Методическая разработка урока по ОДНКР, тема "Твой духовный мир"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Ямова Антонина Николаевна

Методическая разработка урока включает конспект и раздаточный материал к уроку "Твой духовный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoy_duhovnyy_mir.docx285.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Твой духовный мир»

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: продолжить формирование понятия «духовный мир человека», получить знание о составляющих духовного мира человека.

Развивающая: продолжить развитие навыков коммуникации в коллективе, формирования монологической речи, умений работы с текстом, анализа и систематизации информации, организация групповой деятельности, развитие критического и логического мышления.

Воспитательная: способствовать осознанному восприятию своего внутреннего мира и его составляющих, пробуждению интереса к саморазвитию и самообразованию, пониманию того, что комфортное существование в обществе зависит от каждого человека и его стремления становиться лучше.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями урока;
  • Дать осознанное представление о составляющих духовного мира человека;
  • Показать значимость образования в развитии духовного мира человека;
  • Вызвать интерес учащихся к чтению, показать значимость книг в культурном обогащении человека;
  • Познакомить учащихся с культурой поведения в различных ситуациях.

План урока:

  1. Что значит «духовный мир»?
  2. Твоя образованность
  3. Книга и чтение – важная часть культуры человека
  4. Твои интересы
  5. Твоя культура поведения

Основные понятия: духовный мир, этикет 

Образовательные ресурсы: учебник Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс – М.: Вентана – Граф, 2015. – 160 с., мультимедийная презентация, рабочие листы.

Оборудование: компьютер, проектор.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: принятие норм нравственного поведения; проявление правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты: участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, добавлять, приводить доказательства, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

Создает положительный настрой на дальнейшее сотрудничество, объявляет тему урока.

Приветствуют учителя.
Записывают тема урока.

2

Мотивационный модуль

Учитель начинает урок с рассказа о театре Музыкальной Комедии в период блокады Ленинграда  (приложение 1)

Вопросы к рассказу: 

1) Почему, не смотря на нечеловеческие условия, театр продолжал работать во время блокады Ленинграда и не стал эвакуироваться, как остальные театры и другие организации?

2) Объясните, почему ленинградцы, не смотря на слабость и голод, продолжали посещать театр? Что двигало людьми в таких тяжелых условиях? Почему для них это было так важно?

Сегодня я предлагаю узнать, из чего состоит внутренний, духовный мир человека. Что для этого нам нужно сделать?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Приходят к выводу, что люди, не смотря на ужасные условия, голод и холод, чувствовали потребность в культурном развитии. Это значит, что образованный и культурный человек при любых сложностях будет стремиться к саморазвитию и обогащению своего внутреннего мира.

Формулируют цель и задачи урока.

 - изучить понятие «духовный мир человека»

 - узнать, из чего состоит внутренний мир человека

- попытаться проанализировать, из чего состоит свой собственный духовный мир

- узнать о способах обогащения своего внутреннего мира

3

Изучение нового материала

1. Что значит «духовный мир»?

Предлагает прочитать поговорку: «Не хлебом единым жив человек»

– Как вы понимаете эти слова?

– Слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает  язык и обычаи других народов.  

Задание на карточках в парах (приложение 2)

Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а красным - материальные.

- Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?

     Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

2. Твоя образованность

Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.

- Кого мы можем назвать образованным человеком?

На данном этапе жизни основное образование вы получаете в школе. Выберете школьные предметы (не менее 3-х), которые вам наиболее всего нравятся, и объясните, каким образом они обогащают ваш духовный мир?

3. Книга и чтение – важная часть культуры человека

Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

Предлагает ученикам проанализировать поговорки, которые лежат у них на парте (приложение 3):

Соедини две части и объясни смысл пословиц и поговорок.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Предлагает подумать над проблемой:

В последнее время число читателей библиотек снизилось. Школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми. Выскажи своё мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?

4. Твои интересы

Большую роль в получении знаний играет твой личный интерес. Без него процесс обучения становится принудительным трудом.

Интерес всегда пробуждает активность. Когда человеку интересно, учёба и работа становятся для него источником радости. Он творит, создаёт, узнаёт что-то новое.

Интересы человека могут быть очень разнообразны. Иногда они становятся «второй профессией» человека, в которой он достигает больших высот. У каждого из нас есть увлечения. Интересы и увлечения — это неотъемлемая часть нашего духовного мира.

- Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

(приложение 4)

  • На просмотр телевизора ________
  • Игру на компьютере________
  • Чтение книги_________
  • Разговор по телефону _________
  • Прогулку и игры с друзьями _________

Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг? Не тратишь ли его на пустое времяпрепровождение? Правильно ли организуешь свой досуг? Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

5. Твоя культура поведения

Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями — со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к другим людям и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности, точности — то, что принято называть этикетом.

Современный этикет определяет поведение людей в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и на различного рода важных мероприятиях (вечерах, приёмах).

 

Работа с наглядностью. Проанализируй иллюстрации на слайде и назови правила этикета, которые на них нарушают.

Устно заполните таблицу (приложение 5).

Вид этикета

Каким правилам учит

Деловой

Семейный

Столовый

Гостевой

Танцевальный

Свадебный

Телефонного общения

Письма

Анализируют поговорку, высказывают суждения, аргументируют свою точку зрения.

Выполняют задание на карточках.

Высказывают своё мнение, подкрепляя его примерами из жизни.

Приходят к выводу, что образованный человек – это человек, имеющий разносторонние знания, много читающий, постоянно пополняющий свои знания, умеющий поддержать беседу на любую тему.

Выбирают предметы, обосновывают свой выбор, раскрывают значимость тех или иных наук в обогащении духовного мира человека.

Зачитывают вслух и объясняют смысл пословиц и поговорок.

Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ.

Выполняют задание.
Формулируют вывод о своих интересах, предлагают пути решения организации своего свободного времени, которое можно потратить на саморазвитие и образование.

Выполняют задание.

4

Закрепление

Нарисуйте схемку «Мой духовный мир». На основе полученных знаний на уроке, отобразите в нем, из чего он состоит?

5

Рефлексия

На партах у каждого лежат листочки. Учитель предлагает закончить фразы, которые написаны на этих листочках (приложение 6). 

Благодаря этому уроку я понял…

Для развития моего духовного мира необходимо…

В течение месяца я планирую так обогатить свой духовный мир: …

После того, как дети их заполнили, листочки прикрепляются к специальному стенду в классе.

6

Домашнее задание

Составить список из пяти и более мест в Санкт-Петербурге, которые помогут расширить твой кругозор, обогатить твой духовный мир.

Приложение 1.

«Театр Музыкальной комедии»

На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала особая судьба — стать единственным театром, проработавшем в осажденном городе все 900 дней блокады. Ослабевшие от голода, они в нарядных театральных костюмах играли в промерзшем зале, где температура доходила до 8 градусов ниже нуля. Однажды, во время артобстрела, когда один из снарядов разорвался неподалеку от театра, и кто-то из зрителей тревожно поднялся с места, А. Орлов, сделав смешной пируэт, сказал со сцены с улыбкой: «Товарищи, не волнуйтесь. Пока еще только стекла летят». Раздался раскат смеха, аплодисменты, и спектакль продолжился… В те страшные дни в театре были постоянные аншлаги, а очереди за билетами занимали с 5 часов утра. В блокаду в театре погибло 64 человека. Несмотря на такие тяжелые потери, было осуществлено 16 постановок. Спектакли посетил 1 миллион 300 тысяч зрителей.

Приложение 2.

ДЕНЬГИ                        

   ЗДОРОВЬЕ                  

СЕМЬЯ                         

http://fotoloop.ru/images/1124235_risovat-raskraska.jpg   

ЗАНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

ПРИРОДА          

              

ЗНАНИЯ                

ДРУЖБА               

http://www.adchoices.co/wp-content/uploads/2016/12/home-drawing-cool-draw-house-step-1.jpg        

ДАЧА        

             

РАЗВЛЕЧЕНИЕ

         

ОТДЫХ

   

СПОРТ

https://wordassociations.net/image/600x/svg_to_png/faceman_Suburban_Assault_Vehicle_%28Side%29.png

 АВТОМОБИЛЬ        

Приложение 3.

Хлеб питает тело,                                                                                 а в радость.

Хорошую книгу читать не в тягость,                                        а за тридевять земель унесет.

Книга не самолет,                                                                                а книга - разум.

Приложение 4.

  • На просмотр телевизора ________
  • Игру на компьютере________
  • Чтение книги_________
  • Разговор по телефону _________
  • Прогулку и игры с друзьями _________

Приложение 5.

Вид этикета

Каким правилам учит

Деловой

Семейный

Столовый

Гостевой

Танцевальный

Свадебный

Телефонного общения

Письма

Приложение 6.

Благодаря этому уроку я понял_______________________________

Для развития моего духовного мира необходимо________________
__________________________________________________________

В течение месяца я планирую так обогатить свой духовный мир: __
__________________________________________________________
__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...

Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ "РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ"

Предлагаю  методическую разработку урока в 6 классе по программе Критской, Сергеевой....