Конспект урока на тему: Человек как духовное существо 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Цели: Дать более глубокие знания о специфике духовного мира человека и особенностях протекания его духовной жизни, показать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.

Тип урока: комбинированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 8 (26.09.2014)                                        10 класс

Тема: Человек как духовное существо (часть1)

Цели: Дать более глубокие знания о специфике духовного мира человека и особенностях протекания его духовной жизни, показать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Организационный момент.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока, вопросов для изучения.

     На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

     а) духовная жизнь человека,

     б) мировоззрение.

II. Проверка домашнего задания.

III.Изучение нового материала.

а) Духовная жизнь человека.

      Нет двух людей с абсолютно одинаковыми судьбами, одинаковым духовным миром. Духовный мир человека разнообразен. Важнейшими элементами духовности человека являются ценности, мораль, мировоззрение. Сущность понятий духовность, духовный мир человека пытались определить и античные философы, и христианские теологи (Специалист по теологии, богослов. ТЕОЛОГИЯ - (от греческого theos - бог и ...логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.)), и представители классической немецкой философии, и современные исследователи различных наук (психологии, биологии, философии, педагогики и т.д.). Так, например, античные философы называли духовный мир личности «микрокосм», он был связан в их представлении с системой отражения личностью всех внешних идей, присущих большому космосу (богам, природным сущностям, например, стихиям). В рамках религиозного миропонимания понятие «духовный мир личности» связано с верой в Бога. Сущность этого мировосприятия выразил митрополит Вениамин (И.А. Федченков, 1880-1961): «…всему есть причина и начало, нужна она и для мира, сам он из ничего не мог явиться, следовательно, нужно было творческое действие иной первопричины, т.е. Бога. Следовательно, Бог есть». Немецкая классическая философия в лице Г.Гегеля выражала духовность человека через свободу. «Сущностью духа является свобода». С этой точки зрения духовный мир человека представляет собой свободный выбор в координатах добра и зла, а также поиск смысла жизни человеком, обретение им идеалов и ценностных ориентиров личного развития.              С точки зрения современной психологии понятие «духовный мир личности» связано с субъективным миром человека. Духовность можно рассматривать как некий психический феномен, помогающий человеку познавать и преобразовывать самого себя и окружающий мир. Потребности, идеалы, мировоззрение, верования и интересы человека являются формами существования и проявления его духовного мира. Современный исследователи склонны определять духовный мир человека как «..смысловую космогонию, соединение образа мира с нравственным законом личности».

        Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.                        

        Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

     Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

б) Мировоззрение.

    Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение- целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, соц.группы, общества.

Классификация типов мировоззрения:

1) Обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт; 2) Религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека; 3) Научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; 4) Гуманистическое. О нем говорят скорее, как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

IV.Закрепление изученного материла.  Вопросы по теме: Что такое духовность? Духовный мир личности? В чём состоит сущность мировоззрения? Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

V. Домашнее задание: §11 стр.110-111, стр.114-118, подготовить доклад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Человек- искатель счастья" в 10 классе (углубленное изучение) учебник"English X" авт. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева,

Урок построен по технологии деятельностного метода. Деятельностной целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы. Содержательная цель- актуализировать зна...

Презентация и конспект урока на тему: Культурная и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

План урока:Финал «оттепели».Время новых героев. Зарождение общественных движений.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство».Советское общество.Повседневная жизнь....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План- конспект урока по теме: «Человек как духовное существо».

Разработка к уроку  обществознания в 10 классе...

Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь" 10 класс

Конспект урока на тему "Искусство и духовная жизнь"Цели урока: Обучающая: сформировать представление  об искусстве и его роли в жизни человека и обществаЗадачи:1. Раскрыть сущность...

Презентация по обществознанию 10 класс (базовый уровень) на тему "Человек как духовное существо"

Данная презентация поможеть учителю провести наглядный урок по обществознанию в 10 классе (базовый уровень) на тему  "Человек как духовное существо"Наглядность подачи материала способст...

Дидактический материал к уроку по теме "Человек как духовное существо"

Представляю дидактический материал к уроку обществозания по теме "Человек как духовное существо". Материал включает притчу Ф.М.Достоевского "О луковке", с этой притчи можно начать ...