Конспект урока литературы "Устное народное творчество"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Галкович  Оксана Вячеславовна

Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.

Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими песнями , танцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unt.rar17.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                  учитель русского языка и литературы        

 

Урок литературы в 5 классе. « Устное народное творчество ( песни, легенды, поговорки, загадки, пословицы, танцы)»

Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими песнями , танцами.

Оборудование: магнитофон, фонограммы с записью казачьих песен, карточки с пословицами и загадками.

                                            Ход  урока:

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с устным народным творчеством Кубани. Ребята, а что такое устное, народное творчество? (Ответы детей).

Учитель: Долгими зимними вечерами казаки любили собираться в одной из хат на посиделки. Посиделки - это вечеринка Деревенской молодежи для совместной работы и развлечения в осеннее и зимнее время. И сегодня на уроке мы с вами устроим такие посиделки. Предлагаю вам начать наши посиделки с песни. (Дети поют песню).

  Хомыч (Троицкая песня черноморских казаков)         

1.   Ой шой-то за шум учинывся?/2раза/

      То Хомыч  на Хомыночке   оженывся./2 раза/

2.   Та й взяв соби жинку нэвэлычку, /2 раза/

     Шо нэ вмие  шиты прясты, чоловычку /2 раза/

3.   Шо нэ вмие  шиты- прясты, щей варыты, /2 раза/

     Шо нэ вмые с Хомычом  гарно жыты /2 раза/.

Учитель: Казаки любили не только петь, но и любили передавать из уст в уста легенды. И сейчас ребята вам покажут одну из них.

Действующие лица: ведущий, старик и сын.       

Ведущий: В давние времена существовал жестокий обычай - убивать пожилых людей. Стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную скалу называли скалой стариков. В ту пору в одном из аулов жил Тахир. Прошло время, и он стал немощным  и не мог за собой ухаживать. И был у Тахира  сын Казбек. Он очень любил отца и заботился о нем. Но обычай есть обычай. Он воспринимался как неизбежность, священный долг: Казбек с грустью сколотил ящик, уложив него отца , и потащил на скалу. Когда он забрался на самую вершину скалы, обратившись к отцу, сказал:

—Я люблю тебя, отец. Ты у меня  один. Без тебя никого не останется. Как жить одному? Боюсь, не поднимутся руки столкнуть тебя  в пропасть.

- Что же делать нам?- спросил отец.

- Я спрячу тебя вон в ту пещеру, буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А остальные пусть думают, что я сбросил тебя со скалы.                 

Ведущий: Так и  поступил отец  и  сын. Казбек свято хранил тайну. Собираясь к отцу, он говорил всем, что удалит на охоту. Никому в голову не приходило, что это не так. Казбек был весел. В хозяйстве у него все ладилось. Казбек сделался настоящим мужчиной. Вскоре на аул напали турки. На второй день после битвы жители аула оказались в ловушке. И тогда Казбек заявил:

- Я знаю путь, которым можно выйти из ловушки и потом ударить разбойникам в спину.

Ведущий: Зная ум и сообразительность Казбека, предводители поверили ему. Следуя за ним, они увели население и воинов к Скале стариков, а затем с зажженными факелами углубились в  никому не ведомую пещеру и скоро вышли на обширное плато. В западне оказались турки, и они были разбиты. И вот тогда юного Казбека назвали спасителем. Но он смутился и сказал:

- Не я ваш спаситель. Все ,что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Вопреки обычаям я не сбросил старого отца со скалы. Это он, прячась в пещере, обнаружил проход на большое плато, это он спас всех нас от гибели.

Ведущий: С тех пор у всех народов Кавказа воспитывается почтительное отношение к пожилым людям, и слово стариков имеет силу закона.               

Учитель: Казаки любили не только рассказывать сказки и легенды, но и проводить конкурсы.

Конкурс «Казачьи пословицы»

Казаков мало не бывает.

Казака и под рогожкой видать.

Тот не казак. кто боится собак.

Хлеб да вода казацкая еда.

Казак голоден, конь его сыт.

Казак сам себя веселит.

Где казак, там и слава.

Казацкому роду нет переводу.

Казак без службы  не казак.

Без коня казак кругом сирота.

Учитель: Какие посиделки без танцев?

Дети танцуют танец. «Балалаечка».

Учитель: А теперь давайте отгадаем загадки.

Учитель: Переходим к заключительному конкурсу, который называется «Казачья азбука». Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с этой азбукой:

 люлька (трубка для курения),

рушник (полотенце),

баркас (большая лодка),

людина (человек),

торба (мешок),

бобыль (одинокий мужчина), цыбуля (лук),

арба (телега).

Учитель: наши посиделки подошли к концу. Пора расставаться. До новой встречи. (Звучит песня «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй» в исполнении Кубанского казачьего хора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Устное народное творчество"

Материал по кубановедению...

Открытый урок по народному творчеству для 1 класса фольклорного отделения "Красная горка"

Цель: возрождение белгородских народных традицийЗадачи:1.    познакомить учащихся с традициями празднования Красной горки в Белгородском крае2.    познаком...

Конспект урока. Русский народный танец.

КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...

Конспект урока "Русская народная сказка "Царевна лягушка". Послушание и своеволие".

Интегрированный урок литературы и основ православной культуры...

Конспект урока "Русские народные куклы"

Конспект обобщающего занятия "Русские народные куклы"....

Конспект урока Русские народные инструменты

Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских        народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской....

план-конспект урока "Русская народная вышивка" 5 класс

Познакомить учащихся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушника. Учащиеся познакомятся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушн...