Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»
    презентация к уроку (11 класс) на тему

    Абибуллаева Венера Азизовна

    План-конспект урока по литературе в 11 классе

     Учитель : Абибуллаева Венера Азизовна

    Тема: Марина Цветаева : жизнь и творчество

                                                «Требование веры и просьба о любви»

    «Я обращаюсь с требованием веры

    и с просьбой о любви»

    М. Цветаева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_m._tsvetaeva.doc238 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по литературе в 11 классе

     Учитель : Абибуллаева Венера Азизовна

    Тема: Марина Цветаева : жизнь и творчество

                                                «Требование веры и просьба о любви»

    «Я обращаюсь с требованием веры

    и с просьбой о любви»

    М. Цветаева.

    Цели урока:

    Обучающие : познакомить учащихся с трагическими страницами жизни и творчества М.                    Цветаевой , выявить причину трагизма ее жизни.

    Развивающие : развить познавательные способности учащихся, коммуникативные и        информационные компетентности ;

    Раскрывать  творческий потенциал учащихся.

    Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

                                   воспитывать чувство патриотизма и гордости за великую русскую                                

                                   литературу.

    Литература:

    1. Марина Цветаева «Избранные произведения», Москва, 2007.
    2. Слепцова М.Ф. «И снова вечер, и снова вместе…». Смоленск, 1997.
    3. Бродский И. «О Марине Цветаевой», Новый мир, 1991, №2.
    4. Пастухова Л.Н. «Если душа родилась крылатой…», Литература в школе, 1991, №3.
    5. Кисловская Е.С. «Красной кистью рябина зажглась…», Русский язык и литература. 1990, №6.

    6. Марина Цветаева. Просто - сердце...
    Домашняя библиотека поэзии.
    Москва: Эксмо-Пресс, 1998.
    7. Интернет-ресурсы
     http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна
    http:/ /www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/articles.html
    http:/ /tsvetayevs.org/

     Используемое оборудование:

    1.Компьютер

    2.Проектор

    3.Экран

    Электронная презентация

    Урок в 11 классе по теме : «Марина Цветаева: жизнь и творчество»

                                            «Требование веры и  просьба о любви»

    Учитель: Сегодня мы подводим итоги в изучении творчества поэтессы Марины Цветаевой. Вы знаете, что жизнь ее трагически оборвалась в 1941 году .Что послужило причиной такого печального события , что привело ее к этому?

    Учащиеся :

    1. Ее особое мироощущение , разъединенность с людьми.
    2. Трагические события в жизни , связанные с арестом мужа и дочери.
    3. Непонимание читателями ее творчества.

    Учитель: Сформируем цель урока .В чем причина трагического конца М. Цветаевой?

     Задание первое для двух групп.

    Учитель: Попытайтесь каждый со своей группой воссоздать портрет М. Цветаевой- какой вы ее себе представляете ?

     ( В течении 5-7 минут учащиеся работают в группах : анализируют собранные материалы, перечитывают сделанные дома заметки).

    Потом читаются стихи , которые можно воспринять как автопортрет М. Цветаевой.

    Читают две ученицы. На экране портрет молодой М. Цветаевой.

    Картинки по запросу портрет цветаевой

    Видеоролик с песней  «Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали» в исполнении А.Пугачевой

    www.youtube.com/watch?v=tDe1iZ4pTNA

    Учитель: есть еще портрет, где Марине Ивановне около 48 лет, возраст средний. Но она уже старая, измученная женщина с усталым отрешенным взглядом. Лицо изрезано морщинами , следами трагической жизни. Да , в жизни и на портретах она не была никогда эффектной. Это пример духовного богатства , проявившегося в творчестве, при скромной, неброской внешности. На экране портрет Цветаевой в последний год жизни.

    Учащаяся из 2-ой группы: читает воспоминания Ариадны Эфрон, дочери М.И. Цветаевой:

      Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Юная округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью; сухи и узки были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и стремительны — без резкости — движения. Она смиряла и замедляла их на людях, когда чувствовала, что на нее смотрят или, более того, разглядывают. Тогда жесты ее становились настороженно скупы, однако никогда не скованны.
     
          Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».
     
          Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.
     
          Черты лица и контуры его были точны и четки; никакой расплывчатости, ничего недодуманного мастером, не пройденного резцом, не отшлифованного: нос, тонкий у переносицы, переходил в небольшую горбинку и заканчивался не заостренно, а укороченно, гладкой площадочкой, от которой крыльями расходились подвижные ноздри; казавшийся мягким рот был строго ограничен невидимой линией. Две вертикальные бороздки разделяли русые брови.Казавшееся завершенным до замкнутости, до статичности, лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода.Но мало кто умел читать в нем.
     Руки были крепкие, деятельные, трудовые. Два серебряных перстня (перстень-печатка с изображением кораблика, агатовая гемма с Гермесом в гладкой оправе, подарок ее отца) и обручальное кольцо — никогда не снимавшиеся, не привлекали к рукам внимания, не украшали и не связывали их, а естественно составляли с ними единое целое. Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь — сжата, реплики — формулы.
     
          Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.
     
          Была блестящим рассказчиком.
      Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию.
     Читала темпераментно, смыслово, без поэтических «подвываний», никогда не опуская (упуская!) концы строк; самое сложное мгновенно прояснялось в ее исполнении.
     Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: «Хотите, я вам прочту стихи?»
     Всю жизнь была велика — и неудовлетворена — ее потребность в читателях, слушателях, в быстром и непосредственном отклике на написанное.
     
           
          
    Учащиеся из первой группы: Итак, цель нашего урока – ответить на вопрос : в чем трагизм жизни М. Цветаевой? Чем вызвано ее самоубийство?

    Краткая биографическая справка.

    Родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.

    Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С.Я. Эфрон был офицером белой армии.
    В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др.

    В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж.
    Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928).

    Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.

    На экране видеоролик с песней «Молитва» в исполнении Т. Гвердицители

    www.youtube.com/watch?v=9wb1KvJPC44

    Учащаяся первой группы: Мы выделили три основных мотива ставшие причиной гибели поэтессы:

    - трагическая разъединенность с миром и людьми;

    - жажда любви, безмерной, бездумной;

    -сдача себя смерти ( уже в молодости предчувствие развязки в общении с миром).

    Учащиеся второй группы: Жизнь Марины Цветаевой –это жизнь с распахнутым сердцем:

    Она «безмерна» во всем : в любви, в счастье , в одиночестве, несчастье.

    Звучит стихотворении  «Мне нравится» в исполнении А.Фрейндлих

    www.youtube.com/watch?v=YD2Hxu0mS6I

    В стихах о любви часто звучит мотив несостоявшегося счастья , жажда счастья , боль неразделенной любви.

    Стихотворение «Вчера еще в глаза глядел»(читает учащаяся)

    Вчера еще в глаза глядел,

    А нынче - всё косится в сторону!

    Вчера еще до птиц сидел,-

    Всё жаворонки нынче - вороны!

    Я глупая, а ты умен,

    Живой, а я остолбенелая.

    О, вопль женщин всех времен:

    "Мой милый, что тебе я сделала?!"

    И слезы ей - вода, и кровь -

    Вода,- в крови, в слезах умылася!

    Не мать, а мачеха - Любовь:

    Не ждите ни суда, ни милости.

    Увозят милых корабли,

    Уводит их дорога белая...

    И стон стоит вдоль всей земли:

    "Мой милый, что тебе я сделала?"

    Вчера еще - в ногах лежал!

    Равнял с Китайскою державою!

    Враз обе рученьки разжал,-

    Жизнь выпала - копейкой ржавою!

    Детоубийцей на суду

    Стою - немилая, несмелая.

    Я и в аду тебе скажу:

    "Мой милый, что тебе я сделала?"

    Спрошу я стул, спрошу кровать:

    "За что, за что терплю и бедствую?"

    "Отцеловал - колесовать:

    Другую целовать",- ответствуют.

    Жить приучил в самом огне,

    Сам бросил - в степь заледенелую!

    Вот что ты, милый, сделал мне!

    Мой милый, что тебе - я сделала?

    Всё ведаю - не прекословь!

    Вновь зрячая - уж не любовница!

    Где отступается Любовь,

    Там подступает Смерть-садовница.

    Самo - что дерево трясти! -

    В срок яблоко спадает спелое...

    - За всё, за всё меня прости,

    Мой милый,- что тебе я сделала!

    Учащиеся : Она была безмерно одинока .Арест мужа и дочери подкосил Марину Ивановну…

    1932 — 1935

    Ушел - не ем:

    Пуст - хлеба вкус.

     Всё - мел.

    За чем ни потянусь. ...

    Мне хлебом был,

    И снегом был.

    И снег не бел,

    И хлеб не мил.

    23 января 1940

    Учитель: Итак, делаем вывод: в чем причина трагедии поэта?

    Учащаяся : В разъединенности с миром, в непризнании читателем . Трагические страницы истории исковеркали жизнь талантливую и духовно неповторимую. Поражает неучастие и равнодушие людей  к судьбе Цветаевой. Словно раненая птица , она не жила, а билась за жизнь.

    Марина Цветаева - О, черная гора, затмившая весь свет! Видеоролик. www.youtube.com/watch?v=G3vnUj_Pi2g

    Учитель: Творчество Цветаевой оценено сегодня. Стихи ее поражают читателей проникновенностью , оттенками чувств и мыслей, возвышенностью , осознанием трагичности и неизбежности бытия.

    Учащаяся:

    Разбросанным в пыли по магазинам

    (Где их никто не брал и не берет!)

    Моим стихам, как драгоценным винам,

    Настанет свой черед.

    На дом: Написать мини-сочинение  «Просьба о любви»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

    Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

    План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

    Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

    Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Жизнь и творчество А.С.Пушкина

    Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме:  Жизнь и творчество А.С.Пушкина...

    План-конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Спорт в нашей жизни".

    Урк ориентирован на новые образовательные стандарты: использование современных технологий, ИКТ (экран, проектор, показ слайдов, аудиозапись, учебная компьютерная программа).Применялся проблемно-поиско...

    План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

            План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

    План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

    План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

    Презентация к уроку литературы в 11 классе "Марина Цветаева. Жизнь и творчество"

    Презентация поможет ученикам узнать не только факты биографии М.Цветаевой, но и познакомиться с  тем , что волновало её в различных ситуациях в разные периоды жизни.В презентации выделены периоды...