Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
методическая разработка

Егоров Сергей Владимирович

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».

Занятие №4 «Наводнения и их последствия. Правила безопасного поведения во время наводнений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для проведения практического занятия

по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема  «Действия в экстремальных ситуациях».

Занятие №4 «Наводнения и их последствия.  Правила безопасного поведения во время наводнений»

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить с кадетами причины и виды наводнений, правила безопасного поведения во время наводнений.

2. Развивать у кадет личностные качества, необходимые для прохождения военной службы: морально-психологическую устойчивость, целеустремлённость, ответственное отношение к выполнению воинского долга.

3. Формировать военно-профессиональную ориентацию, психологическую готовность к военно-профессиональной деятельности.

         II. Расчет учебного времени:

п/п

Содержание и порядок проведения занятия

Время   мин.

1.

2.

3.

Вступительная часть

Основная часть (учебные вопросы)

Выполнение норматива №6 «Движение по азимутам в пешем порядке днём»

Заключительная часть

10

205

10

  1. Учебно-материальное обеспечение:

Рабочие тетради, ручки, карандаши, полевое обмундирование.

  1. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия

Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия  включают следующие разделы:

- при подготовке к занятию: руководителю занятия целесообразно изучить рекомендованную литературу, задания к данному занятию, составить план-конспект проведения занятия

- накануне практического занятия: за 1-2 дня офицер - воспитатель ставит задачу командиру класса на получение рекомендованной литературы и повторение пройденного материала, а так же изучение необходимых материалов для проведения занятия.

- во вступительной части занятия: руководитель занятия принимает доклад, проверяет наличие обучаемых, их внешний вид, обеспеченность литературой и приказывает устранить указанные недостатки.

- при отработке учебных вопросов: раскрывать вопросы применительно к условиям обучения в кадетской школе

- в заключительной части: напоминание кадетам и воспитанникам целей занятия и степени их достижения, ответы на вопросы, объявление оценок, подведение итогов занятия и выдача задания на очередное занятие.

V. Учебный        материал

Учебные вопросы:

         Вопрос 1. Происхождение   наводнений.

         Вопрос 2. Причины наводнений.

         Вопрос 3. Виды наводнений.

         Вопрос 4. Последствия наводнений.

         Вопрос 5. Меры по уменьшению ущерба от наводнений.

         Вопрос 6. Правила безопасного поведения во время наводнений.

Вопрос 1. Происхождение и виды наводнений

Наводнение — значительное затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру, морю или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб. Информация о наводнениях тщательно анализируется, учёные занимаются изучением этих явлений в течение нескольких веков. Существует классификация этих явлений природы по степени опасности. Какие бывают наводнения:

Самые масштабные наводнения.

Возможно, что вселенский потоп и гибель Атлантиды – это не выдумки. Не исключено, что в результате безответственного отношения к экологии, человечество ждут наводнения причины и последствия которых невозможно предугадать. Но и среди тех наводнений, которые уже случились, были очень страшные.

Центральная Европа, 1342 год. Это стихийное названо именем Святой Марии Магдалены. Оно случилось из-за того, что шли проливные дожди в течение нескольких недель. И сейчас не найдётся человека, который знает всё о наводнениях, а тогда о них знали ещё меньше. Из берегов вышли самые крупные реки Европы: Рейн, Эльба, Майн, Мозель. Люди были не готовы к борьбе со стихией, поэтому число погибших достигло нескольких тысяч.

Германия и Дания. 1634 год. Катастрофа произошла из-за ураганного ветра. Вода прорвала дамбу на берегу Северного моря и затопила огромную территорию. Погибло более 8000 человек.

Китай. 1887 год. Проливные дожди привели к разливу Хуанхэ. Крова лишились два миллиона человек. Количество погибших точно не установлено, но историки говорят, что их было более 900 000.

Китай. 1931 год. Жители Китая прекрасно знают, чем опасно наводнение, на этой территории они случались практически каждый год. Но произошедшую в 1931 году катастрофу считают самым масштабным наводнением в истории человечества, если не считать Всемирного Потопа. Янцзы вышла из берегов и затопила часть суши площадью 300 000 квадратных километров. Погибло около 4 миллионов человек.

Индия. 1970 год. Наводнение в дельте Ганга. 500 000 жертв.

Бангладеш. 1991 год. Жители этой страны на собственном опыте узнали, что такое наводнение в результате цунами. С побережья были смыты целые города. Погибло 140 000 человек.

В зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба наводнения подразделяют на виды: 

-  низкие;

- высокие;

- выдающиеся;

-  катастрофические.

Низкие (малые) наводнения происходят в основном на равнинных реках. При этом вода затапливает низкие места (менее 10% сельскохозяйственных угодий). Такие наводнения почти не нарушают ритм жизни населения и наносят незначительный ущерб. Повторяются они один раз в 5—10 лет.

Высокие наводнения существенно нарушают налаженную жизнь людей, наносят значительный материальный ущерб. В густонаселенных районах часто возникает необходимость в частичной эвакуации населения. Происходят такие наводнения один раз в 20—25 лет.

Выдающиеся наводнения охватывают целые речные бассейны. Они наносят большой материальный ущерб, затапливают населенные пункты и города. При этом возникает необходимость в массовой эвакуации людей и материальных ценностей. Происходят один раз в 50—100 лет.

Катастрофические наводнения полностью меняют жизненный уклад населения и приводят к огромным материальным потерям. Затапливается более 70% сельскохозяйственных угодий. Происходят такие наводнения не чаще одного раза в 150—200 лет.

Наводнения занимают в мире первое место по числу создаваемых ими стихийных бедствий и второе-третье место по числу жертв.

Вопрос 2. Причины наводнений.

Уровень воды в водоёмах зависит от множеств различных факторов. Во всём мире специалисты ведут многолетние наблюдения, отслеживая все сезонные изменения и собирают данные для составления прогнозов. Наводнения и их причины достаточно хорошо изучены. Основными причинами, вызывающими эти бедствия, являются:

Обильные и продолжительные дожди. Затопления суши, вызванные интенсивными дождями, чаще всего происходит в районах с тёплым климатом и высокой влажностью воздуха. Разливы Нила происходят ежегодно, и ещё в Древнем Египте крестьяне учитывали это обстоятельство, изменяя время сбора урожая. В регионах с умеренным и холодным климатом большое количество осадков выпадает гораздо реже, а в областях с сухим климатом наводнения происходят реже всего.

Таяние ледников и снега. Серьёзные проблемы создают весенние талые воды для жителей России. Очень часто именно таяние снега приводит к тому, что реки выходят из берегов и затопленными оказываются целые населённые пункты.

Поднятие дна. Донный рельеф постоянно изменяется, в дельтах и устьях рек скапливаются минеральные отложения. Уровень воды в этом случае поднимается очень медленно, к тому же бедствие можно предотвратить, если вовремя почистить русло.

Цунами. Гигантские волны возникают в результате вулканической деятельности, их появление довольно трудно предсказать и невозможно предотвратить. Поэтому именно цунами становятся причиной самых страшных бедствий. Появление больших волн в озёрах или заливах могут спровоцировать оползни, но случается такое нечасто.

Сильные ветра и ураганы. Ветер может стать причиной образования мощных волн на морском побережье или нагнать большое количество речной воды на отдельных участках речного русла.

Подземные воды. В результате тектонических сдвигов или локальных разрушений земной коры, подземные воды могут выйти на поверхность.

Сели. Сель, даже незначительный, это очень опасное природное явление. Именно они становятся основной причиной разлива горных рек. В некоторых случаях реки полностью выходят из русла. Понятно, что такое наводнение приведёт к серьёзным последствиям

Аварии на гидротехнических сооружениях. Прорыв плотины или авария на гидростанции может иметь катастрофические последствия.

Причиной стихийных бедствий часто становится человеческий фактор. И это не только техногенные катастрофы, к серьёзному наводнению может привести даже неправильно устроенная ливневая канализация.

Вопрос 3. Виды наводнений

В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяют на несколько видов.

Половодья — наводнения, вызванные весенним таянием снега на равнинах или таянием снега и ледников в горах. Повторяются ежегодно в один и тот же сезон с различными интенсивностью и продолжительностью, которые зависят от метеорологических условий. Для половодий характерен значительный и длительный подъем уровня воды.

Паводки — наводнения, вызванные дождями и ливнями или быстрым таянием снега при зимних оттепелях. Характерен интенсивный, но сравнительно кратковременный подъем уровня воды. В отличие от половодий, паводки случаются в любое время года.

Заторные, зажорные наводнения (заторы, зажоры) — наводнения, вызванные большим сопротивлением водному потоку, возникающим при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (зажоры) или во время ледохода (заторы).

Заторные наводнения образуются в конце зимы или весной. Для них характерен высокий и сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке.

Зажорные наводнения образуются в начале зимы. Для них характерны значительный, но меньший, чем при заторе, подъем уровня воды и большая продолжительность.

На средних реках общая длина затора может быть от одного до нескольких километров. Длина зажорного участка может доходить на больших реках до 20 км. Заторы льда наиболее часто бывают на реках, текущих с юга на север. В России это Северная Двина, Печора, Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Витим, Томь и др. Для разрушения заторов применяют ледоколы, проводят взрывные работы и бомбометание с самолетов.

Нагонные наводнения бывают вызваны ветровыми нагонами воды на берега больших озер, водохранилищ и в морские устья крупных рек. Они возникают на наветренном берегу водоема в результате подъема уровня воды под действием на водную поверхность сильного ветра циклона. При этом образуется нагонная волна, распространяющаяся к наветренному берегу водоема или вверх по реке. Для нагонных наводнений характерны отсутствие периодичности и значительный подъем уровня воды. Нагонная волна может распространяться на крупных реках на сотни километров, на малых — на десятки километров. Затопление обычно продолжается от нескольких десятков часов до нескольких суток.

Из 200 столиц мира около половины располагаются в морских устьях рек, и им угрожают нагонные наводнения.

Наводнения, вызванные прорывом плотин (гидротехнических сооружений). Они возникают при переливе воды через гребень плотины при несвоевременном проведении предпаводковой сработки водохранилища, при разрушении плотины или недостаточной пропускной способности водосброса плотин. Прорыв плотин возможен также из-за плохого качества строительных работ и неправильной эксплуатации, воздействия землетрясений и последствий военных действий. Для таких наводнений характерно образование волны прорыва, приводящей к затоплению больших территорий и к разрушению или повреждению встречающихся на пути ее движения объектов (зданий, сооружений).

Наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями подводных или островных вулканов происходят сравнительно редко. Они бывают на побережьях морей и океанов в районах активной сейсмической деятельности.

Классификация наводнений по масштабу и причинам возникновения приведена на схеме

image

Вопрос 4. Последствия наводнений

При наводнении происходит быстрый подъем воды и затопление прилегающей местности.

Затопление — покрытие окружающей местности слоем воды, заливающим дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий.

Подтопление — проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по разного рода канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод.

Первичные последствия наводнений: затопление населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и природных комплексов сопровождается отрицательными последствиями: в результате воздействия воды и быстрого ее течения гибнут люди, сельскохозяйственные и дикие животные; разрушаются или повреждаются здания, сооружения, коммуникации; утрачиваются материальные и культурные ценности; прерывается сельскохозяйственная деятельность; гибнет урожай, смываются или затапливаются плодородные почвы; изменяется ландшафт.

Вторичные последствия наводнений: снижение прочности сооружений в результате размыва и подмыва; перенос водой вылившихся из поврежденных хранилищ вредных веществ и загрязнение ими обширных территорий; осложнение санитарно-эпидемической обстановки; заболачивание местности.

Из-за неравномерной просадки грунта во время наводнения происходят многочисленные разрывы канализационных и водопроводных труб, магистралей газа, электрических, телеграфных и телефонных кабелей, повреждение строений, автомобильных дорог.

Летнее наводнение и его последствия население переносит легче, чем весеннее, а тем более зимнее.

В сельской местности решающее значение имеют время (сезон) и продолжительность затопления. Это связано прежде всего с сезонностью сельскохозяйственных работ. Но любое затопление водой площадей, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур, приводит к вытеснению из почвы воздуха. При этом в почве прекращается нормальный газообмен и в воду от корней растений поступает углекислота, которая вредно влияет на растения. Это обстоятельство — главная причина падения урожайности или гибели сельскохозяйственных культур в результате наводнений.

Серьезными последствиями наводнений редкой повторяемости бывают порой изменения русел рек: появляются новые русла или углубляются старые. Частично, а иногда и полностью смывается или заносится илом плодородный верхний слой почвы на распаханных участках поймы, что существенно ухудшает землепользование и снижает урожайность. 

Вопрос 5. Меры по уменьшению ущерба от наводнений.

Избавиться от наводнений полностью практически невозможно, но в силах людей уменьшить потери от них.

Для защиты от большинства наводнений применяют одинаковые меры, позволяющие значительно снизить их последствия: высаживают лесозащитные полосы в бассейнах рек, стремятся сохранить прибрежную кустарниковую растительность, ведут специальную обработку склонов, строят пруды и водохранилища для перехвата талых и дождевых вод.

На средних и крупных реках применяют радикальное средство защиты от наводнений — регулирование паводочного стока при помощи водохранилищ (это одновременно позволяет решить задачу производства электроэнергии). Сущность этого способа заключается в том, что прибывающая в водохранилища вода постепенно расходуется путем сброса ее через напорный гидроузел.

Для защиты от наводнений вдоль берегов многих рек сооружают ограждающие дамбы. Проводят также спрямление русел извилистых рек, что позволяет увеличить в них уклон водной поверхности и скорость течения воды. В итоге максимальный расход воды происходит при ее более низком уровне. На вновь застраиваемых площадях применяют способ подсыпки территории.

Работы по укреплению берегов рек снижают опасность их размыва, а по углублению дна рек позволяют пропустить по их руслам больший объем воды, убрать различные препятствия со дна, повысить скорость течения.

Для проведения оперативных предупредительных мер (оповещение населения об угрозе затопления; заблаговременная эвакуация населения, материальных ценностей, животных из потенциально затапливаемых мест; возведение простейших защитных сооружений для предохранения от затопления населенных пунктов и дорог) важен своевременный и достоверный гидрометеорологический прогноз.

Большинство наводнений удается предсказать и благодаря этому уменьшить возможные потери. Жители городов и населенных пунктов, периодически попадающих в зоны затопления, должны быть заранее проинформированы об этой опасности, обучены и подготовлены к действиям при угрозе и во время наводнений.

Вопрос 6. Правила безопасного поведения во время наводнений.

Если Ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним. Ознакомьте членов семьи с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации, а также в случае внезапно и бурно развивающегося наводнения. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак ценности, необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды и медикаменты.

Получив сообщение о наводнении, паводке, следуйте основным правилам:

- отключите газ и электричество;

- если наводнение развивается медленно (медленно поднимается уровень воды), примите меры к спасению имущества и материальных ценностей: перенесите на верхние этажи или чердак наиболее ценные вещи, выведите животных;

- предупредите соседей, помогите детям, старикам и инвалидам покинуть опасное место. Займите верхние этажи, чердаки, крыши зданий. Слушайте сообщения штаба гражданской обороны и действуйте в строгом соответствии с указаниями;

 

- будьте готовы к эвакуации! Без промедления выходите в безопасное место, при этом учитывайте направление вероятного развития паводка;

- возьмите с собой документы, деньги, ценности, тёплую одежду, сапоги, продукты питания и воду на несколько дней, предметы личной гигиены, медицинскую аптечку;

- попав в воду, сбросьте с себя тёплую одежду и обувь, отыщите поблизости плавающие или возвышающиеся над водой предметы, воспользуйтесь ими до прибытия помощи;

- избегайте езды в машине по залитой дороге, вас может снести течением. Если же вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и вызовите помощь, тел экстренной помощи  01 сотовый тел - 112

Действия при прогнозе наводнения

Обычно прогноз содержит информацию об ожидаемом времени и границах затопления, здесь же - рекомендации жителям или план эвакуации,  Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления, нужно;

-       отключить газ, воду и электричество;

-       погасить огонь в печах;

-       перенести на верхние этажи и чердаки ценные предметы и вещи;

-       закрыть окна и двери, при необходимости - обить окна и двери первых этажей досками или фанерой,

Если получено предупреждение об эвакуации:

-       подготовить теплую удобную одежду, сапоги, одеяла, деньги и ценности;

-       собрать трехдневный запас питания;

-       подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь;

-       завернуть в непромокаемый пакет паспорт и другие документы;

-       взять с собой туалетные принадлежности и постельное белье.

Все вещи и продукты лучше всего уложить в рюкзак, чемодан или сумку. Будет объявлено, куда и как (специальным транспортом или пешком) следует направляться из опасной зоны. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться. После этого людей размещают на временное проживание. В первую очередь эвакуируются дети, детские учреждения и больницы. Предприятия вводят режим экстренных мероприятий, начинается вывод скота, техники и инвентаря, предпринимаются меры по защите продовольствия.

Что делать, если вы получили сигнал об угрозе наводнения:

Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможных зон затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от мест проживания, а также кратчайшие пути движения к ним.

Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для изготовления необходимых подручных плавсредств. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, которые необходимо вывезти при эвакуации в первую очередь.

Уложите в специальный чемодан или рюкзак ценности, необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды, а также медикаменты. Подготовьте лодки (например, залейте водой, чтобы они не рассохлись) и другие плавсредства. Обязательно привяжите лодки и плоты веревками к дому (желательно повыше), чтобы их не унесло.

При получении сигнала об угрозе наводнения:

- отключите воду, газ и электричество;

- потушите горящие печи отопления;

- если позволяет время, перенесите на верхние этажи зданий (чердаки) ценные предметы и вещи, поднимите туда же запас пресной воды и долго хранящиеся консервированные продукты питания;

- уберите в безопасное место сельскохозяйственный инвентарь, закопайте, укройте удобрения и отходы;

- подготовьте к удару стихии свой дом: закройте все окна и двери на первом этаже, при необходимости и наличии времени забейте их досками или фанерой, чтобы не разбились окна;

- возьмите с собой личные документы, помещенные в непромокаемый пакет, деньги и ценности, медицинскую аптечку, комплект верхней одежды и обуви по сезону, постельное белье и туалетные принадлежности, а также трехдневный запас продуктов питания (вещи и продукты лучше всего уложить в чемоданы, рюкзаки или сумки);

- прибудьте к установленному сроку на сборный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район.

При внезапном наводнении необходимо:

- не паниковать и не терять самообладание;

- как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде, в том числе при помощи подручных плавсредств;

- если это невозможно, поднимитесь на верхний этаж или чердак дома;

- при подъеме воды следует забраться на крышу, а при ее резком прибытии - на "конек" крыши;

- детей и больных, ослабленных и замерзших людей, привяжите к себе или крепким частями крыши, например, к печной трубе. Забираться на деревья, столбы и сомнительной прочности строения нельзя. Они могут быть подмыты потоками воды, и упасть;

- чтобы привлечь внимание спасателей, постоянно подавайте сигнал бедствия: в светлое время суток можно повесить на высоком месте белое или цветное полотнище, а в ночное время подавайте световые сигналы;

- до прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах и крышах зданий и других возвышенных местах;

- самостоятельную эвакуацию можно проводить только в случае необходимости оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, отсутствия продуктов питания, ухудшения обстановки или потери уверенности в получении помощи со стороны;

- для самостоятельной эвакуации желательно использовать личные лодки или катера, плоты из бревен и других подручных материалов.

После спада воды необходимо:

- осторожно обследовать дом и проверить, нет ли угрозы его обрушения;

- при осмотре внутренних комнат не рекомендуется использовать спички или свечи в качестве источника света из-за возможного присутствия в воздухе бытового газа (для этого лучше всего подойдет электрический фонарик);

- остерегаться порванных или провисших электрических проводов.

Помните, что до проверки специалистами состояния электрической сети включать электроприборы категорически запрещается.

О поврежденных или разрушенных водопроводных, газовых и канализационных магистралях немедленно сообщите в соответствующие коммунальные службы и организации.

Попавшие в воду продукты питания категорически запрещается применять в пищу до проведения проверки санитарно-эпидемиологической службой и их термической обработки.

Попавшие в зону затопления колодцы с питьевой водой необходимо осушить для их последующей дезинфекции

Если вы попали в чрезвычайную ситуацию, и вам нужна помощь пожарных или спасателей – единый номер для вызова всех экстренных служб с мобильного телефона «112», «101» и «01» - со стационарного.

https://sites.google.com/site/1060safety/_/rsrc/1442756882114/8-klass/prirodnye-cs/navodnenie/preduprezden.jpg

VI. Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. -М.: ВАСОТ. 1993.

2. Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. - С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

3. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.--М. ВАСОТ, 1992

4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности-наука о выживании в техносфсре - М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.

Воспитатель 6 А класса                                                                                                   С.В. Егоров

"____"____________        2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников

2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина «Экономика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙУчебная дисциплина «Экономика», 2014 год...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»

Тема «Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»...

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий, учебная дисциплина ОГСЭ.01 "Основы философии"

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ППССЗ ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям   11...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" для специальностей: 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»  по специальностям  38.02.07...