Урок литературы 8 класс. «Песни, опаленные войной» (М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».
методическая разработка по литературе (8 класс)

Буруцкая Ольга Ивановна

Урок – творческая мастерская поможет осмыслить подвиг и трᡃагедию нᡃашего нᡃарᡃода в годы Великой Отечественᡃнᡃой войнᡃы, которᡃые нᡃашли свое  отрᡃаженᡃие в стихах  поэтов нᡃашей Рᡃодинᡃы. Эти песнᡃи звучали как прᡃизыв к единᡃенᡃию нᡃарᡃода, защите рᡃоднᡃой земли,  онᡃи  воспитывают в нᡃас самые важнᡃые качества личнᡃости – мужество, отвагу, бесстрᡃашие, гуманᡃнᡃость и любовь к Рᡃодинᡃе.

Основные цели и задачи урока:1. Показать, что поэзия, времён Великой Отечественной войны как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. 2. Формировать систему знаний  по теме «Великая Отечественная война и литература». 3. Помочь  детям достигнуть более глубокого понимания творчества поэтов-фронтовиков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ф.И.О. автора работы:        Буруцкая Ольга Ивановна.

Должность:                          учитель русского языка и литературы.

Место работы:                     МОУ СОШ с. Варваровка, Октябрьский район.
Название работы:              
«Песни, опаленные войной».
Предметная область:          
литература.
Цели и задачи:                    
осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой

                                              Отечественной войны, которые нашли свое  отражение в стихах

                                               поэтов нашей родины.

Методическая разработка: урок литературы в 8 классе
Использованная литература:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Литература. 8 класс. Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. И. Коровин, В. П. Журавлёв. Москва «Просвещение», 2014. Часть ΙΙ.
  2. Поурочные разработки по литературе. И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова. К учебникам-хрестоматиям: В.Я. Коровиной (М., Просвещение), Т. Ф. Курдюмовой (М., Дрофа), 8 класс, Москва, «Вако», 2014.
  3. Проектирование технологических карт уроков и литературы и русского языка.

Т. Н.Трунцева. 5-9 классы. Москва. «Вако». 2015.

      4.  https://back-in-ussr.com/2017/05/podvig-praskovi-schegolevoy.html

Технологическая карта

Тема урока: «Песни, опаленные войной» (М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».

Форма проведения урока: творческая мастерская.

Цель работы мастерской: написать сочинение на тему «И песня ходит на войну»

Тип урока: урок открытия нового знания  .

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т.д.)

Содержательная цель: закрепление и коррекция (при необходимости) иученных понятий, алгоритмов и т. д.

Задачи: 

  1. Показать, что поэзия, времён Великой Отечественной войны как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
  2. Формировать систему знаний  по теме «Великая Отечественная война и литература».
  3. Помочь  детям достигнуть более глубокого понимания творчества поэтов-фронтовиков.

Методические приёмы: 

  1. Постановка проблемной ситуации.
  2. Прием наглядности.
  3. Прием поощрения творческих домашних заданий.
  4. Прием коллективного обучения (работа в группах).
  5. Частично-поисковый метод.
  6. Подбор и обобщение дополнительного материала с использованием ресурсов интернета.
  7. Развитие речи через подготовку опережающих домашних заданий.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться анализировать поэтический текст, делать выводы, синтезировать полученную информацию

УУД:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных  задач

Личностные: формирование устойчивой  мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, творческие проекты учащихся, иллюстрации к песням, выставка книг, музыкальное сопровождение (песни военных лет).

Конспект урока

Тема:  «Песни, опаленные войной»

1 слайд.

Форма проведения урока: творческая мастерская.

Цель работы мастерской: написать сочинение на тему «И песня ходит на войну»

Тип урока: урок открытия нового знания  .

Организационный (мотивационный) этап

 Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

                  В. Лебедев-Кумач

 

Ι. Прочитайте эпиграф  к нашему  уроку.

Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?  

 Осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, которые нашли свое  отражение в стихах  поэтов нашей родины. Эти песни звучали как призыв к единению народа, защите родной земли,  они  воспитывают в нас самые важные качества личности – мужество, отвагу, бесстрашие, гуманность и любовь к Родине.

При подготовке к уроку, вы проделали определенную творческую работу, которую вы представите в виде сообщений и выступлений.  

 (Я вам предлагаю познакомиться с содержанием оценочных листов, в которых определён объём работы на уроке – план нашего урока, просмотрите карточки с вопросами, которые помогут вам в работе на уроке).

2 слайд  

Война. Страшное, жестокое время.  Время тяжелейших испытаний народа, сражающегося против беспощадного врага.  До песен ли в такое тяжкое время?
Оказалось, что поэзия, песн
я были необходимы в годы войны.  

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

3 слайд.  

Особенности поэзии времён Великой Отечественной войны:

  • Оперативность
  • Эмоциональность
  • Доходчивость
  • Патриотизм
  • Лиризм

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

 Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны.  

 Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала,

вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами

 4 слайд.

  Самое удивительное, что большинство песен военных лет – это песни о любви.  

Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время.

5 слайд.  

Ι. Сообщения  1 группы учащихся.

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера  познакомил  с поэтом Михаилом  Исаковским  известный литератор Василий Регинин  и попросил написать песню для журнала.  

 Блантер вспоминал: «Однажды в  машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

                         Расцветали яблони и груши,

                         Поплыли туманы над рекой…

                         Выходила на берег Катюша,

                         На высокий берег на крутой…

Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…

   Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…

    « А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».

   Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять  песню трижды!  

Прослушивание песни (можно предложить детям спеть песню)

 6 слайд

Слова песни отметили Сталинской премией, а их автор, Михаил Исаковский, передал «катюшины» деньги землякам. И в День Победы, 9 мая 1949 года, в смоленском селе Всходы открыли новый клуб, где именинницей на торжестве была «Катюша», а на берегу Угры установили памятный камень как раз на крутом берегу. В 1985 году открылся уже Музей песни «Катюша». В экспозиции и фондах музея постепенно было собрано большое количество экспонатов личного характера, что дало возможность переименовать его в мемориальный музей Михаила

7 слайд

Второй зал музея  посвящен песне «Катюша».  Экспозиция зала  рассказывает о рождении  песни, о первых ее исполнителях. Впервые «Катюша» прозвучала  28 ноября 1938 года в Москве, в Колонном зале Дома Союзов на первом  концерте государственного  джаз-оркестра под руководством  В.Кнушевицкого. Исполнила эту песню Валентина Батищева.

Слайды 8-15

Вскоре немцы познакомились еще с одной «Катюшей». Только на этот раз ее исполняли реактивные минометы, установленные  на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

Слайд 17-19

Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – мобильных реактивных минометов БМ-8 и БМ-13. Первый залп из него 14 июля 1941 года дала батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова, это произошло под белорусским городом Орша, совсем рядом со смоленской родиной песни. «Привет от Катюши», – приговаривали бойцы. И привет был столь горячий, а песенный образ столь ярким, что имя девушки моментально заменило казенную аббревиатуру.  На применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой находилась маркировка «КАТ» – «Костикова автоматический термитный». Прозвище «Катюша» у реактивных миномётов закрепилось быстро.

Во   время Великой Отечественной войны каждый солдат, певший или слушавший «Катюшу», испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращен призыв сберечь родную землю.

 Песня стала символом высокого духа, мужества советского человека. Вот что рассказал сам М. В, Исаковский. Это произошло во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня «Катюша». Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню второй раз.

 – Братцы!  – вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша «Катюша» у немцев в плену!

 – Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из солдатского окопа звучала «Катюша».

В 1945 году Исаковский написал своё самое пронзительное стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат. Поэт имел все основания считать это стихотворение одним из лучших своих произведений. Михаил Исаковский  писал: «Я как бы вижу, ощущаю живого, реального человека – русского солдата, вернувшегося домой, солдата-героя и труженика, перенёсшего все тяготы самой страшной войны, какую когда-либо знало человечество. И даже не одного этого солдата, но в его лице – и много других солдат, чья судьба в какой-то мере сходна с его судьбой».

20 слайд

Песня «Враги сожгли родную хату».

ΙΙ группа обучающихся

1 ученик. В истории Великой Отечественной войны есть раздел, о котором сегодня говорят уже мало,  – подвиги мирных жителей.

 Между тем именно эти подвиги зачастую показывают, как хотели победы над врагом советские люди. В 1942 году победа была ещё очень далеко, а 35-летняя жительница села Семилуки Прасковья Щёголева отдала за неё свою жизнь и жизнь своих пятерых детей…

Прослушивание песни

21 слайд.

 2 ученик. В сентябре 1942 года по селу Семилуки проходила линия фронта. Местные жители перебрались в соседнее  Ендовище.

           Так поступили и 35-летняя Прасковья Щёголева и её мать Наталья Степановна. У Прасковьи было шестеро детей — Таня, Саша, Аня, Полина, Коля и Нина.

Муж женщины – тракторист Степан Щёголев – ушёл на фронт.      

3 ученик. 14 сентября Прасковья решила, что не дело её семье ютиться у чужих людей и голодать. Родной огород рядом, в Семилуках, а там как раз картошка созрела. Женщина с пятью детьми (старшую дочь она не взяла), племянником и матерью тайком отправилась к своему дому. Незаметно накопали картошки, отварили, съели, провели ночь в собственном доме...


22 слайд.
4 ученик. 15 сентября 1942 года самолёт 21-летнего младшего лейтенанта Михаила Мальцева подбили с земли немцы. Ил-2 упал на холм, прокатился на брюхе по склону к Дону и оказался прямо в огороде Прасковьи.

23 слайд.

Самолёт горел. Прасковья, увидев на нём красные звёзды, кинулась закидывать пламя землёй. Михаил Мальцев потерял сознание и очнулся от того, что кто-то трясёт его за плечо. Это был один из детей Прасковьи.
Прасковья укрыла лётчика в доме и рассказала, что кругом немцы. Фашисты с собаками уже бежали к горящему самолёту.
 – Куда мне деться?  – спросил Михаил. 
 – Вот так по оврагу уходи, – ответила Прасковья. 

5 ученик.
Описание подвига П. И. Щеголевой стало сюжетом документальной повести Е. Велтистова "Прасковья".

Спасенный летчик Михаил Тихонович Мальцев укрылся в одном из домов с. Семилуки. Ночью пытался переправиться через Дон, но его постигла  неудача и пришлось возвратиться в свое укрытие.

На следующий день он был случайно обнаружен местными жителями и позже выдан оккупантам одной из женщин.

Мальцев пережил плен и был освобожден Советскими войсками в 1945 году.

Жил и работал в Башкирии. За трудовые заслуги награжден орденом.

Неоднократно бывал в Семилуках на могиле Щёголевой.

В первый свой приезд  встретил в поле и опознал женщину, которая выдала его немцам.

Проблемный вопрос:

Был ли у Прасковьи выбор?

Наверное, был. Она вместе с детьми могла бы убежать до прихода немцев и спрятаться, а могла б совсем не подходить к горящему самолету, где без ее помощи наверняка бы сгорел летчик. Могла и выдать его, указав направление, куда он пошел прятаться. Смотришь, за это фашисты могли детям шоколадку дать или губную гармошку, а ей самой паек из суррогатных продуктов. Но Прасковья поступила так, как поступила, как подсказывала ей совесть. Прасковья Ивановна Щеголева награждена орденом Отечественной войны первой степени, Александр Степанович Щеголев – медалью "За отвагу*.

Сход жителей села Семилуки обратился к Воронежской и Борисоглебской епархии и Священному синоду Русской православной церкви с ходатайством о канонизации (причислению к лику святых) Прасковьи Щеголевой, принявшей в годы войны мученическую смерть от немецких оккупантов.
15 сентября 1942 года Прасковья Щеголева, 35-летняя местная крестьянка, вместе со своей матерью и детьми стала свидетелем падения на их огород сбитого советского самолета. Преодолев страх, она бросилась к горящей машине, помогла раненому летчику покинуть кабину, а потом и нашла ему место схорониться от немцев. Окружившие их дом оккупанты под страхом смерти потребовали выдать летчика. Натолкнувшись на твердый отказ, они избивали женщину прикладом, травили овчаркой, а потом на глазах Прасковьи убили ее мать и пятерых детей. Казнили и саму Прасковью Ивановну. О зверствах фашистов рассказал единственный спасшийся из семьи сын Александр (муж и отец Степан Егорович погиб на фронте).
Расследованием обстоятельств жертвенного подвига русской крестьянки занимался после войны подполковник КГБ в отставке Виктор Мартыненко. Ему удалось установить имя спасенного летчика - старшего лейтенанта Михаила Мальцева и даже отыскать его в Башкирии. Впоследствии Михаил Тихонович неоднократно бывал в Семилуках.

Возможно, что песня так и осталась бы под запретом, но в 1960 году Марк Бернес рискнул её исполнить на большом сборном концерте. Зал устроил певцу бурную овацию. Песня «пошла в народ». В 1965 году на «Голубом огоньке» Маршал Чуйков попросил исполнить эту песню, тем самым «прикрыв» её своим именем. Песню стали записывать многие исполнители, но именно вариант Бернеса наиболее узнаваем, сделавшись одной из «визитных карточек» певца.

Многие известные литературоведы, писатели, поэты относят стихотворение и песню «Враги сожгли родную хату…» к вершинам отечественной военной лирики, отмечая предельный трагизм ситуации

Ответьте ещё на один вопрос:

 – Что значит три державы покорил?

(Русский солдат принёс свободу Европе от фашизма, Венгрия, Польша, Чехословакия)

 

Лист самооценки.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились?

Какое впечатление осталось у вас от урока?

Какое произведение произвело на вас впечатление?

Что вы почувствовали?

Какое настроение осталось у вас по окончании нашего урока?

Домашнее задание: написать сочинение на тему «И песня ходит на войну»

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.

Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях  ро...

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению  М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...

Конспект урока литературы в 5 классе "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме: "С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы"....

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...