Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".
методическая разработка (5 класс)

Филина Елена Александровна

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

_________Филина Елена Александровна_____

ФИО

ГБОУ СОШ №164 Красногвардейского района

краткое название образовательной организации, включающее район

УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И Власенко, А.В. Поляков

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

 Основы духовно-нравственной культуры народов России

учебный предмет

5 класс

Тема: Семья – хранитель духовных ценностей.

Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: сформировать у учащихся представления об условиях, которые делают семью счастливой.

 Планируемые результаты

Предметные: учащиеся узнают, какие нравственные нормы регулируют отношения в семье, уметь объяснять понятие «традиция», уметь называть семейные традиции.

Метапредметные: учащиеся овладеют исследовательскими умениями и навыками работы со скульптурой как текстом культуры; научиться выстраивать ассоциативные цепочки; строить речевое высказывание в соответствии задачами коммуникации, умение работать с изображением и аргументированно выражать свое мнение.

Личностные: способствовать формированию у учащихся уважения к семейным традициям; становление гуманистических ценностных ориентаций.

Ресурсы урока: презентация, учебник.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Приветствует учащихся, предлагает детям подумать,

что пригодится для успешной работы на уроке  

 .

Предложить учащимся познакомиться с изображением памятников, установленных в разных уголках нашей страны: (Памятник Счастливой семье, ул. Верности), (Памятник Российской семье,7-я Красноармейская) Санкт-Петербург, Памятник «Бабушка и дедушка» г. Белая Калитва, Памятник "Семья" в стиле дымковской игрушки, г. Киров). Отметить, что все эти памятники называются одинаково, попросить учеников высказать свои версии об их названии.

 1. Проверяют свою готовность к уроку, высказываются о том, что сегодня пригодиться   на уроке.  Настраиваются на учебную деятельность.

 

Обсуждают, что связывает между собой эти скульптуры. Кому или чему они посвящены?

Актуализация необходимых знаний

Организовать обсуждение: что такое «семья». Попросить детей подобрать несколько ассоциаций. которые возникают у них в связи с этим понятием. Выписать на доске те слова-ассоциации, которые повторяются чаще всего.

  Вместе с учащимися определяет тему урока. Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать. Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске, акцентирует внимание на значимость темы.

  Используя выписанные слова, учащиеся дают      определение понятию «семья». Обсуждают, что стоит за этим словом.   Высказывают свое мнение, формулируют тему урока.  

 Версии учащихся.

Учащиеся записывают тему урока на доске.

Организация познавательной деятельности

 Вывести на экран изображение одного из памятников семье. Предложить детям рассмотреть его более внимательно и подумать, почему автор его назвал «счастливая семья». Что вкладывают учащиеся в понятие «Счастливая семья». Какую из скульптур тоже можно было бы назвать «счастливая семья».

 

 

  Однако можно ли только на чувствах построить счастливую семью?                          

Чтобы разобраться, что делает семью счастливой, предлагаю учащимся групповую работу. Класс делится на 6 групп. Каждой группе предоставляется материал для работы     на основе которого каждая группа определяет семейные ценности: 1 гр.-«Повесть о Петре и Февронии», 2 гр.-репродукция картины А. Ржевской «Веселая минутка» стр.59 учебника, 3 гр. -стихотворение. Г. Дядина «Семья –это мы» 4 гр. –репродукция картины П. Лучановой «Семейный портрет. Знакомство» 5гр.- вырезки, иллюстрации на тему семья и семейные ценности в разных религиях.     6 гр.- Притча «Корзина»

 

 

 

Все детские окна-рисунки собираются на доске в виде прямоугольника

Мелом дорисовываются стены дома и крыша. На крыше подписать «Счастливая семья»

 

Предложить ученикам рассмотреть иллюстрации в учебнике, дополнив изображениями в презентации Н.П. Богданов -Бельский «Чаепитие» В. Максимов «Бабушкины сказки». Обсудить, что ребята понимают под фразой «семейные традиции». Поинтересоваться у детей, до какого поколения они знают своих предков, свой род.

В Петербурге есть семейные династии (когда несколько поколений семьи выбирали профессии одной направленности) что тоже является одной из семейных традиций-продолжать дело предков. Домашнее задание - найти информацию о таких династиях Петербурга. Подготовить о любой из   них короткое сообщение.

 

Обсуждают, аргументируют свою позицию.

 

Подводят итог обсуждения: в семье объединяет не только совместное проживание, а чувства, которые они испытывают друг к другу

Распределяются в группы

.

Выполняют задания в группах:

1.Каждая группа получает ¼ часть листа А4 и складывает ее так. чтобы получилось «окно со ставнями» (сложить пополам, раскрыть, правый и левый края листа соединить на линии сгиба)

2. «ставни открываются, внутри окна ребята вписывают название семейной ценности, дополняют рисунками, делают коллаж из предоставленного материала.

3. Представители групп выступают с отчетом о выполнении заданий.

Подводят итог обсуждения: чтобы семья была дружной, счастливой, она должна строиться не только на любви, но и на согласии, умении слушать и понимать друг друга, поддерживать во всем, продолжать семейные традиции.

Поочередно высказывают свое мнение, вспоминают семейные традиции своей семьи.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия деятельности

 

Подводит итоги работы, организует заполнение

оценочного листа.

Благодарит учащихся за работу на уроке.  

-  Урок наш подходит к концу.  В оценочном листе

заполняем графу «В конце урока» и оцениваем свои

знания и работу на уроке. Выбирают, заполняют и вкладывают в соответствующие кармашки в тетради.

Продолжите фразу  

 •  я научилась (научился)…

•  меня удивило …

•  мне захотелось …

•  мне понравилось (не понравилось) …

•  мне было интересно…

Учитель выставляет оценки за урок, организует

обсуждение.

- Молодцы! Спасибо большое всем за работу!  

 

 

Учащиеся заполняют оценочные листы и вкладывают в соответствующие кармашки в тетради.

Приложение

Чемодан – информация, которую я узнал на уроке является для меня ценной и важной, и она дополнит багаж моих знаний. Я беру ее в свой чемодан знаний.

Мусорная корзина – сведения, которые я узнала на уроке не вызвали у меня интереса и не могут впоследствии быть практически использованы. Я выброшу их в мусорную корзину.

Мясорубка – информация на уроке оказалась важной для меня, но она требует переработки, осмысления, дополнения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"

В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.

Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Методическая разработка: технологическая карта урока физической культуры раздел: спортивные игры. Волейбол. 5 кл.

Технологическая карта  урока физической культуры раздел: спортивные игры.  Волейбол. 5 кл....

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"...