Методическая разработка технологической карты к уроку "Семья – хранитель духовных ценностей"
методическая разработка (5 класс)

Журина Светлана Николаевна

Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_s_literaturoy_1.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Журина Светлана Николаевна

Район, название ОУ: ГБОУ № 543 Московского района Санкт - Петербурга

Используемый УМК: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. «Основы духовно – нравственной культуры народов России.»

Учебный предмет, класс: Основы духовно – нравственной культуры народов России, 5 класс

Тема:  Семья – хранитель духовных ценностей

Тип:  урок изучения нового материала

Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

 

Планируемые результаты

Предметные:

  • Смогут дать определения понятиям: семья, семейные ценности;
  • Смогут сделать вывод о роли семьи в жизни каждого человека
  • Смогут сделать вывод, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.  

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
  • Познавательные УУД: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно – следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности
  • Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

 

Личностные:  

  • Формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье

Ресурсы урока:  компьютер, мультимедийный экран, словари, учебник, фотографии

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Приветственное слово учителя, обеспечивающее позитивную

 обстановку на уроке

Проверка домашнего задания.

Мини- диалог учителя.

…Когда- то о ней не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя…?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась … (семья).

Назовите тему урока? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Давайте составим план урока? (учитель прикрепляет листочки с планом урока на доску)

Что такое семья?

- А бабушки и дедушки будут являться членами семьи?

- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

- Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах.

-СЛОВАРНАЯ РАБОТА (У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ)

-Назовите всех членов вашей семьи?

- Ребята, правильно мы дали с вами определение понятию «семья»?

-Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью? (дружная, большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

Посмотрим на 1 пункт плана. Мы узнали Что такое семья?

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учащиеся отвечают на вопросы по проверке пройденного материала.

Ответ учащихся: СЕМЬЯ.

Ученики формулируют тему урока.

1.Что такое семья?

2.Что такое семейные ценности?

3. Семейные ценности в разных религиозных культурах.

С помощью опорных слов учащиеся отвечают на вопрос и составляют вопросы, над которыми будут работать на уроке.

Поиск нужной информации.

Учащиеся работают со словарями и сравнивают определения, которые дали в словарях и то, которое они дали сами (разные определения, читают по очереди)

Ответы учащихся. Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Учащиеся перечисляют членов семьи, характеризуют свою семью

Актуализация необходимых знаний

- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас и познакомимся.

Очень давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.

Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба

-На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье: В чем секрет счастливой семьи.

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.

Послушайте ещё одну притчу

- « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

- Какое это слово? У нас остался один лепесток неоткрытый (учитель показывает) «лепесток», скажите какое это слово, которое, по- вашему мнению, написал старец.

- Старец на бумаге написал слово «ПОНИМАНИЕ» (если учащиеся слово «понимание» не указали, то учитель добавляет слово к «ромашке»). Как вы думаете почему?

- Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось?

- Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Символом семьи в России считается ромашка.

- На чём держатся лепестки?

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

- Что же символизирует сердцевинка?

- На чем держится семья?

- Посмотрите на фотографии, скажите, какой вы видите семью? (фото на слайдах)

(Каждый ответит по - своему, на вопрос: «для чего человеку нужна семья», но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.)

- Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Мы ответили на 2 пункт нашего плана.

Физкультминутка «У кого…»

-Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

-У кого есть сестра или сестрёнка, помашите над головой рукой.

-Кто помогает дома близким, топните.

-У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

-Кто похож на папу? Присядьте.

-Кто похож на маму? Наклон вперёд

-Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко

-А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

Ответы учащихся.

Учащиеся ищут правила в учебнике и перечисляют их.

Учащиеся работают на месте, называют слова, а учитель прикрепляет слово, на «лепестке» на доску.

Ответы учащихся: на семейных ценностях.

Совместная деятельность учащихся

Ответ: На сердцевине.

Ответ: Они погибнут

Ответ учащихся: на семейных ценностях

.

Организация познавательной деятельности

- О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке?

- Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Чтобы узнать нам нужно открыть учебники на стр.74-76

Согласны ли вы с высказыванием: «Семейные ценности являются общечеловеческими и не зависят от национальности и вероисповедания?

- Для того чтобы проверить ваши предположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно поработать с различными источниками и представить свою работу.

- Работая индивидуально с учебником стр. 74,75,76 каждая из вас представляет религиозную культуру; в рабочих листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой вы работали

Работа с источниками

Ислам, иудаизм, православие, буддизм

Чем является семья

Как должны жить люди в браке

Отношения к старшим

Обязанности родителей перед детьми

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? (обращается внимание учащихся на таблицу)

- Как вы считаете, почему?

- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (обращается внимание учащихся на таблицу -

- Молодцы!

Вывод: В каждой религии семейные ценности одинаковы. Во всех религиях семья играет огромную роль в жизни человека. Основными ценностями семьи является любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие , забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом

Вернемся к 3 пункту нашего плана. Ответили мы на этот вопрос?

– Знакомство с повестью о Петре и Февронии

Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.

Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно ( Краткий пересказ одним из учащихся или видео посмотреть)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо, но только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года,

-Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили сохранить семью?

Ответ: Что такое семья, на каких семейных ценностях держится семья.

Чтение текста и обсуждение прочитанного. Осмысление проблемного вопроса.

Ответы учащихся: о религиях; о том, как религии относятся к семье.

Учащиеся читают: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм. Это религии.

Предположения учащихся.

Каждый ученик или отдельная группа, представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности религиозных культур. Затем идёт обмен информацией.(выдаются листы с подготовленной таблицей)

По ходу проверки задания на экране выводится таблица.

«Христианская культура»: почитать родителей,

заботиться о пожилых родителях, слушаться своих родителей, говорить о родителях уважительно.

«Исламская культура»:почитать и уважать родителей, молиться за родителей, слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения.

«Буддийская культура»:поддерживать своих родителей, исполнять свои обязанности по отношению к родителям, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции.

«Иудейская культура»:чтить отца и мать, заботиться о своих родителях, прислушиваться к мнению старших, благословлять и уважать родителей.

Ответы учащихся: Да, совпадают.

Предполагаемый ответ: Семья – это свято для всех

Учащиеся смотрят и слушают видео о Петре и Февронии

Называют качества

Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке вы узнали, что семья – это любовь и обязанность, нежность и справедливость. У нас была возможность высказаться, послушать других.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание которое вы видите на слайде

Продолжи предложение:

- Я хочу чтобы моя семья была….

Родным я хочу пожелать…

Оцените свою работу на уроке

- Я предлагаю подарить нашей ромашке солнышко. У вас лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось, получил много интересной информации; голубого цвета - было не интересно, не было никакой полезной информации.

Наш урок хотелось бы закончить стихотворением:

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда-

Семья-это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди

Всем большое спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание: Написать сочинение о своей семье.

Продолжают предложения по очереди.

Осуществляют самооценку деятельности:

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям

Критерии оценки эффективности работы на уроке вы видите на доске. Лучики желтого цвета – мне очень понравилось, получил много интересной информации; лучики голубого цвета - было не интересно, не было никакой полезной информации.

Запись домашнего задания

Литература

Большой психологический словарь.  - Издательский дом: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. «Основы духовно – нравственной культуры народов России.»

Кон И.С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981.

Кузнецов С.А. Большой толковый словарь. – СПб.: Норинт, 2000.

Перова О.  Энциклопедия праздников для детей.: М., Махаон, 2011

Фотографии из семейных архивов (фотографии членов семьи обучающихся)

Интернет – источники:

Одегова Иванна. Семейные ценности. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/03/15/2561

Повесть о Петре и Февронии Муромских.  - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=SZlIdLXP8A0

Притча в стихах. –Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/5227673/post359789261/

Притча о дружных семьях. - Режим доступа:  https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/semja-i-semejjnye-cennosti0.html

Семейный кодекс РФ - Режим доступа:  http://rulaws.ru/Semeynyy-kodeks

Стихотворение для физкультминутки. - Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25716


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка

Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...

Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"

В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.

Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей"....

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"...

Технологическая карта урока "СЕМЬЯ -ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ".

Технологическая карта урока "Семья- хранитель духовных ценностей"...

Методическая разработка уроков по ОДНКНР Семья - хранитель духовных ценностей.

Материал предназначен для учителей школы в помощь в подготовке к урокам. В данной работе содержатся материалы к трём урокам....