Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию по теме "Анатомия сердца".
методическая разработка по теме
Данна методическая разработка для преподавателя к практическому курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Общий обзор строения сердечно- сосудистой системы. анатомия сердца."" составлена на основе рабочей программы для студентов медицинского училища по специальности " сестринское дело". Она включает следующие разделы:
1 План занятия
2.Рабочая тетрадь;
3.Выды внеаудиторной работы;
4.Вопросы для закрепления знаний.
5 .Вопросы для итогового контроля по теме.
7. Технологическую карту .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_prpodavatelya.docx | 320.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования – техникум «Борское медицинское училище»
Методическая разработка к практическому занятию по анатомии и физиологии человека для преподавателя медицинского училища по теме
Общая анатомия сердечно - сосудистой системы. Морфология и анатомия сердца.
Дисциплина : Анатомия и физиология человека
Специальность: 060501 Сестринское дело
Составил: преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В.
Борское, 2012 год
«Одобрена» Цикловой методической комиссией Общепрофессиональных дисциплин Председатель ___________ /Надеева Г.Н./ | Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки по специальности 060501 Заместитель директора по учебной части __________/Полянских О.В |
Рассмотрена и утверждена
на заседании методического Совета
«_______» _________________2012год
Автор: Иванова О.В.
Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Тема: Общая анатомия сердечно - сосудистой системы. Морфология и анатомия сердца.
Специальность 060501 (сестринское дело )
Курс первый группа 202
Семестр третий
Практическое занятие - 2 часа
Внеаудиторная работа - 2 часа
Самостоятельная работа студентов (СРС) - 2 часа
Контроль по теме - текущий (тест)
Вид самостоятельной работы:
- Работа с учебными текстами.
- Составление глоссария.
- Зарисовать схему строения сердца в альбом.
- Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части сердца на предложенной иллюстрации), работа с тестами.
Внеаудиторная работа:
- Создание презентаций:
- Общий обзор сердечно- сосудистой системы.
- Морфология и анатомия сердца.
- Сосуды и нервы сердца.
Критерии и правила оценки
1.Текущий контроль:
Практических занятий:
- устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
- тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю);
- рисунки, решение типовых и ситуационных задач (оформляется в альбоме и сдается преподавателю в конце каждого занятия);
- проверка оформления результатов занятий (оформление альбома проверяется преподавателем в конце каждого занятия).
2. Практическое занятие
а) устный опрос –
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «отлично»
- правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «хорошо»
- неполный ответ с некоторыми неточностями – «удовлетворительно»
- нет ответа – «неудовлетворительно».
б) тестирование
- 86-100 % - «отлично»
- 75-85% - «хорошо»
- 60-74% - «удовлетворительно»
- меньше 60 % - «неудовлетворительно».
в) оформление тетради.
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, все задания выполнены правильно, даны верные ответы тетрадь оформлена на 100% – «Отлично»
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, задания выполнены, но есть незначительные ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 70% – «хорошо»;
- рисунки, схемы выполнены, но неаккуратно , допущены ошибки задания выполнены, но есть грубые ошибки в ответах, тетрадь оформлена на 50% – «удовлетворительно»;
- неаккуратное оформление рисунков, схем, выполнена лишь половина задания, тетрадь оформлена менее, чем на 50%- «неудовлетворительно».
Внеаудиторная самостоятельная работа
- - оценка выставляется соответственно критериям каждой формы СРС
Технологическая карта занятия № 13
Дисциплина Анатомия и физиология человека.
Специальность сестринское дело 010509.51 курс второй группа 202
Тема занятия Анатомо- физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. Анатомия сердца.
Количество часов 2 часа
Вид занятия практическое занятие
Цели занятия: изучить и знать анатомию сердечно - сосудистой системы, морфологию, анатомию, функции сердца, кровеносных сосудов.
Задачи:
Дидактическая:
- приобретение и усвоение знаний студентов по теме
- формирование умений систематизировать информацию по данной теме;
- сформировать знания о строении сердечно- сосудистой системы, сердца, кровеносных сосудов.
Развивающая:
- развивать умения анализировать,
- обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная:
- прививать навыки коммуникативного общения,
- совершенcтвовать навыки работы с книгой и по инструктивным карточкам. Воспитывать самостоятельное мышление,
- санитарно-гигиенических навыки,
- привычки к здоровому образу жизии.
Внутрипредметные связи: общая биология, зоология.
Межпредметные связи: химия, терапия, патология, педиатрия.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
- Методические рекомендации к практической работе для преподавателя и для студентов.
- Рабочая тетрадь для самостоятельной работы.
- Учебные пособия.
- таблицы “Строение сердца”,
- модель “Сердце”,
Материально-техническое обеспечение занятия:
- интерактивная энциклопедия «Моё тело»
- видеофрагменты на сайте http://video.yandex.ru и http://www.youtube.com/watch?v=HHAGdSr78XQ
- мультимедийный комплекс .
Литература:
Основная
- Р.П. Самусев., Ю.М. Селин . Анатомия человека. – Москва «Медицина», 1995год.
- М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.
- И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.
- Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М., «Медицина». – 1996. – Т. 1-4.
Дополнительная
- А.О. кондрашев, О.А. Каплунова Нормальная анатомия человека в тестах – М., : Эксмо, 2008год.- 256с.: ил. – (Медицинское образование).
Ход занятия
Содержание занятия
№ | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Добавления, изменения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Организационный момент - 2минуты
Сообщение темы и целей занятия – 3 минуты Тема занятия Анатомо- физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Анатомия сердца. Цель: изучить и знать анатомию сердечно- сосудистой системы, виды кровеносных сосудов, их особенности строения в связи с выполняемой функцией, морфологию и анатомию сердца. (слайд 1) Что такое сердце? (Э. Межелайтис “Сердце”) Контроль исходного уровня знаний студентов путём решения тестовых заданий - 10 минут ( Приложение №1) Педагогический показ – 15 минут Изложение общего плана строения сердечно- сосудистой системы, включающей кровеносную систему (систему кровообращения) и лимфатическую (систему лимфообращения). (слайд№3) Подчеркнуть, что кровеносная система объединяет сердце и сосуды. Впервые точное описание механизма кровообращения было дано Гарвеем (слайд№4) , а правильное описание строение сердца – А.Везалием (слайд №4). Назвать органы, образующие сердечно - сосудистую систему (слайд 5). Вспомнить определение кровообращения. Затем показать все виды сосудов, отметить их особенности строения в связи с выполняемой функцией (слайд № 6). Видеофрагмент (кровеносные сосуды, строение артерии, вен, капилляр ) посмотреть. Далее на скелете грудной клетке показать топографию сердца, проекцию его на грудную клетку (слайд № 7) , указать границы сердца. Видеофрагмент анатомия сердца (http://www.youtube.com/watch?v=fTW6R13EVQQ). – 22 минуты. Физкультминута (выполнение упражнений для глаз, рук, позвоночника) – 5минут Самостоятельная работа (работа в группах) –30 минут.
Конечный контроль уровня усвоения материала и оценка практических навыков -15 минут. (Приложение №3 ) Подведение итогов -5минут . Выставление отметок с учётом участия в ответах каждого студента на занятии выполнения всех видов работы, согласно критериям и правилам оценки. Для учёта активности участия каждого студента на практическом занятии используется карточка учёта студента . (приложение№4) Домашнее задание – 5 минут:
Учебный материал - стр.297-307 учебник, лекция. Внеаудиторная работа Создание презентаций:
|
Приложение№1
ТЕСТ для проверки исходных знаний
- Какие сосуды впадают в правое предсердие?
- Верхняя полая вена.
- Наименьшие вены сердца.
- Легочные вены.
- Нижняя полая вена.
- Венечный синус.
- Какой сосуд начинается из правого желудочка?
- Легочный ствол.
- Легочные вены.
- Аорта.
- Верхняя и нижняя полые вены.
- Правая и левая коронарные артерии.
- Какие сосуды впадают в левое предсердие?
- Правые легочные вены.
- Верхняя полая вена.
- Нижняя полая вена.
- Левые легочные вены.
- Венечный синус.
- Какой сосуд начинается из левого желудочка?
- Легочный ствол.
- Аорта.
- Венечный синус.
- Правая коронарная артерия.
- Левая коронарная артерия.
- Укажите место расположения трехстворчатого клапана.
- В устье аорты.
- В устье легочного ствола.
- Между левым предсердием и левым желудочком.
- Между правым предсердием и правым желудочком.
- Между левым предсердием и правым желудочком.
- Укажите место расположения двухстворчатого (митрального) клапана.
- В устье аорты.
- В устье легочного ствола.
- Между левым предсердием и левым желудочком.
- Между правым предсердием и правым желудочком.
- Между левым предсердием и правым желудочком.
- Назовите анатомические образования, входящие в состав проводящей системы сердца.
- Венечный синус.
- Синусно-предсердный узел.
- Предсердно-желудочковый узел.
- Пучок Гиса.
- Сухожильные нити.
- Назовите артерии, кровоснабжающие сердце.
- Подключичная артерия.
- Дуга аорты.
- Правая венечная артерия.
- Левая венечная артерия.
- Плечеголовной ствол.
- Укажите отверстия, имеющиеся в стенках правого предсердия.
- Наименьших вен.
- Нижней и верхней полых вен.
- Непарной вены.
- Венечного синуса.
- Легочных вен.
- Назовите камеру сердца с наибольшей толщиной стенок.
- Правое предсердие.
- Левое предсердие.
- Правый желудочек.
- Левый желудочек.
- Нет ни одного правильного ответа.
- Назовите борозды на поверхности сердца.
- Венечная.
- Передняя межжелудочковая.
- Задняя межжелудочковая. .
- Клапан аорты образован.
- Тремя створками.
- Тремя заслонками.
- Двумя створками.
- Двумя заслонками.
- Складками эндокарда.
- Назовите отверстие, имеющееся в левом желудочке.
- Венечного синуса.
- Легочных вен.
- Аорты.
- Легочного ствола.
- Верхней и нижней полых вен.
- Укажите место проекции на переднюю грудную стенку верхушки сердца у взрослого человека.
- Хрящ четвертого левого ребра.
- Левое четвертое ребро, 6–7см от грудины.
- Левое пятое межреберье, 1,5см кнутри от средней ключичной линии.
- Левое пятое ребро по среднеключичной линии.
- Третье межреберье слева, у края грудины.
- Укажите отверстие, имеющееся в правом желудочке сердца.
- Нижней полой вены.
- Верхней полой вены.
- Легочного ствола.
- Аорты.
- Венечного синуса.
Приложение№2
Рабочая тетрадь по анатомии и физиологии человека
для студентов медицинского училища для практических занятий по теме «Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы . Анатомия сердца.»
Студент (ка) _______________________________
Фамилия, имя
курс ___________
группа_____________
Дисциплина : анатомия и физиология человека
Специальность: сестринское дело.
Составил: преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Иванова О.В.
Борское, 2012 год
Рабочая тетрадь содержит планы практического занятия, схемы, рисунки, иллюстрирующие материал лекционного курса по анатомии сердечно- сосудистой системы . Для проработки темы к каждому рисунку даются задания и методические указания к ним. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебной программой.
«Одобрена» Цикловой методической комиссией Общепрофессиональных дисциплин Председатель ___________ /Надеева Г.Н./ | Составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами СПО по специальности 0601.52 Заместитель директора по учебной части __________/Полянских О.В |
Рассмотрена и утверждена
на заседании методического Совета
«_______» _________________2012год
Автор: Иванова О.В.
Преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Практическое занятие № 13.
Тема: Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы . Анатомия сердца.
Цель: изучить и знать анатомию сердечно - сосудистой системы, морфологию, анатомию, функции сердца, кровеносных сосудов.
План занятия:
- Организационный момент
- Контроль исходного уровня знаний студентов путём решения тестовых заданий
- Педагогический показ
- Самостоятельная работа
- Контроль знаний и умений.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Задание 1. Дополнить схему:
Сердечно- сосудистая система
Сердце ?
1____________________;
2____________________ ;
3____________________;
Задание №2. Стимул
Выполнив работу вы должны ответить на вопрос «Как связано строение кровеносных сосудов с выполняемой функцией»?
Задачная формулировка:
1. Прочитав данный текст и рассмотрев приведённые рисунки составьте диаграмму «Типы кровеносных сосудов и их характеристика», используя бланк для ответа.
Бланк
Диаграмма «Типы кровеносных сосудов и их характеристики»
Артерии | Капилляры | Вены | ||
Определение | ||||
Аорты | Других артерий | |||
Строение | ||||
Функция |
- Дописать предложения:
Наружний слой кровеносных сосудов называется ______________________________;
Средний слой кровеносных сосудов называется _______________________________;
Внутренний слой кровеносных сосудов называется ______________________________.
Кровено́сные сосу́ды — эластичные трубчатые образования в теле животных и человека, по которым силой ритмически сокращающегося сердца или пульсирующего сосуда осуществляется перемещение крови по организму: к органам и тканям по артериям, артериолам, артериальным капиллярам, и от них к сердцу — по венозным капиллярам, венулам и венам. Крупным артериям, расположенным вблизи сердца ( аорта , подключичные артерии и сонные артерии ), приходится выдерживать большое давление крови , выталкиваемой левым желудочком сердца . Эти сосуды имеют толстые стенки, средний слой которых состоит главным образом из эластических волокон. Поэтому во время систолы они могут растягиваться, не разрываясь
Стенки артерий состоят из трех слоев: внутреннего, состоящего из плоского эндотелия , среднего, состоящего из гладкой мускулатуры и эластических волокон , и наружного, состоящего из фиброзной соединительной ткани , содержащей коллагеновые волокна . Внутренняя оболочка образована эндотелием , который выстилает просвет сосуда, подэндотелиальным слоем и внутренней эластической мембраной.
Стенки вен устроены примерно также, как стенки артерий , только средний слой стенки содержит меньше мышечных и эластических волокон, чем в артериях, а диаметр просвета больше. Стенка вены состоит из трех оболочек. В венах имеются полулунные клапаны , образованные складками внутренней оболочки, которые пронизаны эластическими волокнами. Клапаны препятствуют обратному току крови и таким образом обеспечивают ее движение только в одном направлении. Наиболее важный отдел сосудистой системы - это капилляры, именно они осуществляют обмен между кровью и интерстициальной жидкостью и газообмен .. Кровеносные капилляры имеют стенки, образованные одним слоем уплощенных эндотелиальных клеток - эндоте- лиоцитов, сплошной или прерывистой базальной мембраной и редкими удлиненными перикапиллярными клетками, перицитами. Совокупность сосудов от артериол до венул - так называемое терминальное русло ( микроциркуляторное русло ) - рассматривают как общую функциональную единицу . Устройство этой системы отвечает двум основным требованиям, предъявляемым к любым обменным процессам: кровь в капиллярах соприкасается с очень большой поверхностью в течение достаточно длительного времени.
- На целом муляже сердца найдите:
- основание; верхушку,
- поверхности - грудино- рёберную (переднюю), диафрагмальную (нижнюю), лёгочные (боковые);
- края – правый и левый;
- борозды – венечную, межжелудочковые (передняя и задняя);
- предсердия (правое и левое);
- жклцдочки (правый и левый);
- ушки (правое и левое)
Используя в помощь рисунок найдите на разборной модели сердца:
- предсердно- желудочковые отверстия;
- трёхстворчатый клапан;
- двустворчаты (митральный);
- устья аорты;
- лёгочного ствола с полулунными клапанами;
- отверстия верхней и нижней полых вен в правом предсердии;
- 4-х лёгочных вен в левом предсердии.
- сосочковые мышцы
- На плакатах и муляжах рассмотрите стенки сердца. Найдите 3 слоя:
- внутренний – эндокард;
- средний – миокард;
- наружний – эндокард.
Ответьте на вопрос: что такое перикард и и является ли он слоем сердца?
- Используя текст и рисунок опишите топографию сердца (расположение) и назовите границы сердца.
Оно расположено в грудной полости и защищено грудной клеткой. Сердце, окруженное околосердечной сумкой, располагается в нижнем отделе переднего средостения и, за исключением основания, где оно соединено с большими сосудами, может свободно смещаться в полости перикарда. Сердце располагается позади нижней половины грудины, а крупные сосуды (аорта и легочный ствол) – позади верхней ее половины.
Залегая в переднем средостении, сердце по отношению к передней срединной линии, располагается асимметрично: почти 2/3 его лежат влево и около 1/3 – вправо от этой линии.
Проекция границ сердца на переднюю стенку грудной клетки. Правая граница спускается слегка выпуклой линией, отстоящей на 1,5–2 см от правого края грудины и идущей сверху от верхнего края хряща III ребра книзу до места соединения хряща V ребра с грудиной. Толчок верхушки сердца может быть прощупан на 1 см в пятом левом межреберном промежутке. Верхняя граница сердечной проекции идет на уровне верхнего края третьих реберных хрящей. Правая граница сердца проходит на 2-3 см вправо от правого края грудины, от III до V ребра; нижняя граница идет поперечно от V правого реберного хряща к верхушке сердца, левая - от хряща III ребра до верхушки сердца. Выходные отверстия желудочков (аорта и легочный ствол) лежат на уровне III левого реберного хряща; легочный ствол - у грудинного конца этого хряща, аорта - позади грудины несколько вправо. Оба проецируются на прямой линии, идущей по грудине от третьего левого к пятому правому межреберному промежутку.
- Подпишите структурные элементы сердца.
- Задание на дом к следующему занятию. « Физиология сердца. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения» .
Приложение№3.
Вопросы для закрепления знаний
по теме:
Анатомо- физиологические особенности сердечно- сосудистой системы. Анатомия сердца.
- Чем образована ССС человека?
- Назвать виды кровеносных сосудов?
- В чём отличие в строении кровеносных сосудов, объяснить с физиологической точки.
- Топография сердца.
- Внешнее строение сердца.
- Назовите камеры сердца и укажите границы между ними по поверхности сердца. Общая морфофункциональная характеристика предсердий и желудочков.
- Строение правого и левого предсердно-желудочковых клапанов, клапанов аорты и легочного ствола и их значение.
- Перечислите оболочки стенки сердца.
- Проекция границ сердца на поверхность грудной клетки.
- Артерии, кровоснабжающие сердце: ход правой и левой венечных артерий.
- Назовите пути оттока венозной крови от сердца.
Перечисленные структуры каждый студент должен уметь находить на анатомических препаратах и других наглядных пособиях, а также знать их латинские названия:
1. Сердце(латынь) . 2. Правое (левое) предсердие. 3. Овальная ямка. 4. Правое (левое) ушко. 5. Правый (левый) предсердно-желудочковый клапан. 6. Правый (левый) желудочек. 7. Клапан аорты. 8. Клапан легочного ствола. 9. Основание, грудино-реберная и диафрагмальная поверхности сердца. 12. Венечная, передняя и задняя межжелудочковые борозды. 13. Правая и левая венечные артерии. 14. Венечный синус. 15. Аорта (латынь)
Приложение №4 Инструмент проверки.
- Диаграмма «Типы кровеносных сосудов и их характеристика».
| Артерии | Капилляры | Вены | |
Опреде-ление | Сосуды, несущие кровь обогащенную O2 и питательными веществами, от сердца к тканям | Это единственная структура, где происходит обмен веществ между тканями и системным кровотоком | Сосуды, несущие кровь от тканей к сердцу, они могут содержать до 80 % объема циркулирующей крови | |
Строение | Стенки аорты состоят преимущественно из эластических волокон | В состав стенок других артерий входят также и мышечные элементы, что делает возможным процесс нейрогуморальной регуляции их просвета | Стенка капилляра представляет собой слой эндотелиальных клеток, расположенных на базальной мембране | – В венах имеются клапаны |
Функция | Часть энергии систолы передается на стенки этих сосудов. Под давлением крови стенки растягиваются и за счет сокращений проталкивают кровь дальше по направлению к периферии | Объем кровотока в тканях корригируется «по потребности». Просвет артериальных сосудов может меняться, что, несомненно, сказывается на системном артериальном давлении | Питательные вещества и кислород диффундируют в ткани, а продукты клеточного метаболизма, в том числе и углекислый газ в кровеносное русло | – Обеспечивают ток крови только в одном направлении |
- Дописать предложения:
Наружний слой кровеносных сосудов называется адвентиция .
Средний слой кровеносных сосудов называется медиа .
Внутренний слой кровеносных сосудов называется интима.
Приложение№5 .
Карточка учёта студента __________________________________ /Ф.И/
Методы | ||||
Тестирование (исходжный контроль знаний) | Самостоятельная работа | Фронтальная и индивидуальная беседа | ||
Оформление альбома | Рабочая тетрадь | |||
Приложение №6.
Ключ к тесту.:
- 1, 2, 4, 5
- 1
- 1, 4
- 2
- 4
- 3
- 2, 3, 4
- 3, 4
- 1, 2, 4
- 4
- 1, 2, 3
- 2, 5
- 3
- 3
- 3
Ключ к “немому” рисунку “Строение сердца”
Внутреннее строение сердца:
1 — Аорта,
2 — Легочные артерии,
3 — Легочный ствол,
4 — Легочные вены,
- — Левое предсердие,
- — Полулунный клапан аорты,
- — Двустворчатый клапан,
- — Левый желудочек,
- — Нижняя полая вена,
- — Правый желудочек,
- — Трехстворчатый клапан,
- — Правое предсердие,
- — Полулуный легочный клапан,
- — Правые легочные вены,
15 — Верхняя полая вена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме урока: Практическое занятие "Приготовление соуса сметанного, молочного"
урок МДК - 6 "Приготовление соуса молочного , сметанного" - практическое занитие. - Поизводственное задание по бригадам.- Заполнение нормативно - технологической документации....
Методическая разработка по теме урока Практическое занятие "Приготовление соуса сметанного, молочного"
Методическая разработка по теме урока Практическое занятие " Приготовление соуса сметанного, молочного" используется для учащихся начального профессионального обучения....
Методическая разработка по иностранному языку практического занятия для преподавателя на тему: « Больница и её отделения».
Методическая разработка предназначена для подготовки студентов по специальности 34.02.01. сестринское дело по дисциплине: « Иностранный язык» по теме: «Больница и...
Методическая разработка по иностранному языку практического занятия для преподавателя на тему: « Поликлиника и её отделения».
Целью разработки является функциональные знания работы студентов в поликлиническом отделении, умения прийти на помощь нуждающимся в них, стремление быть благородными в жизни и своей...
Методическая разработка для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине БД.01 «Иностранный язык» для специальностей технического профиля
Дисциплина «Иностранный язык» является дисциплиной общего гуманитарного социально-экономического цикла и составляет часть общекультурной подготовки студентов. Настоящие мето...
Методическая разработка открытого урока "Excel. Практическое занятие. Функция автозаполнения"
Excel. Практическое занятие. Функция автозаполнения...
Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»
Методическая разработка (для преподавателей и обучающихся) Жизнь, творчество, судьба. Сатира М.Булгакова. Анализ «Собачьего сердца»...