации-видеоряде)

  1. Формулировка темы урока.

Учитель: 

Представим, что у каждого из вас на данный момент сложилась интерпретация авторского замысла романа Булгакова.  Вероятнее всего, версия требует доказательств. Не секрет, что чувственное восприятие может быть основано на заблуждении, а интуиция может подвести. Потому уступим королеве- логике заслуженное почетное место.  И самому М.А.Булгакову, автору «Мастера и  Маргариты».  Помните, как он начинает 2 часть своего романа:

 « За мнойчитатель, и только за мной…..”  ?  Однако прежде чем начать разговор о романе, мы должны сформулировать тему урока.

Это сделать нам поможет следующий слайд.

СЛАЙД № 2

Работа с классом:

Учитель:  Что объединяет трагедию Гете «Фауст» и роман Булгакова  «Мастер и Маргарита»?

Ученики: Эпиграф к произведению Булгаков взял из трагедии Гете «Фауст»

( читают его вслух).

Учитель:  Кто из героев   Гете произносит эти слова?

Ученики:    Мефистофель отвечает на вопрос Фауста.

Учитель:    Кто такой  Мефистофель  и с каким героем Булгакова его можно сравнить?

Ученики:    Дьявол, или сатана. Сравнить его можно с  Воландом.

           Булгаков не просто дает портретное сходство Воланда

            с   Мефистофелем Гете, но и некоторые эпизоды романа, поступки

его героя напоминают нам персонажа  трагедии «Фауст»

Учитель:   На слайде  есть цитата из трагедии Гете на немецком языке

                    («Junker  Voland  kommt!» ) , где вы видите слово «Воланд». Получается, что

   даже имя персонажа Булгакова связано с трагедией Гете. где оно упоминается  лишь однажды и в переводах на русский язык обычно опускается. Так величает себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти очистить ему дорогу: «Кыш! Дворянин Фоланд идет!» (Platz! Junker Voland kommt.).  В комментарии к прозаическому переводу А.Соколовского (1902), который Булгаков внимательно читал,  когда работал над «Мастером и Маргаритой», написано: «Юнкер значит знатная особа (дворянин), а Воланд было одно из имен чёрта. Основное слово  Faland  (что значило обманщик, лукавый) употреблялось уже старинными писателями в смысле чёрта». После сеанса черной магии служащие театра Варьете пытаются вспомнить имя мага: «- Во… Кажись, Воланд. А может быть, и не Воланд? Может быть, Фаланд».

Учитель: А что вам говорит фраза из записной книжки Булгакова, которую он вел

               в процессе работы над своим закатным романом?

Ученики: Булгаков называет свою героиню так же, как и героиню Гете

                 ( Гретхен – Маргарита), с Фаустом он, видимо, сопоставляет  мастера.

Учитель: В этом слайде подсказка для формулировки темы урока.  Вы правильно увидели

                 сопоставление главных персонажей романа Булгакова с героями трагедии Гете:

Мефистофель – Воланд ,

Маргарита – Маргарита // Гретхен

Фауст – мастер.

Определение ключевого слова темы урока:

Групповая работа: 4 группы дают ответ на вопрос с обоснованием.

Учитель: А теперь я вам дам еще одну подсказку.  Разгадайте синквейн наоборот.

                  В нем зашифровано ключевое слово темы урока.

Ученики: Судьба.

Учитель:  Уточним, что такое судьба.

Ученики: Это сумма выборов, которые делает человек, это главный выбор духа человека

                 о своем мировоззрении: вере или безверии.

Учитель:  Мы будем говорить о судьбе мастера, но  пойдем по пути, который    М.А.Булгаков    

                  подсказал нам  эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита», то есть используем  

                 прием  сопоставления с  романа Булгакова с трагедией Гете «Фауст».

Ученики формулируют тему. 

Судьба русского Фауста в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Учитель  открывает слайд с темой.

Далее работу на уроке сопровождает презентация, фрагменты которой включаются в качестве обобщения сказанного на уроке.

СЛАЙД № 3

2. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Учитель:  Думаю, что заявленное в теме сопоставление многим покажется спорным.

Цель нашего  урока -    доказать необходимость подобного сопоставления

для осмысления истинного писательского замысла.

Попробуем сформулировать гипотезу исследования:

Эпиграф к роману «Мастер и Маргарита», имена персонажей ( Маргарита, Воланд), являющиеся  явной литературной реминисценцией, то есть образом литературы в литературе, дают право утверждать, что писатель продолжает тему «Фауста» в русской литературе на материале трагической эпохи 30 годов,  дает новое звучание теме, размышляя о  судьбе русского Фауста.  ( ПРИМЕЧАНИЕ:  Данная гипотеза позволяет раскрыть тему урока о судьбе русского Фауста, уводя учащихся от вульгарно-социологического анализа текста данного произведения)

УЧЕНИКАМ:

Предложите 3 вопроса , на которые в процессе исследования в хотели бы получить ответы.

( предложения учащихся записываются на доске)

3.«ПОГРУЖЕНИЕ»  В ПРОБЛЕМУ.

Учитель:  Начнем с эпиграфа. Эпиграф обычно формулирует цели и задачи произведения, а также авторскую позицию. Какие цели заявляет Булгаков эпиграфом к роману? В какой форме представлен эпиграф из трагедии Гете?
Ученики:  Эпиграф представлен в форме диалога ФАУСТА  и МЕФИСТОФЕЛЯ.

                   В нем поставлены  цели и задачи:

             1) определить сущность зла, воплощенного в образе Воланда;

                  ( Воланд и Мефистофель воплощают одну сущность – дьявола);

             2) разъяснить границы его воздействия на человека, в особенности

                  на  творческую личность;

             3) показать логику человеческой судьбы  при вмешательстве

                  темных сил в лице дьявола.

Учитель:  Творческое осмысление  Булгаковым  судьбы творческой личности  под воздействием  темных сил в лице  Воланда поможет нам ответить на главный вопрос, который встает при чтении произведения: « Булгаков за Христа или против?». Взятая из «Фауста» цитата в качестве эпиграфа подсказывает нам путь для анализа судьбы одного из главных персонажей. Это будет путь сопоставления через литературные реминисценции.

Работа с классом:

Учитель:  

«Мастер и Маргарита» - роман литературных реминисценций. Написан он был вовсе не для Швондеров и Шариковых. Произведение обращено к читателю образованному, знакомому с целыми пластами многовековой художественной культуры, истории, религии. До сих пор нет единой версии трактовки содержания романа. Это создает сложности в изучении  и восприятии произведения. Чаще приходится сталкиваться с прочтением, уводящим от истинного замысла М.А.Булгакова.   Подобная ситуация в литературоведении дает нам возможность попробовать найти свой путь к версии анализа романа «Мастер и Маргарита». Сегодняшний урок станет своеобразным подготовительным этапом в создании  собственной  версии.

 Учитель:

Что такое реминисценция?

 Ученики:

Этим термином обозначаются присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим литературным фактам; отдельным произведениям или их группам, напоминания о них. Реминисценции, говоря иначе,— это образы литературы в литературе.

Учитель: 

Образы литературы в литературе, то есть трагедия Гете «Фауст» и ее герои помогут  нам в нашем исследовании. Для этого сначала обратимся к трагедии Гете .

Рассмотрим структурно-логическую схему. Работа с классом.

СЛАЙД № 4

( УЧИТЕЛЬ С УЧАЩИМИСЯ ВСПОМИНАЮТ СОДЕРЖАНИЕ  ТРАГЕДИИ ГЕТЕ)

Учитель:  

 ( вывод)   Мефистофель не смог одержать верх над Богом в борьбе за человеческую душу. Слова Господа в прологе: «И посрамлен  да будет сатана!» - оправдались.Такова логика трагедии  И.В.Гете «Фауст». В романе Булгакова нам представлен русский Фауст, дается     художественное обоснование его трагедии .

СЛАЙД № 5

СЛАЙД № 6

ВЫВОД: В финале трагедии  Гете «Фауст» в душе героя побеждает разум, свет, добро, потому в борьбе за его душу побеждает Господь,   а Мефистофель ( = сатана)  посрамлен.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

( о трагедии Гете «Фауст») :

Великий русский философ Н.А.Бердяев в своей статье «Посмертные мысли Фауста» ( 1922 год) пишет: «…душа Фауста страстно искала истину, потом влюбилась и для осуществления своих …человеческих стремлений вступила в союз с Мефистофелем...  фаустовская душа постепенно была изъедена мефистофелевским началом. ..Фауст на путях внешней бесконечности стремлений исчерпал свои силы, истощил свою духовную энергию. И ему остается движение к внутренней бесконечности..»   В центре произведения – проблема добра и зла и их противоборства в человеке. Человек, то есть сам Фауст, находится между этими силами. Помыслы доктора Фауста благородны и высоки, он стремится помочь людям. Но он все время сталкивается со злом, силой разрушения, силой отрицания. Фауст оказывается в ситуациях выбора между добром и злом, верой и цинизмом. Часто он сам причиняет другим зло, не желая этого. Так он губит жизнь Маргариты, толкает ее на грех. Все же Фауст так и не утрачивает чистоты своей души. Именно в борьбе зла и добра проходит жизненный путь героя, развивается и крепнет невидимый духовный мир его личности. Мефистофель говорит об этом: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Эта борьба направляет Фауста на поиски, именно она открывает ему истины.

  1. ПРОБЛЕМНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА.

СЛАЙД № 7

Учитель:  Давайте вспомним, как называется глава, в которой мы знакомимся с Воландом?

Ученики:     Никогда не разговаривайте с неизвестными

Учитель:  Никогда не разговаривайте с неизвестными – что это? Утверждение? Назидание?

                 Постулат из правил хорошего тона? Давайте рассмотрим предложение с точки зрения

                 синтаксиса.

Ученики:   Предложение  не завершено  с точки зрения полноты высказывания и может  

                   быть продолжено.  Не обозначено следствие из данного факта.

Учитель: Мотивационная часть отсутствует,  но подразумевается,   поэтому ее легко

                     восстановить. Давайте попробуем это сделать.

Ученики:
Никогда не разговаривайте с неизвестными,    потому что …

  1. потому что  можно попасть в неприятную ситуацию;
  2.  потому что  вашим собеседником может оказаться мошенник, грабитель;
  3. потому что  вы ставите под угрозу свою жизнь.

СЛАЙД № 8

Учитель

Из всех возможных предположений о нежелательных последствиях такого разговора с неизвестным автор выбирает самое радикальное. В первых редакциях главка называлась «Первые жертвы». Жизни человеческие под угрозой, и ничто не может помешать осуществлению чьего-то коварного замысла? Или злого рока, нелепого стечения обстоятельств? Или закономерного, справедливого удара судьбы? Вот мы опять повторили слово «судьба». В романе мы оценим логику судеб многих персонажей, которые встретились с неизвестными, то есть с темными силами и их главой – Воландом, то есть дьяволом.  И давайте не будем забывать о доказанном родстве с Мефистофелем данного персонажа, обусловленном даже совпадением имен.

4. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА  С ЭЛЕМЕНТОМ «ПОГРУЖЕНИЯ»

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КЛАССОМ.

  1. Кто главный герой романа Булгакова ?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

 (ВОЛАНД =дьявол), он является вторым повествователем в произведении:

Воланд  знакомит нас с романом мастера  (первую строчку романа мастера произносит именно он). С Воландом связаны все события произведения, все персонажи произведения . Фаусту, герою одноименной трагедии Гете, дьявол является в облике черного пуделя; как намек на неземную сущность героя – трость с набалдашником в виде головы пуделя в руках Воланда.

и закрепление связи Мефистофелем Гете.

  1.  Кто главный герой  трагедии  Гете «Фауст»  ?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

 ( ФАУСТ= творческая личность). Название произведения, пролог на небесах,  где Господь и Мефистофель рассуждают о душе Фауста, противоборство  двух начал  ( Бог-дьявол) в душе  героя, который признается: «две души  живут во мне…и жаждут разделенья», исследование судьбы героя, который   в поисках истины  заблуждается и грешит. В центре рассмотрения – судьба Фауста.

 

3. Назовите персонажа романа Булгакова, который является воплощением творческой личности? ( мастер)

4. Проведите аналогию по именованию персонажей  в  Трагедии Гете «Фауст» и  романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?  

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

( Воланд – Мефистофель, Маргарита – Маргарита, Гретхен – уменьшительное имя от Маргарита по-немецки) .В наличии совпадение имен главных  героев, кроме Фауста..

5. Почему  Булгаков не дает имени мастеру?

 Ответы могут быть разные,  чаще  приводят  мысль об «отказе» мастера от имени из-за того, что персонаж впадает в состояние уныния. Думается, что именно в связи с заданной эпиграфом аналогией с трагедией Гете, данный прием дает возможность  уловить фигуру умолчания, за которой скрывается  русский Фауст – мастер.

6. Кого из героев можно назвать русским Фаустом?

 Мастер.

7. По какой причине Фауст из трагедии  Гете  продает душу Мефистофелю? Каков финал жизни Фауста? Сопоставьте с жизнью мастера.

Краткие ответы на вопросы.

СЛАЙД № 9

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Гете в трагедии "Фауст" прославляет активный человеческий разум, искания которого направлены на благо людей.  Это составляет идею трагедии. С Фаустом Гете знакомит нас уже в первой сцене первого действия. Фауст стар годами, но не умом, и силы его для исканий еще не иссякли. Он говорит:"Мне хочется борьбы, готов я с бурей биться!" Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место человека в нем с помощью науки, волшебства, магии, доктор Фауст решает умереть. Он уже подносит чашу с ядом к своим устам, но раздается пасхальный звон.   Фауст  опускает чашу: ни религия, ни  вера  не останавливает его ("Не имею веры!  Могу ли верить я?"). Он вспоминает о своей юности. Фауст ищет истину созидания и стремится принести добро людям. Мефистофель несет зло и разрушение – различные цели.

О русском Фаусте // мастере:  Размышляя о судьбе мастера, можно проследить тот путь, по которому он неотвратимо движется навстречу Воланду и своей смерти. Этой трагедии предшествуют пять важных этапов его жизни.

 Первый, самый длительный, – прелюдия к кратковременным, но бурным событиям. Это было незаметное и тихое существование, подобное летаргическому сну, завершившемуся удивительным пробуждением – выигрышем ста тысяч.
Второй, начинающийся с этого выигрыша, Мастер выигрывает сто тысяч по лотерейному билету, который находит в корзине с грязным бельем, и  так  становится писателем...                Третий этап – знакомство  с Маргаритой, которая замужем, ее муж обеспечен, у Маргариты есть прислуга, что в советские времена означает высокий пост мужа ( номенклатурный рабоник, чиновник советского аппарата)                                                                                Четвертый  этап  - неудача с публикацией, травля критиками, арест.                                  Пятый -  сожжение  рукописи романа и в тот же вечер арест  по доносу Алоизия Могарыча. После нескольких месяцев ареста в таком угнетенном состоянии он добровольно пришел в психиатрическую больницу.                                                                                                           Шестой - клиника Стравинского,  где он умирает  и из которой мастер  был похищен.

Учитель:                                                                                                                                                            В литературоведении  издавна принято говорить об автобиографичности образа мастера. Показывают фотографию Булгакова , который носил шапочку с буквой W,  как и мастер.  В связи с этим попробуем усложнить задачу.  Образ мастера становится более объемным и сложным .  Нам интересно отношение каждого к дьяволу как к духовной сущности.  

Сопоставляем:

БУЛГАКОВ                 МАСТЕР                  ФАУСТ

     ДЬЯВОЛ

 Учащиеся

приводят факты, свои версии, основанные на фактах)

7. Каково отношение  Михаила Афанасьевича Булгакова к дьяволу и Богу?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

 Булгаков называл себя мистическим писателем и продолжателем дела Гоголя в литературе. Может ли безбожник и еретик преклоняться перед творчеством глубоко верующего православного христианина Гоголя? Думается, этот парадокс поможет дать ответ на поставленный вопрос.  «Два ангела сидят на моих плечах. Ангел смеха и Ангел слёз. Их вечное пререкание и есть моя жизнь», — сказал о себе некогда Розанов. Еще в большей степени борьба света и тьмы наполняла содержание жизни  Булгакова.   Родился в семье профессора богословия Киевской духовной академии, отошел  от обрядовой стороны Православия и стал человеком  расцерковленным, но всегда ощущал в душе образовавшуюся пустоту, своего рода духовную черную дыру, и тема веры и безверия влекла его, как род душевного недуга.  Ей он посвятил свой закатный роман. Писатель не дожил двух месяцев до своего сорокадевятилетнего юбилея. Юбилея — потому что сорок девять — семь отрезков по семь лет. Каждый из них обладает определенной законченностью, и по ним можно судить о том, как распорядился человек тем даром, который Пушкин в минуту уныния назвал напрасным и случайным. В булгаковской судьбе вопрошающий мотив «Кто меня враждебной властью / Из ничтожества воззвал, / Душу мне наполнил страстью, / Ум сомненьем взволновал?..» звучит невероятно остро — иное дело, что до пушкинского приятия Божьей воли, явленной в «Капитанской дочке» и в поздней лирике, он дойти не успел. Но вектор его пути был несомненно таким. Вспомним последние дни Булгакова. Как они характеризуют его отношение к  вере?   Порывался к самоубийству , хотел сжечь роман. Потом за несколько дней до смерти перекрестил жену, роман, себя и сказал: «Пусть будет».

8. На какие события , связанные с праздниками Русской Православной Церкви , приходится визит Воланда в Москву?   Какова Москва 30 годов в романе ?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Пребывание в Москве профессора черной магии приходится на ту же страстную (предпасхальную)  седмицу. Как считает большинство исследователей, речь идет о периоде со среды до субботы Страстной недели 1929 года.  В среду, когда совершилось предательство Христа Иудой, в романе Аннушка разливает масло, а Берлиоз погибает под колесами трамвая. На пятницу, когда в храмах традиционно в три часа дня совершается вынос плащаницы в память о погребении Христа, на это же время назначаются похороны Берлиоза. В пятницу же, когда христианский мир вспоминает распятие Спасителя, в Москве в «нехорошей квартирке» совершается черная месса –  антилитургия, «бал у сатаны». И все события завершаются в субботу, словно и не было Воскресения. Нельзя не заметить в то же время неспособность дьявола дотянуть со своими «фокусами» до Дня святой Пасхи. Вспоминая «Ночь перед Рождеством» мы видим ту же идею – бес способен творить свои безобразия лишь до Святого Праздника Рождества Христова. Бесы сами выдают себя, убегая от Креста, от ладана, подтверждая свое бессилие в дни христианских торжеств.

Тот  факт, что христианская культура уступила место не просто атеистической, а сатанинской лишний раз доказывает, что Москва избирается Воландом  как место проведения бала полнолуния вполне обдуманно. Пентаграммы украшают кремлевские башни и воспроизводятся в бесчисленных тиражах на государственной символике. Картины ресторанной жизни Грибоедова рифмуются с описанием шабаша. Это как бы репетиция бала, его прелюдия. Человеческая жертва уже принесена, причем тем способом, какой принят в оккультизме – посредством отрезания головы. А веселье нарастает, причем под пародию церковного песнопения, да еще накануне страстной пятницы — Словом, ад!  Пародирование церковных ритуалов в московских главах носит системный характер. И системность эта несет двоякую нагрузку. Во-первых, она указывает, с каким местом ассоциируется у М. Булгакова Москва

30-х, во-вторых, это форма самоутверждения мистических духов зла в их противостоянии «свету», обозначающая их сущность. Тема «ада» становится сквозной темой этих глав. Эта тема звучит уже в начальных главах в описании Грибоедова: «Тонкий голос уже не пел, а завывал «Аллилуйя!». Грохот золотых таре-лок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню.».  Словом, ад.  Чем занимаются на страстной неделе москвичи? Вместо храма они посещают рестораны, представления варьете (сеансы черной магии), берут взятки, пишут доносы, посещают любовниц. Отношение к жизни и смерти в этой новой системе ценностей меняется кардинально.  Пародия на Тайную вечерю – собрание двенадцати литераторов, приехавших на заседание в среду в Грибоедов и ожидавших Берлиоза, который не пришел. Как и было сказано, заседание не состоялось. К смерти Берлиоза отношение его коллег философское. После волны горя, взметнувшейся в ресторане, писатели вернулись к своим столикам и продолжили веселье: Да, погиб, погиб… Но мы-то ведь живы! Ресторан зажил своей обычной ночной жизнью.

Вывод: 

Булгаков описывает причину появления Воланда именно в безбожной стране, которая в кощунствах своих дошла до предела.  ведь Христа-то в Москве нет! Храм его имени разрушен. К Пасхе Христовой никто не готовится. Точнее, Пасху в стране советов собираются встретить атеистической пропагандой. И все это было бы совсем темно и тяжко. Поэтому-то и спасает карнавальная смеховая стихия, которая господствует в московских главах, она аннигилирует темный мистический смысл происходящего.  

9. Какова  цель посещения Воландом Москвы?

СЛАЙД № 10

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Она заявлена Булгаковым в главе «На Патриарших».    « Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта  Аврилакского, 10 века.»  

( Воланд о цели своего посещения)

 ГЕРБЕРТ АВРИЛАКСКИЙ – римский папа Сильвестр 2. Его подозревали в занятиях  черной магией. Фигура Сильвестра стала одним из прототипов легенды о Фаусте.

Получается, что Воланд прибыл в Москву для знакомства с рукописью одного из Фаустов, то есть мастера, который писал в безбожный век , в 30 гг Советской России роман об Иисусе и Понтии Пилате.    Воланд и в самом деле прибыл в Москву для знакомства с рукописью одного из Фаустов. Но называя имя первого литературного Фауста, он имеет в виду последнего – Мастера. Вот с его рукописью он и в самом деле познакомился. И о ее существовании он знал все же с самого начала.

10. Знаком ли Воланд с мастером, который написал роман о Понтии Пилате?

      Знает ли мастер о Воланде?

Сопоставьте отношения МАСТЕР- ВОЛАНД  с логикой отношений ФАУСТ-МЕФИСТОФЕЛЬ.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Отношения Мастера с Воландом – это классические отношения человека-творца с демоном: человек свой талант отдает духу, а взамен получает от него дары (информацию, видения-«картинки», энергию, силы, при необходимости и «материальную помощь» и защиту от недругов). Порой при этом сам человек не понимает до конца, откуда же именно пришел к нему источник его вдохновения. Мастер, например, уже завершив свой роман, впервые встречается с Воландом лицом к лицу. Причем Воланд  делает вид, что он никакого отношения к творчеству Мастера не имеет (точнее, словом Воланд заявляет одно, а делом – являя сожженную рукопись – тут же демонстрирует совсем иное).

      Вот чего нет у сатаны – так это собственного творческого таланта.

11.  В какой главе мы знакомимся с мастером? О чем нам говорит ее №?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

В 13 главе. В христианстве во время вечерних служб последней недели Великого Поста тринадцать свечей гасят одну за другой, что символизирует тьму, наступившую на земле после смерти Христа. Число тринадцать считается несчастливым, поскольку это число Иуды вместе с Иисусом и апостолами. Это также число шабаша ведьм.  Но откуда писательское мастерство у человека, пишущего свое первое художественное произведение? Да, историки пишут иногда исторические романы,  художественные достоинства которых строго не судят. Прекрасная образованность – знание пяти иностранных языков, кроме родного – это не гарантия качества литературного произведения. Не гарантирует его и каторжная работа. Нужно еще одно немаловажное качество – талант. А вот эту сторону личности героя Михаил Афанасьевич Булгаков нам не раскрывает, не показывает, не дает понять, почувствовать, что перед нами гениальный художник слова. Совсем не случайно, Мастер историк, а не писатель.

12. Что рассказывает о себе мастер? Почему он отказался от имени? Кто назвал его мастером? 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

В романе есть один эпизод с Мастером: он взглянул на иконку с изображением ангела-хранителя и увидел, что ангел отвернулся от него. У Булгакова  псевдоним «мастер»  – это замена имени, отказ от имени. Мастер - «историк, сделавшийся писателем». Мастер «нанял у застройщика в переулке близ Арбата... две комнаты в подвале домика в садике». В  беседе с Иваном Бездомным  мастер говорит что он отказался от фамилии и вообще от всего (то есть и от всякого родства). Он представляется мастером. Называя себя так впервые, он надевает сшитую Маргаритой черную шапочку с изображением буквы «М» – первой буквы его нового имени. То есть от имени, данного в святом крещении (а предположить, что рожденный в России до революции Мастер не был крещен вряд ли возможно) он отрекся. Отрекся он, стало быть, и от Того, Кому был посвящен при Крещении – от Христа. В Таинстве Святого Крещения мы, напротив, – отрекаемся от сатаны. Мастер надевает на голову свою шапочку, то есть символ власти сатаны (Воланда), посланницей которого, очевидно, является вышившая букву Маргарита.. Итак, шапочка с литерой «М», отречение от христианского имени, есть знаки перевернутого «крещения», отречения от Христа и посвящения сатане. Над Мастером совершено «Крещение» наоборот. В романе вообще все совершается наоборот, ибо сатана, имеет еще имя «лукавый». Он не может ничего принципиально нового создать, он может лишь переворачивать, искажать, пародировать, осквернять. Потому и власть его начинает проявляться ни где-нибудь, а именно у Патриарших прудов, название которых имеет явное православно-церковное звучание. Тем самым автор стремится нарисовать степень проникновения нечистой силы в нашу жизнь и убедить читателя в безграничности бесовских возможностей, в беззащитность света перед тьмой.  

  1. Кто такая Маргарита?
  2. Почему Маргарита забирает деньги, которые выиграл мастер в лотерею и уходит от него в самый сложный момент жизни? Как это характеризует ее чувства по отношению к мастеру?
  3. Почему Маргарита приходит именно в момент сожжения мастером рукописи романа и начинает спасать оставшиеся листы? За судьбу мастера или рукописи она больше тревожится- почему?
  4. Какую шапочку шьет Маргарита мастеру?Зачем?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Маргарита: «…она подгоняла его  и … стала называть  его  мастером…и говорила, что в этом романе ее жизнь.» Она вышивает ему на шапочке  W / М  - начальную букву имени Воланда. Мастер сжигает роман и боится его восстановления – Маргарита торжествует, когда рукопись романа Воланд восстанавливает, произнося «Рукописи не горят!».  Роль Маргариты в судьбе мастера зловещая. Она и появляется так же зловеще, как на Патриарших появляется Воланд –  куда-то все исчезают, становится жутковато . Булгаков пишет «Любовь выскочила перед нами,     

как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!» Она сама говорит Мастеру о том, что  Воланд  (бес)  «все устроит» и добавляет: «как я счастлива, что вступила с ним в сделку». Отдавшись во власть сатаны,  она уже всецело принадлежит ему. Не случайно её отношениям

с нечистым в романе уделяется больше времени, внимания и придается гораздо больше яркости, нежели её отношениям с мастером. Надо полагать, что автор назвал героиню Маргаритой Николаевной сознательно. Николай означает по-гречески «победитель народов», а она, фактически удочеренная сатаной, прославляет Воланда словами «всесилен, всесилен!». Имя же Маргарита, по признанию Коровьева, указывает на королеву Марго. Однако, королевское достоинство Маргарита обретает, лишь воссоединившись с сатаной. Отсюда и бесконечные восклицания на балу у сатаны:  «Королева в восхищении!».

Маргарита – не кающаяся блудница, бросившая добропорядочного и любящего мужа, погрузившаяся в омерзительное веселье и оргии бесстыдной черной мессы, становится заступницей за грешников и просительницей перед сатаной – ее новым отцом. Возвращаясь к значению имени, заметим, что переворачивается абсолютно всё. Здесь уже не Адам (мужчина) называет женщину Евой, а женщина Маргарита дает имя мастер своему избраннику. Тем самым, она имеет над ним законную власть. Этим фактически придается видимость законности известному шагу настоящей Евы – совращению Адама в райском саду, где она также стала проводником воли падшего ангела.

  1. Сопоставьте Маргариту из «Фауста» Гете с Маргаритой из романа Булгакова.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Маргаргарита, героиня трагедии Гете,  оказывается в тюрьме по обвинению в убийстве матери  и своего новорожденного ребенка ( от Фауста). Фауст при помощи Мефистофеля хочет спасти возлюбленную, но она отдает себя в руки Господа. Маргарита, совращенная Фаустом и   погибает ,в покаянии выбрав Бога, Сатана в борьбе за ее  Душу не победил. Сила веры помогает спасению души Маргариты   (Гретхен). Маргарита  у Булгакова становится проводником воли  Воланда,  безверие и страсть губят ее душу.  

14. Как относится к своему роману мастер?

Он его сжигает и ужасается, когда Воланд сожженную рукопись возвращает.

  1. Чего боится и почему сжигает рукопись романа мастер?  

СЛАЙДЫ  № № 11-12

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Мастер, как видно из текста, становится орудием дьявола. Работа над романом, порученная Воландом и контролируемая Маргаритой, становится его главным и единственным делом в жизни. Такое подчинение силам тьмы – это состояние одержимости или беснования, которое благодаря внешним проявлениям часто принимается за психическое заболевание. Но мы не раз убеждаемся в достаточно трезвой самооценке Мастера, его вменяемости. Гибкий и холодный спрут, который подбирался к сердцу Мастера, есть мучительное проявление одержимости человека, которого бес заставляет на себя работать. Отсюда страхи Мастера, его болезненная раздраженность, брезгливость к людям и замкнутость на романе.  

Ивану Бездомному мастер признается, что его довел до безумия роман и сидит он в клинике «из-за Понтия Пилата» В рассказе Ивану он намеком приоткрывает болезненную сущность страха, который появляется вначале как тревога, возникшая в тот момент, когда год назад, весною, он увидел желтые цветы в руках Маргариты. «Она несла желтые цветы! Нехороший цвет». Желтый цвет  первую тревогу, но затем был благополучно забыт. С чем же связано это предостережение, этот знак? Не с тем ли, что встреча с Маргаритой – роковая веха на пути героя?   Страх влезает в окно, как спрут «с очень длинными и холодными щупальцами», – так удлиняется рука Геллы, пытающейся открыть окно в кабинете Римского. Образ щупальца-страха возникает в романе Булгакова дважды. Один раз он связан с нечистой силой, которая стучится извне и лезет в окно. Ему открылась роковая обреченность. Но это и открытое вступление в его жизнь нечистой силы, которая явилась в образе страха-щупальца. им овладело предчувствие роковой встречи с сатаной, за которой последует последнее отречение от земной жизни и от попыток понять Христа, которые, судя по теме романа, одно время занимали мастера. Это страх перед окончательным осознанием роли своего романа, поскольку судьба мастера  уже вступала в связь с сатаной. Мастер достаточно много знал о христианстве и о Христе, он позволил себе новую точку зрения на  Его образ. Сожжение рукописи – вовсе не малодушие из-за возможных социальных последствий, но и акт магический. Мастер пытается уйти от темных сил, которые вторглись в его душу вместе с романом о Понтии Пилате . Следует обратить внимание на то, что тема страха пронизывает буквально весь роман Булгакова, с первых его страниц. мастер троекратно проходит испытания, чтобы соединиться в конце пути с Воландом.  Если тюрьма окончательно сломила его волю, то клиника Стравинского лишила всяких иллюзий. Мастер оказался полностью подвластен тому, кто руководил его действиями, – Воланду. Число 3 имеет в контексте романа магический характер. Не только мастер проходит три ступени «посвящения» – приобщения к Воланду.  Последний в жизни мастера май ознаменовался появлением Воланда. Маргарита в своем «вещем сне» видит мастера впервые после его исчезновения. Читатель догадывается, что сон связан с Воландом и действия Маргариты по пробуждении направлены его волей. Маргарита едет на набережную возле Кремля, памятную ей и мастеру как место их первого свидания. Мастер упоминает набережную в разговоре с Иваном, отмечая, что именно туда привели московские улицы не замечавшую ничего вокруг пару, а на другой день они «сговорились встретиться там же... и встретились». Маргарита, повинуясь безотчетному импульсу, идет к этому месту и, сидя на скамейке, вспоминает свой сегодняшний сон, вспоминает, как «ровно год, день в день и час в час,на этой же самой скамье она сидела рядом с ним». Таким образом встреча Маргариты с Азазелло совпадает с годовщиной знакомства мастера и Маргариты. Майский  визит Воланда в Москву совпадает с важным рубежом в отношениях главных героев – годовщиной их знакомства, а причина этого визита – роман мастера. Можно предположить, что хронология московских событий калькируется хронологией ершалаимской, – взаимопроникновение этих двух частей романа Булгакова очевидно.    

   

16..  Сопоставим итоги жизни героев Гете  и  Булгакова.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Что мы узнаем о них при первом знакомстве? Каковы их занятия? Как они относятся к результатам своей деятельности? Какие вопросы их мучают? Как они пытаются их решать? Каковы их стремления? В чем они видят выход?  Здесь надо отметить, что в этих образах и Гете, и Булгаков постоянно подчеркивают два мотива, две темы:

1) сила людей и обстоятельств, губящая личную человеческую судьбу (внешняя тема);

2) личная вина, влекущая за собой мечту об искуплении (внутренняя тема). Вторая тема соотносится со знаменитой формулой Лессинга: «Трагический герой должен быть виновен и невиновен одновременно». Исходя из этого, мы сможем сделать еще один вывод: Оба героя  вынуждены вечно расплачиваться, потому что стали искать помощи у потусторонних сил и тем самым связали свою дальнейшую судьбу с сатаной.  У  Булгакова  мастер «не заслужил света».)

Чем они привлекли Мастера и Фауста, соответственно? (Привлекательны скорее не внешней красотой, а естественностью, непосредственностью в проявлении своих чувств, как бы воплощением самой природы). Как произошли их встречи с любимыми? Каковы их чувства по отношению к Мастеру и Фаусту? Чем завершаются их судьбы? Каково их отношение к Воланду и Мефистофелю?   Боязнь Мастера погубить Маргариту тоже должна напомнить о докторе Фаусте, который боится погубить свою Маргариту – Гретхен и в конце концов губит ее; Азазелло, выполняющий волю Воланда, увлекает за собой в “последний полет” и Мастера, и его подругу, тогда как Мефистофель увлекает одного Фауста, а Гретхен остается ждать казни. Автор романа настойчиво подчеркивает, что он рассказывает историю новых Фауста и Маргариты. Заметим, что в сделанных осенью 1933 года набросках ранней редакции романа герои его так и именовались, а одна из намечаемых глав было, обозначена как “Ночь Фауста и Маргариты”.  Финал судьбы  мастера  полемичен по отношению к судьбе Фауста в поэме Гёте, где Ангелы уносят в свет бессмертную сущность главного героя: 

Спасен высокий дух от зла
Произволеньем божьим:
Чья жизнь в стремлениях прошла,
Того спасти мы можем.
А за кого любви самой 
Тот будет ангелов семьей
Ходатайство не стынет, 
Радушно в небе принят. 

У Булгакова же  мастеру и  Маргарите  уготован только Лимб, пространство между Адом и Раем, где обитают души младенцев, умерших без крещения, и невольные грешники. В поэме Ангелы с Фаустом Лимб минуют, устремляясь к райским высотам, где парят души невинных христианских блаженных младенцев: мастер ., в отличие от Фауста, в последний скалистый приют несут не Ангелы, а Воланд со своей свитой. У Гёте любовь меняет природу сатаны и заставляет его не препятствовать добру: Фауст и Маргарита воссоединяются на небесах, в свете. Вечная любовь гетевской  Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду - традиционный свет, который его слепит, и потому она должна стать его проводником в мире света.  Булгаковская  Маргарита , являясь проводником идей  дьявола, искушает Мастера -  русского Фауста, и они оба оказываются  в последнем приюте у Воланда  .

  1. Почему ни мастер, ни Маргарита не заслужили света? Что означает заслужить покой без света с точки зрения религии?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

 Заслужить покой без света с точки религии означает ад.  Судьбу человека решает Господь, а сатана властен лишь над теми, кто возвел хулу на Господа Бога, то есть совершил смертный грех. Тот самый грех отречения от Бога совершают оба героя Булгакова. Потому им дарован только покой, а света они не заслуживают. Мастер и Маргарита обрекают себя  на отсутствие спасающего вторжения Божьего Промысла в их судьбу. И это поистине трагично. Мастер и Маргарита получают покой из рук дьявола; Воланд преподносит  им  в подарок покой следующим образом: «О, трижды романтический мастер, неужто вы нехотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают   зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?»

О композиции романа «Мастер и Маргарита»

Принято говорить о зеркальной комозиции романа Булгакова или называть ее «роман в романе». Выдвигаем гипотезу: композиция  «роман в романе» должна быть рассмотрена иначе с точки зрения смысловой структуры произведения Булгакова. Таким образом  мы ответим на  главные вопросы, которые писатель решает в своем «закатном романе», а именно:  какие аспекты судьбы русского Фауста автору  видятся наиболее существенными. Понятия ГРЕХА – НАКАЗАНИЯ – ПРОЩЕНИЯ  раскрыты в романе в единстве, представляющем закон искупления, идею высшего суда. Это модель  духовной и этической  жизни человека и оценки этой жизни. Такой нам видится смысловая структура произведения Булгакова. ( см. приложение структурно-логическая схема «Смысловая структура романа Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Произведение Булгакова имеет два композиционных стержня:

Первый – роман мастера;

второй – результат его написания, т. е. вовлечение в реальный мир трансцендентных сил, а также события, связанные с появлением в Москве сатаны, и возмездие.

5. ПОДВЕДЕНИЕ   ИТОГОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Вопросы:  

  • Каковы причины встречи творческой личности с с темными силами?
  • Что означает творческое бесплодие мастера?
  • Кто является проводником идей Воланда?  
  • Наказывает ли мастера и Маргариту  автор романа или поощряет их  за связь с темными силами?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Не стоит гадать, был ли когда-либо религиозен мастер – его прошлая жизнь наглухо закрыта. Читателю неизвестно, почему он начал писать роман на евангельский сюжет. Но, начав его, мастер был зачарован открывшейся ему новизной. Он все глубже погружался в мир образов, навеянных сатаной. Весь доступный до того материал показался ему блеклым и банальным, пришло новое знание, уже не вызывавшее сомнения, ибо оно зародилось в его мозгу как бы само собой. Не важно было, кто водит его пером, если поток вдохновения так стремительно его нес. И постепенно мастер становился адептом темных сил. То, что Булгаков описывает силы зла в особо привлекательном свете, свидетельствует не о «доброте» Воланда, а о том, что люди, не помнящие Бога, готовы наделять сверхъестественное импонирующими им чертами. Обаяние Бегемота, представительность Воланда, шутовство Коровьева очаровывают, притупляют бдительность. Чем сильнее вера в могущество Воланда, тем убедительнее и полновластнее он выглядит. Веру в Воланда питает Маргарита. Мощная энергетика Маргариты безусловно нравится Воланду. Мастер же пуст, сломлен, болен, безразличен – как личность он Воланда не очень-то интересует, поскольку сущность его Воланд постиг. Но душа, бессмертная душа мастера! Она необходима. И помощница Маргарита делает все возможное и невозможное, чтобы эта душа последовала за ее всесильным хозяином.  
      Как уже отмечалось, в первых редакциях «Мастера и Маргариты» (1929–1933) образа мастера вообще не было. Лишь со временем «Евангелие от Воланда» было переосмыслено и роман приобрел характер  апокалиптического   видения мира.. Читатель, увлеченный то сатирическими картинками, то вдохновенно-романтическими строками о любви, то выпукло-яркими реалиями ершалаимских событий, как бы теряется  в многоплановости повествования, и становится не так уж важен безнадежный трагизм автора, ибо вроде бы все обошлось, и смерти нет, и Бога не надо, и у  Воланда все наилучшим образом устроится. И, прямо по Гоголю, «невидимые миру слезы» скрыты романтическим флером. Сам автор, прослеживая судьбы героев, намеренно остается в тени, не высказывая своих позиций. Апокалиптика «Мастера и Маргариты» не декларативна. Предшественников антихриста на земле было достаточно, но сам он еще не воплотился. Однако сатана вездесущ, и все силы зла постепенно активизируются, и всякий человек занимает на этой арене свою позицию. Дьявол собирает своих, подготавливая решительное наступление.

Заключительное слово учителя:

 Плохо заканчивается роман Булгакова. И в этом его главное отличие от трагедии Гете «Фауст». В борьбе за душу Фауста Гете побеждает Господь, и свершается это усилиями самого Фауста, его выбором.  Русский Фауст показывает иной исход подобного противостояния – Воланд не посрамлен , ибо Маргарита восклицает в порыве страсти: «Всесилен!», а мастер не оказывает сопротивления  утверждениям возлюбленной, ибо его дух поврежден, а воля сломлена, но главное – нет веры. Безнадежность и трагичность взгляда Булгакова подчеркнута тем, что злу, именуемому Воланд,  в романе не противостоит никто. Нет  даже спасающего и всеизменяющего вторжения Божьего Промысла. И это самое страшное предупреждение Булгакова: все может закончиться трагично, если человек отрекается от Бога. Есть такая мера человеческого забвения о Творце и отречения от Него, когда и Небо уже бессильно что-либо изменить в человеческой судьбе.  Рассуждая о судьбе русского Фауста, мастера из романа Булгакова , мы увидели, что уклонение от истины, безверие и  безволие приводят  его  к  трагедии, причем более горькой и беспросветной, чем трагедия Фауста Гете.  

Главное в авторском замысле  романа «Мастер и Маргарита» - не гимн Воланду, то есть дьяволу, а стремление  Булгакова предостеречь читателя от пагубных последствий неверного духовного выбора.

В  результате судьба русского Фауста приобретает совсем иное звучание не только в аспекте итогов судьбы творческой личности, вступающей в контакт с темными силами: предостережение Булгакова  адресовано нашему Отечеству в целом, которое шло по гибельному пути отречения от Бога и которое должно найти путь к Истине. Таков завет Булгакова.

Итак, мы с вами доказали выдвинутую гипотезу урока:

писатель продолжает тему «Фауста» в русской литературе на материале трагической эпохи 30 годов и   дает новое звучание теме, размышляя о  судьбе русского Фауста.  

5. РЕФЛЕКСИЯ. 

Мы с вами еще раз убеждаемся в том, что литература  содержит  опыт, помогающий нам предупреждать роковые ошибки в жизни не тольо человека, но и целой страны.  Я закончу урок словами Н.Заболоцкого:      Откройся, мысль! Стань музыкою слово!

    Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Выберите фразу  с экрана и сформулируйте краткое высказывание  об уроке:

СЛАЙД № 13

6. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

СЛАЙД № 14



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку литературы по роману М.А.Булгакова "МАСТЕР И МАРГАРИТА" ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга Учитель русского языка и литературы высшей категории БЕЛЯКОВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА

Слайд 2

«Junker Voland kommt!» ( Гете «Фауст» ) — ...так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. “ Фауст” И. Гете. « Встреча поэта с Воландом. Маргарита и Фауст. Черная месса » М.Булгаков, 1933г, записная книжка. ЭПИГРАФ

Слайд 3

СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Слайд 4

Смысловая структура трагедии И.В.Гете "Фауст" Господь Бог: «И посрамлен да будет Сатана! Знай: чистая душа в своем стремленье смутном Сознаньем истины полна…» Мефистофель: «Я отрицаю все- и в этом суть моя… Стремленье разрушать, дела и мысли злые, вот это все – моя стихия…» Фауст – Мефистофелю : «Великое разрушить ты не мог, Тогда по мелочам ты начал разрушенье» Мефистофель: «..он будет мой! Прошу на то лишь Позволенья. Пойдет немедля он за мной. МАТЬ МАРГАРИТЫ Погибает; воспитывала дочь в чистоте , смирении и вере в Бога МАРГАРИТА погибает ,в покаянии выбрав Бога, Сатана в борьбе за ее Душу не победил БРАТ МАРГАРИТЫ Погибает, защищая поруганную честь сестры. Фауст: «… две души живут в больной груди моей, друг другу чуждые, и жаждут разделенья…» Господь Бог: «Тебе на то не будет запрещенья – Блуждает человек…»

Слайд 5

ТРАГЕДИЯ И.В. ГЕТЕ «ФАУСТ» ФАУСТ – символ человеческого стремления к познанию мира, к творчеству. Прототипом литературного Фауста становится доктор Иоганнес Фауст ( 1480-1540?), бродячий астрологог. О союзе Фауста с дьяволом ( Мефистофелем) впервые рассказано в немецкой книге «История о докторе Фаусте» (1587).

Слайд 6

Фауст – Мефистофелю « Что еще предстоит мне от тебя? Смерть и проклятие всей вселенной на тебя, чудовище!» МАРГАРИТА погибает ,в покаянии выбрав Бога, сатана в борьбе за ее душу не победил Мефистофель не смог одержать верх над Богом в борьбе за человеческую душу.

Слайд 8

НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ. - ... потому что ...

Слайд 9

Маргарита «…она подгоняла его и … стала называть его мастером… и говорила, что в этом романе ее жизнь.» мастер «Я вспомнить не могу без дрожи мой роман. А ваш знакомый на Патриарших сделал бы это лучше меня.»

Слайд 10

ГЕРБЕРТ АВРИЛАКСКИЙ Римский папа Сильвестр Второй, которого подозревали в занятиях черной магией. Фигура Сильвестра стала одним из прототипов легенды о Фаусте. (середина X века)

Слайд 13

1. сегодня я узнал….. 2. я понял, что… 3. теперь я могу… 4. я почувствовал, что… 5. меня удивило… 6. урок дал мне для жизни… 7. мне захотелось… РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 14

Выбрать тему и написать сочинение (не менее 250 слов) ТЕМЫ Если я родился Фаустом, то чьи духовные ориентиры: Фауста или мастера - я выберу и почему? Если я родился Фаустом или мастером, то что сможет меня уберечь от трагедии? Почему мастер не заслужил света, а душу Фауста спасает Господь? ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока по литературе: «Праведница русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Урок  нацелен помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность,  чуткость,  совесть,  человечность,   «вслед за автором» проследить за...

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тема: И.С.Тургенев «Отцы и дети». Сила и слабость Базарова.Цели:- продолжать анализ романа, наблюдение за раскрытием характера главного героя во взаимоотношениях с другими персонажами...

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по теме "Изображение положительно прекрасного человека в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" "

В курсе литературы 10 класса необходимо знакомство учащихся с романом Ф.М. Достоевского "Идиот". В этом произведении главный герой, Лев Николаевич Мышкин, является духовным двойником писател...

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...

Методическая разработка урока по литературе «Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой в русской и мировой культуре является не только писателем, но философом, сумевшим отобразить свои мысли, размышления и мировоззрение в творчестве. Он сумел глубоко проникнуть в ...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...