План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Дашицыренова Элла Платоновна

Цель:

а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»;
 б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.
Вид урока: урок-семинар.
Методы работы: 
1) презентации учащихся; 
2) индивидуальная работа (опережающие задания); 
3) обобщающая беседа; 
4) театрализованное представление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gogol.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе. "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цели урока

Обучающие: а) систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.

Развивающие: а) развитие связной речи учащихся, мышления, умения анализировать, обобщать; б) развитие умения работать в группах; в) развитие актерского умения перевоплощаться в персонажей; г) формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации материала.

Воспитывающие цели: а)воспитание нравственных качеств: совести, чувства долга, ответственности, желание стать лучше; б) формирование духовных ценностей, потребностей и способностей; в) развитие личности учащихся.

Планируемые результаты через универсальные учебные действия

Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, синтезировать полученную информацию .

Регулятивные УУД: 1. формулировать и удерживать учебную задачу; 2. использовать речь для регуляций своих действий, устанавливать причинно-следственные связи; 3. применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

 Коммуникативные УУД:  уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе; уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

 Личностные УУД: а) формирование навыков взаимодействия в группе; б) формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; в) Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок-обобщение.

Вид урока: урок-семинар.

Средства: 1) тексты комедии; 2) иллюстрации к тексту; 3) компьютер; 4) таблица «Виды комического»

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: 1) презентации учащихся; 2) индивидуальная работа (опережающие задания); 3) обобщающая беседа; 4) театрализованное представление.

Методы обучения: 1) продуктивно-индуктивные; 2) исследовательские; 3) творческий.

Технология: интерактивное обучение в группах, проблемное обучение, личностно-ориентированное, педагогика сотрудничества.

Эпиграф к уроку:

Смысл внутренний всегда постигается после. И чем живее, чем ярче те образы, в которые он облекся и на которые раздробился, тем более останавливается всеобщее внимание на образах. Но разбирать и складывать такие буквы не всякий сможет, и до тех пор будут видеть одни буквы.

(Н.В.Гоголь)

Ход урока

1 этап. Целеполагание.

Цель сегодняшнего урока – обобщить и систематизировать материал по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Главный вопрос урока дан на доске в виде эпиграфа.

Человеческий и творческий облик писателя очень сложен. Поэтому на протяжении более полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке его искусства», «тайне его личности» И мы с вами, прикоснувшись к тайне Гоголя, должны ответить на вопрос:» Что же стоит за образами его комедии и как нужно сложить вместе все эти буквы, чтобы получить подлинный смысл создания? В чем тайна комедии?»

 На сегодняшнем уроке вы должны показать свой уровень понимания Гоголя, умение анализировать, сравнивать, обобщать, вести исследовательскую работу с текстом, ваш творческий подход. Тип урока – урок – семинар предполагает работу в группах.

Ответы давать полные, убедительные, вопросы формулируйте правильно

2-й этап  основной - Презентации, выступления групп

А) Первая группа работала над вопросом «Нравы уездного города. Характеристика чиновников»

Выступают несколько учеников от группы, отвечают на вопросы обобщающего характера.

Делают выводы: в основу взаимоотношений в  мире чиновников положено право унижать других, презрение к низшим и угодничество перед высшими чинами. Гоголь осмеял волчьи законы чиновно-бюрократического общества.

Презентация персонажа - Городничего

Класс оценивает работу группы, игру актера, задает вопросы.

Б) Выступления второй группы «Характеристика главного героя»

Дополнительные вопросы обобщающего характера:

А)Сравните, каков он в реальной жизни и каков в сцене вранья?

Б) Какая у него главная черта? Почему он превозносит себя, создает вымышленный мир?

Вывод группы: Хлестаков – это мелкий чиновник, которого не устраивает реальная жизнь. Будучи пустейшим человеком на службе, лжеревизор стремится стать значительным, уважаемым. И отсюда главная черта его – стремление казаться «чином повыше», порисоваться, блеснуть, пустить пыль в глаза. Его не устраивает окружающая его судьба. Он сочиняет себе иную судьбу, где может явиться в немыслимом великолепии. В действительности он себя бесконечно презирает, а в вымышленном мире он перестает быть самим собой

 Вопрос: Как вы понимаете выражение «любитель срывать удовольствий»?

Жить на широку ногу, не отказывая себе ни в чем, ничего не делая. Хлестаков считает, что придет время, и тогда ему удастся «попасть из грязи в князи». Вымышленный мир, в котором он живет, непонятен ему самому, он не знает даже, чем занимаются на самом деле министры.

Учитель: Итак, наш герой -  пустозвон, врун, мастер пускать пыль в глаза, фантазер. Две природные страсти Хлестакова, которые есть в городничем и почти в каждом персонаже пьесы, страсти, которые и  умерщвляют человеческую душу, превращают человека в животное. Во-первых, это эгоистическое стремление жить для собственного  удовольствия («ведь на то мы и живем..), во-вторых, - это стремление к власти, выраженное в следующих словах Хлестакова: «Я бы, признаться, больше ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уважение..»

Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым, в каждый момент он ведет себя так, как «получается». Его морили голодом, над ним висела угроза  ареста, он льстиво молил слугу принести  хоть что-нибудь поесть.

Вопрос: Как называется такое качество?  (необыкновенная приспособляемость)

Презентация персонажа Хлестакова  в  сцене, где наиболее ярко проявляется характер его. Обосновать в презентации свой выбор

Оценивается работа группы, игра актера, его умение перевоплощаться

В) Выступление 3 группы. Найти в тексте крылатые выражения и постараться объяснить их. Когда мы их используем?

«Ревизор» - текст заметно обогатил и продолжает обогащать отечественный речевой фонд крылатыми словами и выражениями

- Отсюда, хоть 3 года скачи, ни до какого государства не доедешь (насмешливо – про глухомань)

- А Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать ( в значении: зачем переходить меру);

- Душа моя жаждет просвещения (про напыщенность, высокопарность);

- Не по чину берешь ( саркастически – про несоблюдение и нарушение иерархии должностных злоупотреблений);

- Легкость в мыслях необыкновенная ( ветреность, бездумность);

-Выздоравливают  как мухи;

- Что ни слово, то Цицерон с языка ( иронически про тех, кто глубоко убежден, что умеет говорить красиво) и др.

Вывод: В тех или иных смешных ситуациях мы вспоминаем тот или иной гоголевский афоризм.

Инсценирование эпизода, где наиболее ярко проявляется характер героя.. Обосновать свой выбор.

Г)  Индивидуальные сообщения учащихся

Первое сообщение «Особенности сюжета и композиции.

Вывод  ученика: 1) сюжет невероятнейший. И движущей силой развития сюжета является страх.;2) особенности построения комедии – не герой ведет действие, а действие ведет героя; 3) говорящие фамилии; 4) язык комедии богатый, афористичный; 5) алогизмы – нелепые рассуждения (неумение связывать следствие с причинами); 6) финал – немая сцена, сцена окаменения, где Гоголь хотел напомнить о возмездии, о торжестве справедливости.

Второе индивидуальное сообщение – «Фантастика в творчестве Гоголя»

 Произведения Гоголя «Вий», «Портрет», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Повесть о том…» с явной фантастикой.

Элементы фантастики присутствуют в  комедии в сцене вранья – гротеск, преувеличения.

Вывод ученика: Н.В.Гоголь умеет фантастически подавать, описывать самую обычную вещь. И он считает, что только смех может исправить порочных людей и все несовершенства общества.

Учитель: В комедии – совершенно особая форма гоголевской фантастики, которая выражается в особом построении сюжета. Начинается комедия с волшебной фразы Городничего. И далее начинается особого рода игра, построенная на обоюдном обмане ревизора и Городничего. Задача ревизора – «найти и наказать», а Городничего – «скрыть и уйти от ответственности». Эта волшебная фраза городничего вызывает чувство страха, испуга. Почему? У каждого чиновника имеются свои причины для страха..

«Ревизор»  - это целое море страха». Страх как бы двигает весь сюжет, и в эту игру втягивается человек, который не умеет вести игру. Это называется «Миражная интрига». Интригой в драматическом произведении называют систему действий персонажа для достижения какой-либо конкретной цели, включающего разного рода хитрости, тайные уловки. Интрига – прерогатива активного персонажа. Такого человека называют интриганом.

В 9 классе мы будем читать комедию Мольера «Тартюф», где герой сознательно разыгрывает из себя святошу, втирается в доверие, прибегает к шантажу. Ничего такого нет у Гоголя. Он специально ставит в центр героя, не догадывающегося о положении, в которое он попал и не пытающегося извлечь из этого положения выгоду: не герой ведет действие, а действие ведет героя. Это главная особенность построения комедии. Именно такое построение интриги придает всей пьесе фантастический характер. Без него комедия превратилась бы в обычную бытовую историю об «обманутых вкладчиках».

 Вопрос:  Какие виды комического знаете и какие из них присутствуют в комедии?

Д) Обобщение  по таблице  «Виды комического»

 Е)) Словарная работа.  Подберите ассоциативный ряд слов к понятию «хлестаковщина», слова – отклики, как вы понимаете это слово.

Пошлость, безделье, безнравственность, ветреность, легкомыслие, непостоянство, верхоглядство, легковерие, ничегонеделанье, хвастовство, пустышка, щеголь, лжец и др.

3-й этап -  Обобщающая беседа по содержанию комедии. Итоговая работа в группах

Вопрос: Как вы понимаете слово «хлестаковщина»,раскройте значение этого слова;  подберите ассоциативный ряд слов к этому понятию, слова-отклики. ( хвастовство, легкомыслие, безделье, безнравственность, верхоглядство, пошлость, легковерие, ничегонеделанье, пустышка и др.)

Вопрос:  Вернемся к эпиграфу урока и скажем, каков же внутренний смысл комедии? Что хотел сказать нам Гоголь? В чем тайна «Ревизора»?

Обсуждение в группах. Выступление одного ученика от группы.

Выводы: Идея «Ревизора» - личная ответственность всех и каждого за повседневные злоупотребления и несправедливости. Каждый человек должен оттолкнуть свои сиюминутные пристрастия и оглянуться вокруг себя, побеждать отрицательные черты – пороки.

Гоголь нам своей комедией говорит нам: «Почаще заглядывайте в свой внутренний мир, живите честно, благородно, заботьтесь о ближнем, проявляйте сострадание к людям…»

 Итак, в основе комедии лежат глубокие нравственные идеи: идея быть лучше, идея любви к ближнему.

  Учитель: Тайна «Ревизора», оказывается,  заключена в нравственной ответственности человека перед самим собой за свою жизнь. И настоящее зло в мире – не мистический черт, а вполне реальная в своей обыденности и пошлости человеческая глупость.

 «Глупец тот, кто подчиняется страстям и убивает свою душу».

Вопрос: Считаете ли вы комедию современной и почему?

     Комедия , конечно, современна. Гоголь  и сегодня для нас является  верным  помощником  в борьбе с мещанством, корыстолюбием, зазнайством. И его бессмертная комедия учит современного читателя критически относиться к себе, критически оценивать свои поступки.

Учитель: Итак, мы сегодня раскрыли тайну «Ревизора» , решили проблемную учебную задачу, поставленную в начале урока.   Значит, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, а присмотритесь к его отражению. Гоголь одним из первых сказал нам, как жить, чем дорожить, указал на наши недостатки. Он болел душой за каждого и за всю страну. Именно он пробудил в нас сознание о нас самих.

4 -й этап. Рефлексия. Самооценка собственной деятельности.

Руководители  оценивают работу учащихся в группах, ставят им оценки за работу

Как работалось в группах, что лучше получалось, кто ощущал себя некомфортно? Кто мешал работе группы, не слушался руководителя?

Учитель оценивает работу руководителей групп,  актерскую игру , их умение перевоплощаться в персонажей комедии, комментирует выставленные оценки.

Домашнее задание : к внеклассному чтению по творчеству Н.В.Гоголя прочитать повесть «Шинель»

Самоанализ урока литературы в 8 классе. "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

По степени обучаемости  класс неоднородный. 7-8 учащихся имеют высокий уровень обучаемости. Эти дети обладают хорошей мыслительной  активностью, умеют сравнивать, обобщать, строить монологическое высказывание, отличаются осознанностью мышления. Остальные дети имеют средний уровень обучаемости.

Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков, урок обобщения и систематизации знаний. Применяемая технология – технология групповой работы в интерактивном режиме.

Цели урока.

Обучающие:  Обобщить и углубить знания учащихся о героях комедии, показать мастерство Гоголя-драматурга;

Развивающие: 1. Развитие связной речи учащихся, развитие мышления; 2. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать изученное; 3.Развитие умения работать в группе.

Воспитывающие: 1. Воспитание нравственных качеств: чувства долга, совести, ответственности, желания быть лучше; 2. Формирование духовных ценностей, потребностей и способностей; 3. Развитие личности учащихся.

 Планирую  достижение результатов : личностных, метапредметных, предметных  через  формирование универсальных  учебных действий., системно-деятельностный подход.

Личностные планируемые результаты: 1. Формирование навыков взаимодействия в группах; 2. Формирование умения и способности вести диалог с людьми и достигать в нем взаимопонимания; 3. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.

Метапредметные результаты:

А) Познавательные УУД: уметь  осмысленно читать, синтезировать материал по теме.

Б) Регулятивные:  Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, уметь устанавливать причинно-следственную связь;

В) Коммуникативные: строить монологическое высказывание, формулировать свое отношение к героям комедии, эффективно сотрудничать в группе.

В иерархии целей урока доминирующим являются воспитательные и развивающие цели через  универсальные учебные действия,  системно – деятельностный подход, так как на уроке идет формирование деятельности учащихся (теоретическое и практическое).  На уроке осуществляется деятельностный подход к обучению. Урок воспитывает, развивает личность учащегося.

Исходя из образовательных целей и планируемых результатов, выбираю вид урока: урок-семинар. Данный вид урока способствует совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и письменной речи, развивает навыки работы с текстом, способствует развитию умения анализировать и обобщать.

Содержание урока соответствует учебной программе, материал, рассматриваемый на уроке, построен на проблематике и дополнительных источниках.

Урок построен в форме технологии групповой работы. Такая форма работы, кроме конкретно-познавательных задач по теме урока, позволяет решать, во-первых, коммуникативно-развивающую задачу, направленную на формирование у учеников таких коммуникативных качеств, как умение слушать, становиться на точку зрения другого, во-вторых, социально-ориентированную задачу, направленную на формирование личностных качеств, таких, как умение работать сообща для достижения общих целей, самоуважение, дружеская взаимопомощь.

Формы совместной деятельности – совместно-индивидуальная, когда каждая группа представляет итог свое деятельности, и совместно-последовательная: продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы урока.

Исходя из содержания, целей и учебных возможностей учащихся, работаю над отбором наиболее активных методов обучения. Основные методы, использованные на уроке: метод продуктивно-практический, исследовательский и творческий. Такие формы работы и методы активации познавательной деятельности учащихся, использованные на уроке, способствуют формированию у учащихся умений работать в группе, выступать с сообщениями, а также обеспечивают мотивацию деятельности учащихся, сотрудничество учителя и ученика, контроль и самоконтроль.

Характер познавательной деятельности – проблемный, практический, творческий.

Средства обучения: компьютер, таблица обобщающего характера, тексты комедии, иллюстрации.

Структура данного урока представлена пятью этапами.

  1. Мобилизующее начало урока. Вступительное слово учителя направлено на реализацию организационных моментов, психологическую установку учащихся на предстоящую работу. Учитель объявляет тему и цели семинарского занятия, определяет его место в общей структуре курса, очерчивает круг вопросов, подлежащих рассмотрению, устанавливает порядок выступлений, нацеливает на основные положения.
  2. Основной этап урока – выступления, презентации персонажей комедии. Учащиеся выступают с сообщениями –характеристиками чиновников, высказывают свое отношение к персонажам, отвечают на вопросы  одноклассников, инсценируют отдельные сцены, перевоплощаются в персонажей комедии, и в этой творческой работе восьмиклассники показывают уровень своего понимания Гоголя и степень проникновения в его художественную структуру.. Презентации обобщают и систематизируют изученный материал, а инсценировки позволяют раскрыть творческий потенциал учеников, освоить глубоко гоголевский текст, сделать его своим.
  3. Этап. Обобщающая беседа по содержанию комедии. Ребята отвечают на вопросы обобщающего характера, работают с эпиграфом урока, раскрывают значение слова «хлестаковщина», составляют ассоциативный ряд слов, делают выводы.  Главный итоговый вопрос: Что Гоголь хотел нам сказать своей комедией? В чем тайна «Ревизора». Итоговая работа в группах
  4. Завершающий этап. Рефлексия занятия учащимися. –Самооценка собственной деятельности. Задание на дом: к внеклассному чтению  прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель»

Соразмерность этапов: 1 этап – 5 минут, 2 этап – 25 минут, 3 этап – 10, , 4 этап – 5минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План конспект занятия по ритмике " В добрый путь"

Разработка конспекта занятия к разделу " Ритмика и жлементы музыкальной грамоты"...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...