Конспект урока. Нравственные заветы Древней Руси. "Поучение" Владимира Мономаха.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Конспект содержит элементы кейс-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_drevnerusskaya_literatura_urok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе в разделе  «Древнерусская литература»

Тема урока: Нравственные заветы Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха.

Задачи:         

  1. Познакомить с  жанровыми и языковыми особенностями «Повести временных лет».
  2. Определить «нравственные заветы», используя текст «Поучения»; сравнить с современными представлениями.
  3. Учить монологическим высказываниям, комментарию древнерусского  текста на примере «Поучений» Владимира Мономаха.
  4. Развивать исследовательские, коммуникативные навыки учащихся

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Характер деятельности

учащихся

Предварительное домашнее задание к уроку.

Ознакомиться со статьей учебника «Древнерусская  литература»; заполнить таблицу «Состав летописного свода» в тетради. Прочитать «Поучение» В.Мономаха.

По словарю определить значение слов: нравственный, завет.

Самостоятельная работа дома при подготовке к уроку.

Организационный момент.

Знакомство с темой урока.

Работа с эпиграфом к уроку.

«Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться…» (слайды 1- 4).

Высказывают мнение своё, определяют значение эпиграфа для раскрытия темы урока.

Проверка домашнего задания

 « …чувство общественной ответственности писателя...»

(слайд 4).

Чтение отрывков – высказываний Д.С. Лихачева о древнерусской литературе.

«…откуда есть пошла русская земля...»

(слайд 5,6).

Работа по материалам статьи, прочитанной дома.

Переход к основному содержанию.

 Слово учителя об историческом периоде времени возникновения древнерусской литературы. (Дополнения к ответам учащихся).

Вносят дополнения в тетрадь.

Повторение изученного.

-Кто был первым создателем летописей?

-Как в древности трудились над рукописной книгой?

- Каковы особенности языка «Повести временных лет»?

- Тематика летописного свода? (слайды 7,8)

- Чем объясняется столь высокая оценка, данная Д.С. Лихачевым?

- Какие нравственные заветы оставила нам древнерусская литература?

(слайд 9)

Беседа с учащимися.

Обобщение  полученных ранее сведений о древнерусской литературе.

Учащиеся выписывают себе  в тетрадь те особенности, которые характеризуют древнерусскую литературу.

Кейс – задача.

1.Я предлагаю вам  на время представить себя младшим научным сотрудником  исторического музея. Вам принесли найденный фрагмент  текста. Вы должны понять его содержание и написать современную редакцию.    Определите,  каким параметрам древнерусской литературы он соответствует. (слайд 10).

2.Представление вариантов решения данной задачи учащимися.

3.Как вы думаете, можно ли отнести этот фрагмент к произведению древнерусской литературы?

Пользуются теми записями в тетрадях, которые они сделали в предыдущем задании: предварительно выписанными признаками древнерусской литературы, особенностями языка.

Вывод учащихся.

Историческая справка о В. Мономахе.

Знакомство с  «Поучением».

-Просмотр видеофрагмента.(слайд 11)

Слово учителя. Чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочесть его духовное завещание, наставление сыновьям.  

 «Поучение Владимира Мономаха-это его политическое и нравственное завещание. «Поучение» - произведение уникальное, неповторимое по содержанию, по глубине мыслей. Это произведение, отразившее личность автора. Оно захватывает своим высоким духом и ярким, образным литературным языком.

Делают записи в тетради.  

Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, устарели или нет нравственные заветы, высказанные в «Поучении»? (слайды 12-13)

Предположение учащихся.

Основной этап.

Ответьте на вопросы:

– В чем смысл «Поучения»?
– Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и в наше время?
– Какие нравственные ценности восхваляет Владимир Мономах?
– Каким словом можно назвать заботу о тех, кто нуждается?
(Милосердие)
– Как вы думаете, люди в наше время проявляют милосердие?

Докажите, приводя примеры из текста, что актуально или неактуально именно сегодня. (слайд 14 ).

Исследовательская работа с текстом.

Выборочное чтение примеров.

Кейс-задача.

- Давайте вспомним  все наши действия на уроке.

-Представьте, что  вы снова редактор, только что прочитавший поучение, как вы думаете, каким должен быть человек, написавший его?

Решение кейса – выводы учащихся о характере древнерусского писателя.

Учащиеся перечисляют, но очень важно, чтобы была названа работа по «редактированию» летописи.

Работа с эпиграфом.

Выводы.

– Почему просит автор принять грамотку в сердце свое? Как вы понимаете эту просьбу? Какие советы вы запомнили? (Слайд 15)

- Сумел ли эпиграф подвести к пониманию темы и идеи урока?

-Итак, чем Владимир Мономах заслужил восторженные отзывы своих современников и благодарную память потомков? (слайд 16).

Учащиеся  аргументируют. Делают выводы

Кейс – ситуация.

Домашнее задание.

Какие бы вопросы вы могли задать Владимиру Мономаху, оказавшись его современником. Запишите в тетрадь.

Литература.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  2. Ресурсы сети Интернет:

http://festival.1september.ru/articles/583224/.

http://gnmc.chita.ru/?q=node/49.

charko.narod.rutekst/an4/1.html.

  1. Литература. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч. I.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

"Нравственные заветы Древней Руси" (7 класс)

Конспект урока литературы (7 класс), проведенного в школьном музее "Берега"...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...

«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси

Цели:Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, расш...