Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Замешаева Алла Александровна

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

                         « Мне имя дали при крещенье - Анна»

Цели:   познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов  определять их тематику и проблематику, показать, как история страны преломляется в творчестве Ахматовой.

 Оборудование: репродукции картин, портреты А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни и др. , музыкальные произведения(Сонаты Л. Бетховена,  Шопена, Шостаковича), сборники стихов А. Ахматовой

 Вступительное слово учителя:

Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для XIX.

Как черный ангел на снегу

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу –

Есть на тебе печать Господня, –

так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М. И. Цветаева отметила не только эту печать испепеленной страданием чистоты, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:

Нечеловечески-мила

Её дремота.

От ангела и от орла

В ней было что-то.

Это странное соединение хрупкости и властности С. М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников:

В начале века профиль странный

(источен он и горделив)

Возник у лиры. Звук желанный

Раздался, остро воплотив

Обиды, горечь и смятенье

Сердец, видавших острие,

Где в неизбежном столкновенье

Два века бились за свое.

 Ученица  в роли А.Ахматовой:

 В то время я гостила на земле

Мне дали имя при крещенье- Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я  земную радость.

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было их в году.

 Я родилась 11 июня 1889года, в один год  с Ч. Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Л.Толстого, Эйфелевой башней и кажется Элиотом. Мой отец, А.А.Горенко был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была привезена на север- в Царское село. Там прожила 16 лет. Читать училась по азбуке Л.Толстого. Первые стихи начинались для меня не с А.С.Пушкина и  М.Лермонтова, а с М.Державина и Н.Некрасова. эти вещи знала моя мама наизусть. Училась в Царскосельской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905г. Мои родители  расстались, и мама с детьми уехала в Москву. Мы целый год прожили в Евпатории, где я долго проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому селу и писала великое множество беспомощных стихов.

 Чтец:       «Летний сад»

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Звучит музыка И.С.Баха «Менуэт»

 В1: Какой же была Анна Андреевна?

 Ученик: К.И Чуковский вспоминает:  « Анну Андреевну я знал с1912г. На каком-то литературном вечере подвёл меня к ней её муж, молодой поэт Н.Гумилёв. Тоненькая,  стройная, похожая на робкую 15-летнююдевочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа. Прошло 2-3 года и в её осанке наметилась главная черта её личности - величавость. Слово «царственная » приходило в голову всем знакомым,  знавшим Анну Ахматову».

Ученик в роли писателя  В. Виленкина: «Я, писатель Виленкин, был не скажу другом, но хорошим знакомым Анне Андреевне. Общение с ней всегда было нелёгким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть.  В её беседах полностью отсутствовала болтовня, и чувствовалась какая-то ответственность за свои слова. Почти не бывало случая, чтобы, придя ко мне, Анна Андреевна не попросила музыки  (так и слышу ее: "А музыка будет?"). Ей достаточно было нашего убогого проигрывателя и игранных пластинок. На вопрос, что она хотела бы послушать, чаще всего отвечала: "Выберите сами" (что это будет классическая музыка, а если современная, это либо Прокофьев, либо Стравинский, - разумелось само собой). Но иной раз "заказывала" совершенно определенно: Бетховена, Моцарта, Баха, Шумана, Шопена. И, почти как правило, чтобы играл Рихтер. Он ее не только восхищал как музыкант, но и как личность интересовал ее чрезвычайно. Я любил незаметно смотреть на нее, когда она слушала музыку. Внешне как будто ничего в ней не менялось, а вместе с тем в чем-то неуловимом она становилась иной: так же просто сидела и кресле, может быть, только чуть-чуть прямее, чуть-чуть напряженнее, чем обычно, и что-то еще появлялось незнакомое в глазах, в том, как сосредоточенно смотрела куда-то прямо перед собой.  А любимым ее произведением Стравинского, творчество которого она хорошо знала, начиная с "Петрушки" и "Весны священной", была Симфония псалмов. Часто под музыку сочиняла стихи».

 Под музыку Л. Бетховена «Соната патетическая» звучит стихотворение

 «Я голос ваш, жар вашего дыхания».

В1: Наверное, главной чертой А.Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.

В2: Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

Ученик читает   «Я и плакала и каялась»

 Ученица читает « Проводила друга до передней».

Ученик читает «Песня последней встречи».

В1:  В год развода А.Ахматова подарила Н.Гумилёву сборник стихов «Белая стая» с надписью «Моему дорогому другу Н. Гумилёву с любовью. А Ахматова 10июня 1918г. Петербург».

 Ученик (Голос  Н.Гумилёва):

Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти
Когда-то проиграл безумный Наль!
Взлетели кости, звонкие, как сталь,
Упали кости — и была печаль.
Сказала ты, задумчивая, строго:
«Я верила, любила слишком много,
А ухожу, не веря, не любя,
И пред лицом Всевидящего Бога;
Быть может, самое себя губя,
Навек я отрекаюсь от тебя». —
Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных тонких рук,
Я сам себе был гадок, как паук,
Меня пугал и мучил каждый звук,
И ты ушла, в простом и темном платье,
Похожая на древнее Распятье.

 Голос Ахматовой:
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И, что память яростная мучит,
Пытка сильных - огненный недуг! -
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
А когда, сквозь волны фимиама,
Хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза.

 В 2: Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н. Гумилёв был  расстрелян в 1921г. За участие в контрреволюционном заговоре.  Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче».

 Голос Ахматовой:

Не бывать тебе в живых, 
Со снегу не встать. 
Двадцать восемь штыковых, 
Огнестрельных пять. 
Горькую обновушку 
Другу шила я. 
Любит, любит кровушку 
Русская земля. 

В1: Многие друзья уехали за границу, но Анна Андреевна оставить Родину не смогла.

Звучит   мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»

 Ученик читает:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Ученик:  А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу  эмигрантов, хотя многие из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с собственным народом, она сможет сохраниться

как личность и как поэт. И это предчувствие оказалось вещим. В тридцатые –

шестидесятые годы ее поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением общечеловеческих страданий.

В1: Удары сыпались градом. В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля. В выступлении А. А. Жданова  и последовавшим за этим  «Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»  поэзия А.Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему». Вместе с Ахматовой  под пресс власти попал и М.Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средства  к существованию, оказались  изгоями в собственной стране. Тираж  напечатанного сборника 1946 г. был уничтожен.

 В2: Сын А.Ахматовой  и Н.Гумилёва стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в1935, 1939 и последний раз в1948г. обвинили в покушении на  А.Жданова. Помнила ли  А.Ахматова свою пророчески роковую «Молитву» 1915г?

 Ученица читает:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.

 В1: Как-то стояла Анна Андреевна  в длинной очереди  к тюремному окошку, чтобы передать  сыну тёплые вещи и продукты. Какая-то женщина тихо спросила её: « Говорят,   Вы стихи пишете? А это Вы можете описать? »

В2: Ахматова ответила: « Могу».

 Ученица читает: 

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу —
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

В2: Так рождались стихотворения, вместе составившие  «Реквием»- поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола. В предисловии к поэме  в 1935-1940г. А. Ахматова написала: В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.  Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы Кресты».
В1: Стихотворения не записывались-запоминались накрепко надёжными друзьями. «Реквием» знали 11 человек наизусть,  и никто не предал,- вспоминала А.Ахматова осенью 1962г.

Звучит «Реквием» В.А.Моцарта.

В2: Реквием  переводится как заупокойная месса, одновременно траурное музыкальное произведение. Пять лет  с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях .

В1: Великая Отечественная война застала А.Ахматову в Ленинграде. В конце сентября уже во время блокады она вылетела самолётом в Москву. До мая 1944г. жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте впервые узнала, что такое человеческая доброта, так как много тяжко болела.

Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена

Учащиеся  читают стихотворения «Победителям», «Клятва»

В1: Умер И. Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. В 1955г.-освобождение сына. В 1956г.- выход в свет сборника переводов.

 Ученица читает: 

Тот день всегда необычаен.

Скрывая скуку, горечь, злость,

Поэт - приветливый хозяин,

Читатель - благосклонный гость.

Один ведет гостей в хоромы,

Другой - под своды шалаша,

А третий - прямо в ночь истомы,

Моим - и дыба хороша.

Зачем, какие и откуда

И по дороге в никуда,

Что их влечет - какое чудо,

Какая черная звезда?

Но всем им несомненно ясно,

Каких за это ждать наград,

Что оставаться здесь опасно,

Что это не Эдемский сад.

А вот поди ж! Опять нахлынут,

И этот час неотвратим...

И мимоходом сердце вынут

Глухим сочувствием своим.

 В2: В последние годы жизни Ахматову публиковали мало, и  чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественными переводами.

В1: О своих успехах и наградах  А.А.Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях.

В2: А в  декабре 1964г. А.Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия «Этна-Таормина». Когда Ахматова прибыла к месту  церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть  многоступенчатую лестницу древнего храма.

 Голос Ахматовой:  Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. Я двинулась храбро вперёд. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.

 В2: В июне1965г. в Англии А.Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

Голос Ахматовой:  И кто бы поверил, что я задумана так надолго и почему я этого не знала...  Прошлое обступает меня и требует чего-то. Теперь, когда всё позади - даже старость- и осталась только дряхлость и смерть, оказывается, всё как-то мучительно проясняется -люди, события, целые периоды жизни. И столько горьких и даже страшных чувств возникает при этом.  Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со  временем, с новой жизнью моего народа.

Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

В1: В 1966г.  А. Ахматова умерла. На родине творчество поэта стало широко известно только в 80-егоды 20в., когда массовыми тиражами стали издаваться её сборники, когда вышел из забвения «Реквием».

 Ученица читает:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

В1: Творчество  современников А. Ахматовой  помнит звуки её лиры, голос её музы, тяжесть и подвиг её жизни.

Ученица читает (Ольга Берггольц): 

Я иду за тобою
След в след.
Я целую его
Свет в свет.
Я бессонная как ты,
Бред в бред.
Знаю так же, как ты
Что смерти нет.

 В2: А.Ахматова написала самую короткую  в мире балладу «Сероглазый король». Сама  она эту балладу не любила. Почему? Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А.Вертинский. Он выступал на фоне чёрного бархатного завеса, на котором были изображены две скрещенные руки.

Звучит романс  «Сероглазый король» в исполнении А.Вертинского.

В1: Голос А.Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, –

Ведь все равно я с вами до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Анна Андреевна Ахматова и Тверской край"

Ранний период творчества связан с жизнью А.А.Ахматовой на Тверской земле. Здесь, на этой земле , она находила вдохновение. Тверской край стал второй её родиной....

Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"

Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах...

Разработка урока по литературе для 11 класса по поэме А.А. Ахматовой "Реквием"

План-конспект урока по литературе для 11 класса по поэме А.А. Ахматовай "Реквием. Тема: "Предназначение поэмы А.Ахматовой "Реквием "....

конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)

Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....

Конспект урока литературы. А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс

Конспект урока литературы на тему "А.Ахматова. Поэма "Реквием". 11 класс...

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"

Конспект урока по литературе в 11 классе  "Я была тогда с моим народом" (по поэме А. Ахматовой "Реквием")...

Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс

Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс...