Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Надежда Петровна Фомина

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya-hranitel_duhovnyh_tsennostey.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат

имени Героя Советского Союза И.Н. Конева»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Открытый урок по курсу ОДНКНР

в 5 классе по теме

«Семья – хранитель духовных ценностей»

Фомина Надежда Петровна,

учитель истории и обществознания

Черемшан

2019

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:                                                                         

Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где   формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:                                                                                                                      Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.                                                                                              Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.                                                                                                                                    Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную   деятельность.                                                                  Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского  народа.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала

Задание: составить кластер с ассоциациями по теме «Семья»

- Как вы думаете, какую тему  урока мы сегодня с вами изучим?  

Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.

- Какую цель и задачу вы поставите себе на уроке?

Обсуждение:

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?                                                                                                                                                   1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»?                                                                                                              2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.

Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.

   Запись в тетради  СЕМЬЯ -  это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 

Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.                                                                                                                                                                           Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

    Чтение и обсуждение притчи.                                                                                                                                     «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…                                                               

- Какое это слово?  - ПОНИМАНИЕ                                                                                                                       - Как вы понимаете это слово?                                                                                                                                          - Как можно назвать такую семью?                                                                                                                                     - Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи?                                                               

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

        Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

      Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

    Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

    О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.

- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.  (Рассказ учащихся)

   Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.                               

Семейные ценности. Работа в микрогруппах.

а) Работа с пословицами.

- Давайте вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость? 

1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха.

4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.

б) Знакомство с религиозной культурой о семье.

- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий.

  • Семья в исламской религиозной культуре.
  • Семья в иудейской религиозной культуре. 
  • Семья в православной культуре.
  • Семья в буддистской религиозной культуре. 

  Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего?

в) Чтение и обсуждение легенды   

 - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила:

Пример: Уважайте мнение всех членов семьи. 

Почитайте родителей. И т. д. 

Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.

Каждая группа зачитывают свод семейных правил. 

III. Рефлексия

Упражнение «Закончить предложения»

Я хочу, чтобы моя семья была …                                                                                                                                            - У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.

Семья будет счастливой если …    (взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие детей, доброта, нежность и т. д.).

IV. Домашнее задание.     

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

  1. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
  2. Написать сочинение о своей семье (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»

Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятел...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...

Конспект урока «Загадочные сфинксы» 5 класс «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» Предметная область ОДНКНР

Конспект урока "Загадочные сфинксы" 5 класс "Санкт-Петербург - хранитель духовных тардиций народов России" предметная область ОДНКНР...

Разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Свобода — неоспоримая ценность"

методическая разработка урока обществознания в 10 классе , расчитанная на 1 час...