Конспект урока "За Христа пострадавшие" (Духовная жизнь в СССР в 20-30 годы).9 класс.История.
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20-30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурных устоев страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_za_hrista_postradavshie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Трапицына Елена Алексеевна.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №30» г. Магадана, Магаданская область.

Предметы: История – Духовная жизнь в СССР в 20-30 годы. Большевики и церковь.

                  Обществознание  - Духовная жизнь, духовное богатство личности,  нравственность, свобода убеждений.

                  Краеведение – Принудительный труд на территории региона, исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), условия труда и жизни заключенных.

Тема: «За Христа пострадавшие».

Класс: 9

Учебно-методическое обеспечение:

Россия в XX - начале XXI в. Тема 2. Россия в 1917 – 1927 гг.  – Духовная жизнь в СССР в 20-30 гг. Большевики и церковь.//Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2006

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX- начало XXI века: учеб. для 9 кл. – М.: Просвещение, 2010.

Время реализации занятия: 40 мин.

Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20-30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурных устоев страны.

Задачи:

обучающие:

познакомить учащихся с

  1. мероприятиями советской власти относительно  Православной церкви (расправы над духовенством, изъятие церковных ценностей, поругание обителей);
  2. наиболее громкими процессами над священнослужителями в 20-30-е гг.;
  3. жизнью и деятельностью священнослужителей в лагерях.

развивающие:

развивать:

  1. навыки переработки информации (умение сворачивать информацию);
  2. навыки творческого мышления (перенос, видение проблемы, видение структуры темы);
  3. умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности.

воспитательные:

Подвести учащихся к:

  1. пониманию смысла понятия «духовное богатство» личности;
  2. осознанию ценности личности, каждого мнения, умению выслушать это мнение;
  3. помочь в определении собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.

Тип урока: комбинированный с изучением нового материала с использованием ЭОР.

Форма урока: урок - диалог

Оборудование:  проектор, 10-12 компьютеров, ЭОР с сайтов ФЦИОР, ЕК ЦОР, авторская презентация учебного материала (Power Point), видеофрагмент фильма «Поп» реж. В.Хотиненко (кинокомпания Православная энциклопедия 2010 г.), раздаточный материал (отрывок из гл.27 «Сказы камней»  книги Б.Ширяева «Неугасимая лампада»

         

План проведения урока:

Таблица 1

        

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Вводно-мотивационный

Презентация

1

Проверяет готовность уч-ся к уроку, сообщает тему, объясняет актуальность избранной темы, создает эмоциональный настрой

Готовятся к уроку, настраиваются на урок.

1

2

Целеполагание

Презентация

1

Знакомит уч-ся с планом, целями урока, со стихотворением А. Жигулина, формулирует проблемное задание  урока

Выведение учебной задачи из исходного противоречия

3

3

Актуализация знаний

Интерактивное тестовое задание К-типа «Духовная жизнь в СССР в 1920-e гг.» (№111773)

2

Организует парную работу уч-ся, следит за работой, дает необходимую консультацию

Выполняют интерактивное тестовое задание, проводят взаимопроверку

5-7

4

Введение новой информации

Презентация

1

1.Знакомит уч-ся с событиями эпохи воинствующего безбожия, репрессиями против священнослужителей и верующих в 20-30 гг., ставит проблемные вопросы, организует диалоговое обсуждение темы, демонстрирует видеофрагмент, статистические данные

2. Знакомит уч-ся с пунктом плана «Священнослужители в лагерях» (Соловецкая тюрьма особого назначения, лагеря Колымы)

Воспринимают учебную информацию, запоминают, отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, анализирую данные о количестве репрессированных в отдельные периоды, выводят умозаключения.


Обсуждают книгу Б.Ширяева «Неугасимая лампада», отвечают на вопросы учителя (прочитать книгу – опережающее домашнее задание перед проведением урока)

10

5

Первичное закрепление

Организует работу с раздаточным материалом, формулирует  задание к тексту

Работают  с текстом, отвечают на вопросы учителя, составляют характеристику духовно богатого человека, высказывают собственное мнение

7

6

Применение полученных знаний в новой ситуации

Презентация

1

Демонстрирует интерактивную схему (слайд презентации), просит уч-ся свернуть полученную на уроке информацию, выделив: факт, действующих лиц (кто?), проблему, решение, последствия, изученных на уроке событий

Выполняют задание учителя, сворачивают полученную информацию

5

7

Диагностика процесса усвоения учебного материала

Интерактивное тестовое задание: «Оформление политической системы в 30-е гг.»

3

Организует парную работу,  следит за работой уч-ся, дает консультацию

Выполняют тестирование, проводят взаимопроверку

5-7

8

Подведение итогов и выставление отметок

Подводит итоги урока, комментирует ответы уч-ся, выставляет отметки

Делают выводы, отвечают на проблемный вопрос урока.

2

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация

И-тип,

 слайд на сворачивание информации: П-тип

Иллюстрации, портреты, видеофрагмент, интерактивная схема

http://www.indezine.com/powerpoint/

templates/

http://rufact.org/wiki/Карелия

http://turometr.ru/gallery/p/38058/

http://www.orthodox-jerusalem.ru/load/1-15-2

http://lib.eparhia-saratov.ru/index.html/

http://www.patriarhia.ru/db/text/1610609.

html

2

«Духовная жизнь в СССР в 20-е гг.»

К-тип

Интерактивное тестовое задание

http://school-collection.edu.rucatalogres7ed9b170-

4d60-4072-a58a-d85ddfoca784from=efaad94c-5ee-4e83-9096-4629e2b2e5f

3

«Оформление политической системы в 30-е гг.»

К-тип

Интерактивное тестовое задание

http://fcior.edu.ru/card/21548/oformlenie-politicheskoy-sistemy-v-30-e-gody.html

   

Примечание: И-тип – информационные ЭОР

                       К-тип – контролирующие ЭОР

                       П – тип – практические ЭОР

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока необычна. Вы помните, что в XX  столетии Россия вынуждена была пройти через жестокую ломку государственных, общественных, культурных устоев. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( Предполагаемые ответы уч-ся: О духовной жизни, о преследованиях, тех кто верил  и т.п) Верно, тяжелейшие испытания выпали на долю Церкви и верующих в огненном вихре революции, пытавшихся сберечь, то что осталось от Святой Руси.

Тема нашего урока актуальна и тем, что очень скоро, (урок проводился накануне) во второе воскресенье февраля, Русская Православная Церковь празднует Собор новомученников и иповедников российских. В этот день вспоминают тех, кто пострадал за православную веру в богоборческие времена советской власти, в годы Гражданской войны, в советских лагерях, тюрьмах, расстрелянных в подвалах НКВД.

  1. Целеполагание.

Давайте на уроке повернемся к религиозным основам культуры, постараемся увидеть великую пользу христианских нравственных принципов. На уроке мы познакомимся с идеалами человечности. Узнаем о делах, поступках, озаренных этими идеалами, о людях их совершивших. О таких людях, писатель и поэт, сам пострадавший в годы гонений, А. Жигулин писал:

О люди,

Люди с номерами!

Вы были люди, не рабы.

Вы были выше и упрямей

Своей трагической судьбы.

Я с Вами шел в те злые годы

И с Вами был не страшен мне

Жестокий титул «враг народа»

И черный номер на спине.

Один из главных вопросов нашего урока: подумайте, чем эти люди были выше своей трагической судьбы? Почему рядом с ними не страшны были: унижения и поругания, болезни, грязь и вонь бараков, лагерный голод?

  1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы знаем о духовной жизни в СССР в 20-30 годы? (опережающее домашнее задание: прочитать книгу Б. Ширяева «Неугасимая лампада», и познакомиться с параграфом учебника №22.)

  1. Вспомните, каковы были отношения большевиков и Церкви?
  2. Назовите причины гонений против РПЦ и ее служителей.
  3. Предлагаю вам, выполнить интерактивное тестовое задание.( уч-ся работают в парах. Проводят взаимопроверку)  
  1. Введение новой информации.

К сказанному вами, могу добавить, действительно в 20-е годы началась «кавалерийская атака на Церковь». Еще в начале 1918 г. Всю страну облетела весть о гибели митрополита Киевского и Галицкого – Владимира. Вооруженные люди ворвались в келью святителя в Киево-Печерской лавре, пытали его, затем повели убивать. Митрополит просил лишь, чтобы дали ему помолиться. Один из убийц ответил: «Только по быстрее». Мученик возвел руки к небу и произнес: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, прими мой дух с миром». Затем осенил палачей крестом и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Прозвучали выстрелы.

Таких жертв,  становилось все больше. У верующих отнимали храмы, монастыри, выгоняли из обителей, закрывали духовные школы, изымали церковное имущество, оскверняли святыни. Массовые расстрелы священнослужителей, активных мирян стали обычным явлением. В России в XX веке словно наступили времена римских императоров, лютых гонителей христиан. Мучеников сжигали заживо, бросали в кипящую смолу, топили в проруби, терзали штыками, «причащали» расплавленным железом, бывали случаи распятия на крестах. Пытки сопровождались глумлениями над религиозными чувствами жертв.

С 1917 по 1921  было уничтожено около 10 тыс. представителей духовенства, а сколько погибло рядовых христиан не знает никто! Мученики встречали смерть без трепета, радуясь, что могут пострадать за Христа, молились за палачей, призывали опомниться. Так, епископ Балахинский Лавренитй, произнес  предсмертную речь, которая  подействовала  на русских солдат, отказавшихся стрелять. Их заменили китайцами. Настоятель Собора Василия Блаженного священник Иван Восторгов перед расстрелом благословил приговоренных и первый шагнул к яме.

Призывы к прекращению кровопролития расценивались властью, как враждебные действия. Это называлось – контрреволюционными воззваниями, контрреволюционной деятельностью.

Посмотрите отрывок фильма «Поп», скажите, в чем еще обвиняли духовенство?

         (Священникам предъявлялись саамы нелепые обвинения: в связях с фашизмом, в заговорах, в шпионаже, в терроре. В пыточных застенках выбивали признания, принуждали отречься от христианского долга)

        В конце 1922 года развернута была кампания по изъятию церковных ценностей. В годы кампании, по обвинению в сопротивлении было расстреляно более 8 тыс. священнослужителей. Наиболее громкий процесс состоялся в Петрограде. На скамье подсудимых оказались 86 обвиняемых. Среди них митрополит Петроградский Вениамин. Их обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей. К расстрелу приговорили 10 человек, в т.ч. и Вениамина, для 6 смертную казнь заменили тюремным заключением.

        Архиереев ссылали в Сибирь, Среднюю Азию, на Север. Чаще всего в Лагерь особого назначения на Соловецких островах (СЛОН),  существовавший с 1923 г., а в 1937 г. Переименованный в Соловецкую тюрьму особого назначения – СТОН.

Посмотрите на абривиатуру названия лагеря, выскажите свое мнение.

Соловецкий монастырь был когда-то прославленной монашеской обителью. Основан святыми Саватием и Зосимой, с 1923 г. Превращен в страшную каторжную тюрьму. Здесь применялись изощренные  способы психологического подавления и физического уничтожения. Особое мужестов требовалось человеку, который оказавшись беззащитным перед лагерным произволом, решался исповедовать свою веру и следовать заповедям Христовым.

О тюрьме ан Соловках рассказывает в своей книге «Неугасимая лампада» Б. Ширяев.

Расскажите, что вы прочитали об особой роте священнослужителей на Соловках, в книге. (всего на Соловках насчитывалось около 150-200 человек, 6 рота священнослужителей отличалась. Некоторые владыки обладали столь высоким духовным авторитетом, что к ним с уважением относились и уголовники и лагерные охранники. В лагере отбывали срок епископ Приамурский Евгений (Зернов), епископ Воронежский Петр (Зверев) и многие другие. А  личности епископа Верейского Иллариона, автор посвящает целую главу.)

  1. Первичное закрепление.

На уроках обществознания мы знакомились с понятием «духовно-богатый человек». Прочитайте отрывок из главы 27 «Сказы камней» (раздаточный материал)и попробуйте составить характеристику духовно-богатого человека, на примере личности Иллариона.

(Илларион со смирением, любовью  переносил лагерные тяготы, личным примером поднимал дух соловецских  страдальцев. Уч-ся вспоминают эпизоды книги: спасение начальника лагерного караула Сухова)

Рассказ учителя о Секиркиной горе, на которой находился штрафной изолятор.(материалы презентации).

В 1973 г. в СССР была проведена перепись населения: 42% опрошенных граждан указали, что по-прежнему являются православными верующими.

Как вы думаете, о чем может свидетельствовать данный факт?

Рассказ учителя Бутовском полигоне, куда 2007 г. из Соловков был доставлен большой поклонный крест.(материалы презентации).

Рассказ учителя об иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских» (материалы презентации).

Наш край – Магаданская область, Колыма – стали печальным символом репрессий. Сюда ссылали  в большей мере политических заключенных,  но и  духовенство и верующих тоже. На территории края сегодня имеется множество памятников, поклонных  крестов, в память о невинно убиенных. Одним из самых  известных является монумент «Маска скорби», скульптор Э. Неизвестный.(материалы презентации)

1 сентября 2011 г. состоялся визит Патриарха Кирилла в г. Магадан. В ходе которого был освящен Свято-Троицкий собор. Примечательно, что нижний храм Собора назван в честь Новомучеников и исповедников Российских.(материалы презентации).

  1. Применение полученных знаний.

Уч-ся работают с анимированной схемой (материалы презентации), сворачивают полученную на уроке информацию,  выделяют факт, проблему, решение, последствия.

Давайте, вернемся к задаче урока, главному вопросу. Так почему же с такими людьми, о которых речь шла на уроке, не страшно было рядом в лагере?

(Это были духовно-богатые люди, обладавшие высоким гуманизмом, стремившиеся чувствовать себя нужными другим, отстаивавшие свою внутреннюю свободу, внутреннее достоинство)

  1. Диагностика процесса усвоения учебного материала. (уч-ся выполняют интерактивное тестовое задание).
  2. Подведение итогов, выставление отметок.

 Список использованной литературы.

  1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную церковь. 1917-1956 гг. Биографический справочник в 2-х кн.. – Изд.-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. – М., 1997.
  2. Поведский В. Письма в лагерь (1958 – 1960) священнику Вячеславу Якобсу. – Православное издательское общество Священномученика Исидора Юрьевского. – Талин, 2000.
  3. Православие. Энциклопедия для детей. –  М.: «Аванта+», 2010.
  4.  Поп [Видеозапись] / реж. В. Хотиненко. М.: кинокомпания Православная энциклопедия. 2010.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Политическая жизнь СССР в 30-е годы, принятие Конституции 1936 г.» Карточки по теме

Разноуровневые карточки для проверки знаний по теме: «Политическая жизньСССР в 30-е годы. Конституция 1936 г.»...

"60-Е ГОДЫ — РОССИЯ И МИР" "Повернуться лицом к экономике" (проблемный урок об экономическом развитии СССР в 60-х годах)

Старшеклассники знакомятся с различными точками зрения на характер проводившихся во внутренней политике преобразований в 60-х годах....

Конспект урока «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация»

Предмет История Класс 9 Автор УМК Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., История России XX-начало_ XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.- 11изд.: М.- ООО «Р...

Урок истории в 11 классе по теме "Духовная жизнь СССР в 1940-1960 годы

Урок истории в 11 на тему «духовная жизнь СССР в 1940-1960гг.» изучается в рамках главы «СССР в первые послевоенные десятилетия»....

Конспект урока и презентация по теме «Отечественная война 1812 года», 9 класс. История

Технологическая карта урока и презентация по теме «Отечественная война 1812 года»....

конспект открытого урока и самоанализ на тему ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР в 1960-1980 годы

конспект к уроку истории по разделу СССР в 1945-1991 годы. конспект сопровождается презентацией и самоанализом...

Работа по теме: «Духовная жизнь страны в 1990-е годы» 10 класс история России

Работа по теме: «Духовная жизнь страны в 1990-е годы»...