Главные вкладки

    Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь" 10 класс
    план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

    Дмитриева Ольга Григорьевна

    Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь"

    Цели урока:

    Обучающая: сформировать представление  об искусстве и его роли в жизни человека и общества

    Задачи:

    1. Раскрыть сущность  и особенности искусства

    2. Раскрыть содержание основных видов  искусства

    3. Раскрыть основные функции искусства

    Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

    Задачи:

    1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

    2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

    Воспитательная:

    -воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

    -воспитывать  эстетическую культуру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_teme_iskusstvo.docx735.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока на тему «Искусство и духовная жизнь»

    Обществознание

    Класс: 10

    Тема урока: "Искусство и духовная жизнь"

    Продолжительность урока:45 минут

    Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической  и информационно-коммуникационной технологий

    Тип урока: формирование новых знаний

    Цели урока:

    Обучающая: сформировать представление  об искусстве и его роли в жизни человека и общества

    Задачи:

    1. Раскрыть сущность  и особенности искусства

    2. Раскрыть содержание основных видов  искусства

    3. Раскрыть основные функции искусства

    Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

    Задачи:

    1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

    2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

    Воспитательная:

    -воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

    -воспитывать  эстетическую культуру.

    Организационные задачи:

    1. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
    2. Организовать  познавательную деятельность обучающихся.
    3. Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
    4. Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.
    5. Самооценка и взаимооценка деятельности.

    Методическое оснащение урока

    2. Литература:

    Учебная:

    Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. «Просвещение».2008.- стр.133-142

    ,

    3. Дидактическое обеспечение:

    Схема «Искусство»

    Задания для групповой работы

    Тестовые задания для закрепления темы урока.

    Физкультминутка-

    Методы и приемы обучения:

    -диалог

    -демонстрация  электронной презентации к уроку

    -самостоятельная работа обучающихся с текстом раздаточного материала, оформление схемы, синквейна

         -рефлексия

         -самооценка и взаимооценка деятельности

    Форма организации труда учащихся: индивидуальная работа и работа в группах

    Структурно-логические связи

    - Внутрипредметные:

    Обществознание.

    Темы:

    Культура и духовная жизнь (понятия «духовная  жизнь», «культура»).

    Религия (понятие «религия»)

    Мораль (понятие «мораль»)

    Наука («понятие наука»)

    Образование (понятие «образование»)

    - Межпредметные:

    Литература. (Понятие литературы как вида искусства).

    Темы: Введение (Понятие литературы как вида искусства).

    История. Культурное развитие России на современном этапе

    Ход урока

    1.        Организационный момент (2 мин.)

    а) приветствие учащихся;

    б) проверка явки учащихся на урок;

    в) оценка готовности учащихся к уроку;

    г) информирование о предстоящей деятельности: урок будет посвящен изучению новой темы.

    2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: (5мин.)

    2.1. -сообщение темы урока

    2.2. –вовлечение учащихся в постановку цели и задач урока:

    Цель урока:

    -сформировать представление о роли искусства в жизни человека и общества

    Задачи урока:

    • раскрыть сущность,  особенности, виды и функции искусства

    -– Сегодняшний урок я хочу начать с христианской притчи:

    В лавке у Бога.

    Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

    — Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.

    — Да, это Я, — ответил Бог.

    — А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.

    — У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.

    — В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

    Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

    — И это все?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.

    — Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

    Вопросы:

    – Какой переносный смысл у этой притчи?

    – Как вы можете отнести ее к себе?

    Ответы детей.

    – Действительно, у вас впереди большое будущее, еще не использованные возможности, право выбора. Но вы должны помнить, что многое зависит в вашей жизни от успешной сдачи ЕГЭ. Большинство из вас назвало предметом по выбору обществознание. Я думаю, что готовиться нужно заранее. Итак, начнем.

    2.3. – Повторение (10мин.)

    -Мы с вами на прошлом уроке познакомились с понятием искусства, предлагаю повторить.

    Ответ: БЕАЖВИ

    Вы хорошо справились заданиями. Определений у понятия искусства много. На примере одного вида искусства – фотографии, разберем определение, представленное в ответе последним: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве. Вы видите фотографию солдата. Давайте подумаем и ответим на вопрос: что хотел передать автор данной фотографии? (Он хотел показать войну в образе солдата).

    – Войну вымышленную или нет? Свой ответ аргументируйте. (Военные действия представлены реальные. Это, скорее всего, военная операция по ликвидации боевиков в горах. Солдат показан крупным планом. Он очень устал, что видно по выражению его лица, поникшей фигуре и висящим, как плети, рукам).

    – Какой вывод можно сделать о войне, глядя на данную фотографию? (Война – это трудное, грязное дело, тяжелая работа для тела и души).

    – Вы четко определили замысел автора фотографии и сделали верный вывод. У войны, как сказал поэт, не женское лицо. Но давайте вернемся опять к определению, зачитанному из учебника: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве, и, вновь обращаясь к данной фотографии, постараемся подтвердить данное определение, проанализировав авторскую работу.

    (После заслушивания мнений учащихся, учитель обобщает сказанное).

    На данной фотографии представлена конкретная реальность: военная операция по ликвидации боевиков в горах. Чтобы донести до нас всю тяжесть и несправедливость войны, автор использовал определенные средства и законы искусства. На фотографии уставший солдат после военных действий показан крупным планом. Он выражает образ всей войны. Мы видим сосредоточенное лицо молодого крепкого парня, видим его душевное опустошение, возможно от тяжелого боя или потери друга. Видим, какие лишения и трудности приносит война: и физические и духовные. Везде грязь, тона в основном коричневые и серо-зеленые. В грязи: и руки, и оружие, и вся одежда солдата, но это не имеет никакого значения для него, ведь у войны свои законы и правила.

    Автор в своей работе использует особые средства для передачи замысла, с которыми вы знакомились на уроках изобразительного искусства – композицию, ракурс, усиление определенного цвета, крупный план только одной фигуры, без лишней детализации. Все это вместе воздействует на наши чувства, заставляет сопереживать солдату, задуматься о войне, ненавидеть ее, зримо представить все тяготы и испытания военной операции.

    Итак, ребята, дополняя друг друга, мы интересно «прочитали» данное произведение искусства. В своем рассказе, не замечая того, назвали вспомнили многие особенности искусства. ( образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.)

    3. Новый материал        

            -Давайте  подробнее познакомимся с некоторыми направлениями искусства

            -Ваша задача не только слушать сообщения, но и записывать в тетради направление искусства и особенности искусства. Оцените  выступления  товарищей.

    Направление искусства

    Особенности

    Представьте, что вы – участник школьной научной конференции. Вам поручено выступить по теме: «Искусство и его виды». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Примерный ответ.

    План по теме: «Искусство, его виды и направления».

    1. Что такое искусство?

    – определение с точки зрения истории;

    – определение с точки зрения лингвистики;

    – определение с точки зрения обществознания.

    1. Основные виды искусства и принципы их классификации.

    – по средствам и способам создания художественного образа;

    – по динамичности;

    – по способам художественного самовыражения;

    – по инструменту потребления.

    1. Направления искусства.

    – романтизм;

    – экспрессинизм;

    – авангардизм;

    – модернизм и др.

    У известного историка и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева есть статья «Письма о добром и прекрасном». Предлагаю вам в какой-то степени прикоснуться к «добру».

    Д.С. Лихачев (1906-1999) литературовед, академик Российской академии наук.

    …Жизнь- самая большая ценность какой обладает человек. Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал»,-это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

    Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

    …Богатства, которые дает человеку понимание произведений искусства, невозможно отнять у человека, и они всюду, их надо только увидеть.

    Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее

    Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться- учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад- в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открыться другим.

    Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном /Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .

    Вопросы : 1. Назовите главные мысли фрагмента. 2.Как вы понимаете выражение «..Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека?» 3. Что такое доброта? В чем вы видите связь понимания искусства и доброты? 4 Как вы думаете служит ли понимание искусства радостям общения?

    Заслушиваются ответы учащихся.

     «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, говорится о том, искусство играет большую роль в жизни человека, участвуя в формировании его нравственности. Для понимания произведений искусства, необходима эстетическая культура, которую развивать надо постоянно, в течении всей жизни. Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, то есть отображает действительность, реальность, и делает жизнь более человечной. Искусство связано с понятием добра. Оно так же, как и добро, несет в жизнь все самое хорошее: радость, пользу, тепло. Человек, понимающий искусство, обладает широким мировоззрением, он много знает и понимает, с ним интересно и приятно общаться.

    Практикум

    1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

    Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность.

    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    2. Назовите три особенности искусства и проиллюстрируйте примером одну из них.

    3. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

    Характерные черты

    Сферы культуры

    А) стремление к достоверности

    1) наука

    Б) обоснованность предположений

    2) искусство

    В) субъективность

    Г) чувственное отражение реальности

    Запишите полученную последовательность в таблицу.

    А

    Б

    В

    Г

            

    Зачем необходимо искусство?  Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблемный вопрос)

    .         Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответа  на поставленный вопрос.

    Варианты ответов:

    Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что искусство необходимо, так как …»

    Преподаватель подводится  итог обсуждению.

    «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
                                                                                                                        (Ф.М. Достоевский)

    5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.

    Задания группам:

    1. Составьте схему, используя понятия:

    Искусство, виды искусства, архитектура, кино, музыка, эстрада, цирк, балет, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, функции искусства.

    1. Составьте синквейн со словом «искусство»

    6. Подведение итогов.

    6.1. Подведение итогов.

    Итак, мы с вами на уроке говорили об искусстве. Современные направления в искусстве вызывают неоднозначные оценки зрителей, но это все же явления в искусстве, и они имеют свое право на жизнь. Давайте подведем итоги, сделаем вывод, что необходимо вам, как формирующимся личностям взять из сегодняшнего урока в жизнь.

    • То, что искусство играет большую роль в жизни человека, делая ее интересной, насыщенной, осмысленной . И нам, чтобы быть интересными людьми, собеседниками необходимо регулярно посещать выставки, музеи, театры, концерты.
    • Мы живем далеко от культурных центров: Москвы, Санкт-Петербурга, но нам сегодня большие возможности в этом плане представляют СМИ, телевидение, Интернет.
    • Для того, чтобы понимать произведения искусства необходима эстетическая культура, которую надо постоянно развивать.
    • В наше время нельзя быть хорошим специалистом ни в какой области без определенных познаний в искусстве.

    Вы сделали правильные выводы, ребята. Очень важно в жизни вам придерживаться их. Искусство делает жизнь богаче, насыщеннее, интереснее, формирует человека, как разностороннюю личность. Способствует установлению гуманных отношений, утверждению общечеловеческих ценностей.

    -Сегодня на уроке мы изучили тему «Искусство и духовная жизнь». Цели и задачи урока реализовали.

    7. Выдача домашнего задания – 3 мин.

    §11. Вопросы 1-11 (устно). стр. 124 анализ документа.Обучающиеся записывают домашнее задание.

    «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)

    «Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)

    Всем спасибо за внимание!


    Рабочий лист

    ФИО ___________________________________________________________________

    Задание 1.

    Задание 2

    Запишите особенности искусства: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 3.

    Направление искусства

    Особенности

    Задание 4.План по теме: «Искусство, его виды и направления».

    1. Что такое искусство?
    2. Основные виды искусства

    А)

    Б)

    В)

    3. Направления искусства.

    А)

    Б)

    В)


    Задание5. Д.С. Лихачев (1906-1999) литературовед, академик Российской академии наук.

    Жизнь- самая большая ценность какой обладает человек. Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал»,-это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

    Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

    Богатства, которые дает человеку понимание произведений искусства, невозможно отнять у человека, и они всюду, их надо только увидеть.

    Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее

    Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться- учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад- в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открыться другим.

    Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном /Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .

    Вопросы : 1. Назовите главные мысли фрагмента. 2.Как вы понимаете выражение «..Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека?» 3. Что такое доброта? В чем вы видите связь понимания искусства и доброты? 4 Как вы думаете служит ли понимание искусства радостям общения?

    Задание 6.Составьте синквейн со словом «искусство»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

    Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

    Конспект урока "За Христа пострадавшие" (Духовная жизнь в СССР в 20-30 годы).9 класс.История.

    Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20-30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурны...

    Конспект урока по ОРКСЭ "Наши духовные ценности"

    Конспект повторительно-обобщающего урока по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур")...

    План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

    Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...