Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное краеведение Подмосковья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-duhovnoe_kraevedenieborodino.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Ликино-Дулевский индустриальный техникум»

по курсу

«Духовное краеведение Подмосковья»

на тему: «Бородино. История памятных мест»,

посвященного 200-летию Бородинского сражения

Разработала: преподаватель

Истомина Надежда Юрьевна

2012 год

Содержание

  1. Аннотация к уроку……………………………... ст.3
  2. Тема, цель, компетенции………………………. ст.4
  3. План урока……………………………………… ст.5-6
  4. Конспект урока………………………………….ст.7-15
  5. Приложение (мультимедийная презентация)

Аннотация к уроку

   В наши дни, когда понятие «патриотизм» так востребовано в обществе, осознанное отношение к тому, что происходило много веков назад, крайне важно. Прошлое ушло безвозвратно, но оно оставило нам ценнейшее наследие. Подростки  должны знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея.

   Данный  урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное краеведение Подмосковья».

   Урок помогает формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность учащихся, а так же позволяет подросткам высказать свою точку зрения на исторические события того времени.

   Данный урок затрагивает такие общеобразовательные предметы как история, краеведение, литература, изобразительная деятельность, обществознание. При этом новый материал урока опирается на знания, которые обучающиеся уже получили в основной школе.

   Урок рассчитан на учащихся среднего уровня обученности, умеющих критически размышлять, давать оценку событиям. Но на уроке найдется место и для учащихся, которые обладают низким уровнем обученности, так как в уроке есть элементы не связанные с большим объемом знаний, умений и навыков.

   Продолжительность урока составляет 1час 20 мин (без перемены), что соответствует возрастному составу обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Тема: Бородино. История памятных мест.

Цель: развитие у подростков чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интереса к истории своей страны.

Формирование основных компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Формирование способности учащегося к собственной интерпретации изученных материалов, понимание исторической позиции и формирование своего отношения к ней.

- Общекультурные компетенции. Познание основ духовно-нравственные жизни человека и человечества через изучение истории родного края.

- Учебно-познавательные компетенции. Обучение креативным навыкам добыванием знаний непосредственно из художественной литературы, исторических источников, документальных фильмов и т.д.

Тип урока: урок изучения нового материала (на изучение данной темы отводится два урока, которые проводятся в один день)

Вид урока: презентация устного журнала.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  1. по источнику знаний - демонстративно-иллюстративный;
  2. по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый, исследовательский;
  3. по дидактической цели - изучение нового материала.

Оборудование:

  1. мультимедиа презентация ;
  2. корточки для рефлексии;
  3. документальный фильм.

Литература к уроку:

1.Духовное краеведение Подмосковья – учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. Москва-2010г.

2. Журнал "Мурзилка" №7, 2012 г.

3. Л.Н.Толстой «Война и мир» т.3.

4. www.pravoslavie.ru «Православный календарь»

5. wikipedia.org/wiki/Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Бородино)

6. http://feb-web.ru В. Н. Турбин «О литературно-полемическом аспекте стихотворения Лермонтова «Бородино».

7. http://www.borodinoru.ru

План урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Реальный образовательный продукт

Содержание деятельности преподавателя

Методы обучения

Время

ФОПД

l.

Opг. момент

 Проверить состав учащихся, наличие принадлежностей, готовность к уроку.

1 мин.

Фронт.

Самопроверка

2.

Актуа лиза ция зна ний

Добрый день. Сегодня на уроке мы еще раз коснемся темы 200-летия Бородинского сражения. Все вы знаете, что по всей стране на этой неделе проводится ряд мероприятий, посвященных этой дате. Зачем это надо?  Ведь 200 лет прошло. Не осталось очевидцев событий. В истории России появилось много других, не менее значимых дат, но почему то люди снова и снова возвращаются именно к этому дню, пытаются восстановить события, открывают все новые исторические факты. А все это потому, что история в жизни народа – это кровь, которая питает весь организм, и не будет исторической подпитки – нация вымрет, поглотиться другой более сильной нацией.

   Мы с вами жители Подмосковного края. Это на нашей земле состоялась битва, о которой будет вспоминать еще не одно поколение. Много было уже сказано о ходе сражения, о мужестве наших солдат, но давайте еще раз обратимся к тем корням, которые подпитывали боевой дух солдат и помогли им одолеть «великую армию». Это несомненно вера в Бога, вера в Божью справедливость, ведь для русских это была Отечественная война, они защищали свою землю.

   Вот почему накануне Бородинского сражения состоялись богослужебные молебны, дабы укрепить дух русских воинов.

Давайте обратимся с вами в роману Л.Н.Толстого «Война и мир». (Чтение отрывка из текста преподавателем)

3 мин.

Словесн.

Беседа

Фронт.

Определение темы урока. Знакомство с отрывком из текста «Война и мир»

К концу

урока

записи в

тетради

по

заданиям.

3.

Усвое ние но вых знаний

Рассказ преподавателя, сопровождающийся презентацией об иконе Смоленской Божией матери и храме Смоленской Божией матери на Бородинском поле.

6 мин.

словесн.  

демонстр.-

иллюстр.

группов.

Рефлексия по слайдам

4.

Повторение ранее изученного материала

Прослушивание аудиотекста стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Выполнение задания по тексту.

Проверка выполнения задания.

10 мин.

Прослушивание аудиотекста, частично-поисковый

Индивид.

Применение полученных знаний

Поиск контрольного слова

5.

Усвоение новых знаний

А мы с вами продолжаем разговор об истории Бородино. Большинство памятников Бородинского поля было поставлено в год празднования 100-летия Бородинской битвы, в 1912 году. Но были и более ранние, и более поздние монументы. Так на территории Бородинского поля расположено 39  памятников-монументов героям войны 1812 года, 7 захоронений русских воинов (в том числе и братские могилы), 14 военно-инженерных сооружений, а так же прочие памятные места, церкви, монастыри.

   Давайте с вами проведем небольшую экскурсию и познакомимся с некоторыми памятными местами.

6 мин.

словесн.  

демонстр.-

иллюстр.

Группов.

Рефлексия по слайдам

6.

Рефлексия

В ходе урока вы узнали много новой и полезной для вас информации. Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.

2 мин.

Иллюстрационные вопросы

Фронт.

Ответы на вопросы

Рефлексия по слайдам

7.

Углубление и расширение ранее изученных знаний

Мы много говорили с вами об истории Бородинского сражения, а теперь давайте посмотрим воссозданное сражение, которое ежегодно проводят сотни добровольцев и участников общественных объединений.

29 мин.

Просмотр фильма

Группов.

Просмотр

Ответы на вопросы в конце урока

8.

Творческая работа обучающихся

  Вы посмотрели документальный фильм, а теперь я попрошу вас написать небольшое эссе на тему «Живые страницы истории», а помощниками в вашей работе станут опорные вопросы.

20 мин.

Творческая работа

Индивид.

Написание эссе

Размышление об-ся по теме урока

9.

Итог урока

Оценивание работы (эмоциональная оценка действий обучающихся; умение обучающихся оценивать свою работу; объективная оценка знаний об-ся)

3 мин.

беседа

Фронт.

Конспект урока

СЛАЙД 1

Преподаватель: Добрый день. Сегодня на уроке мы еще раз коснемся темы 200-летия Бородинского сражения. Все вы знаете, что по всей стране на этой неделе проводится ряд мероприятий, посвященных этой дате. Зачем это надо?  Ведь 200 лет прошло. Не осталось очевидцев событий. В истории России появилось много других, не менее значимых дат, но почему то люди снова и снова возвращаются именно к этому дню, пытаются восстановить события, открывают все новые исторические факты. А все это потому, что история в жизни народа – это кровь, которая питает весь организм, и не будет исторической подпитки – нация вымрет, поглотиться другой более сильной нацией.

СЛАЙД 2

   Мы с вами жители Подмосковного края. Это на нашей земле состоялась битва, о которой будет вспоминать еще не одно поколение. Много было уже сказано о ходе сражения, о мужестве наших солдат, но давайте еще раз обратимся к тем корням, которые подпитывали боевой дух солдат и помогли им одолеть «великую армию». Это несомненно вера в Бога, вера в Божью справедливость, ведь для русских это была Отечественная война, они защищали свою землю.

   Вот почему накануне Бородинского сражения состоялись богослужебные молебны, дабы укрепить дух русских воинов.

СЛАЙД 3

Давайте обратимся с вами в роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

   «Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.

Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.

-- Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..

-- Смоленскую матушку, -- поправил другой.

Ополченцы -- и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, -- побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.

Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, пемец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: "Спаси от бед рабы твоя, богородице", и священник и дьякон подхватывали: "Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству", -- на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям...»

СЛАЙД 4

Так что же это за икона. Давайте познакомимся с ней поближе.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича .  В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

СЛАЙД 5

Продолжая историю иконы, хочется рассказать Вам еще и о храме в честь иконы Смоленской Божьей матери. Этому храму выпало быть дважды разрушенным, но с каждым разом он воскресал в новой красе.

До Смутных времён в местности, где сейчас расположена Церковь, числился «погост Воздвиженский на государеве цареве земле на речке Вейне с церковью Воздвижения Креста Господня и приделом святителя Николая» у сельца Бородино.  

В 1698 году началось строительство церкви Рождества Христова с приделом в честь преподобного Сергия, которую освятили в 1701 году в честь Рождества Христова.

В 1798 году село Бородино купил отставной бригадир Василий Денисович Давыдов,  соратник Суворова. Тут прошло детство его сына — героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова.

СЛАЙД 6

25 августа 1812 года с колокольни церкви велось наблюдение за перередвижением французских войск по Бородинскому полю в ходе одноимённого сражениия. В главу храма попало ядро, от чего колокольня сильно пострадала. После сражения захватившие село французы полностью выжгли внутренность храма. Сожжены были также дома жителей Бородина и по наступлению зимы церковь послужила убежищем для вернувшихся из лесов на пепелище обитателей села.

Восстановление храма занялась Маргарита Михайловна Тучкова, муж которой погиб в сражении на Бородинском поле.  

В 1837 году на Бородинское поле впервые прибыл Наследник Цесаревич Александр Николаевич., и внёс первое пожертвование на Бородинский Храм — 500 рублей. В декабре того же года в верхнем храме появился иконостас.

22 июля 1839 году верхний храм церкви была освящён Святителем Филаретом в честь Смоленской иконы Божией Матери. Через 2 дня, 24 июля 1839 года на Красном холме в центре Бородинского поля («батарея Раевского») был захоронен прах героя Бородина генерала П. И. Багратиона

Накануне столетнего юбилея Бородинского сражения в 1912 году церковь отремонтировали. Художник А. П. Хатулев, член Церковно-Археологического отдела Общества Любителей Духовного Просвещения, расписал её священными изображениям и и орнаментом с позолотой в древнем стиле. 26 августа 1912 года около 2 часов пополудни храм посетил император Николай II.

В 1930 году храм закрыли и передали артели «Ветеринария» , а в 1932 году на Бородинском поле взорвали памятник и склеп с прахом князя Багратиона.

Осенью 1941 года во время Великой Отечественной Войны на колокольне храма было устроено пулемётное «гнездо».

Во время войны храм уцелел, однако вплоть да начала 1950-х годов из стен верхнего храма добывался кирпич, в результате чего колокольня была уничтожена полностью.

СЛАЙД 7

К 150-летней годовщине сражения здание храма восстановили.  Решающим стало ходатайство кинорежиссёра и киноактёра Сергея Фёдоровича Бондарчука, который аргументировал восстановления храма необходимостью для начавшихся съемок фильма «Война и мир»

В 1989 году прошло первое богослужение в нижнем Сергиевском храме. По инициативе Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника церковь была передана Московской епархии.

СЛАЙД 8

А теперь давайте немного отдохнем и вспомним с вами еще один, не побоюсь этого слова, литературный памятник Бородинскому сражению. Конечно же,  вы догадались. Сейчас речь зайдет о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова Бородино. Брат бабушки поэта, артиллерист-«бородинец», когда-то живо поведал юноше о ходе великой битвы, которую позже и описал поэт. Я надеюсь, что все вы хорошо знаете это произведение, но все же давайте еще раз  прослушаем его. Убедительно попрошу вас вслушиваться в текст, так как после прочтения вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную проверочную  работу по тексту стихотворения.

Чтение текста

А теперь вам предстоит выполнить задание. Сейчас вы увидите ряд вопросов, отвечайте на них и вписывайте в горизонтальный ряд букву, которая стоит напротив правильного  ответа.(на каждый вопрос дается 10 секунд. Задание учащиеся выполняют на отдельных карточках. В полной тишине.)

Если всё сделаете правильно, то из букв в клетках сложится ВОИНСКАЯ ПРОФЕССИЯ РАССКАЗЧИКА.

 СЛАЙД 9

1. Расположение войск для ночлега:

А  Бивак.

Б  Ночник.

В  Привал.

Г  Стоянка.

СЛАЙД 10

2. Военный головной убор:

Н  Кепка.

О  Ушанка.

П  Тюбетейка.

Р  Кивер.

СЛАЙД 11 

3. Укрепление для круговой обороны:

С  Окоп.

Т  Редут.

У  Землянка.

Ф  Траншея.

 СЛАЙД 12

4. Опора, на которую накладывается артиллерийское орудие для стрельбы:

Ё Затвор.

Ж  Цапфа.

З  Ствол.

И  Лафет.

 СЛАЙД 13

5. Бородинское сражение началось:

И  Днём.

Й  Вечером.

К  Ночью.

Л  Утром.

 СЛАЙД 14

6. По словам автора, когда войско французов приблизилось к расположению русской армии, "верхушки леса" были:

Л  Синего цвета.

М  Зелёного цвета.

Н  Красного цвета.

О  Жёлтого цвета.

 СЛАЙД 15

7. Русских воинов автор называет:

В  Храбрецы.

Г  Смельчаки.

Д  Витязи.

Е  Богатыри.

 СЛАЙД 16

8. Командир воина-рассказчика, "отец солдатам", носил звание:

Р  Полковник.

С  Подполковник.

Т  Майор.

У  Капитан.

 СЛАЙД 17

9. Сигнал к отступлению французам дали:

Ж  Трубы.

З  Горны.

И  Барабаны.

Й Пушки.

 СЛАЙД 18

10. О Бородинском сражении герою стихотворения рассказывает:

О   Брат.

П   Отец.

Р   Дед.

С   Дядя.

 СЛАЙД 19

11. Неприятельского воина рассказчик называет:

Т  Мусью.

У  Синьор.

Ф  Мистер.

Х  Сэр.

СЛАЙД 20

(Ключевое слово: АРТИЛЛЕРИСТ.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Проверка выполнения задания.

А мы с вами продолжаем разговор об истории Бородино. Большинство памятников Бородинского поля было поставлено в год празднования 100-летия Бородинской битвы, в 1912 году. Но были и более ранние, и более поздние монументы. Так на территории Бородинского поля расположено 39  памятников-монументов героям войны 1812 года, 7 захоронений русских воинов (в том числе и братские могилы), 14 военно-инженерных сооружений, а так же прочие памятные места, церкви, монастыри.

   Давайте с вами проведем небольшую экскурсию и познакомимся с некоторыми памятными местами.

СЛАЙД 21

Памятник 12-й батарейной роте на Шевардинском редуте был поставлен в 1912 году. Архитектор Л.Р.Сологуб. Шевардинский редут - передовое укрепление русской армии близ села Шевардино. Это укрепление было сильно выдвинуто вперед относительно остальных русских позиций. Бой за редут произошел за два дня до Бородинского сражения, 24 августа (5 сентября) 1812 года. Взять редут французам удалось только ценой больших потерь; русские же благодаря этой обороне выиграли время для лучшего расположения своих частей.

СЛАЙД 22

Памятник "Благодарная Россия - своим защитникам" был поставлен в 1912г. по проекту архитектора С.К.Родионова. В советское время монумент был снесен. Восстановлен в 1995г. Надпись на северо-восточной стороне памятника:
1812 "Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши"  Александр I.

СЛАЙД 23

Главный монумент русским воинам, героям Бородинского сражения, на батарее Раевского, был построен в 1839 году. Архитектор А.Адамини.
Это был первый монумент, поставленный на Бородинском поле. В 1932 году он был снесен, вновь воссоздан в 1987 году.
Рядом с монументом находится
могила Багратиона.
По периметру монумент опоясан памятными надписями.

Западная сторона
В Нем спасение
Бородинское сражение
26 августа 1812 года

Северо-западная сторона:
Кутузов
Барклай де Толли
Багратион
Русских было в строю:
Пехоты 85.500 чел.
Конницы 18.200 чел.
Казаков 7.000 чел.
Ополчения 10.000 чел.
Орудий 640

Северная сторона:
Умерли за Отечество полководцы:
Багратион
Тучков 1-й
Тучков 4-й
Граф Кутайсов
Всем прочим слава!

Н.Н.Раевский должен был защищать батарею,
расположенную на Курганной высоте, которая впоследствии стала называться
батареей Раевского.
Французы называли высоту большим редутом. С Курганной высоты, которая
представляла собой холм, возвышающийся над окружающей местностью, можно
было подвергать обстрелу поле битвы вплоть до Семеновского ручья, протекающего по дну оврага в тылу флешей. Русское командование правильно оценило значение Курганной высоты как стратегического ключа позиции и решило поставить там сильную батарею.
 Генерал Н.Н.Раевский, судя по тому, что он писал в "Записках об Отечественной войне", не считал высоту достаточно укрепленной. Сообщая о расположении своих войск, он писал: "... правое крыло опиралось на незаконченный редут".
  Участник борьбы за Курганную высоту И.П.Липранди, разделяя мнение генерала Н.Н.Раевского, утверждал, что после отражения атаки французов на Курганную высоту валы укрепления осыпались.
  Однако поручик пионеров (род инженерных войск в 1812 г.) Д.Богданов, принимавший участие в строительстве редута на Курганной высоте, считал, что укрепление было очень сильным, что всё указания Н.Н.Раевского были выполнены и будто бы генерал сказал: "... император Наполеон видел днем простую открытую батарею, а войска его найдут крепость". Думается, следует верить тем, кто дрался на батарее, а не тому, кто ее строил.
  Наполеон проявил к Курганной высоте большой интерес. Не доверяя своим генералам, которые внимательно изучали батарею на Курганной высоте, император 25 августа (6 сентября) в 2 часа пополудни отправился сам в сопровождении небольшой свиты изучить позиции неприятеля. Будучи артиллеристом. Наполеон с сознанием дела оценил расположение русских батарей. Он так близко находился от батареи на Курганной высоте, что там его заметили и дали по нему несколько выстрелов, заставив императора вести
себя более осторожно.
  26 августа (7 сентября) французы открыли артиллерийский огонь и предприняли атаку на село Бородино, находившееся на расстоянии одного километра от Курганной высоты. Так началось Бородинское сражение.

Большинство наших историков считают, что французы трижды атаковали Курганную высоту. Первая атака, предпринятая силами дивизии Ж.-Б. Брусье, была отбита. В результате второй атаки, осуществленной полками дивизии Л.-Ш.-А. Морана, французам удалось ненадолго взять Курганную высоту. Корпус Н.Н.Раевского вместе с отрядом А.П.Ермолова выбили французов. Третья атака французов увенчалась успехом: батарея была взята окончательно. Но какой ценой? То, что досталось французам, нельзя было
назвать редутом. Все было разрушено и покрыто трупами. По выражению одного
из французов, сражавшегося на батарее Раевского, русские даже мертвые, казалось, охраняли свой редут.

СЛАЙД 24

Братская могила в Утицком лесу была обнаружена в 1963 году исследователем Николаем Ивановичем Ивановым. Было установлено, что здесь захоронены останки русских и французских солдат; точно установлено, что здесь были русские из дивизии генерала Неверовского и французы из дивизии Компана. Ориентиром расположения могилы долгое время был огромный дуб на поляне, но в 1994 году он упал.
    В 1967 году начались работы по реставрации обнаруженных братских могил в Утицком лесу, были расчищены площадки и установлены памятники. Все памятники одинаковые, выполнены по проекту Н.И.Иванова. Надпись на каждом гласит:
"Братская могила воинов, павших за Отечество, 26 августа (7 сентября) 1812 года". Надпись выполнил А.Н.Троицкий. 

СЛАЙД 25

Памятник Кавалергардам и Конной гвардии был поставлен в 1912 году. Архитектор А.П.Верещагин.
Эти войска - одни из самых блестящих в русской армии. В столкновении с французами в битве при Бородино заставили неприятеля отступить, несмотря на то, что к тому моменту центр русских позиций был прорван.

СЛАЙД 26

Памятник Главнокомандующему русскими армиями М.И. Голенищеву-Кутузову
В деревне Горки у Можайского шоссе на холме возвышается обелиск из красного гранита, над которым распростёр крылья бронзовый орёл с золотым венцом – символ победы. Это памятник русскому полководцу, генералу-фельдмаршалу, Герою Отечественной войны 1812 г., первому полному кавалеру ордена Святого Георгия, светлейшему князю Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову-Смоленскому.
Монумент сооружён по проекту архитектора П.А.Воронцова-Вельяминова в 1912 г. на месте командного пункта, откуда прославленный полководец руководил русскими войсками в день Бородинского сражения – 26 августа 1812 г.
На лицевой грани обелиска сверкает золотом поднятый меч, угрожающий самонадеянным завоевателям. На его рукояти римскими буквами начертано: «MDCCCXII», что означает «1812». В нише пьедестала на бронзовом барельефе изображён сидящий на походной скамье М.И.Кутузов, отдающий приказ подчинённым. Слева от него – главнокомандующий 1-й Западной армией генерал от инфантерии М.Б. Барклай де Толли, за его спиной – вестовой казак. Справа, за спиной Кутузова, – начальник Главного штаба 1-й Западной армии генерал-майор А.П. Ермолов. Рядом с ним – атаман Войска Донского М.И. Платов, ближе к нам, – полковник К.Ф. Толь, генерал-квартирмейстер объединённой русской армии. Над барельефом сияет золотом фраза из донесения Кутузова императору Александру I о результатах Бородинского сражения: «Неприятель отражен на всех пунктах». Ниже барельефа написано: «Кутузов. 26 авг. 1812 г.»
На тыльной грани памятника – мемориальная доска с надписью: «Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов руководил войсками в сражении при с.Бородине 26 августа 1812 года»

СЛАЙД 27

Посреди огромного Бородинского поля издалека виден величественный комплекс Спасо-Бородинского монастыря, основанного как памятник героям Отечественной войны 1812 года и ставшего памятником вечной и верной супружеской любви.

СЛАЙД 28

Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV. Место было найдено не сразу − тело генерала так и не было найдено, и только в 1817 году сражавшийся рядом с ним генерал П.П.Коновницын написал Маргарите Михайловне о том, где последний раз видели ее мужа − на средней Багратионовой флеши. Вдова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на этом месте, и получила его вместе с 10 тысячами рублей от государя на строительство.

В 1818 году началось возведение храма-усыпальницы Тучкова. Она была спроектирована в форме античного мавзолея и украшена лепкой и картинами на военную тему. В 1820 году ее освятил Архиепископ Московский Августин (Виноградский). Над правым клиросом Маргарита Тучкова собственноручно установила полковую икону Спаса Нерукотворного Образа, впоследствии прослывшую чудотворной. Для себя вдова устроила напротив мавзолея небольшой домик-сторожку из красной сосны, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой. Сыну она посвящала все свое время и внимание, и воспитывала его в тульском имении, удалившись от светской жизни. Но возлагаемым на сына надеждам не суждено было сбыться − в возрасте пятнадцати лет мальчик скончался на руках у матери. Похоронив сына в склепе под Спасской часовней-усыпальницей, Маргарита Михайловна окончательно переселяется в свою «сторожку» на Бородинском поле. Она вносит солидный вклад в Опекунский Совет для братии Можайского Лужецкого Богородицкого монастыря, и испрашивает благословения на ежедневное совершение литургий в Спасском храме монахами этого монастыря. Маргарита Михайловна получает прозвание Бородинской Отшельницы, и к ней начинают приходить вдовы и девицы, ищущие помощи и уединения. К 1833 году на поле Бородина образуется община, которая сначала получает статус Спасо-Бородинского Богоугодного Общежития, а в 1838 году − Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Обитель была обнесена кирпичной оградой, выстроили жилые и хозяйственные корпуса. Митрополит Московский Филарет, духовный наставник Тучковой, постриг ее в монахини в 1836 году в Троице-Сергиевой Лавре под именем Мелании. Спустя четыре года монахиня Мелания становится игуменьей Марией.

СЛАЙД 29

Монастырь обрел громкую славу во всей России, сюда стекались паломники и насельницы, многие знатные и богатые семьи становились жертвователями монастыря. Кроме того, обитель пользовалась особым покровительством царского дома. Саму игуменью Марию дважды приглашали ко двору на обряд Миропомазания невест императорской фамилии. При этом она оставалась скромной и открытой любому человеку, ищущему у нее помощи и поддержки, чем снискала искреннюю любовь всех окрестных жителей. Умерла Матушка Мария в 1852 году и была погребена в Мавзолее Тучкова, рядом с сыном. По настоянию Митрополита Филарета, ее «сторожка» сохранялась как музей. Во время Великой Отечественной войны, когда на Бородинском поле снова шли кровавые бои, деревянная сторожка сгорела. Восстановление ее началось только в 1984 году, сейчас в ней находится музей.

В ходе урока вы узнали много новой и полезной для вас информации. Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.

СЛАЙД 30 (Икона Смоленской Божией Матери, Шевардинский редут, памятник «Благодарная Россия – своим защитникам», монумент на батарее Раевского, Братская могила в Утицком лесу, храм-усыпальница тучкова)

Проводится рефлексия (показываются слайды с изображением памятных мест, учащиеся называют эти места).

Мы много говорили с вами об истории Бородинского сражения, а теперь давайте посмотрим документальный фильм, созданных по архивным документам того времени.

Просмотр видео: «Бородино: битва гигантов» режиссер – А. Политковский

  Вы посмотрели документальный фильм, а теперь я попрошу вас написать небольшое эссе на тему «Итоги Бородинского сражения. Так на чьей стороне победа?»

Завершить урок мне хотелось бы отрывком из стихотворения Владимира Тяптина «Бородинская битва»

Бородино!.. Да кто в России
Не знает про Бородино?
Прошли века, но с прежней силой
Волнует нашу грудь оно.
Отвага, мужество, и слава,
И небывалый героизм,
И гордость за свою державу
Навечно в слове том слились.
Оно как символ русской славы
Вошло в историю навек,
И без него своей державы
Не мыслит русский человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"

Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...

Методическая разработка урока по теме " Архимедова сила" в рамках предметной недели ассоциации педагогов Подмосковья.

Данный урок дает возможность: -повторить основные элементы физических знаний и умений, изучаемых в данной теме: физических явлений – механизма возникновения выталкивающей силы; физических величин – в...

Интегрированный урок по Духовному краеведению Подмосковья и французскому языку

            Основным направлением, заложенным в программе развития МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 26», является духовно-нравственное во...

Методическая разработка урока на контроль усвоенного материала на тему предлоги места"

Данная методическая разработка рассчитана на 4-5 классы для контроля усвоенного материала по теме "предлоги места"....

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...