Конспект урока "Врачевание в Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Тишина Анастасия Владимировна

Открытый урок в рамках недели естественно-гуманитарных наук.


7 апреля в нашей стране отмечается Всемирный День Здоровья. Хорошо, когда у человека хорошее, крепкое здоровье. Но как жаль, когда оно иногда нас подводит. Из-за стрессов , инфекций, плохой экологии наш организм «выходит из строя».Но согласитесь, люди болеют не только сейчас, но и в любое другое время.

Медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь.

Но сохранилось не так уж много сведений о том, как обстояло дело с вречеванием в средневековой Руси и каким образом население решало свои медицинские проблемы до того, как в стране было организованно профессиональное медицинское образование (обучение). В основном эти сведения историки медицины собирают по крупицам из дошедших до нас летописей, сводов законов,переписки исторических деятелей, травников и лечебников.

Значимым для развития отечественной медицинского дела было принятие христианства, которое принесло с собой много достижений византийской , а через неё античной культуры, в том числе и медицины.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Врачевание в Древней Руси в IX-XV вв. »

Слайд 2

План урока: 1.Основные направления развития древнерусской медицины. 2.Виды медицинской помощи. 3.Основные взгляды русичей на причины болезней. 4.Интересные факты. 5.Рефлексия . составление таблицы

Слайд 3

Основные направления развития древнерусской медицины:

Слайд 4

Основные направления развития древнерусской медицины:

Слайд 5

Монастырская форма врачевания

Слайд 6

Светская форма врачевания

Слайд 7

Народная форма врачевания

Слайд 8

Основные взгляды русичей на причины болезней: 1.Питание. 2.Влияние климата и времени года. 3.Не соблюдение гигиены. 4.Паразиты. 5.Недостаток физических нагрузок. 6.Виновниками считались духи, гнев богов.

Слайд 9

Интересные факты: №1 Чудов монастырь . Московский кремль В XVI веке в г.Москве было 2 аптеки: первая - в Московском кремле, для знатных особ, вторая- в Чудовом монастыре ,для крестьян.

Слайд 10

Интересные факты: №2 В Древней Руси целебную силу имели бани . С её помощью лечили различные болезни. К примеру, как ревматизм ,боли в животе, грыжу, простуду и др. Народ знал, что баня сохраняет, укрепляет и восстанавливает здоровье.

Слайд 11

Интересные факты: № 3 При лечении заболеваний широко использовались различные минералы, камни. Камень хризолит употреблялся внутрь в измельченном виде при болях в животе, яхонт носили женщины для облегчения родовой деятельности. Порошком, приготовленным из золота ,- лечили ожоги на кожи. хризолит яхонт Золотой порошок



Предварительный просмотр:

Врачевание в Древней Руси

Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный   период.   В   образовавшемся  после   объединения   славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.

В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно». Многочисленные памятники письменности, дошедшие до нашего времени, подтверждают существование в феодальной Руси медицинского ремесла как в массе населения, так и в монастырях.http://www.historymed.ru/img_content/train/img/textbook29.gif

Необходимо отвергнуть ложное утверждение некоторых историков медицины (Рихтера) о Древней Руси как стране бескультурья, косности, о господстве в русской медицине того времени мистики, грубого суеверия, а в быту русского народа — вопиющей антисанитарии. Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной. Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры.

В некоторых случаях русский народ опережал соседние страны по внедрению в быт санитарно-гигиенических мероприятий. Улицы в Новгороде и Львове были вымощены в X веке, т. е. значительно раньше, чем улицы городов Западной Европы. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод. Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге — в слое IX—X веков. Иностранцы всегда с удивлением отмечали любовь русских к бане. В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней.

В феодальной Руси XI—XVI веков носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.

Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

Как было показано ранее, в Армении, Грузии и у народов Средней Азии медицинские сведения имели довольно широкое распространение уже при первобытно-общинном и рабовладельческом строе. Экономические и культурные сношения с Византией, Правом, Арменией. Грузией и Средней Азией способствовали распространению в Киевской Руси медицинских знаний.

Врачи приезжали в Киев из Сирии, например, врач князя Николая Черниговского (очень опытный врач). Приезжали также врачи из Армении.

Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.

К концу X века христианство стало официальной религией Киевского государства. Борьба насаждавшегося сверху христианства со старым местным язычеством сопровождалась и приспособлением их друг к другу. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими. На месте языческих мольбищ строились храмы и монастыри, вместо идолов и кумиров ставились иконы, свойства языческих ботов передавались христианским святым, тексты заговоров переделывались на христианский манер. Христианство не смогло сразу вытравить существовавшую у славян религию природы. По существу оно не опровергало языческих богов, а ниспровергало их: весь мир «духов», которыми славянин населял природу, христианство объявило «нечистой силой», «демонами». Так древний анимизм превратился в народную демонологию.

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Привезенная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями. Сводом юридических норм Киевской^ Руси «Русская правда» (XI—XII века) утверждалось право медицинской практики и устанавливалась законность взимания медиками с населения платы за лечение («а лечпу мзда»). Законы «Устава …Владимира» и «Русская правда» сохраняли силу в течение продолжительного времени. В последующие века они вошли в большинство законодательных сборников («Кормчие книги»).

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X век) в числе преступлений против церкви и христианства считал волхвование и зелейничество, но церковь не смогла победить народной медицины.

Образование в Киевской Руси было в первую очередь достоянием лиц из правящего класса и духовенства. Многие литературные произведения исторического, юридического и богословского характера, а также естественнонаучного содержания, сохранившиеся от времени Киевской Руси, свидетельствуют не только о высоком литературном таланте их авторов, но и об их широкой осведомленности, общей образованности, знакомстве с греческими и латинскими источниками и многими произведениями Древнего Востока.http://www.historymed.ru/img_content/train/img/textbook30.gif

В Киевской Руси XI—XIII веков видны зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного, истинного знания о материальной действп-1ельности в духе стихийного материализма.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за ‘византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.

Татаро-монгольское иго не способствовало сохранению древнейших литературных произведений специального характера, не имевших такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы.

Бич средневековых русских городов и монастырей — многочисленные пожары  уничтожили   много  ценных  источников.

В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

В середине XIII века Русь подверглась татарскому нашествию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Северо-Восточную Русь, а в 1240—1242 гг. осуществил поход в Южную Русь. В 1240 г. татары заняли Киев, южную часть Польши, Венгрию и Моравию. Татарское нашествие XIII века явилось страшным бедствием для русского народа. Разорение городов, увод в плен населения, тяжелая дань, сокращение посевов — все это нарушило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Монгольские завоеватели растоптали и расхитили цветущую культуру Киевской Руси в момент ее наивысшего подъема.

Героическая борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей, не прекращавшаяся на протяжении XIII—XV веков, не позволила татарам двинуться на Запад, создала тем самым условия для развития западноевропейской цивилизации.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. «С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя» (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

Со второй половины XIV века происходил процесс национального и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века при Иване III создалось феодальное Московское государство. Экономическое развитие приняло более быстрые темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи с Востоком и Западом (в 1553 г. в устье Северной Двины вошло английское судно). К концу XVI века сложилось купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня. В городах образовались торговые и ремесленные посады. «Изумленная    Европа    в    начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства» ‘. Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное государство в XVI веке повели к значительному развитию культуры.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.http://www.historymed.ru/img_content/train/img/textbook31.gif

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.

Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

Стоглавый собор 1551 г., созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях Стоглава записано: <Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и состарившихся опи-сати по всем градам, опричь здравых строев.

С XIV века монастыри, становясь крепостями, захватывали и осваивали значительные площади пустых земель. В случае вражеского нашествия окрестное население укрывалось от врага за крепкими стенами монастырей. К началу XVI века многие монастыри стали крупными вотчинниками, обладателями больших богатств. В условиях крупного монастырского хозяйства возникала потребность не только в случайной медицинской помощи, но и в организации больниц.

Крупные монастыри содержали больницы. Режим русских монастырских больниц в значительной степени определялся уставными положениями, в том числе правилами по уходу за больными заимствованного из Византии устава Федора Студийского, первые списки которого относятся к XII веку. В греческих монастырях к XIV веку были крупные русские колонии. Отсюда пришли в русские монастыри многие видные русские монахи, книгочеи, составители уставов, игумены. Через этих лиц и передавались на Русь списки различных уставов, положений и другой литературы. Больничные правила в. русских монастырях подвергались изменениям с учетом местных особенностей.

Древняя Русь часто переносила большие эпидемии, особенно в XIV веке. Летописи сообщают: «Бысть мор силен зело в Смоленске, Киеве и Суздали, и по всей земле Рустей смерть люта и напрасна и скора. В Глухове же тогда ни один человек не остался, все изморша, сице же и на Беле-озере…» (1351). «Бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской, и по селам смерти мнози. Понеже свящеиницы не успеваху погребати…» (1352). «…В Москве бысть мор велик и страшен, не успеваху бо живии мертвых спрятывати; везде бо бе мертвии, а дворы мнози пусти быша…» (1364) и т. п. О том же свидетельствует сохранившаяся переписка, донесения начальников дружин и пр.

Летописи дают материал о противоэпидемических мероприятиях, применявшихся в Московской Руси: отделение больных от здоровых, оцепление очагов заразы, выжигание зараженных домов и кварталов, погребение умерших вдали от жилья, заставы, костры на дорогах. Это показывает, что уже в то время у народа имелось представление о передаче заразных болезней и о возможности уничтожения, обезвреживания заразы.

Под влиянием войн, экономических и общеполитических условий созрело сознание необходимости государственной организации медицинского Дела, что и было проведено в конце XVI столетия в правление Ивана IV ив особенности в середине XVII века в правление Алексея Михайловича. Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено учреждением при Иване IV в конце XVI века Аптекарской палаты, переименованной в XVII веке в Аптекарский приказ. В то время как в странах Западной Европы медицинское дело находилось целиком в ведении монастырей и других религиозных установлений, в Московском государстве XVII века управление всеми медицинскими делами было поручено светскому органу — Аптекарскому приказу. Аптекарский приказ, наряду с другими приказами (Посольский, Большая Казна, Иноземский, Сибирский, Стрелецкий и т. д.) представлял собой часть государственного аппарата Московской Руси и существовал в течение всего XVII века.

Функции Аптекарского приказа постепенно усложнялись и расширялись. Аптекарский приказ был обязан наблюдать за аптеками, за врачами, за призрением больных и «прилагать старание о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению   прилипчивых   болезней».

Аптекарский приказ ведал царской аптекой, сбором и разведением лекарственных растений, покупкой их в других странах, наблюдал за придворными врачами, обслуживающими царскую семью и приближенных к царю бояр, контролировал врачевание, приглашение иностранных врачей, проверял знания этих врачей при поступлении на русскую службу, назначал врачей в полки, обеспечивал полковые аптеки (Медикаментами и проводил судебномедицинскую экспертизу («отчего смерть приключилась») и вообще врачебную экспертизу.

Аптекарский приказ осуществлял собирание дикорастущих лекарственных растений в различных частях страны. В его ведении находились сборщики лекарственных растений—помясы. Списки растений, подлежащих сбору, составлялись Аптекарским приказом. Руководили помясами при сборе лекари и лекарские ученики. Лекарственные растения разводились «знатцами» для продажи Аптекарскому приказу, лучшие «знатцы» включались в списки служащих Аптекарского приказа.

В Москве было две аптеки:

1) старая,  основанная в  1581 г. в Кремле, против Чудова монастыря, и

2) новая,— с  1673 г.,    в    Новом гостином   дворе «а Ильинке, против   Посольского   двора.

Новая аптека снабжала войска; из нее же лекарства продавались «всякого   чина людям» ио цене, имеющейся в «указной   книге».   К   новой аптеке было   приписано несколько аптечных   огородов, где разводились и культивировались лекарственные растения.

В XVII веке Россия вела частые и продолжительные войны с Польшей, Швецией и Турцией, что делало необходимым организацию лечения раненых воинов и проведение санитарных мероприятий в войсках и среди населения. Эти потребности не могли в достаточной мере удовлетворяться лекарями-ремесленниками. Перед правительством встал вопрос о более широкой подготовке врачей. Для того чтобы иметь своих, русских, врачей правительство пыталось проводить обучение русских врачебной науке у иностранных докторов, живших в России. Иностранные врачи при поступлении на службу давали подписку, что они «за то его государево жалованье учеников, которые для учения даны, будут учить с великим прилежанием …со всяким тщанием и ничего не тая».http://www.historymed.ru/img_content/train/img/textbook32.gif

В XVII веке Московское государство   посылало   небольшое   число молодых людей (русских и детей иностранцев, проживавших в России) за границу для обучения медицинским наукам, но это мероприятие ввиду дороговизны и малочисленности направлявшихся не принесло существенного пополнения числа врачей в Московской Руси. Поэтому было решено обучать врачебному делу более планомерно. В 1653 г.   при   Стрелецком приказе была открыта костоправная школа, а в следующем, 1654 г. при Аптекарском приказе была организована специальная лекарская школа. В царском указе писалось: «В Аптекарский приказ брать в ученье лекарского дела стрельцов и стрелецких детей и иных всяких чинов, не из служилых людей». В августе 1654 г. было набрано в Аптекарский   приказ 30 учеников  для  изучения  «лекарского,    аптекарского,    костоправного, алхимистского и иного какого дела». Преподавали врачи-иностранцы и опытные русские лекари. Учение начиналось   с медицинской   ботаники,фармакологии и практической фармации, изучались анатомия (по скелету и рисункам) и физиологические понятия. Через 2 года прибавлялись па-тологотерапевтические понятия — «знамения немочей» (симптоматология, семиотика) и амбулаторные приемы. С четвертого года учеников распределяли между лекарями для изучения хирургии и техники наложения повязок. С лекарями ученики ездили на войну под Смоленск и Вязьму, где тогда с царем был весь Аптекарский приказ. Ученики школы «пулки вымали и раны лечили и кости ломаны правили и тому они лекарскому делу научены». Окончивших школу направляли в полки в звании подлекарей. В полках они должны были зарекомендовать себя на практике, после чего Аптекарский приказ утверждал их в звании «русских лекарей». Так, во второй половине XVII века готовились первые кадры русских военных и гражданских врачей со школьным образованием.

В отличие от схоластического чисто книжного обучения медицине на медицинских факультетах средневековых университетов Западной Европы обучение будущих врачей в Московском государстве в XVII веке носило практический характер. Московское государство не знало цехового деления медицинских работников.

В 1681 г. штат Аптекарского приказа превышал 100 человек: среди них было 23 иностранца: 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей. Основную массу работников Аптекарского приказа составляли русские: подъячих — 9, русских лекарей — 21, учеников лекарского, костоправного и чепучинного дела — 38.

В Москве в 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел для царя с латинского на русский «Врачевскую анатомию» Везалия. Незаконченный перевод, по-видимому, сгорел во время одного из частых московских пожаров. Но сам по себе факт этой трудной работы — один из многочисленных примеров прогрессивных традиций русской культуры, откликавшейся на передовые течения мировой научной мысли.

Аптекарский приказ имел хорошо составленную для того времени медицинскую библиотеку. В 1678 г. при Аптекарском приказе была создана должность переводчика, в обязанности которого входило переводить такие книги, «по которым …русские могут быть совершенными лекарями и аптекарями». Медицинские воззрения тяготели к выраженному рационализму. Это особенно чувствуется в медицинских рукописях XVII века.

Медицинская наблюдательность к тому времени значительно обогатила симптоматологию болезней и часто давала ей реалистическую трактовку. Итогом симптоматологии и связанной с нею диагностики к XVII веку явились русские рукописные лечебники.

В XVI и особенно в XVII веке в Московской Руси получили широкое распространение рукописные книги медицинского содержания: травники, лечебники, «вертограды», «аптеки». До нашего времени сохранилось более 200 таких рукописных медицинских книг. Некоторые книги явились переводами древних античных медицинских сочинений (Гиппократа, Аристотеля, Галена). Так, в начале XV века игумен Белозерского монастыря Кирилл перевел с латинского языка на русский комментарии Галена на сочинения Гиппократа под названием «Галиново на Ипократа». Этот перевод существовал в списках во многих монастырях. В 1612—1613 гг. по этой книге в Троицко-Сергиевской лавре лечили раненых и больных во время осады лавры польскими интервентами. Назначением «Травников» было распространение медицинских знаний среди грамотных людей: духовенства, правящих кругов и среди медиков. Они использовались не только для лечения, но и в качестве учебников.

Некоторые исследователи (Л. Ф. Змеев) считали, что русские медицинские рукописи являются подражанием Востоку и Западу. Более внимательиое изучение богатого рукописного медицинского наследства, сличение русских рукописей с оригиналами, послужившими для перевода, показали, что русские медицинские рукописи во многих случаях являются продуктом самобытного творчества. При переводе иностранных лечебников в них вносились значительные изменения с учетом опыта русской медицинской практики. Русские переводчики существенно изменяли текст оригинала: переставляли части текста, сопровождали перевод своими комментариями, приводили местные названия лекарственных растений, указывали их распространение в нашей стране, добавляли целые главы, посвященные растениям, встречающимся на Руси. Долгое время считался переводным с польского печатного издания 1534 г. лечебник Стефана Фалимиржа. Исследования отечественных и польских ученых показали, что послужившая материалом для перевода и издания в Кракове в 1534 г. на польском языке книга «О травах и их действии» написана выходцем из Руси врачом Стефаном Фалимиржом, служившим у польских феодалов. Книга была составлена по нескольким русским рукописным травникам и лечебникам XVI века; в ней автор отразил опыт лекарей Московской Руси и во многих местах писал: «у нас на Руси».

Польский ученый врач и историк Матвей из Мехова в своем «Трактате о двух Сарматиях» в начале XVI века писал: «Изобилует Русь многими травами и кореньями, в других местах не виданными». Итальянский историк Иовнй Павел Новокомекий в своей «Книге о посольстве Василия, великого государя Московского к папе Клименту VII» в 1525 г. отмечал широкое использование лекарственных растений в русском народном быту.

К XV веку в руках лекарей и народных ботаников — травознатцев — накопилось известное количество внутренних и наружных лекарств, что подготовило появление рукописных руководств по лекарствоведению и терапии, т. е. травников и лечебников. Распространенные в Западной Европе в качестве пособий по медицине, они в разное время после своего издания проникали в Россию. Русское лекарствоведение, чуждое западноевропейской схоластике, опиралось в основном на практику. Русская медицина XVII века проявляла большой интерес к лекарственным растениям своей страны. Инициатива Аптекарского приказа привела к расширению круга известных лекарственных растений. Русское аптечное дело в XVII веке не зависело от иноземного рынка. В XVI—XVII веках лекарственные растения продавались в Москве в семенном, зелейном и овощном рядах в Китай-городе и Белом городе. В некоторых зелейных лавках продавались также готовые лекарства. Аптекарский приказ тщательно следил, чтобы от проданных лекарств в зелейных лавках «в аптеке государевой казне порухи не учинить». С зелейных лавок государство собирало оброк, как с заведений торгового характера.

Лекарственные средства растительного происхождения составляли основную часть лечебного арсенала. Лекарственными растениями, произраставшими в России, интересовались иностранцы. В 1618 г. английский ботаник Традескант был направлен в Россию под видом частного лица. , Традескант нашел в России чемерицу, черемуху и другие лекарственные 1 растения, узнал о применении морошки как средства против цинги, об I употреблении березового сока, брусники, черники и ряда других лекарственных растений. Из России Традескант вывез много семян трав, кустарников и черенки деревьев и использовал их при основании в Лондоне знаменитого ботанического сада.

Русская медицина в Московском государстве в своем лекарствоведении не избегла и мистицизма. Мистическая сила вкладывалась в драгоценные камни, которым приписывались способность лечить болезни.

 В XVII веке в Москве возникли  гражданские    больницы. В середине XVII    века (1650) боярин     Федор     Михайлович Ртищев  частично на собственные средства, частично на пожертвования  создал  в  Москве первую гражданскую   больницу на 15 коек. В 1682 г. был издан указ построить в Москве   две шпитальни, или богадельни, для призрения убогих. «А для лечь-6ы их во всякой нужде надобно, чтобы у них   был   приставлен дохтур, аптекарь, да    лекарей человека три или четыре с учениками и аптека небольшая»… Одну из этих больниц на Гранатном дворе у Никитских ворот  предполагалось    использовать как медицинскую   школу. «Чтобы в больнице и больных бы лечили, и лекарей бы учили. Сочетание задач — лечение больных и обучение   врачей.

В западных русских землях уже в начале XVI  века, а возможно, и раньше были врачи, получившие школьное образование.   Учились они, вероятно, в Пражском университете (основан в 1347 г.), в Краковском университете (основан в 1364 г.), в Замойской академии (основана в 1593 г. в г.   Замостье    неподалеку    от Львова). При    этих   учебных    заведениях существовали, как известно из их уставов, специальные бурсы для выходцев, из восточных славянских стран, прежде всего литовцев и русинов. Среди них были и обучавшиеся медицине, ставшие врачами, но имена их неизвестны. Однако о некоторых русских врачах мы знаем. Один из них Георгий Дрогобыч родился около 1450 г., с 1468 г. учился в Краковском университете на философском факультете, после окончания которого учился в Болонском университете, где в 1476 г. получил степень доктора медицины и философии. В 1488 г. он возвратился в Краков и до своей смерти в 1494 г. был   профессором. В 1483 г. Дрогобыч   опубликовал в Риме на латинском языке книгу «Judicium   prognosticon»    (астрономия с уклоном в астрологию), содержащую упоминание о заразных болезнях. Другой врач — Франциск Георгий Скорина, человек   выдающихся   способностей, не нашел у себя на родине надлежащих условий для их применения и развития. Скорина родился в Полоцке   между   1485—1490 г. В 1503 или 1504 г. поступил в Краковский университет. В 1512 г. получил степень доктора медицины в Падуанском университете. Широко известна культурно-просветительная деятельность Скорины как переводчика и издателя: в 1515 г. он перевел псалтырь, в 1517—1519   гг.— библию. Наряду с этим Скорина занимался медицинской   практикой. Хотя   нам неизвестны работы Скорины медицинского содержания, но возможность их существования вполне вероятна. Врач    Петр    Васильевич    Посниковhttp://www.historymed.ru/img_content/train/img/textbook33.gif

Пооников    был    использован в основном для дипломатических поручений: участвовал в «великом посольстве», в Голландии покупал медикаменты, в Лондоне осматривал тамошние академии, в течение 10 лет представлял русское правительство в Париже, приглашал врачей на службу в Россию. Во время пребывания в Италии Пооников занимался физиологическими опытами («Живых собак мертвить, а мертвых живить — сие дело не гораздо нам нужно»,— писал Посникову дьяк Возницын).

Врачи-иностранцы появились в Московском государстве, начиная с XV века. Одним из первых прибил врач-иностранец в свите Софии Палеолог в 1473 г. Некоторые историки медицины (например, Рихтер) переоценивали роль врачей-иностранцев, утверждая, что они играли в медицине Московского государства чуть ли не главную роль. Однако мы уже видели, что главную роль играли русские лекари, получившие свои знания в порядке ремесленного ученичества. В середине XVII века при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, выпускавшая врачей. Приглашение иностранцев вовсе не означало отсутствия своих мастеров.

В 40-х годах XVI века при Иване IV Московское правительство пригласило на службу ряд иностранных врачей. Особенно много их было приглашено в XVII веке. Врачи-иностранцы в Московской Руси были поставлены в привилегированное положение, получали значительно более зысокое содержание по сравнению с отечественными лекарями. Многие врачи-иностранцы приезжали за высоким заработком и обычно не долго жили в Москве, не интересовались нуждами народа, не стремились передать свои знания. В итоге они ничего не сделали для медицинского просвещения России, для устройства и улучшения медицинской помощи, а во многих случаях выступали с идеями, даже враждебными русскому народу.

В XVI и XVII веках в Московском государстве была подготовлена почва для коренных сдвигов и преобразований, происшедших в отечественной медицине в XVIII веке.



Предварительный просмотр:

Тема урока:
«Врачевание в Древней Руси»
6 класс
(открытый урок)

Цель: Познакомить учащихся с медициной в Древней Руси.

Задачи:

  1. Определить формы врачевания в Древней Руси;
  2. Выявить причины заболевания на Руси;
  3. Развить умения работать с текстом;
  4. Воспитать гордость за историческое прошлое нашей страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео, дополнительный материал, сводная таблица.

План урока:

  1. Основные направления развития древнерусской медицины;
  2. Виды медицинской помощи;
  3. Основные взгляды русичей на причины болезней;
  4. Интересные факты;
  5. Рефлексия.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок ( открытый урок в рамках недели естественно- гуманитарных наук). Прошу поприветствовать наших гостей.
7 апреля в нашей стране отмечается Всемирный День Здоровья. Хорошо, когда у человека хорошее, крепкое здоровье.Но как жаль, когда оно иногда нас подводит. Из-за стрессов , инфекций, плохой экологии наш организм «выходит из строя».Но согласитесь, люди болеют не только сейчас, но и в любое другое время.

Наша задача сегодня узнать как же наши далёкие предки боролись с недугами и кто им в этом помогал.

Тема нашего сегодняшнего урока : «Врачевания в Древней Руси».
План урока вы видите на слайде( слайд №2)
Медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь.

Но сохранилось не так уж много сведений о том, как обстояло дело с вречеванием в средневековой Руси и каким образом население решало свои медицинские проблемы до того, как в стране было организованно профессиональное медицинское образование (обучение). В основном эти сведения историки медицины собирают по крупицам из дошедших до нас летописей, сводов законов,переписки исторических деятелей, травников и лечебников.

Значимым для развития отечественной медицинского дела было принятие христианства, которое принесло с собой много достижений византийской , а через неё античной культуры, в том числе и медицины.

Ещё до начала урока ученики разделились на 6 групп, так как в классе 30 учащихся, в каждой группе вышло по 5 человек. Разделились при помощи жеребьевки.
Давайте обратим наше внимание на план урока( для удобства план урока распечатан для каждой группы). Наша зада узнать формы врачевания существующие на Руси. А в этом нам поможете вы.
У каждой группы на парте лежит кейс (конверт с заданиями), в них вы найдёте документы( доп. материал),сводную таблицу,которую необходимо будет заполнить два цветных листочка( разного размера).
Ваша задача: прочитать текст и заполнить таблицу( текст дан в 3-х экземплярах), придумать два вопроса по своей форме врачевания( «толстый» и  «тонкий»).
На выполнение задания 7-8 минут.
Проверяем каждую форму врачевания. Каждая группа выступает со своей «колоночкой».
Каждая группа задаёт вопрос учащимся и присутствующим гостям.
А давайте подумаем «Какие могли быть причины болезней, по мнению наших предков» ( ребята высказывают свои предположения)
На доске уже написано:
1.питание
2.влияние климата
3.не соблюдение гигиены
4.паразиты
5. Духи,гнев богов.
Молодцы!
Ребята, посмотрите видео. Как вам кажется какая форма врачевания показана? Ответ свой обоснуйте. ( показан фрагмент сказки «Новогоднее приключение Маши и Вити»)
Ведьма ведает- то есть знает.
В наше время сохранились элементы народной медицины?
Приведите примеры.
Ну чтож давайте посмотрим что же мы для себя усвоили сегодня. А поможет нам подвести итоги наши смайлики.
Ребята выставляют «оценку» за урок самому себе и материалу, который был усвоен за время урока.
Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Монастырская 
форма врачевания

Светская 
форма врачевания

Народная 
форма врачевания



Предварительный просмотр:

988г.

«Русская правда»

«Повесть временных лет»

«Галицко- Валынкская летопись»

Ярослав Мудрый

Владимир
«Красное Солнышко»



Предварительный просмотр:

Приложение1.3
      В Древней Руси существовали три основные формы врачевания. Одной из  форм была  монастырская медицина (в основном получила распространение после принятия на Руси христианства) .Появление монастырских больниц можно отнести  ко временам принятия христианства на Руси.  Монастырские  больницы носили название «лечебницы»  и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стала лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело.
       Со  всей Руси ходили в Киево-Печерскую  лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там  исцеление. Для тяжелобольных при  монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие  за больными. Среди известнейших целителей практиковавших в лавре были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержащие, по-видимому, лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был служителем лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах. 

       Как ни странно, в лавре находили способы  лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивали идеальный уход. Люди, которые уже не имели надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и подстригались в монахи. 
           Оттуда пошла и житийная литература. В XIII в. там был создан «Киево-Печерский патерик» - сбор рассказов и историй  об этом известнейшем монастыре. Множество известных зодчих и живописцев принимали участие в создании интерьера лавры. О них, быте и деятельности монахов, укладах и нравах Киева  рассказывалось в патерике. Так же, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования,  ради  больного определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного и был очень популярен в народе. В 1661 г. он впервые был напечатан и издан в типографии той же Киево-Печерской лавры. 
       Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину. Большой известностью пользовались такие писания как, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского. 
       Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник»— и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы о питании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.
       В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны также ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.1
       В Древней Руси существовали три основные формы врачевания. Одной из форм была  светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.
       Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины.
       
С образованием Московского государства, с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела.
        В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ.Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.
     
Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Нижнем Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

         Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

         Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.2 
        В Древней Руси существовали три основные формы врачевания.
           Одной из  форм было - народное врачевание.  Народная медицина – древнейшая  ветвь  медицины в истории   России. По сути, корнями её было  язычество, которое исповедовали  славянские племена до объединения  и создания государства и до  принятия христианства. Таким образом,  момент зарождения народной медицины  можно отнести к тому времени,  с которого начинается историческое  описание жизни  русского народа  т.е.  ко  временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более тысячелетия уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяются на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступает в спор с научной медициной.

       Врачевание  со времён его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что  сочетало в себе и знание целебных свойств  природных средств, и веру в чудодейственные силы.
       Врачеванием на Руси занимались знахари  и  предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.
       Боялись их потому,  что верили, что они  могут таинство природы обратить как во благо, так и во вред  человеку. Они занимались совершением  различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием,  напусканием и снятием порчи и т.д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.
       Народные  лекари умели делать кровопускание, трепанации черепа, а также лечить  травмы, раны с помощью различных  мазей, прижиганием.
       По  прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по  законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.
              Свои лечебные познания и секреты  лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».Лечцы  широко использовали в своём деле не только растительные средства и различные магические заговоры, но и продукты живого и минерального происхождения.Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника», (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.Среди лекарств животного происхождения  особое место занимали мед, сырая  печень трески, кобылье молоко и  панты оленя.
       Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали  внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины  носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного  купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ  издавна знал также о целебных свойствах    «кислой    воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в  переводе означает «богатырь-вода».
       Впоследствии  опыт народной медицины был обобщен  в многочисленных травниках и  лечебниках, которые в своем большинстве  были составлены после принятия на Руси христианства и распространения  грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских  травников и лечебников. В них  содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как  времен христианской Руси.  
 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Приложение 1.        
Тема урока: «Врачевание в Древней Руси»
«Формы врачевания на Руси»

В Древней Руси существовали три основные формы врачевания:

1.Название формы врачевания.

2.Момент зарождения  данной формы медицины.

3.Как назывались люди, которые занимались данным видом врачевания?

4.Методы  лечения
(основные лекарства).

5.Имена наиболее известных целителей.

6. Письменные источники по медицине :



Предварительный просмотр:

причины болезней:



Предварительный просмотр:

Питание

Влияние климата и времени года

Не соблюдение гигиены

Недостаток физических нагрузок

Гнев богов

Паразиты



Предварительный просмотр:

Название формы врачевания.

Момент зарождения
данной формы медицины.

Как назывались люди, которые занимались данным видом врачевания?

Методы  лечения
(основные лекарства).

Имена наиболее известных целителей.

Письменные источники по медицине.



Предварительный просмотр:

КОМФОРТНО

НЕКОМФОРТНО

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

 КОМФОРТНО

НЕКОМФОРТНО

 ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

Конспект урока Культура Древней Руси".

Представленная разработка на тему "Культура Древней Руси" с  презентацией, рекомендуется для проведения урока истории в 6 классе.Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной кул...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»

Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....

Конспект урока литературы в 9 классе "Литература в Древней Руси".

Учебный предмет: литература Класс: 9 Автор УМК: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г. Уровень обучен...