Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы военной топографии»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_voennoy_topografii_orientirovanie_na_mestnosti_bez_karty.docx | 205.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
для проведения практического занятия
по учебной дисциплине «Основы военной топографии»
Тема «Ориентирование на местности без карты».
I. Учебные и воспитательные цели:
1. Научить кадет правильно ориентироваться на местности
2.Воспитывать силу воли, характер, выносливость, смелость, находчивость.
II. Расчет учебного времени:
№ п/п | Содержание и порядок проведения занятия | Время мин. |
1. 2. 3. | Вступительная часть Основная часть (учебные вопросы) Выполнение норматива №6 «Движение по азимутам в пешем порядке днём» Заключительная часть | 10 165 5 |
- Учебно-материальное обеспечение:
Полевая экипировка, рабочая тетрадь, простой карандаш, ластик, компас.
- Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия
Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия включают следующие разделы:
- при подготовке к занятию: руководителю занятия целесообразно изучить рекомендованную литературу, задания к данному занятию, составить план-конспект проведения занятия
- накануне практического занятия: за 1-2дня офицер - воспитатель ставит задачу командиру класса на получение рекомендованной литературы и повторение пройденного материала, а так же изучение необходимых материалов для проведения занятия.
- во вступительной части занятия: руководитель занятия принимает доклад, проверяет наличие обучаемых, их внешний вид, обеспеченность литературой и приказывает устранить указанные недостатки.
- при отработке учебных вопросов: раскрывать вопросы применительно к условиям обучения в кадетской школе
- в заключительной части: напоминание кадетам и воспитанникам целей занятия и степени их достижения, ответы на вопросы, объявление оценок, подведение итогов занятия и выдача задания на очередное занятие.
V. Учебный материал
Учебные вопросы:
1. Ориентирование на местности без карты. Сущность ориентирования.
2. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов.
3. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов.
4. Выбор ориентиров. Целеуказание от ориентира, по азимуту и дальности до цели.
Вопрос 1. Ориентирование на местности без карты. Сущность ориентирования
1.1. Ориентирование на местности без карты.
Ориентироваться на местности - это значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути. При ориентировании в боевой обстановке определяют также местоположение подразделения относительно своих войск и войск противника, расположение ориентиров, направление и глубину действий.
Ориентирование на местности может быть общее и детальное.
Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местонахождения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Такое ориентирование чаще всего применяется на марше, когда экипаж машины не имеет карты, а использует лишь заранее составленную схему или список населенных пунктов и других ориентиров по маршруту. Для выдерживания направления движения в таком случае необходимо постоянно следить за временем движения, пройденным расстоянием, определяемым по спидометру машины, и контролировать по схеме (списку) прохождение населенных пунктов и других ориентиров.
Детальное ориентирование заключается в точном определении своего местоположения и направления движения. Оно применяется при ориентировании по карте, аэроснимкам, приборам наземной навигации, при движении по азимуту, нанесении на карту или схему разведанных объектов и целей, при определении достигнутых рубежей и в других случаях.
1.2. Сущность ориентирования на местности.
Ориентироваться на местности - это значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути. При ориентировании в боевой обстановке определяют также местоположение подразделения относительно своих войск и войск противника, расположение ориентиров, направление и глубину действий.
Сущность ориентирования составляет три основных элемента:
- опознавание местности, на которой находишься, по характерным ее признакам и ориентирам;
- определение мест положения (своего, наблюдаемых целей и других интересующих объектов);
- отыскание и определение нужных направлений на местности.
Важнейшая задача ориентирования - нахождение и выдерживание заданного направления движения в любых условиях обстановки: в ходе боя, в разведке, при совершении марша. Все действия командира подразделения неизбежно связаны с ориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевых задач подразделениям и огневым средствам, целеуказание, нанесение на карту результатов разведки противника и местности и управление подразделениями в ходе боя. В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи. Изучение и запоминание незнакомого участка местности следует всегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надо хорошо запомнить их внешний вид и взаимное положение, чтобы в дальнейшем можно было по ним в любом пункте опознать местность и определить свое местоположение. При передвижении ориентиры выбирают по направлению пути, последовательно намечая их по мере выхода в новые районы.
Вопрос 2. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов
Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север-юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо - восток, налево - запад. Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при отсутствии его - по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.
2.1 Определение направлений на стороны горизонта по компасу.
При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, юг, запад и восток. При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому при определении направлений по компасу необходимо отходить на 40- 50 м от линий электропередач, железнодорожного полотна, боевых машин и других крупных металлических предметов.
Взаимное положение сторон горизонта
Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас - в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север. Направления на стороны горизонта взаимосвязаны между собой, и, если известно хотя бы одно из них, можно определить остальные. В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа-восток, а слева - запад.
2.2 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам.
При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днем - по Солнцу, а ночью - по Полярной звезде или Луне.
Определение направлений на стороны горизонта по Солнцу. в северном полушарии места восхода и захода Солнца по временам года следующее:
- зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе;
- летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе;
- весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00 - на юге, в 19.00 - на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы.
Определение направлений на стороны горизонта по Солнцу и часам. В горизонтальном положении часы устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. а), а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. б).
Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. а – до 13 часов; б – после 13 часов.
Определение направлений на стороны горизонта по Полярной звезде
Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд. Затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.
Определение сторон горизонта по Полярной звезде
Определение направлений на стороны горизонта по Луне
Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 19 часов находится на юге, в 1 час ночи - на западе, в последнюю четверть в 1 час ночи - на востоке, в 7 часов утра - на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце.
Стороны света | Первая четверть (видна, правая половина диска Луны) | Полнолуние (виден весь диск Луны) | Последняя четверть (видна левая половина диска Луны) |
На | - | 19 часов | 01 час (ночи) |
На юге | 19 часов | 01 час (ночи) | 07 часов (утра) |
На | 01 час (ночи) | 07 часов (утра) | - |
2.3 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов.
Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по признакам местных предметов.
Определение направлений на стороны горизонта по таянию снега. Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.
Определение направлений на стороны горизонта по тени. В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткнуть в землю палку около 1 метра длиной. Отметить конец тени. Подождать 10-15 минут и повторить процедуру.
Затем провести линию от первой позиции тени до второй и продлить ее на шаг дальше второй отметки. Стать носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую начертили. В этом положении вы будете лицом обращены на север.
Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.
Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).
Определение направлений на стороны горизонта по постройкам
К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне. Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей - на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог - на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска. Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг. Выход из юрт обычно делают на юг. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.
Вопрос 3. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов
Определение своего местоположения производится при помощи карты и местных предметов, резко бросающихся в глаза (резко выделяющихся на местности). При определении своего местоположения нужно в точке стояния ориентировать карту, то есть повернуть ее так, чтобы ее стороны были направлены соответственно сторонам света (север, восток, юг, запад), а изображенные на ней местные предметы совпадали с направлением на соответствующие предметы на местности. На любой карте вверху всегда север, внизу - юг, справа – восток, а слева - запад. Чтобы повернуть карту соответственно сторонам света, нужно наложить компас диаметром север-юг на западную (восточную) рамку карты или на вертикальную линию километровой сетки карты, причем буквой «С» сориентировать в направлении северной рамки. Затем, освободив стрелку компаса, вращать карту вместе с компасом до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против буквы «С».
Ориентация карты по местным предметам. Зная положение местных предметов по отношению к странам света, уже легко определить свое местоположение на местности и отметить эту точку на карте. Чтобы найти на карте предмет, видимый на местности, нужно:
- стать лицом к указанному предмету;
- ориентировать карту;
- найти на карте точку своего стояния;
- мысленно провести линию от точки стояния к указанному предмету на местности;
- по направлению этой линии искать на карте условный знак этого предмета.
Чтобы найти на местности предмет, обозначенный на карте, нужно:
- ориентировать карту и найти на ней точку своего стояния;
- приложить на карте линейку к точке стояния и к условному знаку предмета; не сбивая ориентировки карты и не сдвигая линейки, искать на воображаемом продолжении линии соответствующий предмет на местности. При этом необходимо учитывать расстояние до него, предварительно определенное по карте.
Карта ориентируется по компасу на местности бедной ориентирами: в лесу, в пустынно-степных районах, а также, если военнослужащий даже приближенно не знает точку своего стояния.
Вопрос 4. Выбор ориентиров. Целеуказание от ориентира, по азимуту и дальности до цели
4.1. Выбор и использование ориентиров.
Уверенное ориентирование на местности во многом зависит от правильного выбора ориентиров. Так, для выдерживания направления движения днем выбирают ориентиры, которые могут быть легко опознаны еще при подходе к ним, например постройки башенного типа, отдельные деревья, т. е. точечные ориентиры. Однако ночью такие ориентиры слабо различаются издали, поэтому при ограниченной видимости используются в основном линейные и площадные ориентиры. Таким образом, при выборе ориентиров необходимо всегда учитывать условия, в которых подразделение будет действовать на местности.
В боевой обстановке наряду с определением своего местоположения и направления движения ориентиры используются для целеуказания, управления подразделением и огнем в бою. Они назначаются старшим начальником. В необходимых случаях командиры подразделений выбирают дополнительные ориентиры. В качестве ориентиров в этом случае выбираются наиболее устойчивые местные предметы и формы рельефа, например высоты, насыпи, развилки дорог и т. п., которые могут сохраниться на поле боя.
Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и глубине, чтобы обеспечить быстрое и точное указание местоположения цели. Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника.
Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное наименование, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: высота плоская, желтый обрыв, дом с красной крышей. Номера и наименования ориентиров, назначенных старшим начальником, не изменяются. По ориентирам командир подразделения ставит задачи подчиненным, например: «Наблюдать в секторе: справа ориентир один - куст, слева ориентир два – камни» (см. рис).
4.2. Целеуказание от ориентиров по азимуту и дальности до цели.
Умение быстро и правильно указывать цели, ориентиры и другие объекты на местности имеет важное значение для управления подразделением и огнем в бою. Целеуказание может производиться как непосредственно на местности, так и по карте или аэроснимку. При целеуказании соблюдаются следующие основные требования: местоположение целей указывать быстро, кратко, ясно и точно; цели указывать в строго установленном порядке, пользуясь принятыми единицами измерения; передающий и принимающий должны иметь общие ориентиры и твердо знать их расположение, иметь единое кодирование местности. Целеуказание на местности осуществляется от ориентира или по азимуту и дальности до цели, а также наведением оружия в цель.
Целеуказание от ориентира - наиболее распространенный способ целеуказания. При этом способе целеуказания вначале называют ближайший к цели ориентир, затем угол между направлением на ориентир и направлением на цель в тысячных и удаление цели от ориентира в метрах. Например: «Ориентир два, вправо сорок пять, дальше сто, у отдельного дерева - наблюдатель». Если передающий и принимающий цель имеют приборы наблюдения, то вместо удаления цели от ориентира может указываться вертикальный угол между ориентиром и целью в тысячных. Например: «Ориентир четыре, влево тридцать, ниже десять - боевая машина в окопе». В некоторых случаях, особенно при выдаче целеуказания по малозаметным целям, используются местные предметы, находящиеся вблизи цели. Например: «Ориентир два, вправо тридцать - отдельное дерево, дальше двести - развалины, влево двадцать, под кустом - пулемет».
Целеуказание по азимуту и дальности до цели чаще всего используют на местности, где мало ориентиров. При этом способе целеуказания азимут направления на цель определяют с помощью компаса в градусах, а дальность до нее в метрах - с помощью прибора наблюдения, линейки с миллиметровыми делениями, подручных средств (по угловым или линейным размерам цели) или глазомерно. Получив эти данные, командир ставит задачу. Например: «Азимут тридцать пять, дальность шестьсот - танк в окопе - уничтожить».
VI. Литература
Учебник Военная топография, Воениздат, Москва 2012 г.
Воспитатель 6 А класса С.В. Егоров
"____"____________ 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников
2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина «Экономика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙУчебная дисциплина «Экономика», 2014 год...
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»
Тема «Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»...
Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №4 «Наводнения и их последствия. Правила безопасного поведения во время наводнений»...
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий, учебная дисциплина ОГСЭ.01 "Основы философии"
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ППССЗ ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям 11...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" для специальностей: 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям 38.02.07...