Методическая разработка открытого урока "Excel. Практическое занятие. Функция автозаполнения"
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Excel. Практическое занятие. Функция автозаполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_excel_prakticheskoe_zanyatie_funktsiya_avtozapolneniya.docx576.68 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА»

Методическая разработка учебного занятия

Дисциплина: ОД.12 Информатика и ИКТ

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

4.22. Практическое занятие №54. Функция автозаполнения

Преподаватель: Ульянова Елена Викторовна


Технологическая карта №98 (129)

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов 4.22. Практическое занятие №54. Функция автозаполнения

Дисциплина: Информатика и ИКТ

Время проведения занятия: 45 мин

Вид занятия: практическое

Обучающиеся должны иметь представление: о математической обработке числовых данных

Обучающиеся должны знать: возможности динамических (электронных) таблиц.

Обучающиеся должны уметь: использовать различные возможности динамических (электронных) таблиц.

Цели занятия:

Учебная:

изучить возможности динамических (электронных) таблиц для выполнения вычислений.

Воспитательная:

развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Развивающая:

формирование системного мышления.

Междисциплинарные связи: математика, физика.

Оснащение занятия: ПК, телевизор, инструкция к практической работе

Литература:

Основная: Цветкова М.С., Великович Л.С., Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования. – М.: Академия, 2012

Дополнительная:

1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Академия, 2012.

2. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей, учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования – М.: Академия, 2013

Интернет – ресурсы: Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда СДО Moodle http://webpractice.cm.ru,  http://www.pk13.ru/lms, http://www/fcior.edu.ru

Этапы проведения занятия:


п/п

Элементы занятия

Содержание, формы и методы обучения,
деятельность преподавателя и обучающихся

Время
(минуты)

1

Организационный момент

Подготовка обучающихся к занятию, заполнение журнала. Проверка Теста 29_2.

5

2

Изучение нового материала

Выполнение заданий по инструктивно-методическим указаниям по теме «Функция автозаполнения» по инструкции.

35

3

Итоги занятия. Обобщение.

Ознакомление группы с оценками за практическое занятие.

4

4

Задание по основной и дополнительной литературе

с. 254-260

1


  1. Ф.И.О. преподавателя: Ульянова Елена Викторовна
  2. Группа: 21-МЦ
  3. Специальность: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (немецкая подгруппа)
  4. Дата: 01.10.2015
  5. Дисциплина: ОД.12 Информатика и ИКТ
  6. Тема учебного занятия: Практическое занятие №54. Функция автозаполнения
  7. Место и роль занятия в изучаемой теме: данное занятие – 22-ое по теме 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.
  8. Тип занятия: практическое
  9. Дидактические задачи

Образовательные:

  • изучение возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения вычислений;
  • формирование практических умений и учебных навыков использования функции автозаполнения в Excel, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности;
  • обобщение, систематизация, углубление, закрепление теоретических знаний по теме «Возможности электронных таблиц», формирование умений получать полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие аналитических и конструктивных умений у будущих специалистов;
  • развитие навыков логического мышления, умения выделять главное, критически оценивать полученную информацию;
  • формирование коммуникативных навыков: работа в коллективе;
  • развитие познавательного интереса к дисциплине.

Воспитательная:

  • развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Методические:

  • трансляция педагогического опыта в рамках работы ЦК ОГСЭ и ЕН.
  1. Формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность при выполнении заданий практического занятия «Функция автозаполнения».

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях при выполнении заданий практического занятия.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для выполнения заданий практического занятия.

Учебно-познавательная компетенция:

  • формирование приемов работы в электронной таблице Excel, оформления таблиц.
  1. Методы обучения: наглядные, объяснительно-иллюстративные, словесные, компьютерные технологии.
  2. Оснащение: ПК, телевизор, инструкция к практическому занятию.
  3. Междисциплинарные связи: ОД.10 Математика, ОД.11 Физика, ОП.01 Основы информационных технологий, ОП.04 Охрана труда и техника безопасности, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности, ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации, МДК.01.01 Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации, МДК.02.01. Технология публикаций цифровой мультимедийной информации.


Этапы

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность
обучающихся

1. Организационный (4 мин)

Психологическая настройка обучающихся на занятие, проверка выполнения домашнего задания.

  • приветствует обучающихся;
  • организует их внимание;
  • заполняет журнал;
  • проверка Теста 29_2 в СДО Moodle (Приложение 1);
  • приветствуют преподавателя;
  • показывают готовность к занятию;

2. Подготовка к выполнению практических заданий (5 мин)

Ознакомление с инструкцией к практическому занятию

  • показывает на ЖК-панели приемы автозаполнения в Excel;
  • показывает результат выполнения заданий практического занятия (Приложение 2);
  • смотрят и слушают;

3. Выполнение заданий практического занятия (33 мин)

Контроль за учебной деятельностью каждого обучающегося группы

  • отвечает на вопросы обучающихся;
  • помогает, если что-то не получается;
  • самостоятельное выполнение заданий по инструкции
    (
    Приложение 3);

Подведение итогов занятия (2 мин)

Объявление оценок, выявление ошибок

  • подводит итоги занятия, выставляет оценки;
  • узнают оценки;
  • делают выводы;

Задание по основной и дополнительной литературе
(1 мин)

Ознакомление обучающихся с заданием на дом

  • дает задания и инструкции для домашней самостоятельной работы.
  • записывают домашнее задание (Приложение 4).


Заключение

Выполнение практического занятия «Excel. Функция автозаполнения» формирует практические умения и учебные навыки использования функции автозаполнения в Excel, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Обучающиеся узнают, что используя функцию автозаполнения, могут экономить время на ввод с клавиатуры последовательного ряда чисел (арифметической прогрессии), обозначений, названий месяцев и дней недели и многое другое как в строках, так и в столбцах.

Обучающиеся получают представление о математической обработке числовых данных, знакомятся с возможностями динамических (электронных) таблиц, развивают навыки самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий, аналитические и конструктивные умения и навыки.


Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3

Практическое занятие № 54

Тема: Excel. Функция автозаполнения

Цель занятия: формирование практических умений и учебных навыков использования функции автозаполнения в Excel, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Оборудование: ПК, телевизор, инструкция к практическому занятию.

Используемая литература:

Основная: Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования, Цветкова М.С., Великович Л.С., М.: Издательский центр «Академия», 2012

Дополнительная: Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей, учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования – М.: Академия, 2013

Теоретический материал

Все данные таблицы в Excel размещаются в ячейках. Содержимым ячейки может быть текст, числовое значение или формула. Вводить данные в электронные таблицы можно с помощью автозаполнения, а также используя другие приемы вставки строк и столбцов или приемы удаления строк, столбцов и ячеек. Подробнее: см. в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде СДО Moodle: http://www/pk13.ru/lms Лекция 29.

Используя функцию автозаполнения, Вы можете сэкономить время на ввод с клавиатуры последовательного ряда чисел (арифметической прогрессии), обозначений, названий месяцев и дней недели, как в строках, так и в столбцах.

Запустите редактор электронных таблиц MS Excel 2013:

Пуск  Все программы  Microsoft Office 2013 Excel 2013

Задание 1. Автоматическое заполнение

  1. Для создания числового ряда введите в смежные ячейки два первых числа и выделите эти ячейки:

  1. Установите указатель мыши на точку в правом нижнем углу выделения, он примет вид тонкого черного крестика +.
  2. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите указатель + по строке или столбцу.
  3. Отпустите кнопку, и ячейки будут заполнены.

  1. Для автозаполнения названиями месяцев или дней недели достаточно ввести название в одну ячейку и выполнить пункты 3—4.

  1. Используйте Автозаполнение для ввода следующих данных:

  1. Введите данные в две соседние ячейки, выделите сразу две ячейки, установите курсор на маркер заполнения и перетащите его на несколько ячеек вправо:

  1. Сделайте то же самое для последовательностей: 10, 20, …; 100, 200, …

Самостоятельно создайте несколько вертикальных рядов с помощью автозаполнения.

Сохраните работу под именем Практическая работа 2 в Документы, в Вашей папке, в папке Excel.

Задание 2. Создание таблицы умножения

На Листе 2 с помощью функции Автозаполнение создайте таблицу умножения:

  1. В ячейку А3 введите «1», в ячейку В3 – знак «*», в ячейку С3 – «1», в D3 – «=».

Нажмите значок        , чтобы Excel после знака «=» не вводил формулу.

В ячейке Е3 поставьте знак «=» и введите формулу: щелкните по ячейке А3, введите знак «*» и щелкните по ячейке С3. В ячейке Е3 и в строке формул появится формула «=А3*С3»:

Нажмите клавишу [Enter]. В ячейке Е3 появится результат умножения 1:

Выделите ячейку А3 и с помощью автозаполнения заполните единицами ячейки от А4 до А12:

Уменьшим ширину столбцов. Выделите столбцы от А до Z, выберите Формат, Ширина столбца и установите ширину 2,5, нажмите ОК.

Отформатируйте столбцы от А до Z по центру. Выделите ячейку В3 и с помощью автозаполнения заполните знаком умножения «*» ячейки от В4 до В12. В ячейку С4 введите число 2.

Выделите ячейки С3 и С4 и с помощью автозаполнения заполните ячейки до С12. Заполните ячейки D3:D12 знаком «=». Выделите ячейку Е1 и скопируйте формулу до ячейки Е12:

Выделите диапазон ячеек А3:Е12, скопируйте его и вставьте в ячейки G3, M3, S3, A14, G14, M14, S14, A25, G25. В ячейках G3:G12 с помощью автозаполнения исправьте «1» на «2», в ячейках М3:М12 исправьте «1» на «3» и т.д. В ячейке К34 «100» не видно, потому что не умещается, – уменьшите размер шрифта (9).

Выделите ячейки А1:W1, объедините их  и напишите заголовок «Таблица умножения». Таблица умножения готова:

Сохраните работу.

Задание 3. Создание таблицы «Системы счисления»

На Листе 3 создайте таблицу, объедините ячейки А1:Е1 и напишите заголовок. Десятичные числа (столбец А) с помощью функции Автозаполнение заполните до 30 (до ячейки А33).

Выделите ячейку В3. Поставьте знак «=» и щелкните пиктограмму «Вставить функцию»:

Появится окно Вставка функции. Выберите категорию: Инженерные. Выберите функцию ДЕС. В ДВ, которая преобразует десятичное число в двоичное. Нажмите ОК. Появится окно Аргументы функции. Для ввода числа щелкните по ячейке А3, разрядность введите 8.

Нажмите ОК. В ячейке В3 появится число 0 в двоичной системе. Выделите ячейку В3 и с помощью автозаполнения скопируйте ее до ячейки В33:

Аналогично переведите десятичные числа с 1 до 30 в восьмеричную, шестнадцатеричную и римскую систему счисления.

Для перевода десятичных чисел в восьмеричную систему счисления выберите функцию ДЕС.В.ВОСЬМ, разрядность 2.

Для перевода десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления выберите функцию ДЕС.В.ШЕСТН, разрядность 2.

Для перевода десятичных чисел в римскую систему счисления выберите в математических функциях функцию РИМСКОЕ. В римской системе счисления нет цифры 0, поэтому начинайте с 1 (ячейка А4), цифры 0 в римской системе счисления нет. Оформите таблицу.


Задание 4. Создание календаря

На Листе 4 с помощью функции Автозаполнение самостоятельно создайте календарь на 2016 год. Оформите календарь – проявите творчество.

Сохраните файл Практическая работа 2 в Мои документы, в Вашей папке, в папке Excel.

Отчет

Показать преподавателю выполненные задания.

Приложение 4

Задание по основной литературе: Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования – М.: Академия, 2012, с. 254-260


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика» «Расчет моды»

Методическая разработка содержит методику расчета моды, примеры определения данного статистического показателя для различных вариационных рядов, а также  наиболее часто встречающиеся ошибки....

Методическая разработка открытого урока. Тема «Логарифмические функции, их свойства и графики»

Методическая разработка по теме «Логарифмические функции, их свойства и графики» разработана на основе рабочей программы по дисциплине ЕН.1. Математика по специальностям 34.02.01. «Сестринское дело», ...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»

Тема «Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №4 «Наводнения и их последствия. Правила безопасного поведения во время наводнений»...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Строевая подготовка»

Тема «Способы и приемы передвижения на поле боя». Занятие № 2: «Выполнение перебежек»...