Конспект урока литературы в 9 классе "Личность и судьба Г.Р. Державина. Основные этапы его жизни и творчества"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Александра Николаевна Антоненко

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по творчеству Г.Р. Державина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антоненко А.Н.

учитель русского языка и литературы

Конспект урока литературы в 9 классе

Личность и судьба Державина. Основные этапы его жизни и творчества. «Где добродетель обитает...». Традиции и новаторство в творчестве Державина.

Ум и сердце человечье

                                                                                                                                                 Были Гением моим.

Г.Р. Державин. «Признание»

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть подготовленных стихотворений М.В. Ломоносова.(отрывок)

2. Индивидуальное сообщение на тему «Г.Р. Державин»

II. Слово учителя.

Основные этапы жизни и творчества Державина.

1743-1775 гг. «Ученичество».

   Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

   «Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.

   

1776-1803 гг. «Особый путь»

   «Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.

   Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце 70-х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка.

 

1804-1816 гг. «Анакреонтические песни»

   В 1804 г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.

   Державин, как и Ломоносов, осознавал себя слугой и певцом российской государственности. Но сама идея государственности понималась им по-новому. Как бы откликаясь на запросы времени, Державин «очеловечивает» государственный идеал, приближает его к реальности. Предметом хвалебной оды становится у Державина человек с его пристрастиями, вкусами, бытовыми привычками. Такова у Г.Р. Державина Фелица - Екатерина II.

III. Беседа по вопросам.

1. Вспомните оду М.В. Ломоносова 1747 г. Объясните, почему столь различны подходы поэтов -

    одописцев к изображению императрицы? (М.В. Ломоносов видит в Елизавете государыню,

    лучшим портретом-характеристикой которой являются ее деяния. Державин же сумел в

    увенчанной короной императрице разглядеть женщину и зримо, конкретно описать ее).

2. Прослушайте строчки из оды «Видение мурзы», в которых Г.Р. Державин создает портрет

    своего лирического героя. ( работа с раздаточным материалом):

Влажен, воспел я, кто доволен

В сем свете жребием своим,

Обилен, здрав, покоен, волен

И счастлив лишь собой самим;

Кто сердце чисто, совесть праву

И твердый нрав хранит в свой век

И всю свою в том ставит славу,

Что он лишь добрый человек...

- Определите основные черты лирического героя Державина.

- Объясните самоиронию, заключенную в этих строчках.

- Согласен ли сам Державин с нарисованным им идеалом?

3. Прочитайте стихотворение «Признание», выделите его микротемы.

- В чем признается Державин перед своими читателями? Какие пласты лексики соединяет поэт в

  своем стихотворении? Каково назначение подобного смешения? (Г.Р. Державин сумел

   приблизить высокое, а потому и несколько элитарное искусство поэзии к живой разговорной,

   естественной речи.)

4. Какие слова Евангелия перефразировал поэт в своем «Признании»? («Пусть первый бросит в

    меня камень тот, кто сам без греха»).

5. В чем, на ваш взгляд, назначение данной ассоциации? (Г.Р. Державин одновременно

    подчеркивает как божественное, так и человеческое начало в поэте).

6. Как вы поняли заключительные строчки стихотворения? В чем же признается поэт? (В жизни

   нет мудрецов, идеальных царей и поэтов. Есть люди, заблуждающиеся, но находящие в себе

   силы преодолеть заблуждения, чтобы снова искать истину).

7. Найдите в стихотворении слова, выражающие нравственные ценности лирического героя

    Державина. («Чистосердечье», «ум и сердце человечье», «Бог», «правда», «отчизне друг»).

8. Однако дерзкие строчки «Признания» вызвали неудовольствие при дворе. В стихотворении

    «Дар» поэт признавался:

Взял я лиру и запел,

Струны правду зазвучали.

Кто внимать мне захотел?

Лишь красавицы внимали.

Почему за шуточным «реверансом» в адрес красавиц в стихотворении Державина слышатся горестные нотки? (Государственные мужи не желали принимать правду поэта. Державин остро чувствовал невостребованность своей гражданской лиры.)

Так появилась «гневная ода» Державина «Властителям и судьям».

9. Прочитайте стихотворение «Властителям и судьям»

                 

а) сформулируйте тему и идею стихотворения.

б) в чем видит поэт долг и призвание человека-гражданина? Кто стоит за местоимениями «наш» и

    «ваш» в первом и втором четверостишиях?

в) найдите черты оды и сатиры в стихотворении Державина.

г) определите позицию лирического героя. Что придает высокий трагизм его речам?

д) охарактеризуйте язык стихотворения. Обратите внимание на публицистический пафос, обилие

    риторических фигур.

е) какое впечатление произвело на вас стихотворение Державина? О чем оно заставляет

    задуматься?

Падения и взлеты сопровождали и политическую, и поэтическую карьеру Г.Р. Державина.

10. Прочитайте стихотворение «На птичку». Какова его основная интонация? Какой

      художественный прием лежит в основе стихотворения?

11.Что роднит стихотворение с басней, с одной стороны, и политической сатирой - с другой?

12. О какой человеческой трагедии поэта свидетельствуют строчки этого маленького

      стихотворения?

IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам.

1. Вы познакомились с историей нелегкой, но яркой жизни Г.Р. Державина. Что привлекает вас в

    его личности? Какие строчки стихотворений хотелось бы перечитать, может быть, выучить

    наизусть?

2. Что нового внес Г.Р. Державин в поэзию по сравнению с М.В. Ломоносовым? Что отличает его

    лирического героя?

3. Почему во многих стихотворениях Г.Р. Державина «высокий штиль» соседствует с разговорной

    речью, даже с просторечием?

V. Домашнее задание.

1. Прочитать стихотворение Г.Р. Державина «Памятник». В чем видел поэт свою заслугу перед

    Отечеством и русской литературой?

2. Принести на следующий урок стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе

    воздвигнул...» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С. Пушкина.

3. Индивидуальное задание опираясь на фрагменты оды К.Ф. Рылеева «Державин» (карточка 5),

    подготовить рассказ о восприятии младшими современниками Державина его поэзии.

Карточка 5

К.Ф. Рылеев. «Державин»

...Какой-то думой омрачен,

Младой Певец бродил в ограде,

Но вдруг остановился он,

И заблистал огонь во взгляде:

«Что вижу я?.. на сих брегах,—

Он рек, — для Севера священной

Державина ль почиет прах

В обители уединенной?»

И засияли, как росой,

Слезами юноши ресницы,

И он с удвоенной тоской

Сел у подножия гробницы...

Но вдруг восторженный вещал:

«Что я напрасно здесь тоскую?

Наш дивный Бард не умирал:

Он пел и славил Русь святую!

Он выше всех на свете благ

Общественное благо ставил

И в огненных своих стихах

Святую добродетель славил.

Он долг Певца постиг вполне,

Он свить горел венок нетленной,

Он был в родной своей стране

Органом истины священной.

Везде Певец народных благ,

Везде гонимых оборона

И зла непримиримый враг,

Он так твердил любимцам трона:

«Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвященно!

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно;

Что он орудье Власти есть,

Всех царственных подпора зданий;

Должны быть польза, слава, честь

Вся мысль ею, цель слов, де


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"

Конспект урока литературы в 9 классе  "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Конспект урока литературы в 9 «а» классе Дата проведения: 05.11.2019 г. Учитель: Цориева Ж.Х. Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэти...

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта"

Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе на тему "Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта"...