Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"
методическая разработка (5 класс)

Филина Елена Александровна

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tku_1.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Филина Е.А.

Район, название ОУ: Красногвардейский р-н, ГБОУ №164

Используемый УМК:

Учебный предмет, класс: Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Тема:  Что составляет твой духовный мир. Совесть

Тип:  

Цель урока:   Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние». . Дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека

Планируемые результаты

Предметные:

  •  знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии.
  • объективно оценивать свои и чужие поступки; 

усвоить понятия «совесть», «стыд», «раскаяние», «чувства», «воля»;

Метапредметные:

  •  познавательные УУД (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство);
  • коммуникативные УУД(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
  •  регулятивные УУД (совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 

Личностные:  

  •  обучающиеся проявляют развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о совести как морально-этической ценности общества
  • проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Ресурсы урока:   мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние»,  видео клип на песню Светланы Копыловой «Слеза грешника»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

-Что главное скажите в человеке?

-Конечно, разум, - первый мне ответил-  

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня.-

Я поклонилась голову склоня.

Второй ответил:-Воля на пути-

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.-

Я поклонилась в пояс мудрецу.

-Да нет, не то, -заволновался третий…

-Послушайте, что строго он ответил( пауза). Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Запишите в тетради.

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

 Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

Прочитайте эпиграф урока.

«Самое главное украшение человека – чистая совесть». 
Цицерон

Какой вопрос возникает?

 

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

 

 Уч-ся называют тему урока, цель

 

Мотивация к деятельности

Работа с маркировочной таблицей

Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/5/44541_ca2d75cc8a3bf920715a174442eee309.png.jpg

Организация познавательной деятельности

 Работа с д/з   Дети делятся подготовленными дома словосочетаниями со словом «добро» и пословицами о добре.      

Добро-это то что

А кого можно назвать добрым человеком.как вы думаете       «Добрый человек-не тот, кто умеет делать добро .а тот , кто не умеет делать зло»(В.О.Ключевский)                                                                            А что такое по-вашему зло                                                                                В старославянском языке слово  «зло» имеет значение                                                « беда, несчастье, вред ,худо». Поробуйте расшифровать слова:             зло-дей,

зло-мыслить

 зло-словить                                                                                                       Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло .   Попробуйте привести свои примеры .  Что помогло тебе понять, что твой поступок не забавен.                                                                                                                    О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений.                                                                             Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие  «Отречение Петра».Чтение библейской истории «Отречение Петра».   Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.  Какое выражение лица у него? Почему?    Что же послужило причиной его грусти, муки?  

 -Как вы думаете, можно ли как -нибудь  избавиться от  мучений и терзаний совести? Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил? Ребята работают с текстом в группах:

) Первый шаг в раскаянии.

- Прочитай, в чём состоит первый шаг в раскаянии?

 -Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?

 

 - Как вы его понимаете?             

 2) Второй шаг в раскаянии.     Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии                                                                              

Злому — смерть, а доброму — воскресение.

Мир не без добрых людей.

Нет худа без добра.

От добра добра не ищут, от овса кони не рыщут.

От любви до ненависти — один шаг.

Подумаешь — горе; а раздумаешь — воля Господня.

Тому тяжело, кто помнит зло.

 - помогает другим людям                                      

-помогает росту души человека

 Ответы ребят.

Ответы ребят.

 

Делающий беду, наносящий вред ,                                                              иметь вредное намерение,                                                                       желать несчастья ,                                                                                        говорить   плохое, бранить, клеветать, проклинать                                             Зло-то, что удаляет человека от добрых целей- вывод ребят.

Ответы учеников.(  у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель:  твоя же  душа)

Люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

 

Ответы детей.

1 группа.

 И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.) Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

  Сожаление о том, что сделано)

Группа 2.

 (В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.) (Переворот своих стремлений.) Готовность исправить свой поступок)Вслед за переменой в самооцнке должна произойти и внешняя перемена.исправь свою прошлую ошибку делом. Украл-Верни, солгал- наберись сил сказать правду, пожадничал- подари…

Рефлексия деятельности

Мы сегодня обсуждали такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяния. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.

Сейчас я прошу вас продолжить предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне запомнилось…

Я задумался…

Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слушать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои ошибки.

Минутка для души ( видео клип на песню Светланы Копыловой «Слеза грешника»

Текст песни

Призвал Господь однажды сто ангелов к Себе.

По лесенке на землю отправил их с небес.

И принести оттуда Господь им повелел,

Все лучшее, что только найдется на Земле.

По лесенке прозрачной, как звездные лучи,

Спускались осторожно сто ангелов в ночи.

И разошлись, простившись, по весам – кто куда,

Исполнить послушанье, что Сам «Господь им дал.

Вот девяносто девять вернулись точно в срок,

И принесли немало они земных даров.

И ангел запоздалый принес подарок свой.

Лежала на ладони слезинка у него.

Склонив главу смиренно, он Господу сказал:

«Увидел я, как грешник молился и стенал.

Молил он о прощении и плакал о грехах,

И вот его слезинка теперь в моих руках».

Была она похожа на райскую росу –

И радовался Боже глядя на ту слезу.

И молвил в умилении Творец и Царь миров:

«Мне грешника слезинка дороже всех даров».

 

 

  Домашнее задание.

Вспомните литературные произведения (которые вы читали на уроках литературы) в которых герою приходилось бы испытывать муки совести. Запишите названия произведений в тетрадь.

Ребята записывают предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне запомнилось…

Я задумался…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"

В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.

Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Методическая разработка урока по ОДНКР, тема "Твой духовный мир"

Методическая разработка урока включает конспект и раздаточный материал к уроку "Твой духовный мир"...

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей"....