Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»
методическая разработка

Егоров Сергей Владимирович

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».

Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для проведения практического занятия

по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема  «Действия в экстремальных ситуациях».

Занятие №3 «Преодоление водных преград. Оказание помощи терпящим бедствие на воде»

                                                                                                                     

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить с кадетами способы преодоления водных преград, правила оказания помощи терпящим бедствие на воде.

2. Развивать у кадет личностные качества, необходимые для прохождения военной службы: морально-психологическую устойчивость, целеустремлённость, ответственное отношение к выполнению воинского долга.

3. Формировать военно-профессиональную ориентацию, психологическую готовность к военно-профессиональной деятельности.

         II. Расчет учебного времени:

п/п

Содержание и порядок проведения занятия

Время   мин.

1.

2.

3.

Вступительная часть

Основная часть (учебные вопросы)

Выполнение норматива №6 «Движение по азимутам в пешем порядке днём»

Заключительная часть

10

250

10

  1. Учебно-материальное обеспечение:

Рабочие тетради, ручки, карандаши, полевое обмундирование.

  1. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия

Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению занятия  включают следующие разделы:

- при подготовке к занятию: руководителю занятия целесообразно изучить рекомендованную литературу, задания к данному занятию, составить план-конспект проведения занятия

- накануне практического занятия: за 1-2 дня офицер - воспитатель ставит задачу командиру класса на получение рекомендованной литературы и повторение пройденного материала, а так же изучение необходимых материалов для проведения занятия.

- во вступительной части занятия: руководитель занятия принимает доклад, проверяет наличие обучаемых, их внешний вид, обеспеченность литературой и приказывает устранить указанные недостатки.

- при отработке учебных вопросов: раскрывать вопросы применительно к условиям обучения в кадетской школе

- в заключительной части: напоминание кадетам и воспитанникам целей занятия и степени их достижения, ответы на вопросы, объявление оценок, подведение итогов занятия и выдача задания на очередное занятие.

V. Учебный        материал

Учебные вопросы:

Вопрос 1.Водные преграды и способы из преодоления.

         Вопрос 2. Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Вопрос 1.Водные преграды и способы из преодоления.

Во время ведения боевых действий будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые возможно придется преодолевать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток. Поэтому военнослужащие должны знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды, как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы.

Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят заранее исследовать водный рубеж, но всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.

Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко найти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).

Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.

Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность, чтобы была возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.

Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

   Переправы через водные рубежи могут осуществляться:

   – вброд;

   – вплавь;

   – с использованием подручных средств;

   – на плотах;

   – на лодках;

   – по льду.

 Переправа вброд

 Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.

Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

   – дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

   – места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

   – места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку.

Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.

Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.

Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.

 Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречающиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскировку следов.

   Переправа вплавь

 Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м) со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, бревна, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток.

 При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить (для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.

Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние, например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять отмерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е.в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ширина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.

Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу забивают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) получают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним – при скорости 0,6-1 м/с, 8 Подготовка разведчика быстрым – при скорости 1-2 м/с, очень быстрым – при скорости более 2 м/с.

При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученному плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса О будет равна: 0,5 х 100 = 200м.

Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва назначать выше по течению от места причала (выхода из воды).

Переправа должна производиться организованно и быстро. Во время переправы соблюдается полная тишина, все команды и распоряжения передаются только условными сигналами и знаками.

Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:

– удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес человеческого тела – от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т.д.);

 – для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), только для 1/4 объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;

 – для подъема 1/4 объема тела плывущего солдата массой 80-100 кг необходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20-30 кг.

Переправа вплавь на нешироких реках

 Военнослужащие без подручных и табельных средств переправляются вплавь на реках шириной до 60 м и с течением воды до 1 м/с.

Переправа вплавь может совершаться в обмундировании и снаряжении. Наиболее удобным стилем для плавания в одежде является брасс, а для плохо плавающих – кроль без выноса рук. При переправе вплавь в полном снаряжении необходимо тесьму на брюках развязать, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Ботинки закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое рюкзака уплотняют, под его крышку укладывают плащ-палатку и затягивают крышку. Оружие кладут на ранец сверху, прикладом в правую сторону. Ружейный ремень через голову надевают подмышками или на правое плечо. Ремень не должен давить подмышками.

Для обеспечения переправы вплавь слабым пловцам их снаряжение и оружие можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Разведчики, уложив на плотики снаряжение и оружие, толкают их перед собой и сами плывут, держась за них. Кроме того, плохо плавающие разведчики могут пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, автомобильные камеры, обмундирование и т.д.)

Если течение реки быстрое, то разведчику целесообразно плотик (узел) привязать веревкой к руке, так как плотик может быстро отделиться и уплыть по течению реки.

   Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Разведчики плывут, держась за канат, на расстоянии 10 м друг от друга. Если течение реки больше 1 м/с, то канат укрепляют одним концом на берегу, а к другому концу привязывают бревна, поплавки и другие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь разведчики.

Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном берегу.

 Переправа вплавь на широких реках

Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигается максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75 м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 2530 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х 1,75 м. Плащпалатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.

Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый способ заключается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают.

Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.

Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг.

Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами) завязывают в узел.

Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими материалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.

В современный период одним из наилучших подручных средств для переправы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время длительных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный) полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими.

Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном – лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном – сидя или стоя в конструкции). При горизонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин, однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося.

Переправа вплавь четырех человек может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100-200 кг (из расчета 25-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляющихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или ремни-веревки. На рис. 159 показано бревно, оборудованное рамой из жердей, на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные бревна используют для переправы неумеющих плавать или плохо плавающих разведчиков.

При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переправа производится со скоростью 15-30 м/мин. Однако занимаемая переправляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше, чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструкции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верхней рамы конструкции, на которую разведчики опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45-50 см, а до жерди, на которой стоят, – 0,8-1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переправы разведчиков вплавь в вертикальном положении.

Плот из жердевых связок. Разведчик заходит в конструкцию на берегу и несет ее в воду обеими руками. Войдя в воду на глубину 1 м, он садится на подвешенную жердь и начинает переправу, гребя обрезками досок, саперной лопаткой или ладонями.

Плоты могут устраиваться для одновременной переправы двух и более разведчиков в каждом. Плавучие средства в этом случае соответственно увеличиваются.

 Плот из двух плащ-палаток, набитых объемным материалом, для переправы двух разведчиков.

Плащ-палатки при большом удалении противника от места переправы можно заполнить обмундированием и снаряжением переправляющихся, дополнив их слегка сеном или соломой.

Порядок сборки: сначала вяжут опоры конструкции (плащ-палатки, набиваемые объемным материалом, затем устраивают раму из двух продольных и четырех поперечных жердей. К продольным жердям рамы плота подвязывают две жерди для сидения, раму укладывают на опоры и привязывают к ним.

Плот из двух бочек устраивают для переправы военнослужащих и грузов.(Количество переправляемых человек и грузов зависит от подъемной силы бочек.)

Порядок сборки: сначала вяжут раму, а к ней подвешивают жерди, на которой стоят переправляющиеся. Затем раму укладывают на бочки и привязывают к ним. После этого устраивают площадку для грузов.Конструкция плота-опоры из бочек позволяет переправляться большому количеству разведчиков, поэтому переправляющиеся могут легко переносить их от места сборки.

Вопрос 2. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Водный простор манит прохладой и тайнами глубин, завораживает своей красотой и загадочностью. И в тоже самое время эта среда крайне опасна и враждебна человеку. По статистике на территории России тонет свыше 14 тысяч человек, в том числе около 3,5 тысяч детей. Находясь у воды, никогда не забывайте о собственной безопасности и будьте готовы оказать помощь попавшему в беду. Происшествие на воде всегда неожиданно.

При несчастном случае надо как можно скорее помочь тонущему. Действовать следует оперативно, решительно, без суеты.

Выделяют два этапа оказания помощи при утоплении. Первый – это действия спасателя непосредственно в воде, когда утопающий ещё в сознании, предпринимает активные действия и в состоянии самостоятельно держаться на поверхности. В этом случае есть реальная возможность не допустить трагедии и отделаться лишь “лёгким испугом”.

Помощь утопающему, оказываемая пловцом

Пловцу при оказании помощи утопающему необходимо учитывать, откуда – с берега или с судна – она оказывается, каково направление течения, какая глубина. Необходимо знать, как подплывать к утопающему, как освобождаться от его захватов и транспортировать его к берегу.

Подплывать к утопающему нужно тремя способами:

Первый способ. Подплыть к утопающему сзади и обхватить его рукой за плечи.

Второй способ. Подплыть к утопающему спереди, за 2-3 метра до него опуститься под воду, обхватить его туловище рукой и толчком вверх повернуть спиной к себе.

Третий способ. Если утопающий опустился на дно, подплыть к нему, взять как можно удобнее и, оттолкнувшись от дна ногами, вынырнуть вместе с утопающим, предварительно подтолкнув его кверху.

Спасение жизни — важнейший вид прикладного плавания, которым необходимо владеть каждому человеку, умеющему плавать.

Освобождение от захватов

При приближении к тонущему человеку необходимо нырнуть и под водой подойти к нему со стороны спины, что поможет избежать захвата тонущим.

Но каждый  должен владеть способом освобождения от захватов тонущего человека.

Захваты могут быть самыми неожиданными — за две руки, за одну руку, за туловище, за шею, спереди и сзади. Спасателю необходимо помнить, что при любом захвате погружение под воду способствует освобождению от него, так как тонущий не будет стремиться остаться над водой. Если же этот прием не позволит освободиться от захвата, то следует применить болевой прием и болевой прием в сочетании с погружением.

Это должен знать каждый

Если тонущий захватил ваши руки  за запястья, то освободиться можно за счет рывка внутрь — в сторону больших пальцев потерпевшего или, упершись согнутыми ногами в грудь, оттолкнуться от него.

При обхвате руками вашей шеи спереди ему нужно, захватив локти тонущего, послать их вверх и быстро опуститься под воду. Если же тонущий обхватил шею спасателя сзади, то нужно, захватив верхнюю руку тонущего одной рукой за запястье, а другой за локоть, поднять руку потерпевшего и пронести ее через свою (спасателя) голову, одновременно опускаясь на глубину.

При захвате туловища вместе с руками спереди надо, резко разводя свои руки в стороны, погрузиться в воду (уйти в глубину). Так же следует действовать и при захвате сзади. Если же тонущий захватил спереди только ваше туловище (под руками), то следует упереться руками в подбородок и оттолкнуться руками и ногой от тонущего. При подобном захвате сзади нужно, захватив большие пальцы тонущего, развести их в стороны и погрузиться в воду. Независимо от того, какой был захват и каким способом от него освободились, вам нельзя терять из виду пострадавшего. Во всех случаях тонущего следует повернуть к себе спиной, удерживая за руку.

Если происходит  оказание помощи терпящему бедствие на воде с лодки, то его лучше вытаскивать с кормы, чтобы не перевернуть судно.

Способы транспортировки пострадавшего

Для транспортировки пострадавшего  необходимо обладать хорошей физической подготовкой и свободно владеть различными  способами плавания.

Основными требованиями к способам транспортировки являются быстрота передвижения с утопающим и обеспечение ему дыхания.

При плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Следует придать ему более горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды.

Способы транспортировки подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда утопающий спокойно подчиняется спасателю, и Буксировка тонущего за подбородок с закреплением рук в случае сопротивления утопающего. Буксировка за голову. Спасатель, вытянув руки, берет голову тонущего так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы — под нижней челюстью пострадавшего, и приподнимает его лицо над поверхностью воды. Плывя на спине и работая ногами способом «брасс», спасатель транспортирует тонущего к берегу.

Буксировка тонущего за подбородок

Буксировка тонущего за подбородок

Буксировка с захватом под мышками. Оказывающий помощь крепко подхватывает пострадавшего под мышки и буксирует утопающего, плывя на спине при помощи ног.

Буксировка тонущего с захватом под мышками

Буксировка тонущего с захватом под мышками

Буксировка с захватом под руку. Приблизившись к тонущему сзади, спасатель быстро просовывает свою левую (правую) руку под правую (левую) руку тонущего. Затем берет его за левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает спасаемого спиной к себе и буксирует в безопасное место.

Буксировка тонущего с захватом под руку

Буксировка тонущего с захватом под руку

Плавание на боку, когда свободны одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке спасаемого и буксировать его на большие расстояния.

Буксировка с захватом выше локтей. Оказывающий помощь обхватывает сзади обе руки утопающего за локти, стягивает их сзади, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину утопающего. Затем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку тонущего выше локтя и сильно прижимает тонущего к себе спиной. Спасатель буксирует утопающего брассом или на боку, выполняя движения свободной рукой и ногами. Этот способ рекомендуется для плавания с утопающим, оказывающим сопротивление.

Буксировка тонущего с захватом выше локтей

Буксировка тонущего с захватом выше локтей

Буксировка с захватом за волосы или воротник. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать тонущего надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так, чтобы вода не попала В дыхательные пути спасаемого.

Буксировка тонущего с захватом за волосы

Буксировка тонущего с захватом за волосы

Буксировка при оказании помощи уставшему пловцу

Способ первый. Уставший пловец кладет вытянутые руки сзади на плечи спасателя, который буксирует его брассом на груди. При возможности пловец помогает, работая ногами.

Способ второй. Спасатель плывет к уставшему пловцу со стороны его ног. Пловец ложится на спину и кладет свободно выпрямленные руки на плечи спасающего. Ноги уставшего пловца широко раздвинуты, чтобы не мешать движению рук и ног спасателя. Плывя брассом на груди, спасатель толкает вперед уставшего человека, но так, чтобы рот и нос постоянно находились над поверхностью воды.

Способ третий. В том случае, когда помощь оказывают два спасателя, уставший пловец располагается между ними, положив выпрямленные руки и ноги на плечи спасателей. Спасающие плывут брассом. Ноги спасаемого должны быть расслаблены, чтобы не затруднять движения рук спасателя, находящегося сзади.

Важная деталь при спасании — вынос потерпевшего из воды. Подплыв к берегу и встав на дно, спасатель удобно захватывает тонущего под руки, осторожно приподнимает его и, передвигаясь спиной вперед, вытаскивает на берег, укладывает на ровном месте на одеяло или другую подстилку. После чего сразу же приступает к оказанию первой медицинской помощи.

Внимание! 
Если на месте происшествия не оказалось врача или медицинской сестры (или они не успели подъехать), первая медицинская помощь  оказывается, предварительно оценив состояние пострадавшего.

Первая (доврачебная) помощь утопающему.

Вытащив утопающего на берег или судно, надо освободить его от одежды, мешающей свободному дыханию, затем очистить нос и рот от песка и ила пальцем, обёрнутым

носовым платком или бинтом. Если зубы крепко стиснуты, разжать их деревянной палочкой. Для удаления воды из желудка и лёгких пострадавшего кладут нижним краемhttps://gigabaza.ru/images/46/91871/4456714e.jpg

грудины на бедро согнутой в колене под прямым углом ноги (рис. 1). При этом в условиях маломерного судна ноги

пострадавшего могут находиться на банке, а туловище в низу. Одной рукой спасатель поддерживает голову пострадавшего за подбородок, а другой наимает между лопаток. Как только основная масса воды будет удалена, немедленно приступают к искусственной вентиляции лёгких одновременно с закрытым массажем сердца или приводят к жизни утопающего так называемым контактным способом.

В последнее время благодаря своей простоте контактный способ получил большое распространение. Он заключается в следующем, оказывающий помощь периодически, в ритме своего дыхания, вдувает выдыхаемый им самим воздух в рот пострадавшего. Выдох производящего искусственное дыхание соответствует фазе вдоха пострадавшего. Выдох же пострадавшего – акт пассивный, он осуществляется в силу эластичности лёгочной ткани. Этот способ особенно эффективен, так как в лёгкие, а следовательно в кровь пострадавшего поступает углекислота, содержащаяся в воздухе, выдыхаемом человеком, оказывающим помощь (около 4-5%). Эта углекислота является специфическим возбудителем дыхательного центра.

Подготовительные мероприятия должны проводиться максимально быстро, до 40 – 60 секунд, но осторожно, так как при грубом обращении у пострадавшего может резко прекратиться ослабленная сердечная деятельность.

Если у пострадавшего наблюдается резкая бледность лица, а в полости рта и около ноздрей нет ни воды, ни пены («бледные» утонувшие), то удалять воду и очищать полость рта не следует. Резко запрокинув его голову, начинают делать искусственное дыхание в сочетании с закрытым массажем сердца.

Искусственное дыхание «изо рта в рот» (рис. 2).после удаления воды из лёгких и желудка пострадавшего укладывают на спину. Под лопатки подкладывают валик из одежды, песка, камня или других предметов высотой 15 см. Спасатель становится на колени сбоку максимально запрокинув голову пострадавшего, и зажимает ему нос рукой. Затем, набрав воздуха, своим ртом (через платок или марлю) вдувает его в лёгкие пострадавшего.

Искусственная вентиляция лёгких считается удачной только в том случае, когда грудная клетка пострадавшего заметно расширяется.

Выдох производится пассивно. Во время выдоха спасатель отстраняется от головы пострадавшего, чтобы воздух мог беспрепятственно выходить из лёгких. Ритм дыхания 16 – 20 раз в минуту. Необходимо следить за наличием жидкости и слизи в дыхательных путях, периодически удаляя её.

Закрытый массаж сердца. Одновременно с искусственным дыханием обязательно выполняют закрытый массаж сердца. Для этого спасатель вдув воздух дыхательные

пути пострадавшего, во время пассивного выдоха из его лёгких делает 4 - 6 резких нажимов на его грудину: ладонь левой руки помещает на нижнюю треть грудины пострадавшего,https://gigabaza.ru/images/46/91871/6b1b7a88.jpg

правую руку накладывает на тыльную сторону левой руки. За счёт усилий всего туловища он производит быстрое надавливание

на грудину так, чтобы сместить ее на 2 – 6 см по направлению к позвоночнику. Вдувание воздуха осуществляется через каждые

4 – 6 надавливаний на грудину.

Если искусственное дыхание и закрытый массаж сердца выполняют два спасателя, их работа должна быть согласованной.

В этом случае после каждых 4 толчков на грудину производят одно вдувание воздуха. Одновременно с закрытым массажем сердца растирают всё тело шерстяной тканью.

В стеснённых условиях катера, моторной лодки, шлюпки, яхты применяют «искусственное дыхание путём обхвата грудной клетки» (рис. 3).

Сидя на скамейке (банке), спасатель усаживает пострадавшего между ног. Продев свои руки ему под мышки, он обхватывает грудную клетку

пострадавшего и, сжимая её, одновременно кулаком одной руки 4 раза толчкообразно надавливает на его нижнюю треть грудины.

Таким образом обеспечивается и закрытый массаж сердца. Затем спасатель разводит руки пострадавшего, поднимая его плечи до горизонтального положения. Одновременно он грудью подталкивает пострадавшего вперёд, обеспечивая вдох.

Выполняя искусственное дыхание, нужно внимательно следить за шириной зрачков и пульсом пострадавшего. Если зрачки сузились и появилось дыхание, то ему дают нюхать нашатырный спирт, сбрызгивают лицо, грудную клетку водой и извлекают язык, ритмически потягивая его.https://gigabaza.ru/images/46/91871/m73c63d7c.jpg

Кроме основного контактного способа «изо рта в рот» и «искусственного дыхания путём обхвата грудной клетки», может быть применён способ, который заключается в том, что пострадавшего

укладывают на спину, голову его поворачивают набок, а в области угла лопаток подкладывают валик из одежды. Оказывающий помощь становится на колени позади головы пострадавшего,

лицом к нему, захватывает его руки в районе предплечий и, положив их на грудину, нажимает на неё – происходит выдох (рис. 4). Затем закидывает выпрямленные руки назад – происходит вдох (рис. 5).

Такое искусственное дыхание должно производиться с частотой 18 – 20 вдохов в минуту.

Во всех случаях, если возможно, следует немедленно вызывать врача или другого медицинского работника. До прихода врача искусственное дыхание выполняется непрерывно на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, пока, пострадавший не начнёт дышать, что иногда достигается через несколько часов, но не менее двух, или пока не появятся признаки биологической смерти: трупные пятна и окоченение мышц.

Как только у пострадавшего появится хотя бы слабое самостоятельное дыхание, надо немедленно закутать его в тёплое одеяло

или накрыть сухой одеждой и обложить бутылками с горячей водой или мешочками с горячим песком, чтобы восстановить кровообращение.

В первую очередь обогревают затылок, ноги, область печени и поясницу. Давать пострадавшему горячие или возбуждающие напитки раньше,https://gigabaza.ru/images/46/91871/1882a092.jpg

чем он придёт в сознание, не рекомендуется. Если дыхание пострадавшего вновь приостановилось,

нужно немедленно снова возобновить приёмы искусственного дыхания.

Наблюдение и уход за пострадавшим продолжается до тех пор, пока он полностью не поправится.

Рекомендации попавшим в беду на воде:

Если при длительном купании вы почувствовали усталость:

- немедленно разворачивайтесь и плывите к берегу;

- экономно расходуйте свои силы, время от времени отдыхайте, перевернувшись на спину и расслабившись. Отдых чересчур не затягивайте, чтобы не замёрзнуть;

- если вы сомневаетесь, что сумеете самостоятельно добраться до берега, во время отдыха подымайте вверх руки и машите, стараясь привлечь к себе внимание;

Если при длительном купании вы почувствовали судорогу:

- сразу остановитесь и, повернувшись на спину, ложитесь на воду;

- если у вас свело судорогой переднюю мышцу бедра, распрямите ногу и оттяните носок вперёд;

- если судорога в икроножной мышце или на задней поверхности бедра, то, выпрямив ногу, тяните носок на себя;

- если судороги очень сильные и нога сама не распрямляется, попробуйте сделать это руками. В крайнем случае растирайте и разминайте мышцу, пока не почувствуете, что она становится мягче. После этого снова попробуйте выпрямить ногу;

- когда судороги пройдут, немного отдохните, затем перевернитесь и плывите к берегу, желательно другим стилем.

Если вы упали в воду:

1. Задержать дыхание и зажать пальцами нос, чтобы предотвратить попадание воды в организм.

2. Успокоиться, не поддаваться панике, не растрачивая свои силы на ненужные усилия.

3. Не надо стремиться слишком высоко высовываться из воды и делать сильных движений, так как в этом случае вертикальные колебания усилятся, дыхание ускорится и увеличится риск захлебнуться водой.

4. Если место глубокое, постарайтесь как можно скорее избавится от обуви и тяжёлой одежды, чтобы она не тянула вас ко дну.

5. Если есть возможность необходимо ухватиться за любой предмет, имеющий положительную плавучесть. Так вам легче будет держаться на поверхности.

Если вы оказались в воде, не умея плавать:

1. В этом случае постарайтесь продержаться на воде, пока не придет помощь.

2. Попробуйте лечь на воду лицом вверх, широко раскинув руки и дыша как можно глубже и реже. Так вы меньше затратите силы.

3. Оставаться на поверхности продолжительное время можно и по другому. Двигайте ногами так, будто крутите педалями. Не переставая шлёпайте руками по воде, перенося на них части нагрузки и сохраняя равновесие. Или, оставаясь в вертикальном положении, сгибайте одновременно обе ноги, разводя колени в стороны, а затем распрямляйте их.

Если вы провалились под лёд

Перед выходом на лёд каждому следует продумать свои действия в случае провала под лёд: в какой последовательности освобождаться от груза (рюкзака, лыж и прочего спортивного снаряжения).

Самое главное – верить, что это возможно, и расстаться с существующей, глубоко укоренившейся в сознании многих поколений психологической установкой о смертельной опасности ледяной воды для организма человека.

Оказавшись неожиданно в воде, постарайся найти какую – ни будь точку опоры, пусть даже и плавающую (льдина, ветка кустарника, камень и т.п.), и перетерпите первые одну – две минуты неприятные ощущения от холодной воды.

Не делайте никаких резких движений, подавите в себе внутреннюю панику, стабилизируйте дыхание. И через 30 – 40 секунд эти неприятные ощущения начнут проходить, вы перестанете остро чувствовать холод, можете даже некоторую комфортность, сопровождающуюся внутренним лёгким теплом. И только после этого принимайте решение.

Если какая – то часть одежды вам сильно мешает или тянет в низ либо по течению, убедитесь, что вы не ошибаетесь, и только тогда освобождайтесь от неё. В любом случае оставляйте на себе головной убор (или соорудите его подобие), нижнее бельё, носки, перчатки, максимум промежуточной одежды, плотно застёгнутой, если позволяют ваши руки. Но не тратьте на это много сил. Они вам потребуются.

Помните: от 40 до 60 % вашего тепла уходят через голову, но вы это практически не чувствуете. Поэтому голова должна быть максимально защищена, пусть даже мокрым головным убором.

Наоборот, неприятные и даже болезненные ощущения в пальцах рук и ног ничего опасного за собой не влекут. Они быстро пройдут после выхода из воды. Однако сила кистей рук и ступней ног снижается в 3 – 5 раз. Поэтому даже не пытайтесь делать те физические усилия, которые доступны вам в обычных условиях (например, залезть обратно в лодку без чьей – либо помощи, выбраться на крутой берег, плыть против течения, пусть даже и слабого).

Оказавшись в воде, оцените обстановку – что лучше для вас: плыть к берегу или держаться за льдину и ждать помощи, или дрейфовать с льдиной и в удобном месте выбраться на берег либо мелководье?

Предпосылками к такому выбору являются, умение плавать, навыки нахождения в холодной воде, знание фарватера реки и акватории водоёма, наличие прочных льдин (толщиной 30 – 40 см.).

Не пытайтесь, после длительного нахождения в холодной воде, подняться из воды по верёвочной лестнице в вертолёт или на борт корабля – ваши руки и ноги, скорее всего, с этим не справятся, и вы упадёте обратно в воду. Не делайте резких движений – можете травмировать или даже порвать суставные связки. Должна быть помощь с верху, или просто зацепитесь, пока вас не вытянут на сухое место (на борт корабля, берег или лёд).

Если вы приняли решение плыть самостоятельно, не делайте резких движений (они ускорят потерю тепла конечностями), следите за дыханием (оно должно быть ровным), в движении массируйте пальцы рук и ног. Предпочтительный стиль плавания – брасс без опускания головы под воду. Лицо опускать в воду можно. Постоянно контролируйте направление вашего движения, иначе дистанция до спасительного берега (ориентира) может значительно увеличиться.

Опасайтесь острых осколков льда и просто режущих предметов в воде и на дне. Здесь вас поджидает двойная опасность: 1) холодная вода анестезирует поверхностные участки тела и даже глубокие порезы от острого льда (когда вы совершаете резкие движения или в паническом состоянии) не чувствуются; 2) холодная вода значительно замедляет процесс свёртывания крови, и рана постоянно кровоточит. Отсюда значительная кровопотеря при незначительных, на первый взгляд, ранках даже ссадинах, которые пострадавший не замечает, но которые резко ускоряют процесс его замерзания и сокращают время безопасного пребывания в холодной воде. Очень часто люди в воде гибнут не от холода, а от большой кровопотери.

Не пытайтесь выбраться на заведомо тонкий лёд: даже выбравшись, вы всё равно провалитесь в воду и потратите много сил, которые вам так ещё необходимы. Осторожно проламывая лёд (лучше всего руками в перчатках или защищёнными одеждой предплечьями), продвигайтесь к берегу или толстому льду.

На берег надо выходить крайне осторожно, так как может временно нарушиться работа вестибулярного аппарата. прежде чем встать в полный рост, отсидитесь 1.5 – 2 минуты. Пока головокружение не пройдёт, не пытайтесь встать, а лучше быстро вытрите голову и наденьте что – нибудь на неё.

Если вы выбрались на берег или на лёд, а на помощь в ближайшее время или вообще рассчитывать не приходится, снимите с себя всю одежду, максимально отожмите нижнее бельё, вытритесь им и снова отжав оденьте на тело. Не стойте босиком на льду или холодной земле. Максимально утеплите голову и ноги. После этого оденьте верхнюю одежду, пусть даже и замёрзшую, и делайте согревающие упражнения, как бы тяжело для вас это ни было.

Пока не начнёте согреваться, не позволяйте себе заснуть. Спать хочется не от нехватки сил, а из–за снижения температуры тела. Здесь требуется максимальная концентрация собственных сил, воли и веры в себя. Если вы начали дрожать, это очень хороший признак - организм согревается.

Если до попадания в холодную воду у вас есть время и возможность к этому подготовится, подготовьте свою одежду: нижняя одежда (бельё) должна быть на всё длину конечностей и иметь на концах или резинки. Носки должны быть длинными, плотными и с резинками, головной убор – максимально закрывать голову, быть плотным и надёжно держаться на голове. В то же время он не должен впитывать много влаги. Обувь должна при необходимости легко сниматься в воде. При этом носки должны оставаться на ногах. Шея также максимально должна быть закрыта. Всё это поможет снизить уровень циркуляции холодной воды т потерю тепла организмом.

Попавшему в воду нельзя поспешно наваливаться грудью на кромку льда – она будет обламываться, увеличивая место провала. Нужно раскинуть руки в стороны, слегка опереться о кромки льда локтями и, приняв горизонтальное положение, попытаться осторожно забросить на лёд с начало одну ногу, а затем другую. После этого, на вставая на ноги, нужно откатиться от опасного места.

Подбираться к провалившемуся под лёд надо осмотрительно, чтобы самому спасателю не оказаться в воде. К месту провала (в случае отсутствия верёвки) следует подползать к пострадавшему на животе с раскинутыми в стороны руками, толкая перед собой и подовая с возможно большего расстояния подручные средства – доску, шест, лыжную палку, шарф, куртку и пр.

Для оказания первой помощи побывавшему в ледяной воде необходимо установить палатку или сделать пригодное для обогрева укрытие из подручных материалов, где пострадавшего следует освободить от мокрой одежды и помочь переодеться в сухую.

По возможности, пострадавшего надо быстро переодеть в сухую, и желательно теплоизолирующую, одежду. Любыми способами организуйте локальный обогрев области груди и спины, производите массаж конечностей, начиная с периферии. Если пострадавший не может сам или затрудняется, помогите ему делать согревающие движения: ходьба, бег на месте, сжимания и разжимания кистей рук, вращение плечами и предплечьями. Заставляйте его всё это выполнять, как бы он не сопротивлялся.

VI. Литература

1. Буянов В.М. Первая медицинская помощь. - М.: Медицина, 1994.

2. .Инструкция по оказанию помощи пострадавшим на воде. - М., 1979. .

3. Кудь И., Пронин Н. Безопасность детей на воде / Пособие для преподавателей. - Волгоград, 1995. .

4. .Лопухин В.Л. Предотвращение несчастных случаев на воде: Методическая разработка. - М., 1991.

5. Первая помощь при несчастных случаях и экстремальных ситуациях. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

Воспитатель 6 А класса                                                                                                   С.В. Егоров

"____"____________        2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников

2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина «Экономика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙУчебная дисциплина «Экономика», 2014 год...

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы огневой подготовки»

Тема «Команды, подаваемые при проведении стрельб и порядок их выполнения»....

Методическая разработка для проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы тактики»

Тема «Действия в экстремальных ситуациях».Занятие №4 «Наводнения и их последствия. Правила безопасного поведения во время наводнений»...

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий, учебная дисциплина ОГСЭ.01 "Основы философии"

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ППССЗ ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» по специальностям   11...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ" для специальностей: 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»  по специальностям  38.02.07...