Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном"
    методическая разработка по литературе на тему

    Новосельцева Елена Александровна

    Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном", с презентацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_konspekt.doc50.5 КБ
    Microsoft Office document icon draka.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: познакомить с произведением Рубена Давида Гонсалеса Гальего “Белое на черном”, заинтересовать учащихся произведениями современной литературы.

    Задачи:

     - развивать самостоятельность мышления, умение высказывать свои мысли; продолжить формирование умения работать коллективно;

    -  закрепить умение работы с авторским текстом;

    -  воспитывать толерантное отношение к окружающим, формировать активную жизненную позицию.

    Оборудование: раздаточный материал (рассказ “Драка”, отрывки из произведения); мультимедийная презентация, компьютер.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Эмоциональный настрой учащихся. Подготовка к диалогу

    Работа с эпиграфом

    “Может быть, меня услышат через десять лет, через пятьдесят. Мне не все равно. Мне хотелось бы пораньше, мне хотелось бы при жизни...”

    – Что вы можете сказать о человеке, сказавшем эти слова?

    – Почему ему “не всё равно”?

    – Почему ему хочется, чтобы его услышали ещё “при жизни”?

    III. Изучение нового

    1. Слово учителя.

    – “Есть книги, изменяющие взгляд на мир, книги, после которых хочется умереть или жить по-другому…”  В жизни каждого человека есть такие книги. Были они и у меня. Я много читала, но ни одна книга после не вызвала тех эмоций, которые я пережила тогда

    Но вот у меня в руках книга, которая, на мой взгляд, никого не оставит равнодушным. Ее, конечно, можно бросить, захлопнуть еще в начале. Или, наоборот, дочитав до конца, не пожелать расстаться, дать ей вторую жизнь.

    Я узнала о существовании писателя, который поразил меня и заставил задуматься о себе, о тех, кто живет рядом с нами, о проблемах современного мира.

    Он – лауреат литературной премии “Букер – Открытая Россия” 2003 года .

    2. Словарная работа

    Но вернемся к теме нашего урока  - «Герой нашего времени».

    – У каждого писателя свой герой и своя история…У каждого читателя свое понимание героизма. Дайте, пожалуйста, своё толкование понятия “герой”.

    Герой – это…. (высказывания)

    – Читаем в “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой

    3. Работа с текстом

    – А теперь послушайте…

    “Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног – ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей – надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, – все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода”.

    – Кто герой этой книги? (высказывания)

    -  Почему у него нет другого выхода? Выход есть всегда. (высказывания).

    “Я – маленький мальчик. Ночь. Зима. Мне надо в туалет. Звать нянечку бесполезно.

    Выход один – ползти в туалет.

    Для начала нужно слезть с кровати. Способ есть, я его сам придумал. Просто подползаю к краю кровати и переворачиваюсь на спину, опрокидывая свое тело на пол. Удар. Боль.

    Подползаю к двери в коридор, толкаю ее головой и выползаю наружу из относительно теплой комнаты в холод и темноту.

    Ночью все окна в коридоре открыты. Холодно, очень холодно. Я – голый.

    Ползти далеко. Когда ползу мимо комнаты, где спят нянечки, пытаюсь позвать на помощь, стучу головой в их дверь. Никто не отзывается. Кричу. Никого. Может быть, я тихо кричу.

    Пока добираюсь до туалета, замерзаю окончательно.

    В туалете окна открыты, на подоконнике снег.

    Добираюсь до горшка. Отдыхаю. Мне обязательно надо отдохнуть перед тем, как ползти назад. Пока отдыхаю, моча в горшке обзаводится ледяной кромкой.

    Ползу обратно. Стаскиваю зубами одеяло со своей кровати, кое-как заворачиваюсь в него и пытаюсь заснуть.

    * * *

    Наутро меня оденут, отвезут в школу. На уроке истории я бодро расскажу об ужасах фашистских концлагерей. Получу пятерку. У меня всегда пятерки по истории. У меня пятерки по всем предметам. Я – герой.

    – Что теперь вы можете сказать о герое книги?

    А у героя, действительно, нет другого выхода. Или умереть, или быть героем. В его понимании герой – это тот, который доказывает всему окружающему миру, настроенному против него, что он тоже имеет право на жизнь.

    4. Биография писателя

    – Рубен Давид Гонсалес Гальего написал книгу о маленьком мальчике, которого зовут Рубен Давид Гонсалес Гальего. О мальчике, вынесшем столько боли, что хватило бы на нас всех. О его товарищах по несчастью – детях-инвалидах.

    Он написал книгу о взрослом мужчине, которым стал это мальчик. Самое трудное, когда читаешь, – это осознать, что все описанное происходит не на другой планете и не сто лет назад, а совсем недавно и совсем рядом.

    Сообщение ученика

    Рубен Давид Гонсалес Гальего родился 20 сентября 1968 года в Москве. Родители Рубена встретились во время учебы в МГУ имени М.В.Ломоносова. Отец Рубена – студент экономического факультета из Венесуэлы, мать – студентка филологического факультета Аурора Гальего из Парижа. В Москве парижская испанка родила в Кремлевской больнице Москвы двух близнецов. Через десять дней после родов один из них умер, другому поставили страшный диагноз – ДЦП.

    Когда Рубену было полтора года, его матери – дочери генерального секретаря коммунистической партии Испании – сказали, что сын умер, а его самого “лечили” в НИИ им. Карла Маркса в Ленинграде, а оттуда отправили в долгие скитания по интернатам для инвалидов по всей стране, а потом в дом престарелых. Чудом он остался жив.

    Закончил Новочеркасский торгово-коммерческий техникум по специальности правоведение. В 2001 году встретился с матерью в Праге и остался в Европе. В настоящее время живёт в Вашингтоне, США.

     Учитель:  В биографии русского писателя и журналиста испанского происхождения много загадок. Он прожил страшную жизнь. Он не жалуется и не ищет сочувствия. Он просто делится своей силой с нами.

    “Я видел много гадости и мерзости. Я видел такое, что не смогу описать никогда. Слаб и болен. Слишком слаб и слишком болен для описания того, что описать может не каждый. Мне было плохо, очень плохо в моем детстве. Я до сих пор вспоминаю интернатовские и больничные годы как самые гнусные страницы своей жизни. Это правда. Я это пережил, я это видел, я это знаю”

    Вспомните, с каких слов мы начали наш урок… Мне очень хочется, чтобы мы сегодня услышали и поняли Рубена Гонсалеса – “Есть книги, изменяющие взгляд на мир, книги, после которых хочется умереть или жить по-другому…”  

    5. Работа с названиями (ассоциативный ряд)

    – Не знаешь, как говорить об этой книге. Хладнокровно разбирать её художественные достоинства мешает содержание. Картина, описанная лауреатом Букеровской премии Рубеном Давидом Гонсалесом Гальего, столь душераздирающая, что даже литературные критики в свое время отказывались от попытки судить эту книгу с профессиональной точки зрения. Нужно просто чувствовать и думать!

    – В испанском варианте его книга называется “Черным по белому”. Какие ассоциации вызывает у вас это название? (высказывания)

    – В русском варианте – “Белое на черном”. Есть ли разница, на ваш взгляд?  (высказывания) Как вы можете интерпретировать это название?

    – Читаем у автора:

    “Я не люблю белый цвет. Белый – цвет бессилия и обреченности, цвет больничного потолка и белых простыней. Гарантированная забота и опека, тишина, покой, ничто. Вечно длящееся ничто больничной жизни.

    Черный – цвет борьбы и надежды. Цвет ночного неба, уверенный и четкий фон сновидений, временных пауз между белыми, бесконечно длинными дневными промежутками телесных немощей. Цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Цвет свободы, цвет, который я выбрал для своей электроколяски”.

    – Как меняется восприятие названия после слов самого писателя? (высказывания)

    – Сам Рубен признается: “Я пишу о добре, победе, радости и любви…”

     Рефлексия (психологический эксперимент)

    – Поднимите руку, кто считает себя сильным человеком?

    – Попробуйте написать своё имя без помощи рук… Что вы испытывали?

    – Что испытывали вы, окружающие, сидящие в классе?

    А сейчас мы немного отдохнем и посмотрим картины художников-инвалидов, людей, которые создают свои шедевры при помощи рук, ног, рта.

    IV. Изучение нового.

    1. Подготовка к восприятию.

    – Роман состоит из коротких рассказов, вряд ли претендующих на хронологичность, скорее, отвечающих на вопрос “как?”

    …Как самостоятельно дойти до туалета в другом конце коридора, если ты не можешь ходить?

    …Как написать матери письмо с криком о помощи, если все письма детдомовцев-инвалидов проверяют, а ты не владеешь ни речью, ни способностью держать ручку? 

    …Как заставить отупевшую до бесчувствия (защитная реакция организма) нянечку уважать себя, перепачканного собственными экскрементами? 

    …Как спасти от гибели трехногую собаку, что заползла в детдом умирать? 

    …Как самому выжить среди боли, обреченности, абсолютного одиночества, отвращения тех, от кого ты полностью зависим, да еще с “нерусским” именем и внешностью? 

    Как найти понимание в чужом, “здоровом” мире?

    – Ответ на последний вопрос, на мой взгляд, можно найти в рассказе “Драка”.

    – Поднимите руку, кто хоть раз в жизни дрался?

    – Это было спонтанно? Или напоминало дуэль?

    – Какие чувства вы испытывали?

    – Стали бы вы драться с инвалидом? Почему?

    – Подумайте, какие проблемы поднимает автор, когда будете слушать рассказ.

    2. Чтение текста учителем

    3. Работа с текстом.

    – Какие мысли у вас возникли? Что вас поразило? О чем вы хотели бы поговорить?

    – Работая в парах, найдите ключевые слова, иллюстрирующие “кодекс чести” детдомовца (дрались жестоко, но по правилам, разрешено мстить, силу уважали) 

    – На какие категории делится мир? (детдом (= тюрьма) и воля); люди? (здоровые, нормальные)

    – Значит ли это, что инвалиды осознают свою “ненормальность”?

    – Как они относятся к физическим недостаткам, боли? 

    – А мы, здоровые?

    – В чем они видят странность здоровых людей, живущих на воле? 

    – Вам понятны размышления Сереги и пацанов? 

    – Мы, здоровые, и они… У нас разное мировосприятие и миропонимание… Так какие они, дети-инвалиды? Что вы о них можете сказать? Какие чувства они у вас вызывают?

    V. Заключение

    – О чем вас заставил задуматься Рубен Гонсалес?

    – Меньше всего Рубен Гонсалес хотел вызвать высокомерное сочувствие, мне кажется, он хотел вызвать ощущение, что, по большому счету, мы равны, и на каком-то высоком уровне наши жизни похожи, только кто-то поставлен в крайнюю ситуацию и выпивает сразу всю чашу, тогда как большинство цедит из нее по капелькам.

    Я хочу вам прочитать несколько отрывков из интервью Рубена Давида Гонсалеса Гальего:

    “Веселые, добрые, умные, мы хотели жить, очень хотели. Среди нас были будущие физики, химики, биологи, математики и, может быть, поэты. Убили нас не всех. Меня убили не до конца”.

    “Что остается у человека, когда не остается почти ничего? Чем оправдать свое жалкое полусуществование полутрупа? Я не знал тогда, не знаю и сейчас. Но я не хочу умирать до смерти. Я буду жить до последнего. Я буду драться. Медленно нажимая на клавиши компьютера, я ставлю букву после буквы. Мои буквы, мои черные буквы на белом фоне”

    – Рубен Давид Гонсалес Гальего выжил в аду советских интернатов для детей-инвалидов. Женился, родил детей, нашел мать, уехал на Запад. Стал писателем, лауреатом “Русского Букера”, переведенным на несколько языков. Все это он не считает хеппи-эндом, так как жизнь продолжается, а значит, продолжается изнурительная борьба за каждый день.

    VI. Домашнее задание (написать эссе на тему «Герой нашего времени. Кто он?»).

    – Мне хочется верить, что мы не поставим точку в нашем разговоре. Вы прочитаете эту книгу – дадите ей вторую жизнь…

    – Но, самое главное, будет помнить слова мужественного человека: “Прожить свои годы бесцельно гораздо легче, чем все остальное. Тихо проплыть уготованное путешествие по течению. Не сопротивляясь, без борьбы уступить свое место под солнцем более сильным и наглым. Никого не согреть, не утешить. Так и прожить, скучно и бездумно. Нелепо”



    Предварительный просмотр:

    Драка

    Дрались в детдоме редко. Когда дрались – дрались жестоко. Дрались по правилам. Западло было кусаться, хватать за волосы, вне детдомовского закона были ножи и кастеты. Если инвалидности были неравны, разрешено было мстить. Сроки давности на месть не распространялись. Я знал парня, который с гордостью рассказывал, как толкнул своего обидчика под машину за обиду, нанесенную полтора года назад. Толкнул неудачно, машина только набирала ход, удар был несильным. На вечерней сходке нарушитель был оправдан. У того, кто толкал человека под машину, была только одна рука, у того, кого толкнули, было две руки и нога. Все честно. Драка была бы невозможна. Мальчик мстил, то есть поступал правильно. Когда пострадавшего выписали из больницы, дети даже подружились. Силу уважали. Право быть сильным имел каждый.

    Я люблю осень. Осенью в детдом возвращались после домашнего летнего отдыха счастливчики, те, кого забирали домой на каникулы. Осенью было шумно и весело, много вкусной еды, интересных рассказов о доме, лете, родителях. Весну ненавижу. Никогда не любил весну. Весной уезжали на каникулы лучшие друзья. Весной мы надеялись, что именно в эту весну заберут домой кого-нибудь, кого не забирали в прошлом году. Все надеялись, даже те, у кого родители жили слишком далеко, даже сироты. Большую часть дня старались провести на школьном дворе, возле ворот детдома. Об этом не говорили, просто ждали, просто надеялись. Я не надеялся, я знал, что за мной никогда никто не приедет.

    В ту осень Серега приехал грустный. Странно было видеть грустного Серегу. Конечно, все грустили немного после каникул, все скучали по дому. Но грусть скрашивали встреча с друзьями, новые впечатления, новые учебники. Мы переходили из класса в класс, взрослели.

    Серега, безногий парень-переросток, приехал к нам в палату на своей тележке. Хотел посоветоваться с пацанами. Говорил он в основном с Генкой.

    – Мне драку назначили.

    – Сергей, ты – самый сильный в детдоме. Все это знают. Кто решится драться с тобой?

    – В том-то и дело, что это не в детдоме, это там, на воле.

    – Из-за чего драка?

    – Из-за женщины. Сказали, что в гроб загонят, уроют. За день до отправки в детдом. Сказали, если весной дома покажусь – убьют.

    Все знали, что Серегу на воле ждала девушка. Здоровая. Нормальная красивая девушка. Наши девочки даже не пытались заигрывать с ним. Знали, что, когда Серега закончит школу, он женится на своей девушке.

    Про женщину Генка не спрашивал. Это было не принято. Захочет парень – сам расскажет. Не захочет – его дело.

    – Не знаю, что тебе и посоветовать. Я на воле никогда не был. Он сильный?

    – Конечно. Старше меня на год, в ПТУ учится.

    – Тогда тебе хана. Убьет он тебя. Ногой ударит и запинает до смерти.

    – Сам знаю. Но драться надо.

    Генка задумался. В детдоме умнее Генки никого не было. Генка и сам это знал. Это детдом. Правду скрыть очень трудно. Все про всех все знали. Мы знали, кто в детдоме самый сильный, в каком классе учится самая красивая девочка.

    – Знаешь, Сергей, я думаю, шанс у тебя есть. Маленький, но шанс. Его надо повалить на землю. Если упадет – кидайся душить. У него на две ноги больше, он сильнее. Выхода у тебя нет.

    Серега и сам знал, что выхода нет. С этого дня он начал «качаться». В тот год «качались» все. На школьном дворе установили турники, электрик с учителем физкультуры сварили из металлических труб несколько примитивных тренажеров. Пьянок стало гораздо меньше. Учителя были счастливы – почти все свободное время дети проводили на школьном дворе. Серега, авторитетный парень, бросил курить – те, кто решил качаться, бросили курить тоже. Потом, правда, многие сорвались – закурили. Серега не сорвался.

    Каждый день. По часу утром, по два часа вечером, по четыре часа в субботу и воскресенье. Девять школьных месяцев детдом «качался».

    Те, у кого не было одной руки, накачивали мускулы единственной. Внезапно стали носить протезы. Бесполезные пластмассовые имитации рук стали действительно необходимы. По мере тренировок в протез наливали свинца, чтобы не повело спину, не перекосило позвоночник на здоровую сторону. При этом сам протез становился неплохим оружием в драке.

    В детдоме жил безрукий парень. Рук у него не было совсем. Те, у кого не было только кистей рук, могли развивать свои культи для драки в протезах. Он не мог носить протезы. Его протезы, бесполезные игрушки, только мешали, и он их не носил совсем. «Качался» он больше всех, даже больше Сереги. Садился на табуретку, засовывал ноги под шкаф и откидывался назад, касаясь затылком пола. «Качался» всегда. Даже выполняя домашние задания. Учил стихи, повторял пройденный на уроках материал и качался, говорил, что так все запоминается лучше. По вечерам он долго бил пятками по подвешенной на стене газетной подшивке. Подпрыгивал, бил пяткой в газету, отскакивал и бил снова. Каждый день гордо срывал зубами с подшитой пачки одну газету. Однажды, когда газетная стопка на стене стала заметно тоньше, во время очередной тренировки со стены посыпалась краска, газетная подшивка сорвалась с гвоздя. Он продолжал яростно бить пятками в голые кирпичи. Пришли взрослые, покрасили стену, ругать не стали, понимали, что он не нарочно. Со смехом посоветовали ему тренироваться на бетонной стене гаража. Безрукий просыпался раньше всех, выходил на улицу и бил ни в чем не повинную бетонную стену. Теперь он мог тренировать ноги и по утрам, не нарушая утреннего сна остальных. Сильный парень.

    У Сереги руки были. Он нормально развивал свое тело. Только когда подтягивался на турнике, надевал на спину рюкзак. Сначала в рюкзаке лежал небольшой груз для компенсации веса отсутствующих ног, затем Серега начал добавлять в рюкзак гантели. Но и с тяжелым рюкзаком на спине он мог подтянуться больше сорока раз за один прием.

    Идея с рюкзаком понравилась даже учителю физкультуры. Он тоже стал приходить на тренировки с рюкзаком. В обязанности учителя физкультуры входило проводить с детьми утреннюю зарядку, на уроки физкультуры все равно почти никто не ходил. Но в тот год учитель физкультуры стал самым главным учителем в школе, более значимым, чем учитель математики. Он очень сильно помогал парням, сам придумывал тренажеры для инвалидов. Предостерегал от перегрузок, читал длинные лекции по анатомии. Хороший учитель.

    Гордостью Сереги стали его толкучки. Толкучками называли небольшие дощечки с ручками, которыми безногие инвалиды отталкивались от земли, передвигаясь на низеньких тележках с подшипниками. Серега свои толкучки сварил сам на уроке труда из алюминиевых трубок. Легкими алюминиевые толкучки с резиновыми подошвами оставались недолго. Каждый вечер Серега разжигал на школьном дворе небольшой костер, плавил свинец и заливал немного в свои толкучки. Толкучки с каждым днем становились все тяжелее. Он пользовался ими как обычно. Как всегда катался по территории детдома на своей тележке, только теперь он всегда имел под рукой удобные гантели. К весне каждая толкучка весила ровно по пять килограммов. На пяти килограммах Серега решил остановиться.

    На летние каникулы Серегу провожали тихо. Мы видели, что за зимние месяцы тренировок Серега сильно окреп, но это абсолютно ничего не значило. Каждый раз, когда Серега добивался какого-либо результата, мы понимали, что этого все равно мало, слишком мало. Серега тренировался каждый день, но было абсолютно ясно, что где-то там, в его родном городе тренировался враг, накачивая каждую мышцу своего целого тела. Когда Серега впервые смог подтянуться на турнике пятьдесят раз, мы были уверены, что соперник его подтягивается никак не менее ста, Серега выжимал левой рукой гирю восемь раз, его соперник – раз двадцать.

    Лето прошло быстро. Еще одно детдомовское лето. Осенью, как всегда, родители привозили детей в детдом. Привезли и Серегу. Про драку никто не спрашивал, Серега не рассказывал. Только как-то раз, когда Серега в очередной раз пришел к пацанам, Генка спросил его, только намекнул. Ввернул что-то неопределенное про летний отдых. Серега понял быстро, смутился, опустил глаза. Отказать Генке было неудобно.

    – Не было драки, – негромко сказал Серега. – Не было. В первый вечер, как домой приехал, нашел его. Они с каким-то парнем стояли, курили. Я его спросил, помнит ли он меня, он ответил, что помнит. Тогда я ударил его со всей силы толкучкой по коленке. Нога сломалась, вывернулась назад. Он упал. Закричал сильно, маму стал звать. Я ударил его в живот пару раз. Он захрипел. Развернулся к другу его, думал, с двумя драться придется, а друг уже взрослых побежал звать. Стукач. Прибежали, врача вызвали. Спрашивали, чем я его так отделал, ответил, что руками. Шум был. У него в кармане действительно нож лежал.

    – А потом?

    – Потом ничего. Его отец к нам домой пришел. Сели они с моими, выпили. Я его отцу все честно рассказал. А с тем парнем мы потом познакомились. Нормальный парень, только слабый. Он все лето на костылях проходил. Странно, я его на рыбалку звал, а он ответил, что ему не разрешают далеко ходить на костылях. И родители у него странные. Я им пытался объяснить, что у нас полдетдома на костылях ходит, они не поняли. А рыбалка хорошая в это лето была. Я щуку поймал. Хорошая рыбалка.

    Вечером пацаны долго спорили. Никак не могли понять, почему тот парень со сломанной ногой не дрался, ведь у него еще оставались две целые руки, здоровая нога, да и нож в кармане. Странный он, и друг у него странный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

    Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

    Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"

    Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу  учащихся....

    Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе

    Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...

    Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

    Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....

    Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "

    Тип урока:интегрированный урок.(Русский язык , литература ) Форма урока : беседа с элементами ролевой игры. ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮ...

    Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "В списках не значился"

    Данный урок посвящен теме Великой Отечественной войны. Основным материалом к уроку послужило произведение Б. Васильева "В списках не значился". Урок поможет лучше понять учащимся трагические события, ...