Главные вкладки

    Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»
    презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

    План урока:

    Финал «оттепели».
    Время новых героев. Зарождение общественных движений.
    Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».
    Советское общество.
    Повседневная жизнь.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей»

    Урок по теме: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма».

    Цели:

    1. Подвести учащихся к пониманию особенностей духовной жизни советского общества.
    2. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.

    Учебное оборудование: мультимедийный проектор, рабочая тетрадь.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний учащихся по теме: «Успехи и недостатки советской экономики».

    Решение тестовых заданий.

    Тест 49.Экономика «развитого социализма»                                        

    Al. Что предполагала экономическая реформа второй половины 1960-х гг.?

        1) усиление экономической заинтересованности предприятий в результатах деятельности

             2) отказ от централизованной системы управления  промышленностью

        3) поощрение частной предпринимательской деятель¬ности

              4) сокращение военного сектора экономики

    А2. Укажите причину неудачи реформы 1965 г. в про¬мышленности.

         1) ликвидация министерств

         2) мировой экономический кризис

         3) возросшая самостоятельность предприятий

         4) сохранение директивного планирования

    A3. Как называется застой в развитии экономики?

        1) инфляция         3) эмиссия

        2) интенсификация       4) стагнация

    А4. В ходе проведения аграрной реформы 1965 г.:

         1) были ликвидированы колхозы        2) увеличился экспорт российского хлеба за границу

         3) повысились закупочные цены на сельскохозяй¬ственную продукцию

         4) были созданы фермерские хозяйства

    А5. Что было главным стержнем развития советской экономики в 1970-1980-е гг.?

         1) сфера торговли                  2) автомобильная промышленность

        3) пищевая промышленность       4) топливно-энергетический комплекс

    В1. Как называется ведение хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, самофинансирования

        и са¬моуправления?

    С1. Прочтите отрывок из воспоминаний А.А. Громыко и ответьте на вопросы.

       По справедливости тогдашний период назван «за¬стойным». Он был застоем  в экономике,

       науке и тех¬нике, социальной сфере...

       Страна тогда закупала за рубежом много про¬мышленного оборудования.

       С его освоением наша промышленность не справлялась... Пролежав годы, устаревало

       с точки зрения технологии и становилось фактически непригодным...

       Почти систематически страна закупала и зерно. Сельское хозяйство Советского  Союза

       переживало исключительно трудные времена...

       Все это не могло не отразиться в отрицательном плане на жизненном уровне  населения...

       Было ясно, что наша наука и техника во многих отношениях отстают от развития

       науки и техники в передовых капиталистических странах...

       Сама оценка положения в стране... была какой-то вялой, давалась от случая к случаю.

       Многие факты просто скрывались.

    К какому периоду истории страны относятся опи¬санные в тексте события?

    Кто в это время стоял во гла¬ве государства?

    О каких фактах «застоя» говорит автор воспоминаний?

    На основе знаний по истории приведите дополнительно не менее двух фактов,

    подтверждающих данную в документе оценку этого периода.

    1. Изучение новой темы.

    Финал «оттепели»

    Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности.

    Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчезла из печати. В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом нажима на главного редактора журнала стали публикация в журнале ряда работ, вызвавших недовольство властей, и ходившие в самиздате списки его поэмы «По праву памяти», опубликованной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических настроений. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники пересмотра сложившегося в период «оттепели» отношения к Сталину, также подвергся критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых произведений. Ликвидируя такие «крайности», власть стремилась возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы имели огромную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.

    План выступлений учащихся.

     

    1.Финал «оттепели».  Слайды 3,4,5,6.

    Проблема. Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 60-х гг.? С чем связаны эти перемены?

    2.Время «социальных»  героев. Зарождение общественных движений. Слайды с 7 по 14.

    Проблема. Почему во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ряд известных деятелей культуры покинули СССР?

    3. Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».

    Слайды с 15 по 24.

        Проблема. Почему любимым жанром советского зрителя стала комедия с социальным подтекстом? С чем связано существование двух типов культуры?

    4. Советское общество в 70-е гг..

    Слайды с 25 по 28.

        Проблема: Почему существовало отставание в уровне жизни населения  в СССР от уровня жизни ведущих стран Запада?

     

    После выступления каждого участника конференции, ведущий задаёт предложенный ранее проблемный вопрос, ребята коротко высказывают свою точку зрения, и после этого. ведущий делает логические выводы и переходы к следующей проблеме урока.

     

    Ведущий:

     

    Время, о котором мы сегодня ведем разговор, это период взросления и юности наших родителей, активной трудовой деятельности дедушек и бабушек. Поэтому говоря об истории нашей необъятной страны хочется узнать , а как эти события происходили в нашем маленьком, но в тот период времени очень перспективном и процветающем поселке. И наилучшей информацией по этому вопросу станет не большая экскурсия по нашему школьному музею.

     

    Экскурсию по школьному музею проводит ученица этого же класса, участник музейной группы кружка «Следопыт». Ее экскурсия проходит у стендов рассказывающих историю поселка в 70-80-е гг. ХХ в. В этот период времени, совхоз «Степной» находился в пике своего экономического и культурного развития. Были построены:  большой Дом Культуры, новая двухэтажная среднеобразовательная школа,  медицинская амбулатория, комсомольцами поселка был построен очень уютный и необычный бар (такого не было нив одном поселке района). Жители поселка гордились своими передовиками производства, совместно отмечали праздник урожая, праздники улиц, Новый год, организовывали конно-спортивные соревнования, радовались новым возведенным социальным объектам.

     

    Ведущий:

     

    Т.О. представленная сейчас  картина жизни советского общества, доказала прозвучавшие вначале нашей конференции мысль американского корреспондента, что «жизнь в СССР постоянно улучшалась…». Но в тоже , повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. И если американский корреспондент не увидел эксплуатации человека в прямом смысле в СССР, то в духовном она была на лицо, а результатом этого стало активно развивающееся диссидентское движение.

     

     

    Учитель:

     

    Т.О. порассуждав сегодня о культуре и духовной жизни советского общества, наших родных и близких, мы выяснили, что политика двойных стандартов рождала и двойное отношение к периоду Брежневской эпохи. Неоднозначно было сегодня и ваше мнение по этому вопросу на нашем уроке. Я думаю, что удачным размышлением над данной проблемой станут ваши творческие задания в блоке «Думаем, обсуждаем». Каждый из вас самостоятельно определится с вариантом задания, но повторений заданий не должно быть.

     

    1. Закрепление изученного на уроке. (свободная форма)

    Проверяем себя

    1. Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 60-х гг? С чем связаны эти перемены?

    2. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. ряд изве- стных деятелей культуры покинули СССР?

    3. Какие меры принимались властями для формирования «правильного» мировоззрения у советских граждан? Что включало в себя это понятие?

    4. Каково было отношение общества к насаждаемой идеологии?

    В чем проявлялось это отношение?

    5. Можно ли говорить об особом общественном призвании литературы в этот период? В чем оно заключалось?

    6. Почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст?

    7. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. все сильнее намечается разрыв между «официальной» и «неофициальной» культурой? С чем связано существование этих двух типов культуры? Чем они отличались друг от друга в художественном и содержательном плане?

    8. Как вы думаете, почему существовало отставание в уровне жизни населения в СССР от уровня жизни в ведущих странах Запада?

    9. Какие профессии пользовались популярностью в эти годы и почему?

    1. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание:

    Прочитать &12 Ответить на вопросы 1-9.

    Поработать с историческими источниками стр.190.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

    Подробна разработка урока+презентации....

    Конспект урока на тему: "Культурно-исторические особенности и религиозный состав населения", 8 класс

    Формирование представлений о культурно- исторических особенностях и религиозном составе населения...

    Конспект урока на тему: Человек как духовное существо 10 класс

    Цели: Дать более глубокие знания о специфике духовного мира человека и особенностях протекания его духовной жизни, показать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.Тип урока: ком...

    План- конспект урока по теме: «Человек как духовное существо».

    Разработка к уроку  обществознания в 10 классе...

    конспект урока по теме Культурный обмен 8 класс английский в фокусе

    конспект урока по теме Культурный обмен 8 класс английский в фокусе...

    Конспект урока на тему "Культурное пространство Руси"

    Конспект урока для 6 класса по предмету «История средних веков»Тема урока: «Культурное пространство Древней Руси»Тип урока: комбинированный урокВид урока: урок с элементами бес...

    Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь" 10 класс

    Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь"Цели урока: Обучающая: сформировать представление  об искусстве и его роли в жизни человека и обществаЗадачи:1. Раскрыть сущность...