Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya-hranitel_duhovnyh_tsennostey.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат
имени Героя Советского Союза И.Н. Конева»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Открытый урок по курсу ОДНКНР
в 5 классе по теме
«Семья – хранитель духовных ценностей»
Фомина Надежда Петровна,
учитель истории и обществознания
Черемшан
2019
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Изучение нового материала
Задание: составить кластер с ассоциациями по теме «Семья»
- Как вы думаете, какую тему урока мы сегодня с вами изучим?
Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.
- Какую цель и задачу вы поставите себе на уроке?
Обсуждение:
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? 1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? 2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.
Запись в тетради СЕМЬЯ - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.
Чтение и обсуждение притчи. «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
- Какое это слово? - ПОНИМАНИЕ - Как вы понимаете это слово? - Как можно назвать такую семью? - Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи?
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.
Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.
- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них. (Рассказ учащихся)
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.
Семейные ценности. Работа в микрогруппах.
а) Работа с пословицами.
- Давайте вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость?
1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.
2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.
3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха.
4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.
б) Знакомство с религиозной культурой о семье.
- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий.
- Семья в исламской религиозной культуре.
- Семья в иудейской религиозной культуре.
- Семья в православной культуре.
- Семья в буддистской религиозной культуре.
Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего?
в) Чтение и обсуждение легенды
- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила:
Пример: Уважайте мнение всех членов семьи.
Почитайте родителей. И т. д.
Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.
Каждая группа зачитывают свод семейных правил.
III. Рефлексия
Упражнение «Закончить предложения»
Я хочу, чтобы моя семья была … - У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.
Семья будет счастливой если … (взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие детей, доброта, нежность и т. д.).
IV. Домашнее задание.
По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
- Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
- Написать сочинение о своей семье (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»
Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятел...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
Конспект урока «Загадочные сфинксы» 5 класс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» Предметная область ОДНКНР
Конспект урока "Загадочные сфинксы" 5 класс "Санкт-Петербург - хранитель духовных тардиций народов России" предметная область ОДНКНР...
Разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Свобода — неоспоримая ценность"
методическая разработка урока обществознания в 10 классе , расчитанная на 1 час...