"Нравственные заветы Древней Руси" (7 класс)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Мордань Наталья Юрьевна

Конспект урока литературы (7 класс), проведенного в школьном музее "Берега"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_7_kl_drevnerus.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

 7 класс

Нравственные заветы Древней Руси.

 Из похвалы князю Ярославу и книгам.

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Цель:

- помочь обучающимся погрузиться в эпоху Владимира Мономаха, чтобы понять особенности произведений Древней Руси

Задачи:

- дать представление о жизни людей в Древней Руси;

- познакомить с особенностями поучения как жанра литературы;

- развивать навык анализа литературного произведения;

- развивать речь и обогащать словарный запас;

- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к старшим

Тип урока:

урок овладения новыми знаниями

Форма урока:

урок в школьном музее «Берега»

Ход урока:

1. Организационный этап

2. Реализация домашнего задания 

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в русском народе сказки и былины, песни и потешки, загадки и частушки, пословицы и поговорки.

- А какие пословицы вы знаете?

Чтение обучающимися пословиц о книгах, знании, мудрости

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

        Уверена, вы заметили, что на Руси всегда почитали людей, стремящихся к знаниям, понимали важность и необходимость чтения, уважительного отношения к книгам. Но ведь было время, когда люди не знали письменности, а книг просто не было.

- Как вы думаете, можно ли назвать появление книг и письменности великим достижением человечества?

- Могли бы вы в нашем современном мире обойтись без книг?

- Многое ли вы знаете о самых древних русских книгах?

- Тогда попробуйте поставить основные задачи на сегодняшний урок.

Формулировка обучающимися задач урока

4. Усвоение новых знаний

А) Беседа о возникновении письменности на Руси

Письменная русская литература возникла давно. Она древнее французской, английской, немецкой литературы.

- Кто подскажет, с какими событиями и именами связано появление древнерусской литературы? (988 год – крещение Руси князем Владимиром, братья Кирилл и Мефодий создают азбуку)

- Как выглядели первые книги? (написаны на пергаменте черной краской, начало строки помечали красной краской, помещали иконные миниатюры, украшали драгоценными камнями и золотом, писали на древнерусском или церковно-славянском языке)

Демонстрация страниц древних книг

- О чем рассказывали первые книги? (переводы для богослужения, летописи)

- Как называется первая русская летопись? («Повесть временных лет» составляли монахи Киево-Печерского монастыря, а завершил её летописец Нестор)

        Б) Работа с фрагментом «Из похвалы князю Ярославу и книгам»

        «Повесть временных лет» появилась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Летописцы ничего не выдумывали, а старались точно передать будущим поколениям все основные события нашей истории: кто и когда княжил, какие военные походы совершались, какие договоры заключались, а еще мы в этой летописи можем найти жития, предания, послания, притчи, поучения…

- Послушайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопрос: «Какова основная мысль прослушанного текста?»

Чтение учителем отрывка на древнерусском языке

- Почему трудно ответить на вопрос? (не все понятно)

- А теперь послушайте еще раз этот же отрывок, только теперь он прозвучит на современном русском языке.

Чтение заранее подготовленным учеником отрывка на русском языке

- Определите основную мысль текста (велика польза от учения книжного, так как книги поучают, наставляют на верный путь в жизни)

        В) Аналитическая работа над «Поучением» Владимира Мономаха

- Любите ли вы, когда вас поучают?

- А если это будет человек, к мнению которого вы прислушиваетесь?

- Что такое, по вашему мнению, поучение? (Поучение – жанр древнерусской литературы, для которого характерны назидательные советы, указания, как поступить, как вести себя в определенных случаях)

- В «Повести временных лет» мы находим удивительное произведение – поучение Владимира Мономаха. Что вам известно об этом князе?

Сообщение ученика о Владимире Мономахе

- Что вы узнали о жизни русских людей той эпохи – эпохи 11-12 веков?

Рассказы обучающихся

- Вот теперь, когда мы погрузились в те далекие времена, предлагаю вам послушать отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха

Чтение отрывка заранее подготовленным обучающимся

5. Закрепление изученного

- Каким человеком предстал перед вами великий князь?

- Кому адресовано «Поучение»?

- Почему автор просит принять «грамотку» «в сердце своё»? (сердце – символ, ядро личности, вместилище Божией благодати и страха Божиего)

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

- Какие советы «благоверного князя» кажутся вам полезными и сегодня?

6. Рефлексия

- Чем интересно для вас «Поучение», написанное около 9 столетий назад?

- О чем вы задумались, что еще хотели бы обсудить?

7. Домашнее задание

Попробуйте сами составить нравственную памятку для себя, младших сестры или брата, для одноклассников, а может, для родителей. Используйте некоторые слова или выражения из «Поучения». Оформите памятку в древнерусском стиле

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повесть о Петре и Февронии".Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Анализ произведения.Актуальность его в наши дни....

Тема урока «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.

Тема урока  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности....

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цели урока: 1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере об...

«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси

Цели:Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, расш...