Конспект урока Русские народные инструменты
план-конспект урока по музыке на тему

Титтель Светлана Вячеславовна

Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских        народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русские народные инструменты

Урок музыки в 4-м классе.

Цель:  

Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских        народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской.

Задачи :

Развивающие: Познакомить учащихся со звучанием   народных инструментов;

Активизация творческого воображения, фантазии;

Воспитательные :

Прививать любовь к произведениям русской народной музыки, интерес к русской народной песне;

Обучающие : 

Познакомить учащихся со звучанием   народных инструментов;

Обучить несложным  навыкам исполнения музыки на   музыкальных инструментах.

 Различать звучание между группами инструментов ( струнные, ударные, духовые)  Использованы на уроке технология восприятия, технология игровая.

Ход урока

I этап. Организационный момент

У- Здравствуйте, ребята!

Д- Здравствуйте!

Звучит  русская народная песня “Светит месяц”

II этап Постановка цели и задач

Ребята, вы прослушали произведение, как вы думаете, композиторская это музыка или народная?

Д-(Народная, )

У-Правильно, ребята. А какие инструменты прозвучали ?

Д-(Русские народные инструменты.)

У- Верно, ребята .Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые  люди.И сегодня мы с вами познакомимся с историей создания русских инструментов, их звучанием.

(Звучит  балалайка мп3)

У-Треугольная доска,

А на ней три волоска,

Три струны ,а звук какой!

С переливами, живой!

Узнаю его в момент-

Самый русский инструмент.

У-А вот еще интересная загадка про этот инструмент

У неё есть три струны ,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё  плясать

И по-русски приседать.

У-О каком инструменте шла речь?

Д-(О Балалайке ).

У-Молодцы, ребята. Конечно ,вы правильно отгадали инструмент и по звучанию и по загадкам. Это  -( слайд ) балалайка. О каких признаках этого инструмента говорится в загадках?

Д-(У балалайки три струны, их щиплют рукой. Это струнный инструмент)

У- Верно , это струнный инструмент.

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»?

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет». О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»?

Д-Известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – Свирель, дудка, домра, трещетки, скрипка.

У-Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

У-А теперь мы познакомимся с другим русским инструментом

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.(Звучит домра мп3)

Что это за музыкальный инструмент?

Д- Это домра!

У-Молодцы, ребята. Это ( слайд) домра. На ней играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.

Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы вы ее назвали?

Д-(называют свои варианты)

У- Называлась она «домришка» : До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете — какой звук был у маленькой домры?

Д- высокий

У-А у домры басистой?

Д-низкий

У- Домра,как забытая царица,

Что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица,

Звуком ладным в голубой выси,

Разносила на потеху миру

В скоморошьих озорных руках

Складных песен звонкую сатиру

В старых сказках, баснях и стихах.

У нашей русской домры есть много родственников. У грузин чонгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар». Домра,чем она похожа на балалайку?

Д-( У нее тоже три струны, корпус  у нее тоже деревянный.)

У- А чем домра отличается от балалайки?

Д-(У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

У- А теперь речь пойдет о сказочном инструменте. Послушайте загадку:

Сам Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн

Вышел из моря Нептун.

Д-(это гусли. )

У- Молодцы. Верно.(слайд) Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». Кто же играет на гуслях?

Д-(Гусляр.)

У-В далекие древние времена на праздники приходили гусляры и сказывали- пели былины. Их называли “баяны”.(Слайд)

Мы познакомились со струнной группой русских народных  инструментов.

Но вот еще одна загадка:

Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется…

 Д-(Свирель).(Звучит свирель мп3)

У-Свирель(Слайд) – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Следующая загадка :

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт, словно жалуется.

Как называется?

Д-Жалейка.

У-Верно, ребята.(слайд).Звучит жалейка мп3. Жалейка. Русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями.

Мы собрали хоровод.

Пригласили весь народ,

А пастуший рожок

Дополняет наш кружок.(слайд) звучит рожок мп3

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно.Эти русские народные инструменты относятся к группе духовых инструментов.

И последняя группа –это ударные народные инструменты.

С сороками имеет связь его название.

Владеть им может каждый человек,

Имеющий хоть малое призванье!

Д-(трещетки). (слайд)Звучат трещетки мп3

У-Верно.Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещёток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. Состоят трещётки из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек.

У-За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких...

Д-Ложки.(слайд) звучат ложки мп3.

У-С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Ударь ладошкой в бубен смело Играть на нем простое дело.

 В оркестре бубен не игрушка Не для потехи погремушка.

Хоть может он шуметь, звенеть И очень многое уметь.

 Нужны талант, терпенье, Знанья и чувство ритма и старанье,

Чтобы в оркестре в бубен бить И музыкантом первым слыть,

 А если просто ударять Недолго бубен поломать.

И еще один инструмент о котором я хочу рассказать –это бубен.(слайд) Звучит бубен мп3

 Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики , а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

И сейчас мы с вами исполним русскую , народную песню “Во кузнице…”

Учащимся раздаются  инструменты: ложки, трещотки, бубны.

Игра на русских народных инструментах. “Во кузнице…”

Молодцы , ребята.

Вот подходит к концу наш урок. И теперь мы повторим , на какие-же группы делятся русские народные инструменты.

Д-_________________________________

У- Почему эти инструменты называются народными?

Д-________________________________

У вас на партах лежат карточки с названием музыкальных инструментов, с которыми мы сегодня познакомились  Выпишите по группам эти инструменты в три столбика –Струнные, духовые, ударные.

А  теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли были записаны инструменты в группах.

У-Домашнее задание для вас будет творческим- попробуйте создать свой шумовой инструмент .

- А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения. Продолжите их.

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…

Выставление оценок.

Наш музыкальный урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОМПЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  НА  УРОКАХ  МУЗЫКИ  КАК  МЕТОД  ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ...

Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОМПЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  НА  УРОКАХ  МУЗЫКИ  КАК  МЕТОД  ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ...

Конспект урока. Русский народный танец.

КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...

Презентация к уроку "Русские народные инструменты" 4 класс

Понятие оркестр, когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Изображение инструментов краткая характеристика....

Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс

Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс...

Конспект урока.Русские народные инструменты: гусли, гармонь, балалайка

Знакомство с русскими народными инструментами....

Презентация к уроку "Русские народные инструменты

Презентация к уроку "Русские народные инструменты. Ударные, струнные, духовые....