Методическая разработка технологической карты к уроку "Семья – хранитель духовных ценностей"
методическая разработка (5 класс)
Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Журина Светлана Николаевна
Район, название ОУ: ГБОУ № 543 Московского района Санкт - Петербурга
Используемый УМК: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. «Основы духовно – нравственной культуры народов России.»
Учебный предмет, класс: Основы духовно – нравственной культуры народов России, 5 класс
Тема: Семья – хранитель духовных ценностей | Тип: урок изучения нового материала | ||||||||||
Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.
| |||||||||||
Планируемые результаты | |||||||||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |||||||||
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный экран, словари, учебник, фотографии | |||||||||||
Ход урока | |||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||||
Мотивация к деятельности | |||||||||||
Приветственное слово учителя, обеспечивающее позитивную обстановку на уроке Проверка домашнего задания. Мини- диалог учителя. …Когда- то о ней не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: -Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все также ответила: "Я". Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя…? - «Я, я, я» - Ева молвила «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась … (семья). Назовите тему урока? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Давайте составим план урока? (учитель прикрепляет листочки с планом урока на доску) Что такое семья? - А бабушки и дедушки будут являться членами семьи? - Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? - Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах. -СЛОВАРНАЯ РАБОТА (У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ) -Назовите всех членов вашей семьи? - Ребята, правильно мы дали с вами определение понятию «семья»? -Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью? (дружная, большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…) Посмотрим на 1 пункт плана. Мы узнали Что такое семья? | Учащиеся включаются в учебную деятельность. Учащиеся отвечают на вопросы по проверке пройденного материала. Ответ учащихся: СЕМЬЯ. Ученики формулируют тему урока. 1.Что такое семья? 2.Что такое семейные ценности? 3. Семейные ценности в разных религиозных культурах. С помощью опорных слов учащиеся отвечают на вопрос и составляют вопросы, над которыми будут работать на уроке. Поиск нужной информации. Учащиеся работают со словарями и сравнивают определения, которые дали в словарях и то, которое они дали сами (разные определения, читают по очереди) Ответы учащихся. Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Учащиеся перечисляют членов семьи, характеризуют свою семью | ||||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||||
- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас и познакомимся. Очень давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств. Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба -На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье: В чем секрет счастливой семьи. Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей, и т. д. Послушайте ещё одну притчу - « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… - Какое это слово? У нас остался один лепесток неоткрытый (учитель показывает) «лепесток», скажите какое это слово, которое, по- вашему мнению, написал старец. - Старец на бумаге написал слово «ПОНИМАНИЕ» (если учащиеся слово «понимание» не указали, то учитель добавляет слово к «ромашке»). Как вы думаете почему? - Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось? - Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Символом семьи в России считается ромашка. - На чём держатся лепестки? - Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? - Что же символизирует сердцевинка? - На чем держится семья? - Посмотрите на фотографии, скажите, какой вы видите семью? (фото на слайдах) (Каждый ответит по - своему, на вопрос: «для чего человеку нужна семья», но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.) - Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Мы ответили на 2 пункт нашего плана. Физкультминутка «У кого…» -Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши. -У кого есть сестра или сестрёнка, помашите над головой рукой. -Кто помогает дома близким, топните. -У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх. -Кто похож на папу? Присядьте. -Кто похож на маму? Наклон вперёд -Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко -А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые. | Ответы учащихся. Учащиеся ищут правила в учебнике и перечисляют их. Учащиеся работают на месте, называют слова, а учитель прикрепляет слово, на «лепестке» на доску. Ответы учащихся: на семейных ценностях. Совместная деятельность учащихся Ответ: На сердцевине. Ответ: Они погибнут Ответ учащихся: на семейных ценностях . | ||||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||||
- О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке? - Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Чтобы узнать нам нужно открыть учебники на стр.74-76 Согласны ли вы с высказыванием: «Семейные ценности являются общечеловеческими и не зависят от национальности и вероисповедания? - Для того чтобы проверить ваши предположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно поработать с различными источниками и представить свою работу. - Работая индивидуально с учебником стр. 74,75,76 каждая из вас представляет религиозную культуру; в рабочих листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой вы работали Работа с источниками
- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? (обращается внимание учащихся на таблицу) - Как вы считаете, почему? - Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (обращается внимание учащихся на таблицу - - Молодцы! Вывод: В каждой религии семейные ценности одинаковы. Во всех религиях семья играет огромную роль в жизни человека. Основными ценностями семьи является любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие , забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом Вернемся к 3 пункту нашего плана. Ответили мы на этот вопрос? – Знакомство с повестью о Петре и Февронии Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день. Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии. Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно ( Краткий пересказ одним из учащихся или видео посмотреть) Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо, но только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, -Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили сохранить семью? | Ответ: Что такое семья, на каких семейных ценностях держится семья. Чтение текста и обсуждение прочитанного. Осмысление проблемного вопроса. Ответы учащихся: о религиях; о том, как религии относятся к семье. Учащиеся читают: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм. Это религии. Предположения учащихся. Каждый ученик или отдельная группа, представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности религиозных культур. Затем идёт обмен информацией.(выдаются листы с подготовленной таблицей) По ходу проверки задания на экране выводится таблица. «Христианская культура»: почитать родителей, заботиться о пожилых родителях, слушаться своих родителей, говорить о родителях уважительно. «Исламская культура»:почитать и уважать родителей, молиться за родителей, слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения. «Буддийская культура»:поддерживать своих родителей, исполнять свои обязанности по отношению к родителям, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции. «Иудейская культура»:чтить отца и мать, заботиться о своих родителях, прислушиваться к мнению старших, благословлять и уважать родителей. Ответы учащихся: Да, совпадают. Предполагаемый ответ: Семья – это свято для всех Учащиеся смотрят и слушают видео о Петре и Февронии Называют качества | ||||||||||
Рефлексия деятельности | |||||||||||
Сегодня на уроке вы узнали, что семья – это любовь и обязанность, нежность и справедливость. У нас была возможность высказаться, послушать других. А сейчас я предлагаю вам выполнить задание которое вы видите на слайде Продолжи предложение: - Я хочу чтобы моя семья была…. Родным я хочу пожелать… Оцените свою работу на уроке - Я предлагаю подарить нашей ромашке солнышко. У вас лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось, получил много интересной информации; голубого цвета - было не интересно, не было никакой полезной информации. Наш урок хотелось бы закончить стихотворением: Давайте семейные ценности чтить, Давайте всегда своих близких любить, Ведь только в семье мы поддержку найдем, Пусть будет всегда полной чашей ваш дом. Пусть дети и взрослые помнят всегда- Семья-это главное! Через года Сумейте вы счастье свое пронести, Пускай только лучшее ждет впереди Всем большое спасибо за работу на уроке! Домашнее задание: Написать сочинение о своей семье. | Продолжают предложения по очереди. Осуществляют самооценку деятельности: Оцени свою работу на уроке по следующим критериям Критерии оценки эффективности работы на уроке вы видите на доске. Лучики желтого цвета – мне очень понравилось, получил много интересной информации; лучики голубого цвета - было не интересно, не было никакой полезной информации. Запись домашнего задания | ||||||||||
Литература
Большой психологический словарь. - Издательский дом: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. «Основы духовно – нравственной культуры народов России.»
Кон И.С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981.
Кузнецов С.А. Большой толковый словарь. – СПб.: Норинт, 2000.
Перова О. Энциклопедия праздников для детей.: М., Махаон, 2011
Фотографии из семейных архивов (фотографии членов семьи обучающихся)
Интернет – источники:
Одегова Иванна. Семейные ценности. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/03/15/2561
Повесть о Петре и Февронии Муромских. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=SZlIdLXP8A0
Притча в стихах. –Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/5227673/post359789261/
Притча о дружных семьях. - Режим доступа: https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/semja-i-semejjnye-cennosti0.html
Семейный кодекс РФ - Режим доступа: http://rulaws.ru/Semeynyy-kodeks
Стихотворение для физкультминутки. - Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25716
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: "Систематизация времён"
В технологической карте представлены интересные виды работы на уроке немецкого языка в 6 классе, с применением технологии РКЧМП....

Методическая разработка. Технологическая карта. Изготовления косметички.
Подробная инструкция. Технологическая карта. Изготовления косметички....

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".
Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей"....

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"
Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"...
Технологическая карта урока "СЕМЬЯ -ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ".
Технологическая карта урока "Семья- хранитель духовных ценностей"...
Методическая разработка уроков по ОДНКНР Семья - хранитель духовных ценностей.
Материал предназначен для учителей школы в помощь в подготовке к урокам. В данной работе содержатся материалы к трём урокам....
