Конспект урока на тему "Культурное пространство Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Конспект урока для 6 класса

по предмету «История средних веков»

Тема урока: «Культурное пространство Древней Руси»

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок с элементами беседы и самостоятельной работы

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединившей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями.
  2. Познакомить учащихся с выдающимися деятелями и достижениями древнерусской культуры.

Ожидаемые результаты:

а) в области знаний учащиеся смогут:

  • Иметь представление о культуре Древней Руси.
  • Понимать, как происходящие события повлияли на развитие древнерусской культуры.
  • Давать определения следующим понятиям: былины, миниатюра, летопись, житие, зодчество, икона, фреска, мозаика.

б) в области умений и навыков проявить:

  • Умение работать с текстом учебника, читать внимательно и вдумчиво, выделять главное.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Умения отвечать на вопросы учителя и делать выводы.
  • Умение слушать и запоминать новый материал.

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

  • Чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
  • Чувства уважительного отношения к одноклассникам, учителю.
  • Желание выполнять предложенные задания.

Оборудование:

Учебник по истории России мира 6 класс (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина); доска, на которой написана тема урока «Культурное пространство Древней Руси» (по ходу урока учитель делает записи); презентация на тему: «Культурное пространство Древней Руси», иллюстрации по теме (А. Васнецов «Три богатыря», портреты Кирила и Мефодия, Нестора и Иллариона, изображение берестяных грамот, изображение Софийского собора в Киеве и Новгороде)

Литература: История России 6 класс (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина); История России 6 класс (А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.В. Тырин).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 6 класса

по предмету «История средних веков»

Тема урока: «Культурное пространство Древней Руси»

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: урок с элементами беседы и самостоятельной работы

Цели: 

  1. Сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединившей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями.
  2. Познакомить учащихся с выдающимися деятелями и достижениями древнерусской культуры.

Ожидаемые результаты: 

а) в области знаний учащиеся смогут:

  • Иметь представление о культуре Древней Руси.
  • Понимать, как происходящие события повлияли на развитие древнерусской культуры.
  • Давать определения следующим понятиям: былины, миниатюра, летопись, житие, зодчество, икона, фреска, мозаика.

б) в области умений и навыков проявить:

  • Умение работать с текстом учебника, читать внимательно и вдумчиво, выделять главное.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Умения отвечать на вопросы учителя и делать выводы.
  • Умение слушать и запоминать новый материал.

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

  • Чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
  • Чувства уважительного отношения к одноклассникам, учителю.
  • Желание выполнять предложенные задания.

Оборудование:

Учебник по истории России мира 6 класс (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина); доска, на которой написана тема урока «Культурное пространство Древней Руси» (по ходу урока учитель делает записи); презентация на тему: «Культурное пространство Древней Руси», иллюстрации по теме (А. Васнецов «Три богатыря», портреты Кирила и Мефодия, Нестора и Иллариона, изображение берестяных грамот, изображение Софийского собора в Киеве и Новгороде)

Литература: История России 6 класс (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина); История России 6 класс (А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.В. Тырин).

Основные понятия на уроке (словарь урока):

Культура – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории. Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты (технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.). Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты (науку, религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д.). Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы.

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Миниатюра – небольшие изящные картинки, украшающие текст книги.

Берестяные грамоты – памятники письменности Руси, представляющие из себя повседневные записи, сделанные на обратной стороне березовой коры специальной палочкой – писалом.

Летописи – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.

Зодчество (архитектура) – искусство постройки различных зданий.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней.

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

Икона – священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

План урока:

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания

   Переход

3.Изучение нового материала.

4.Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

5.Домашнее задание

Ход урока:

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания

Словарная работа (у доски 1 ученик): смерд, закуп, холоп, рядович, Русская правда, вира, Ярослав Мудрый

Работа с карточками (3 ученика)

Карточка1:

1.Первый свод законов «Русская правда» связан с именем

А)Владимира Мономаха

Б)Ярослава Мудрого

В)Владимира Святославовича

Г)Святослава Игоревича

2.Какие ограничения были введены «Русской правдой?

Карточка2:

1.Период расцвета Древнерусского государства связывают с именем

А)Владимира Мономаха

Б)Ярослава Мудрого

В)Владимира Святославовича

Г)Святослава Игоревича

2.Почему период с 1019 по 1954 года называют временем расцвета Древнерусского государства?

Переход

Ребята, вы тщательно изучали период становления Древней Руси как государства. Именно в этот период с помощью взаимодействия и столкновений Древнерусской культуры с культурами соседних народов и государств закладывались основы и особенности для культурного развития Российского государства в будущем. А чем же выделялась Древнерусская культура среди других культур данного периода, нам с вами и предстоит сегодня узнать. (Далее ученики записывают тему занятия в тетрадь).

(Слайд 2)Но прежде чем мы с вами начнем углубляться в изучение культуры Древней Руси, давайте сначала вспомним, что же такое культура? (Предполагаемые ответы учеников: 1. Культура – все, что создано человеком; 2. Культура – ступень/уровень развития общества; 3. Культура – нормы поведения в обществе…). Хорошо, теперь давайте вспомним на какие виды культуру принято разделять? (Предполагаемые ответы учеников: духовную и материальную). Вы правы. А теперь объединим все сказанное вами и выведем более четкое определение культуры. Сегодня мы будем рассматривать культуру как систему созданных человечеством материальных и духовных ценностей на определенном историческом этапе его развития.

3.Изучение нового материала

Особенности культуры Древней Руси: Культура каждого народа в определенные периоды истории имеет свои особенности, с помощью которых она отличается от всех других. Культура Древней Руси также обладает этими особенностями, давайте попробуем их найти. Ребята открываем учебник на стр.60 (у ребят может быть другая нумерация страниц) и в тетради записываем подзаголовок «Особенности культуры Древней Руси». (Далее задание дается в зависимости от возможностей класса) 1.самостоятельная работа с текстом учебника, выписка найденных особенностей в тетрадь (проверка минуты через-3-4); 2.чтение текста по цепочке, в процессе чтения вместе с учителем ребята находят особенности и записывают их в тетрадь.

Предполагаемые ответы учеников: (Слайд 3)

1.Основа – наследие восточных славян.

2.Влияние оказывали соседние народы и Византия

3.ПАТРИОТИЗМ!!!

Ребята, все особенности вместе или по отдельности находили свое отражение в разных сферах славянской деятельности.

Устное народное творчество (Слайд 4): Например, патриотические мотивы оказали влияние на развитие устного народного творчества. Что мы с вами можем отнести к устному народному творчеству? (Предполагаемые ответы учеников: сказки, песни, мифы, былины; записывают в тетрадь). Хорошо. С песнями и сказками все понятно, а вот кто сможет объяснить мне, что же такое былины? (Ответы учеников. Далее определение записывается в тетрадь). Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Молодцы! А вы знаете каких-нибудь героев былин? (Предполагаемые ответы учеников: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Письменность и грамотность(Слайд 5-6): Активно в тот период развивалась и письменность. Как вы уже знаете, мощный толчок к развитию письменности и грамотности дало событие, произошедшее в 988 году. Что это за событие? (Предполагаемые ответы учеников: крещение Руси). На Русь в этот период проникает славянская письменность, создателями которой являлись византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях открываются школы, в которых велось обучение письму, чтению, счету и основам христианских нравоучений. Но, несмотря на данный факт, на Руси уже были грамотные люди. Они обменивались информацией и писали друг другу письма, только вместо бумаги использовали бересту.

Как вы уже знаете, по времена правления Ярослава Мудрого активно переводились зарубежные и пишутся первые русские книги. Ребята, давайте найдем описание первых русских книг в тексте учебника (стр. 62) (Далее чтение отрывка и запись понятия миниатюра в тетрадь) Миниатюра – небольшие изящные картинки, украшающие текст книги.

Литература: С развитием письменности на Руси появляются первые письменные произведения. В основном они были написаны в жанре летописи. А вы знаете, что такое летопись? (Ответы учеников, далее понятие записывается в тетрадь). Летописи – записи событий русской истории, расположенные по годам. Самая древняя дошедшая до нас летопись была написано в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Она носила название «Повесть временных лет».

Нестор также был создателем такого жанра как житие. Как вы думаете, ребята, чему произведения данного жанра были посвящены? (Ответы детей, далее записывается понятие в тетрадь). Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.

Еще одним представителем литераторов Древней Руси был Илларион – первый киевский митрополит – уроженец Руси, а не Византии. Он создал ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным его произведением является «Слово о Законе и Благодати», впервые произнесенное в 1049 году.

Зодчество и изобразительное искусство: На Руси было развито деревянное зодчество – т.е. искусство постройки различных знаний. Давайте в тексте учебника (стр. 64) найдем, что же для него было характерно. (Чтение отрывка).

Как вы уже знаете, после принятия христианства на Руси появляются первые каменные постройки. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь. Ребята, как вы думаете, почему церковь называлась десятинной? (Ответы детей. На строительство и содержание храма князь отдал десятую часть своих доходов).

Первые русские храмы были построены в строгом соответствии с византийскими традициями, но позднее строительство стало вестись и по славянским традициям.

Софийский собор в Киеве, построенный при Ярославе Мудром, сочетал в себе славянские и византийские традиции. Ребята, давайте в тексте найдем описание. (Чтение отрывка, запись в тетрадь понятий фреска, мозаика, икона). Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней. Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. Икона – священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

Еще одним ярким сооружением являлось здание Софийского собора в Новгороде. Несмотря на одинаковые названия, постройки значительно различались. Ребята, давайте найдем в тексте (стр. 66-67) описание собора и увидим, чем же он отличался от собора в Киеве.

Художественное ремесло (если остается время): Помимо строителей и летописцев Русь славилась еще и своими ремесленниками, ювелирами и мастерами оружейного дела.

Мастера оружейного дела изготавливали копья, мечи, щиты и кольчуги.

Ювелиры же для изготовления украшений применяли очень сложные техники. Какие техники использовали ювелиры в своей работе? (Ответы учеников. Скань, зернь, эмаль).

4.Подведение итогов. Закрепление изученного материала

Ребята, сегодня мы с вами узнали очень много нового: и об особенностях древнерусской культуры, и о жанрах литературных произведений, и о ярких архитектурных памятниках. Что же из сегодняшнего рассказа вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)

Если остается время можно провести небольшую игру, в которой зачитываются фрагменты изученных произведений, а дети должны будут угадать, к какому жанру они относятся.

1. В год (987) созвал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытие всего мира». (Летопись)

2. Слава государю нашему – Владимиру, от него - мы крещёны были - и - молитва к Богу от всей - земли нашей: Господи - благослови Отче! Благословен Господь Бог – Израиля Бог – Христианский что посетил - и – сотворил избавление - людям своим, что не дал творенью – своему идольским мраком - одержимым быть и в бесовском служении гибнуть. (Слово)

3. Между тем наступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и стал творить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывными стенаниями. Потом лег спать, и сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая, и страшная:, как претерпеть мучение и страдание, и окончить жизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук вседержителя. И, проснувшись рано, увидел, что время уже утреннее. А был воскресный день. Сказал он священнику своему: «Вставай, начинай заутреню». Сам же, обувшись и умыв лицо свое, начал молиться к господу богу. (Житие)

4. Из славного Ростова красна города, как два ясные сокола вылетывали, выезжали два могучие богатыря: что по имени Алешенька Попович млад, а со молодым Якимом Ивановичем. Они ездят, богатыри, плечо о плечо, стремено в стремено богатырское. (Былина)

5.Домашнее задание

1.§7 (стр. 60-68) учебника прочитать и пересказать, ответить на вопросы.

2.Тема 7 в печатных тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока : Главные политические центры Руси

план - конспект урока составлен в соответствии с требованиями предъявляемыми к уроку и использоанием ЭОР...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКАНазвание используемых ЭОР (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрацияДеятельность ученика...

Конспект урока по теме; "Крещение Руси при князе Владимире".

Конспект урока по теме: "Крещение Руси при князе Владимире" для обучающихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения)....

Конспект урока "Владимир Святославич. Крещение Руси"

Конспект можно использовать при подготовке к уроку в 6 и 10 классах....

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока "Князь Владимир. Крещение Руси".

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока   "Князь Владимир. Крещение Руси"....

Конспект урока "Врачевание в Древней Руси"

Открытый урок в рамках недели естественно-гуманитарных наук.7 апреля в нашей стране отмечается Всемирный День Здоровья. Хорошо, когда у человека хорошее, крепкое здоровье. Но как жаль, когда оно иногд...