Конспект урока ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей"
план-конспект урока (5 класс)

Швидкая Ирина Александровна

Конспект урока ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей", проведенный 23.11.2023 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_moy_otkrytyy_urok_shvidkaya_i.a._23.11.2023.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по курсу ОДНКНР в 5 классе по теме «Семья – хранитель духовных ценностей»

Дата проведения: 23.11.2023 г.

Учитель: Швидкая И.А.

Тип урока: комбинированный (повторение изученного, освоение и закрепление нового материала).

Методы: групповые и индивидуальные задания, работа в парах или малых группах, практические занятия, интерактивные упражнения.

Методические приемы: кластер, синквейн, чек-лист.

Формы: Бинарный урок. Групповые и индивидуальные задания, работа в парах или малых группах, практические занятия, игровые технологии, интерактивные упражнения, кластер и синквейн.

                   

Цель урока  — знать и понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада; понимать значение термина «поколение».

Задачи:

  • формировать понятие что «Семья - является хранительницей духовных ценностей», основываясь на взаимосвязях между традициями, культурой и особенностями семейного быта и отношений в семье; 
  • сравнить семейный уклад в разных «поколениях», их взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
  • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
  • провести практические задания в виде: синквейна, кластера «Ромашка», имнтерактивной игры;
  • развивать у обучающихся компетенций: коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, критического мышления, творчества. 

Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, презентация, колонки, ноутбук, ручки, листы бумаги, раздаточный материал, чек-листы. Родословные семей детей.  

Выставка книг: «Апостол», «Евангелие», «Домострой», «Помните, дети пятую заповедь!», «Букварь школьника. Слова», том 5 и том 8; «Навстречу детским сердцам» Б.А. Ганаго.

                                                           Ход урока

1.  Организационный этап.

- Добрый день. Я рады приветствовать всех, кто присутствует сегодня в нашем классе. 

- Ребята! На уроке от вас потребуется активность, терпение, умение уступать, воспитанность, внимательность и дружеское отношение друг к другу. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и начинаем работать. Садитесь, пожалуйста!

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока. (слайд  1.)

- Ребята, посмотрите на доску, кто догадался, о чём пойдет сегодня речь на уроке?

   (ответы детей: о семье, о тепле, о душе, о доме…)                

- Правильно, сегодня мы поговорим о «семье», «семейные традициях», о «духовно - нравственных ценностях, которые формируются в семье!».

 Узнаем об устое православной семьи на основе Священного Писания, сравните его с личным жизненным опытом.

3. Основная часть (разделение материала на логические блоки, последовательное изложение информации, использование примеров и иллюстраций).

Первичное восприятие и подготовка учащихся к работе на основном этапе.

- Прочитайте в чек листах тему урока: «Семья – хранитель духовных ценностей!»

- Хранитель – это тот, кто что-то охраняет.

- Мы сегодня узнаем, что является главным хранителем духовных ценностей!

- Поднимите руки те, у кого есть семья?

- У каждого из присутствующих в этом классе есть семья. Как вы считаете: семьи все одинаковые или разные?  

- Чем ваши семьи похожи? (Родственниками –близкими людьми).

- Чем семьи отличаются? (Количеством членов семьи…. Традициями, ценностями: материальными и духовными)

 - Все Вы правы. Семья – это дружный коллектив родственников.  Не важно растет ребёнок в родной или приёмной семье, главное – что у него есть люди, которые заботятся о нём.

(слайд 2.)

«Деяния святых апостолов. Послание к Галатам Святого апостола Павла 6 стих, 2»

- Семья основана на радости и создана ради неё. Каждый верующий православный христианин помнит слова из Нового Завета: «Носите бремена (тяжести) друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

   Святителя Иоанн Златоуст дал следующее толкование на это деяние:

«Несмотря на все трудности и неурядицы, которые иногда встречаются в семье,

 все члены семьи стараются жить в мире и согласии друг с другом,

 с уважением и почитанием должны относиться друг к другу.

Тогда семью можно назвать сильной и единой». 

        

4. Актуализация знаний и умений.

Работа над определением слова «СЕМЬЯ» Проверка домашнего задания 

 

-  Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Дома вам надо было подумать и объяснить, как вы понимаете смысл слова «СЕМЬЯ»?

Работа с толковым словарём. - прочитать

  • “Семья – группа живущих вместе близких родственников”

                                                                   (словарь Сергея Ивановича Ожегова).

- Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Счастливая семья — это спасательный круг, с помощью которого в душе царит душевный покой.

(слайд   5.)                        Работа в чек листах. Задание 1

Посмотрите на задание в рабочих листах. Это фраза писателя Льва Толстого, но часть слов была случайно стерта, давайте восстановим её:

«По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей ___, в своём___».

                                    (семье, доме).    

- Как вы думаете, что хотел показать писатель этой фразой?

«Данное выражение подчеркивает важность дома и домашнего уюта в жизни человека. Оно говорит о том, что истинное счастье можно найти только в том месте, где мы чувствуем себя комфортно, спокойно и безопасно - дома. Человек, который чувствует себя счастливым у себя дома, обычно имеет крепкие семейные связи, гармоничные отношения со своими близкими и чувствует себя защищенным и уверенным в своем будущем».

             

Работа в чек-листах. Задание 2

- Каждую семью объединяют семейные ценности. В семье ими дорожат и передают их из поколения в поколение.

- Подумайте сейчас о своей семье. Какие семейные духовные ценности есть в ваших семьях? Назовите первые слова, которые у вас ассоциируются, со словом семья.

- Почему у Вас у всех разные семьи, а слова вы подобрали почти одинаковые? (ценности одинаковые)

— Каждая семья имеет свои семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, то, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

 Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Работа с определением понятия – ЦЕННОСТИ. (слайд  5.)

- Давайте вспомним определение слова «ЦЕННОСТИ».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность». 

- В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Семья прививается милосердие, любовь к людям, положительное отношение к труду, бережное отношение к природе, к памяти предков.

Здесь человек учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких. Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего духовно-нравственного развития.

Контроль и самоконтроль (проверка знаний и навыков учеников, самостоятельное оценивание и анализ собственных результатов).

5. Динамическая пауза

Практическая часть (выполнение учениками заданий, упражнений и практических задач для закрепления изученного материала).

Работа в группах. Составление кластера РОМАШКА. Работа с терминологией слов.

(слайд  6.)

- Очень трудно однозначно ответить на вопрос: «Что важнее всего в семье?». Давайте попробуем выяснить какие ценности главные в семье.

Я вам предлагаю собрать кластер - РОМАШКУ, лепестки у неё будут название семейной ценности. Вы должны соотнести термин духовно-нравственной ценности с толкованием к нему.  Я называю ценность, группа, которая обнаруживает у себя соответствующее толкованием к нему – получает листик.

  1. Эта ценность считает всех членов семьи одинаковыми – Равенство
  2. Ценность, которую окажут близкие люди, когда вам будет тяжело– Поддержка
  3. Ценность Преданность друг другу – Верность
  4. Чуткое внимательное отношение друг к другу – Нежность
  5. Чувство признательности за сделанное добро, за оказанную помощь
  6. Благодарность Ценность является одним из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором признаётся достоинство личности к другому. Её можно встретить в Евангелии от Матфея – Уважение
  7. Отношение к кому-либо, обусловленное уверенностью, что на него можно положиться. Это вера в честность, надежность и добросовестность другого человека - доверие.
  8. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте; умение сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому человеку, попавшему в беду. – Сострадание или сопереживание

- Как вы думаете, почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?

- Символом семьи в России является ромашка.

- Что символизируют лепестки цветка? (Членов семьи)

- На чём держатся лепестки? (На сердцевине).

  1. Сердцевина - Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения – «Любовь» 

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

После того, как РОМАШКА построена делается вывод - Главная ценность – это любовь. Если её не будет, все остальные ценности уйдут из дома.

Но вот что говорит апостол Павел о подлинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.»

Толкование: Любовь долготерпит. Это свойство относится к обидам, оскорблениям, наносимых человеку, как словами, так и поступками ближних. Человек любящий умеет ждать, когда близкий поймет и осознает, что причинял боль. При этом продолжает любить, как будто это раскаяние уже наступило — это и означает «Любовь долготерпит». Любовь милосердствует. Это значит сострадает, сочувствует, старается помочь любимому человеку, не судит и не осуждает.

Семейные традиции. (слайд 7)

- За минувшие столетия много разных знаний было накоплено человечеством. Важно ведь не только создать знания, но и суметь правильно передать их следующим поколениям.

Для этого - то как раз и существует традиция. Это латинское слово. В переводе оно буквально означает «предание» т.е. передача.

В первую очередь она передаёт ценный опыт наших предков из поколения в поколение.

Семейная традиция — это передача КУЛЬТУРЫ (обычаи, порядки, правила поведения) от старшего поколения к младшему. (учебник стр. 13)

- Какие семейные традиции есть в вашей семье?

- Наши предки за многие века создали удивительную православную культуру. Прекрасные традиции праздников, выдающие произведения искусства, особый образ жизни, отношения к людям и к окружающему миру.

Многие традиции прочно вошли в жизнь нашего народа и стали обычаями. Крещение младенцев, купание в проруби, поминовения усопших в родительскую субботу. В прощенное воскресенье – просят у всех прощение за все свои неправильные поступки и взаимно прощают тех, кто просит прощения у них. В вербное воскресение – освящали веточки. На Пасху – красят яйца, готовят куличи. И еще очень много традиций….

Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную. (Но об этом мы поговорим на других занятиях).

6. Первичное усвоение новых знаний.

 Знакомство с устоями в православной семье.

Показ, чтение и обсуждение книги «Домострой» - (Слайд – 8)

- Семья – это особый мир из самых близких людей. Своими корнями семья уходит глубоко в прошлое.  

«Домострой» и «Букварь школьника. Слова».

В XVI веке появилась книга – «Домострой» — это памятник русской литературы, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Эта книга была семейным учебником. По ней многие учились хранить свою семью.

В «Домострое» говорилось о правилах семейных отношений, она раскрывала секреты КРЕПКИХ СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ:

- Как воспитать своих детей в поучениях разных. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать. Как детей учить и страхом спасать. КАК С ДОМОЧАДЦАМИ УГОЩАТЬ БЛАГОДАРНО ПРИХОДЯЩИХ В ТВОЙ ДОМ. КАК ДЕТЯМ ПОЧИТАТЬ И БЕРЕЧЬ ОТЦА И МАТЬ И ПОВИНОВАТЬСЯ ИМ. КАК ЖЕНЕ С МУЖЕМ СОВЕТОВАТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И ОБО ВСЕМ СПРАШИВАТЬ: И КАК В ГОСТИ ХОДИТЬ, И К СЕБЕ ПРИГЛАШАТЬ, И С ГОСТЯМИ, О ЧЕМ БЕСЕДОВАТЬ.

- о домовом строении: как строить дом, как выкопать колодец, погреб, как огородом и садом заниматься, как ухаживать за животными, когда сеять пшеницу, когда готовить деревья для строительства дома, как шить вести хозяйство, хранить продукты…

- о том, что каждый человек имеет свое предназначение: (стр. 272), об отношении и воспитании в семье, о слугах, нищих, военных, о торговле….

о семейных устоях:

Стр. 274. - Строгое почитание старших. Авторитет родителей, соединенный с любовью к детям, обуславливал послушание детей и доверие к старшим. На главе семьи лежала ответственность за своих домочадцев (близких) о соблюдении ими христианских обязанностей. Каждые член семьи имел свои обязанности. Дети с раннего детства приобретали в труде нравственные качества.

Семья – это первая школа ребенка, (стр. 275!!! Зачитать)

Букварь. Слова. Стр. 593

Букварь школьника. Слова. – это многотомник, он состоит из 12 томов. На каждый месяц года.

- Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты не всегда удается. Но если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются и на душе у всех легко и радостно. Чтобы преодолеть все трудности надо опираться на опыт старшего поколения: опыт родителей, прародителей….

Домострой Стр. 18 – 19

Старых чтите, как отца, а молодых как братьев.

Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран

 Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.

Их любовью и терпением достигается семейное счастье.

*** Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.

21. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ - стр. 62

22. КАКИХ СЛУГ ДЕРЖАТЬ ПРИ СЕБЕ И КАК О НИХ ЗАБОТИТЬСЯ. ВО ВСЯКОМ ИХ УЧЕНИИ И ПО БОЖЕСТВЕННЫМ ЗАПОВЕДЯМ, И В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ - стр. 64

Самые сложные обязанности лежат на родителях. с появлением детей становится главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Родители не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности, а в каждой в семье традиции и ценности. Их должны выполнять без напоминания.

Домострой – это книга в какой-то мере экзамен на наше право называться НАСЛЕДНИКАМИ. Я сейчас прочитаю как должны были вести себя дети в 16 веке а вы должны сравнить и осознать достойны ли мы своих предшественников?! Кто воспитанее мы или они….

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Я не буду оценивать вас за это сравнение. Вы сами честно должны дать самооценку НАСКОЛЬКО ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВОСПИТАННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

Юности честное зерцало. Стр. 157

8. Первичная проверка понимания.

а) Работа с пословицами. Интерактивная игра.

- Народная мудрость передает ценные наставления в устном творчестве. Очень ценными являются пословицы. Пословица — это простое традиционное высказывание, выражающее воспринимаемую истину, основанную на здравом смысле или опыте. Они помогают нам научиться размышлять о жизни, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Давайте вспомним пословицы о семье. Посмотрим, чему нас учит народная мудрость. Ребята нам надо закончить пословицу. Из предложенных вариантов выбрать правильный ответ.

Неправильный ответ – исчезнет. Правильный ответ увеличится в размере, вы услышите барабанную дробь. Появится стрелка перехода на следующий слайд.

                       (Прочитать и объяснить смысл любой пословицы по выбору).

Дом согревает не печь, а любовь и …                                 (согласие)

Дочернины дети милее …                                                     (своих)

Дочерьми красуются, сыновьями в почете …                     (живут)

Если в семье живёт старец, значит, в семье есть …           (драгоценность)

За кровинку свою и курица - лютый …                                (зверь)

Есть дети – будут и …                                                            (печали)

За общим столом еда…                                                          (вкуснее)

За плохого бойца ругают …                                                   (отца)

Жизнь родителей …                                                                (в детях)

Дружная семья не знает …                                                     (печали)                                    

И ворона своих воронят …                                                     (хвалит)

Изба детьми …                                                                         (весела)

Куда мать, туда и …                                                                (дитя)

Кто родителей почитает , тот вовек …                                  (не погибнет).

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных семьях или нет? Что в них общего? Что мы будем считать хранителем духовных ценностей?

Вывод:

И получается, «Семья – хранитель духовных ценностей». Семья — это наше первое общество. Находясь в обществе, нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным. А для этого надо быть культурным и хранить ценности, которые передают нам наши предки.

9. Заключение (подведение итогов урока, обобщение основных понятий и выводов, выявление успехов и сложностей в освоении материала).

Закрепление.

— Ребята, у каждого из Вас у вас есть семья. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.

Берегите свои семейные духовные и нравственные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «хранителем», которая отличает все семьи друг от друга.

- Мы много говорили о семье. Давайте подведем итог уроку, составив СИНКВЕЙН.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.

Сплачивает, объединяет, оберегает.

Семья – лучшая школа жизни.

Родные. (Родственники. Близкие.)

Семья.

Большая, счастливая.

Любят, заботятся, живут.

Семья – хранитель духовных ценностей.

Любовь.

 Обобщение изученного материала

- Каждый из нас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через собственный, уникальный, неповторимый опыт.

И где бы вы ни находились, ваша жизнь всегда будет отражать духовно - нравственные ценности и тот жизненный опыт, который вы приобрели в своей семье.

Пусть ваша семья всегда остаётся для вас хранителем семейных ценностей.

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Домашнее задание по выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.

Нарисовать рисунок к пословице о семье.

Написать сочинение о своей семье.

Продолжить работу над составлением генеалогического древа.

 Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Выставление отметок

Лист рефлексии

Закончите предложения:

«Основополагающими для семьи являются следующие ценности…»

«Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"...

Разработка открытого урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Разработка конспекта урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"...

Конспект урока Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»

Конспект урока Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»...

Урок конспект по ОДНКНР "Семья-хранитель духовных ценностей"

В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. В семье прививается милосердие, любовь к людям, положительное отношение к труду, бе...

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей"....

Технологическая карта урока "СЕМЬЯ -ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ".

Технологическая карта урока "Семья- хранитель духовных ценностей"...

План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс

Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности....