Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Гречанюк Валентина Ивановна

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэии, формировать гражданско-патриотические качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_9klass.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Поэзия Великой Отечественной войны.

Урок 1.

Тема урока: Война и духовная жизнь общества. «Строки, опалённые войной»

Тип урока – урок изучения нового материала

Цель  урока – определить значение поэтического жанра в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

 Образовательные:

1. Познакомить учащихся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны.

2.  Выявить причины популярности поэзии в годы  Великой Отечественной войны.

3.  Определить значение поэзии в годы войны.

 

Развивающие:

1.  Развивать навыки выразительного чтения текстов

2.  Развивать умение анализировать стихотворные тексты

3.  Развивать познавательные способности учащихся

Воспитательные:

1.  Прививать любовь к литературному творчеству русских поэтов

2.  Формировать поэтический вкус учащихся

3.  Воспитывать эстетические и этические качества личности

4.  Формировать гражданско-патриотические качества личности

Средства обучения – портреты поэтов, презентация, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны, оформление доски памяти, раздаточный материал

Оборудование – компьютер, проектор, экран, акустическая система

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

- В этом году наш народ будет отмечать одно из важнейших событий в истории России -  70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому в этом году изучение литературы военных и послевоенных лет является особенно значимым. Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение литературы периода Великой Отечественной войны. Особый подъем пережила в годы Великой Отечественной войны  советская поэзия. Именно в поэзии выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили Фадеев, Лебедев-Кумач. А.Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Многие  писатели и поэты ушли на фронт, многие не вернулись назад.

3.Постановка целей и задач:

Сегодня наша главная цель – определить значение поэтических произведений в годы Великой Отечественной войны  ,  познакомиться с творчеством некоторых поэтов военной поры, постараться увидеть, что  поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Для этого мы должны будем прослушать тексты произведений, проанализировать их тематику и объяснить популярность стихов и в годы войны, и сегодня.

4.Введение новых знаний:

 Главное место в годы Великой Отечественной войны  заняла поэзия. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева – Кумача «Священная война». Прочитав в газете проникновенные строки, композитор В.А.Александров написал к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами прозвучала эта песня.

Доклад учащегося об истории создания стихотворения «Священная война». Прослушивание аудиозаписи «Священная война».

- Почему эта песня сразу же стала гимном и звучала, как набат?

- Какие чувства вызвала она у нашего народа?

Один из самых известных поэтов военного времени – Константин Симонов. Прослушаем доклад о его деятельности в годы ВОВ.

Доклад учащегося о К. Симонове. Чтение наизусть стихотворения «Жди меня».

- В таблицу записываем необходимую информацию. Что мы видим в стихотворении? Какова идея, почему важно автору, чтобы его ждала любимая?

- Сам Симонов был на фронте и в его памяти надолго отложились воспоминания о тех событиях, через которые он прошел.

Чтение наизусть стихотворения «Ты помнишь, Алеша…»

- Что изображает автор в тексте? Что хочет сказать произведением?

Стихотворение было посвящено Симоновым своему другу, поэту Алексею Суркову, который тоже почувствовал на себе все тяжести войны. В ноябре 1941 года поэт и журналист Алексей Сурков написал стихотворение «В землянке», которое он посвятил своей жене.

Доклад учащегося об А. Суркове. Прослушивание аудиозаписи «В землянке».

 Нельзя представить поэзию Великой Отечественной войны  без еще одного автора. Большинство его стихов легли в основу всех известных песен тех лет. Имя этого поэта – Михаил Исаковский. И самая известные его стихи стали популярнейшей песней «Катюша».

Доклад учащегося о создании песни «Катюша». Прослушивание аудиозаписи «Катюша».

Семен Гудзенко, Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий… В 1941 году им было чуть больше, чем вам сегодня, ребята. Не всем суждено было вернуться с войны. Под Новороссийском был убит поэт, лейтенант Павел Коган. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учета. В январе 1943 года под Сталинградом был убит Михаил Кульчицкий. При выполнении боевого задания в феврале 1942 года погиб 20- летний Всеволод Багрицкий, сын известного поэта. В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу.

Чтение стихотворения Н. Майорова «Мы»

5.Первичное закрепление:

- Подумайте и ответьте на такие вопросы:

1.В чем заключается подвиг советских поэтов во время Великой Отечественной войны?

2. Какие темы чаще всего можно встретить в поэзии Великой Отечественной войны?

3. Как вы думаете, почему стихотворения получали широкую известность и всеобщую любовь?

4. Можно ли отличить стихотворения военных и послевоенных лет?

6.Подведение итогов:

Рефлексия:

- Выполните письменно в тетради следующие задания:

1.Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.

2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы Великой Отечественной войны.

3. Перечислите, какие еще стихотворения (песни) военных и послевоенных лет о Великой Отечественной войне вы  знаете.

 Вывод:

- Поэзия в годы Великой Отечественной войны становится основным и важнейшим жанром литературы. Затронутые в них темы защиты Родины, мужества, единения, долга, подвига, патриотизма, справедливости, верности, близкой победы поддерживали в русском народе боевой дух и веру в победу.

7.Домашнее задание:

- Выучить наизусть стихотворение (по выбору учащихся)

Дополнительное задание: выполнить письменный анализ стихотворения о Великой Отечественной войне (по выбору)

Индивидуальные задания: подготовить исполнение песни «Жди меня», ведущим подготовиться к ведению урока-концерта

 

Урок 2

Тема урока: В литературной гостиной  «Сороковые - роковые».

Цель  урока – показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:

 Образовательные:

1. Познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет.

2. Определить значение поэзии в годы войны.

 

Развивающие:

1.  Развивать навыки выразительного чтения текстов

2.  Развивать умение анализировать стихотворные тексты

3.  Развивать познавательные способности учащихся

Воспитательные:

1.  Формировать поэтический вкус учащихся

2.  Воспитывать чувство любви к родине и своему народу

3.  Формировать гражданско-патриотические качества личности

Тип урока: урок - концерт

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • фонограмма песни на стихи К.Симонова «Жди меня»
  • тексты стихотворений.

Оформление:

  • портреты поэтов военной поры.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало повсюду для  юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, военном году.

  Наш сегодняшний урок посвящён 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы поговорим о поэзии военных лет, которая показывает мужество, патриотизм простого солдата, вынесшего на своих плечах все тяготы военного лихолетья.

1 ведущий:

 В первый день войны им было по семнадцать – двадцать лет. Из каждых ста ребят этого возраста, ушедших на фронт, девяносто семь  не вернулись назад. Девяносто семь  из ста! Вот она, война! Война - это тысяча восемьсот  разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше семидесяти  тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это тридцать две  тысячи взорванных заводов и фабрик, шестьдесят тысяч километров железнодорожных путей.

Чтение стихотворения  Ю. Друниной «Зинка»

2 ведущий:

Война - это девятьсот  дней и ночей блокадного Ленинграда. Это сто двадцать пять  граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.  Война - это двадцать часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Стихотворение  Ольги Берггольц «Блокадная ласточка»

1 ведущий:

Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелегких фронтовых буднях, в тяжелых боях, придавали им сил и мужества. Это помогало выжить нашим солдатам  в этой кровавой схватке. Любовь матери, жены, невесты. На передовую из дома шли письма, такие желанные для солдат, ну а бойцы  писали домой о том, как тосковали по дому, семье, мечтали о победе.

Учитель: Именно вера в то, что дома ждут, верят и надеются, давала силы выстоять под пулями, давала силы сберечь в себе человечность, нежность, доброту, любовь. Стихотворение «Жди меня» и другие для советских воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, были как бы заклятием от гибели. И не удивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как: «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Землянка», «В прифронтовом лесу», «Огонёк" были лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.

Звучит песня «Жди меня» в исполнении подготовленного ученика

2 ведущий:

Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов, которые расстреляли, задушили в газовых камерах, сожгли сотни людей. Повсюду, где появлялись гитлеровцы, они оставляли свои кровавые следы. Одно из таких зверств было совершено в белорусской деревне Хатынь. 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для ста сорока девяти  жителей Хатыни этот день стал последним.

Чтение стихотворения Мусы Джалиля  «Варварство».

Чтение стихотворения Сергея Михалкова «Детский ботинок».

1 ведущий:

Все дальше уходят события тех лет. Но никогда не изгладится в памяти людской день 9 мая 1945 года – светлый праздник победы нашего народа в битве с фашизмом. Всегда люди будут благодарны участникам той страшной войны, сумевшим одолеть жестокого врага. Сегодня, вспоминая погибших в войне 1941-1945 годов, почтим их память минутой молчания.

Минута молчания (Метроном)

Чтение стихотворения Н. Майорова «Мы»

2 ведущий:

Не забыть нам годы Великой Отечественной войны, нелегко далась победа.

Память о тех, кто больше никогда не вернется к нам, будет всегда в наших сердцах.

Чтение стихотворения Ю. Друниной «От имени павших»

Учитель:

В поэзии последних военных лет слышится уверенное, радостное биение сердца солдата.

Победоносный последний этап войны русский народ шел к победе. Уже в конце войны в поэзии возникают мотивы возвращения на родину, в отчий дом, к семье. Что ожидает человека после войны? Такой вопрос ставит Михаил Луконин в стихотворении «Приду к тебе».

Чтение стихотворения М. Луконина «Приду к тебе»

1 ведущий:

             По всей стране от края и до края.

Нет города такого, нет села,

Куда бы ни пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто лишь вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остаётся молодой.

Как быстро бы года не пролетали,

От нас не отдаляется она.

И ей к лицу солдатские медали,

К лицу ей боевые ордена.

Чтение стихотворения Алексея Суркова  «Утро победы».

Учитель: 

Весна, май 1945 года - день, когда отгремели последние выстрелы войны. День Победы! Тогда казалось, что вечно в памяти останутся залпы победного салюта, слёзы радости, слёзы надежды на счастливую жизнь. Но прошло уже 70 лет. Люди празднуют 9мая, но так мало в живых осталось людей, кому этот святой день принадлежит по праву.

Учитель: В озарённое ярким солнцем будущее вглядывались поэты фронтовой поры, радуясь и скорбя. Так и шли они в рядах сражающегося народа, поэты нашей многонациональной Родины, от горького утра 22 июня 1941 года до радостного вечера 9 мая 1945 года, когда все просторы нашей освобождённой страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы.

Их поэзия не знает старости. Их поэзия – бессмертная песнь, воспетая Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь: Этот праздник порохом пропах.

Эта радость со слезами на глазах.

Итог урока.

- Ребята, сегодня вы услышали много стихотворений, написанных  в годы войны. Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю?(ответы учащихся)

- Что же делает поэзию великим чудом, способным выразить своё время, воздействовать на  сердце, ум, душу читателя? К ответу на этот вопрос должен прийти каждый из вас, входящий в самостоятельную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

План урока:Финал «оттепели».Время новых героев. Зарождение общественных движений.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».Советское общество.Повседневная жизнь....

Конспект урока литературы в 9 классе: «Литература и ее роль в духовной жизни человека»

Автор УМК: «Литература». 9 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.Уровень обучения: базовыйТема урока: Введение. «...

Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь" 10 класс

Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь"Цели урока: Обучающая: сформировать представление  об искусстве и его роли в жизни человека и обществаЗадачи:1. Раскрыть сущность...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Анализ эпизода "Вечер в салоне А. П. Шерер"

На уроке литературы в 10 классе по теме  "Вечер в салоне А. П. Шерер" анализируется эпизод с использованием стратегии технологии развития критического мышления "Фишбон"...

Конспект урока литературы «Образ капитана Тушина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»» (10 класс)

Урок литературы в 10 классе, созданный в технологии педагогической мастерской по образу персонажа капитана Тушина в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого. Материал урока может служить дополнение...

Конспект урока на тему «Искусство и духовная жизнь»

Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической  и информационно-коммуникационной технологийТип урока: формирование новых знанийЦели урока: Обучающая: сформировать представление  об ...