Конспект урока.Русские народные инструменты: гусли, гармонь, балалайка
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Знакомство с русскими народными инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusli_garmon.docx25.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема. Русские народные инструменты: гармонь, гусли, балалайка.

Цель:  знакомство  учащихся с русскими народными инструментами, расширить представления школьников о тембре как важном качестве музыки.

Задачи:

  • формировать представления учащихся о многообразии музыкальных инструментов;
  • воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству;
  • развивать у учащихся тембровый слух;
  • активизировать творческую активность учащихся.

Учебное оборудование: музыкальные инструменты.(барабан, маракас, румба)

Музыкальный материал. Р.н.п. «Во поле берёза стояла» (запись, оркестр русских народных инструментов), р.н.п. «Как на тоненький ледок»,  р.н.т. «Яблочко» (запись, балалайка и гитара), р.н.п. «Весёлые гуси» Н.Френкель «Нотный хоровод»

   

Ход урока

 1.Оргмомент.

У. Муз. приветствие: «Здравствуйте, ребята»

Звучит р.н.п. « Во поле берёза стояла» (исполняет оркестр русских народных инструментов)

У. Кто из вас может назвать музыкальное произведение?

Д. Р.н.п. Во поле берёза стояла.

У. Кто автор этой песни?

Д. Народ.

У. Какие музыкальные инструменты исполняют это произведение?

Д.Баян, балалайка, и т.д.

У. Тема нашего урока «Русские народные инструменты»

У. Что обозначают слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Д. Считалка. (учим считалку, игру, читаем в разном темпе, учащиеся угадывают  по тембру голоса, кто читает считалку)

У. Мы друг друга узнаём по окраске голоса, по тембру, музыкальные инструменты мы также определяем по тембру.

Чтение стихотворения поэта  Геннадия Серебрякова.

       «Ты откуда, русская зародилась музыка?

       «Ты откуда, русская зародилась музыка?

         То ли в чистом поле,  то ли в лесе мглистом?

         В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

         Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

         В чьем ты сердце билась с самого начала?

         Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

         Пролетели утки - уронили дудки.

         Пролетели гуси  - уронили гусли.

         Их порою вешней нашли, не удивились.

         Ну а песня? С песней на Руси родились».

У. Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родились?»

Д. Песня всегда была рядом с человеком.  Мама поёт малышу на ночь колыбельную, водят  хоровод под хороводную песню, веселятся под шутливые песни.

Вокально-хоровая работа.

Исполняют песню «Водят ноты хоровод»

День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.

Хорошо бы нам суметь
В хороводе с ними петь.
Так пойди же пригласи:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ля-ля, фа-фа, соль-ля-соль,
В круг вступает знак Бемоль.
Пляшут ноты - чудеса!
До-си-ля-соль,
До-си-ля-соль - 
Фа - ля - фа!

Слушание песни «Как на тоненький ледок»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,

Со добра коня упал.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Он упал, упал, лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Р.н.п. «Как на тоненький ледок» исполнение, инсценировка песни.

У. Какой характер у этой песни?

Д. Весёлый, плясовой.

У. У нас сегодня звучали две песни «Во поле берёза» и «Как на тоненький ледок.»  Какая из этих песен созвучна стихотворению «Ты откуда, русская,  зародилась музыка?

Д. Р.н.п. «Во поле берёза стояла», и  песня, и стиховорение носят спокойный характер.

У. Какие русские народные музыкальные инструменты вы  можете назвать?

Д. Называют инструменты которые изображены в учебнике.

Учитель показывает  музыкальные инструменты  и рассказывает о них.  Презентация (Русские народные инструменты. )

В древней Руси музыка звучала и на боярских, и на княжеских пирах, и на народных гуляньях. Главными музыкантами в те далёкие времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на музыкальных инструментах. На каких инструментах играли скоморохи? (Трещётки, бубны, ложки, рожки, гусли, балалайки, домры).

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (показ презентации)

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки. 

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

Гусли клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук.

На гуслях играли и русские богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович, Садко.. Послушайте как звучит этот инструмент.

Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских это балалайка и баян. В 18-19 и начале 20вв, балалайка была одним из самых распространённых народных инструментов, о чём свидетельствуют многочисленные песни, сказки, пословицы, а также изображения балалайки на лубочных картинках и др. Корпус балалайки деревянный, гриф длинный, звучит балалайка не громко, но звонко. В старину делали балалайки из тыквы, в разных местностях она имела разный вид и разный звук, её вид зависел от фантазии умельца.

Поговорки про балалайку.

Вывернулся, как Мартын с балалайкой.

Наш брат Исайка – без струн балалайка.

У. Чему нас учат эти поговорки?

Гармонь – это духовой, язычковый инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Когда родилась гармонь? В истории существует доказательства исследователей, что впервые гармонь появилась в250 лет назад в Санкт-Петербурге в России, благодаря стараниям органного мастера Франтишика Киршника. Он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка колеблющегося под действием потока воздуха.

В процессе времени гармонь очень понравилась и стала распространяться среди русского народа. Появилось множество разновидностей гармони, благодаря народным умельцам она изменялась, добавлялись ряды кнопочек, на каждой клавиатуре, от маленькой однорядной до большой многорядной на каждой клавиатуре.

В зависимости от той местности, где усовершенствовали гармонь ее так и называли. В Г.Тула развивалась Тульская гармонь, в других областях «Ливенка», «Вятская», «Тальянка», и самая распространенная в наше время является гармонь под названием «Хромка».

Тульская, Ливенка, Вятская - однорядные гармони.

Русская венка, Хромки -двухрядные.

А сейчас давайте посмотрим, как выглядят гармони разных районов России.

Просмотр фото.

Но не только у русского народа была распространена, гармонь и у казахского народа музыканты участвовали в айтысах, аккомпанируя себе на гармони.

Чем удобна была гармонь? Не тяжелая, ее можно было взять куда угодно, идти по дороге и играть , а те кто шли рядом пели песни, приплясывали, пели частушки, отдыхали после трудового дня.

И если вы смотрите теле передачу « Играй гармонь», то видите, как любима народом гармонь.

Она и поплачет и погрустит, в час веселья веселит, а если к ней присоединится балалайка, то веселью нет конца.

В г.Усть – Каменогорске в этом году в этно – деревне, музее заповеднике прошел третий областной фестиваль инструментального народного творчества «Играй гармонь. Звени домбра».

Давайте послушаем, как звучит гармонь:

№01-левинская гармонь

№2-саратовская гармонь.

На гармони не закончилось развитие этого инструмента, позже появились более усовершенствованные это баян и аккордеон

Сегодня я предлагаю вам разучить песню «Гормошечка - говорушечка»

1. Собрался народ на гулянку, попеть поплясать под тальянку

Эх, раз еще раз давай перепляс, каблук не жалей, веселей!

Припев: Гармошечка - говорушечка, тальяночка - россияночка

Сыграй, перебор, моя душечка, гармошечка - говорушечка!

Проигрыш

2 . Каблук не жалей - выходи смелей! Давай по чуть-чуть будем веселей

Эх, жизнь хороша! поёт вся душа, поёт вся душа и жизнь хороша!

Припев.

проигрыш

3. Эх-ма! Сама, выходи, кума! На нас погляди, давай, выходи!

Эх, жизнь хороша! поёт вся душа, Эх раз, ещё раз пляши сейчас!

Припев:

Внимательно послушайте ее, постарайтесь запомнить мелодию.

-Исполнение учителя, аккомпанемент на баяне

-Чтение текста. (учитель)

-Чтение хором.

-Построчное подпевание, учитель-уч-ся.

-По куплетное исполнение, работа над дыханием, звуковедением, артикуляции…

-Полное исполнение - хором.

-Исполнение по группам – 1куплет …

2 куплет…

3 куплет вместе.

Существует очень большое количество музыкальных инструментов.

     

 Итог урока.

    1Какие музыкальные инструменты вы сегодня назвали?

    2.Какое общее название этих инструментов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Русский народный танец.

КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...

Конспект урока "Русская народная сказка "Царевна лягушка". Послушание и своеволие".

Интегрированный урок литературы и основ православной культуры...

Конспект урока Русские народные инструменты

Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских        народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской....

Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс

Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс...