Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"
план-конспект урока по литературе по теме

Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dva_portreta.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового урока по литературе в 11 классе по теме: «Два портрета. А.А. Ахматова и М.И. Цветаева»

Подготовила учитель высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск

Республики Мордовия

Ирина Владимировна Панина.

Тема: «Два портрета. А.А. Ахматова и М.И. Цветаева»

Цель урока: обобщить, закрепить знания учащихся о творчестве двух великих поэтов; выяснить уровень усвоения материала.

Оборудование: выставка книг, документов, фотографий, посвященных А.Ахматовой и М.Цветаевой, мультимедийный проектор.

Ход урока

На доске эпиграф:

 Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем говорю: Душа – есть все – всюду – вечно.

                                                                                М. Цветаева

Основные вопросы и задания, которые необходимо обсудить и выполнить на уроке:

  1. Защитить подготовленную выставку материалов по творчеству двух поэтов – А.Ахматовой, М.Цветаевой (два ученика, получившие индивидуальные задания)
  2. Защита подобранных эпиграфов  к творчеству поэтов (задания для всех)
  3. «Венок поэту» - публичное высказывание о поэте (задание по выбору)  
  4. Проследить основные этапы творческого пути поэтов(фронтальная беседа)
  5. Что объединяло поэтов( общие пристрастия, точки соприкосновения)?
  6. Любимые города А.Ахмтовой и М.Цветаевой. (иллюстрации стихами)
  7. Анализ любимых стихов поэтов.
  8. Самостоятельная работа: составление хронологической таблицы жизни и творчества поэтов.

Слово учителя.

Поэзия двух великих поэтов возникла в лоне так называемого «Серебряного века», так стали называть со временем первые три десятилетия 20 века, оставив высокий титул «Золотого века» для классического 19 столетия.

Эта эпоха в нашей официальной литературной науке долгие десятилетия почти игнорировалась как время реакции и декаденства, будто бы ничего не давшая русскому искусству. На самом деле эти годы были на редкость богатыми во всех областях художественного творчества.

Помните слова Анны Ахматовой: «Кто-то недавно сказал при мне: 10-годы – самое бесцветное    время…Но ведь это время Стравинского и Блока, Анны Павловой и Скрябина, Ростовцева и Шаляпина, Мейерхольда и Дягилева.

А мы с вами можем добавить: Брюсова и Бальмонта, Белого и Гумилева, Мандельштама и Есенина, Ахматовой и Цветаевой.

Мы завершили знакомство с творчеством двух великих поэтов и сегодня подводим итоги изученному.

1.Какой эпиграф к творчеству каждого из поэтов вы подобрали, посчитав его самым точным, наиболее отвечающим взглядам, мировоззрению поэтов, их темам? (звучат ответы учащихся)

Записать в тетрадь понравившиеся, например, «Марина Цветаева – неоплатная наша вина, но и любовь наша вечная», - Е.Евтушенко. может быть постер, мультимедийная презентация)

2.Экскурсии по выставкам о жизни и творчестве поэтов (ответственные; вопросы слушателей)

.

3.Венок поэту. Публичные высказывания учащихся (авторские стихи, эссе)

4.Контроль знаний учащихся. Основные этапы творчества поэтов:

А.Ахматова – три биографических круга

1. 1904-1920 годы? (сб. «Вечер», «Четки», «Белая стая»)

2. 20-30 годы? (внутренняя эмигрантка, сб «Подорожник», «Anno Domini», «Реквием»)

3. Война, послевоенные годы («Бег времени», «Поэма без героя»)

М.Цветаева

1. 1909г - ?(Париж, Сорбонна)

2.1910 - ?(сб. «Вечерний альбом»)

1922 - ? (Эмиграция – Берлин, Прага, Берлин, Париж)

1928?(последний сборник «После Росси»

1939?(возвращение в Россию)

1941? (Елабуга)

5. Что объединяло поэтов? (ответы учащихся: А.С. Пушкин, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак. Чтение стихов, переписки, воспоминаний современников, самих поэтов)

Например, М. Цветаева: « Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно…»

М.Цветаева: «Блок – божество от поэзии»

Примеры из лирики А.Ахматовой.

6.Любимые города М. Цветаевой и А.Ахматовой.  (исследования учащихся)

А.Ахматова – Петербург

М.Цветаева – Москва

Чтение стихов.

В заключении слова М.Цветаевой: «Я в данную минуту хочу явить собой Москву– лучше нельзя, не для того, чтобы Петербург победить, а для того, чтобы эту Москву Петербургу подарить, Ахматовой эту Москву в себе, в своей любви, подарить, перед Ахматовой преклонить. Поклониться ей самой Поклонной горой.  Самой непоклонной из голов на вершине. Вторую дочь мечтала Анной назвать – но ведь судьбы не повторяются»

7. Чтение и анализ любимых стихов А.Ахматовой и М.Цветаевой.

(повторение изобразительно-выразительных средств языка)

Подведение итогов урока, оценкию

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения.

7

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)

Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....

План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»

План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.  Предназначен учителям МХК....

конспект урока по литературе 11 класс "Поэма А.А.Ахматовой "Реквием"

Поэма А.А.Ахматовой. "Реквием" Тема исторической памяти в поэме....

Конспект урока по литературе в 11 классе. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. А. Ахматовой ,,Реквием”

Тема суда времени и исторической памяти в поэме                А. А. Ахматовой  ,,Реквием&rdquo...